Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Открытый урок в 6 классе  по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе.  Основные образовательные технологии: технология проблемного обучения, гражданский форум. Урок усвоения новых знаний, который позволяет сформировать представление у обучающихся  о процессе становления Древнерусского государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_stanovlenie_drevnerusskogo_gosudarstva.docx129.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта уроков(2часа) в 6 «А» классе на тему: «Становление Древнерусского государства».      

Составитель: Козырева Светлана Николаевна                                                                                                                                                Дата проведения: 24.01.2017г

Цель: сформировать представление о процессе становления Древнерусского государства и роли первых князей из династии Рюриковичей в этом процессе

 

Задачи урока:  

Предметные: обучающиеся объясняют смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;

показывают на карте территорию Древней Руси, крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;

раскрывают причины и называют время образования Древнерусского государства;

 систематизируют материал о деятельности первых русских князей на основании учебника, отрывков из «Повести временных лет», трудов известных историков;

дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси

Формирование личностных УУД: обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны, дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений, выражают положительное отношение к процессу познания

 Формирование познавательных УУД: обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывают на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.

Формирование коммуникативных УУД: планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы

Формирование регулятивных УУД: Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач.  Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

 Современные образовательные технологии: проблемного обучения, «Гражданский форум»

 Ресурсы: учебник под ред. А.В. Торкунова «История России. 6 класс. Часть 1. М.: «Просвещение», 2016г., карта «Русь в IX- Xвв.», атласы по истории России для 6 класса, фрагменты летописей, трудов историков

Оформление кабинета: настенная карта «Русь в IX- Xвв., книги по истории Древней Руси, портрет президента РФ В.В. Путина, флаг государства, папки учащихся о первых русских князьях, эпиграф к уроку «Вoт повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». На доске записаны число, классная работа, домашнее задание, В ходе урока на доске записываются тема, план урока, основные даты, понятия и термины, персоналии.  

Основные понятия и термины: государство, князь, дружина, дань, полюдье, реформа, уроки, погосты

Основные даты: 860- первый большой поход русов на Константинополь.

 862г. – призвание варяжских князей в славянские и угро-финские земли.

882г- объединение Новгорода и Киева. Образование Древнерусского государства

 907г. – поход князя Олега на Константинополь.

911г. – первый письменный договор Руси с Византией. 912-945гг. – правление князя Игоря в Киеве. 941г., 944г. походы князя Игоря на Константинополь. 945-964гг. – правление княгини Ольги в Киеве. 964-972гг. – правление князя Святослава в Киеве.

Персоналии: Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Домашнее задание: вопросы и задания к параграфу 5. Посмотреть документальный сериал (серии 2-4) «Правители Руси». Использовать информацию в рассказе о деятельности первых русских князей (в группах по заданному алгоритму).  

Ход урока

 Модули уроков

Деятельность учителя

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов  

УУД

 Мотивационно-целевой  

Здравствуйте ребята, садитесь. Приготовьтесь к работе.

Звучит Гимн Российской Федерации

Скажите пожалуйста, почему вы встали, когда звучала эта мелодия?

Какие чувства вы испытывали при прослушивании Гимна?

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Россия»?

 Российская Федерация – большое и могущественное государство с длинной и интересной историей.

   Определение темы урока

 Но вот вопрос: зачем нам на уроке ксерокопии ваших свидетельств о рождении?  Рассмотрите их, пожалуйста.     Чем они могут помочь в определении темы урока?  

Действительно, подобно человеку государства рождаются, переживают детство, молодость, зрелость. Мы начинаем изучение истории нашего государства с момента его образования(рождения) и становления(детства).

Запишите число, классная работа и тему урока

 Задание №1: вспомните, пожалуйста, что такое государство, каковы его признаки? Для этого используйте материал параграфа 5 на стр. 40. На выполнение работы не более 3 минут

 

Настраиваются на рабочий лад

Обучающиеся встают. Когда заканчивается звучание мелодии садятся на свои места

Возможные ответы: это Гимн России;

                             

гордость, любовь к Родине;

 большое, сильное, великое государство и др.

 

   Рассматривают свидетельства о рождении. Высказывают варианты ответов.

 Обсуждают в группе. Выходят на ответ «Становление Древнерусского государства»  

Записывают число, классная работа и тему «Становление Древнерусского государства»

 Работают в группе.   Записывают в тетради. Отвечают на вопрос, поставленный учителем.

Возможные ответы: государство- способ управления обществом. Его признаки: территория, признание центральной власти людьми, живущими на данной территории, налоги, охрана порядка, законы, армия

Беседа.

Работа с текстом

-Обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны(Л.)

 -Формирование      эмоционального настроя на урок (Л)

-Взаимодействие с учителем и в группе (К.)

 

 Ориентационный

(актуализации, повторения)

 Вспомните в каком веке образовалось Древнерусское государство? Какие государства уже существовали в Европе, Азии, в т.ч. и на территории современной России?

 

 Применяют ранее полученные знания. Называют время образования Древнерусского государства -  IX век. Перечисляют известные государства, используя карту.

Используют понятие «государство» в новой учебной ситуации

Работа с картой. Беседа

Выявление сущности понятия «государство» (Пр.)

-Взаимодействие с учителем и друг с другом (К)

 - проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

 Содержательно -операционный 

 Давайте попробуем сформулировать две проблемы, которые мы будем решать уроках по данной теме.  Для этого еще раз прочитайте определение и   признаки государства, обратите внимание на ваши групповые сообщения о деятельности первых русских князей.

 Задание №2: Попробуем решить первую проблему, используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6

Для этого заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв». Найдите не менее трех доказательств. На выполнение работы не более 5 минут

Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

Восточно-Европейская равнина

Народ

Восточные славяне

Наличие центральной власти

Князь –  высший судья и защитник

Развитие торговли

Путь из «варяг в греки»

Наличие городов (3-4 крупных города)

Армия

Появление дружины

Налоги

Уплата дани во время полюдья

Неравенство в обществе

Князь, дружина, волхвы выше других

 Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1

  Обсуждают в группе. Высказывают предположения. Выходят на ответ: были ли условия у восточных славян для возникновения государства?  Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

Соотносят известные признаки государственности и примеры жизнедеятельности народа

Учащиеся делают вывод: у восточных славян в VIII-IX вв. Существовали условия для возникновения государства

Беседа. Работа с текстом и картой. Драматизация

 

- Установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями (Поз.)

-

 Задание №3: вы доказали, что у восточных славян существовали предпосылки, то есть условия для возникновения государства. Теперь вам предстоит выяснить, где, когда и как оно возникло. Используя материал параграфа 5 на стр.41 (п.2), атлас стр. 6, придумайте и заполните импровизированный документ «Свидетельство о рождении Древнерусского государства». Как образец используйте ксерокопии свидетельств о рождении. На выполнение работы не более 5 минут

Свидетельство о рождении

Имя__________________________________________________________

Место рождения_______________________________________________

Дата рождения_________________________________________________

Отец__________________________________________________________

Народ(-ы), создавший(-е) государство______________________________

Документ выдан на основании_____________________________________

Кем выдан ______________________________________________________

Дата выдачи_________________

Выполняют творческое задание. Знакомят одноклассников с результатами своей деятельности.

 Контрольно-оценочный

(рефлексивный)

 Задание №4: обратите внимание, что в творческих работах групп в графе «народ, создавший государство», у вас есть разночтения: одна группа указала, что государство создали восточные славяне, другие указали варягов, третьи назвали и тех, и других.

Прошу каждую группу объяснить свой выбор.

Как вы думаете, задумывались ли о проблеме происхождения государства историки?

Не только задумывались, но до сих пор не пришли к единому мнению. В настоящее время существует три основных теории возникновения Древнерусского государства: норманнская, славянская и центристская.

Вы получили схему «теории возникновения государства у восточных славян». Определите, какую точку зрения отстаивала ваша группа?

http://900igr.net/datas/istorija/Formirovanie-drevnerusskogo-gosudarstva/0010-010-Teorii-vozniknovenija-drevnerusskogo-gosudarstva.jpg

Задание№5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст. Определите, какой теории придерживался автор документа. Ответ аргументируйте

Обучающиеся сравнивают явления и процессы, излагают выводы и аргументируют их в соответствии с возрастными возможностями.

Аргументируют свою точку зрения с помощью конкретных примеров

Изучают схему. Выбирают теорию, которую отстаивали.

 

Анализируют исторический документ. Аргументируют свою точку зрения с помощью конкретных примеров

Беседа. Работа с документом. Дискуссия

- Работа с учебным материалом, документами: поиск аргументов в подтверждении версии о происхождении Древнерусского государства (Пр)

- принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий) (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

- установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями (П)

- принимают позицию партнера и согласуют свои действия (К)

- развитие связной осмысленной речи (Р)

-осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке(Р)

Подведем итоги первого урока по данной теме.  Сдайте учителю листы с заданиями. За каждое задание вы получите оценку. В журнал будет выставлена среднеарифметическая оценка.

Вспомните проблемы, которые мы планировали решить.  Проблемный вопрос № 2 на данном уроке не рассматривался. Он будет предметом изучения на следующем уроке.  Запишите домашнее задание (на доске)

Рефлексия «Незаконченная фраза».

Перед вами лежит список незаконченных предложений.  Желающие читают предложение и завершают его.

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Я научился…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Называют проблемные вопросы.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

 Урок №2 

Мотивационно-целевой  

Добрый день, ребята. Обратите внимание на потрет, который вы видите на доске.  Кто на нем изображен?

Как вы думаете, может и существовать государство без правителя?

 В Древнерусском государстве тоже были правители.   Мы называем их князьями.  У каждой группы было задание, связанное с одним из киевских князей. Назовите их. Как вы думает, почему только 5 правителей будут предметом нашего разговора.

Вспомните, какой проблемный вопрос мы не решили на прошлом уроке

Чтобы дать оценку деятельности первых русских князей, нужно знать, направления их деятельности

Отвечают на вопросы:

 потрет В.В. Путина.

называют его должность – президент РФ.

Нет, не может

Эти правители периода становления Древнерусского государства

Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

  Беседа

 - принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий) (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

Содержательно -операционный

Чтобы дать оценку деятельности первых русских князей, нужно знать, направления их деятельности.  

Каждая группа подготовила творческое задание об одном из киевских князей по заданному алгоритму.

Задание №6:

По ходу выступления одноклассников, систематизируйте материал в виде таблицы «Деятельность первых русских князей».

Князь

Годы правления

Важные события

Систематизируют учебный материал в виде хронологической таблицы

Группы представляют свои работы.

Обучающиеся систематизируют материал в хронологической таблице «Деятельность первых русских князей».

Беседа.  Работа с текстом и картой.

Драматизация

-систематизируют материал о деятельности первых русских князей  

- презентация творческого задания (Поз.)

- развитие связной осмысленной речи (Р)

 Контрольно-оценочный

(рефлексивный)

 Примите участие в дебатах «опыт деятельности первых князей Руси полезен для современных руководителей страны

 Выражают ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.

Дискуссия

-дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси(Пр.)

  выработка собственной позиции (Р)

- понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия (К)

Инструктаж домашнего задания

 Используя дополнительные источники информации(энциклопедия, видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителей европейских государств являлись современниками первых русских князей. Результаты оформите в виде синхронистической таблицы «История в лицах: современники»

Обучающиеся записывают домашнее задание

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля (Поз.)

Приложение

Группа № 1.  Состав:________________________________________________________

  Задание №1.

 Прочитайте  материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

  1. Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 2.  Состав:________________________________________________________

  Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

  1. Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 3.  Состав:________________________________________________________

  Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

  1. Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 4.  Состав:________________________________________________________

  Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

  1. Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 5.  Состав:________________________________________________________

  Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

  1. Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 5.  Состав:________________________________________________________

  Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

  1. Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа №1            Задание №2: 

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Оценка

Группа №2          Задание №2: 

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Оценка

Группа №3            Задание №2: 

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оценка

Группа №4          Задание №2: 

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка

 Группа №5            Задание №2: 

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

__________________________________________________

__________________________________________________

Оценка

Группа №5          Задание №2: 

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

__________________________________________________

__________________________________________________

Оценка

 Задание №3: вы доказали, что у восточных славян существовали предпосылки, то есть условия для возникновения государства. Теперь вам предстоит выяснить, где, когда и как оно возникло. Используя материал параграфа 5 на стр.41 (п.2), атлас стр. 6, придумайте и заполните импровизированный документ «Свидетельство о рождении Древнерусского государства». Как образец используйте свои ксерокопии свидетельств о рождении. На выполнение работы не более 5 минут

Свидетельство о рождении

Имя____________________________________________________________________________________________

Место рождения_________________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________________

Отец___________________________________________________________________________________________

Народ(-ы), создавший(-е) государство_______________________________________________________________

Свидетельство выдано на основании________________________________________________________________

Кем выдан ______________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                     Дата выдачи_________________

Оценка

Группа №1          Задание №5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст.

Н. М. КАРАМЗИН. «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.

Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья; увидели, на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам.

Сей городок был Киев. Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве. Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.

Рюрик княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 879 г., вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.

1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________

2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

 На выполнение работы не более 5 минут.

Оценка

Группа №2   Задание №5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст.  

Б. А. РЫБАКОВ. «МИР ИСТОРИИ»

Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом: то «находникам варягам» удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена «изгънаша варягы за море и не даша им дани». Единственный раз за все Средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. Поведение Олега после взятия дани с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом строителя Державы — он просто исчез с русского горизонта: сразу же после похода «иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море и уклюну змиа в ногу с того умре». Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил.

Варяги использовались на Руси в X—XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Варягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных варягов в Новгороде была направлена Русская Правда, ставившая варяга-обидчика в неполноправное положение по сравнению с обиженным новгородцем: новгородцу суд верил на слово, а иноземец должен был представить двух свидетелей.

Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в X веке писались на языках греческом и русском. Проверяя тенденциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить внимание, что тенденциозность появилась в самих наших источниках, восходящих к «Повести временных лет» Нестора. Как доказал в свое время превосходный знаток русского летописания А. А. Шахматов, историческое сочинение Нестора претерпело переработку. Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с Киевом и Поднепровьем. Его редактором был князь Мстислав, внук английского короля, зять шведского короля, воспитанный новгородским боярством (и женившийся вторым браком на новгородской боярышне). Для него эпические легенды о призвании князей были знакомым сюжетом, применявшимся к истории разных северных королевств. Для него Новгород и варяжский Север являлись естественной жизненной средой, а киевское боярство — враждебной силой. Переделывая русскую историю на свой лад, князь Мстислав искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно перенес зарождение русской государственности на север и вплел в повествование варягов-завоевателей, варягов-организаторов.

1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________

2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

 На выполнение работы не более 5 минут.

Оценка

Группа №3   Задание №5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст.  

В. О. Ключевский «СКАЗАНИЕ О ПРИЗВАНИИ КНЯЗЕЙ»


      Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется и занесённое в нашу Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, ещё до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племён славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались её платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомлённые этими ссорами, туземцы собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишённой наряда землёй. Три родных брата откликнулись на зов и пришли «с роды своими», т. е. с дружинами земляков. Если снять несколько идиллический покров, которым подёрнуто это сказание, то пред нами откроется очень простое, даже грубоватое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. По разным редакциям начального летописного свода рассеяны черты предания, позволяющие восстановить дело в его действительном виде. Собрав их, узнаем, что пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т. е. устройства управления. Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать всюду». Если призванные принялись прежде всего за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ. Далее князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, - как записано в одном из летописных сводов, - боясь звериного их обычая и нрава». С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет ещё множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством.

1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________

2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

 На выполнение работы не более 5 минут.

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок посвящён началу  раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....

Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"

Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...

Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"

Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...

урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан для 6 класса основной школы....

Урок истории в 10 классе "Первые князья Древнерусского государства."

Урок решает следующие задачи: воспитание у учащихся уважения к истории своей страны, формирование умений находить нужную информацию, работать с документами....

Урок истории в 6 классе на тему "Древнерусское государство"

Разработка урока истории для учащихся 6 класса на тему "Древнерусское государство" выполнен в соответствии со всеми требованиями ФГОС...