Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе. Основные образовательные технологии: технология проблемного обучения, гражданский форум. Урок усвоения новых знаний, который позволяет сформировать представление у обучающихся о процессе становления Древнерусского государства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_stanovlenie_drevnerusskogo_gosudarstva.docx | 129.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков(2часа) в 6 «А» классе на тему: «Становление Древнерусского государства».
Составитель: Козырева Светлана Николаевна Дата проведения: 24.01.2017г
Цель: сформировать представление о процессе становления Древнерусского государства и роли первых князей из династии Рюриковичей в этом процессе
Задачи урока:
Предметные: обучающиеся объясняют смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;
показывают на карте территорию Древней Руси, крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;
раскрывают причины и называют время образования Древнерусского государства;
систематизируют материал о деятельности первых русских князей на основании учебника, отрывков из «Повести временных лет», трудов известных историков;
дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси
Формирование личностных УУД: обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны, дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений, выражают положительное отношение к процессу познания
Формирование познавательных УУД: обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывают на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.
Формирование коммуникативных УУД: планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы
Формирование регулятивных УУД: Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач. Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая
Методы: словесный, наглядный, практический
Современные образовательные технологии: проблемного обучения, «Гражданский форум»
Ресурсы: учебник под ред. А.В. Торкунова «История России. 6 класс. Часть 1. М.: «Просвещение», 2016г., карта «Русь в IX- Xвв.», атласы по истории России для 6 класса, фрагменты летописей, трудов историков
Оформление кабинета: настенная карта «Русь в IX- Xвв., книги по истории Древней Руси, портрет президента РФ В.В. Путина, флаг государства, папки учащихся о первых русских князьях, эпиграф к уроку «Вoт повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». На доске записаны число, классная работа, домашнее задание, В ходе урока на доске записываются тема, план урока, основные даты, понятия и термины, персоналии.
Основные понятия и термины: государство, князь, дружина, дань, полюдье, реформа, уроки, погосты
Основные даты: 860- первый большой поход русов на Константинополь.
862г. – призвание варяжских князей в славянские и угро-финские земли.
882г- объединение Новгорода и Киева. Образование Древнерусского государства
907г. – поход князя Олега на Константинополь.
911г. – первый письменный договор Руси с Византией. 912-945гг. – правление князя Игоря в Киеве. 941г., 944г. походы князя Игоря на Константинополь. 945-964гг. – правление княгини Ольги в Киеве. 964-972гг. – правление князя Святослава в Киеве.
Персоналии: Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Домашнее задание: вопросы и задания к параграфу 5. Посмотреть документальный сериал (серии 2-4) «Правители Руси». Использовать информацию в рассказе о деятельности первых русских князей (в группах по заданному алгоритму).
Ход урока
Приложение
Группа № 1. Состав:________________________________________________________ Задание №1. Прочитайте материал параграфа 5, п.1 на стр. 40.
___________________________________________________________________ 2.Перечислите признаки государства (не менее четырех). __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На выполнение работы не более 3 минут Оценка: |
Группа № 2. Состав:________________________________________________________ Задание №1. Прочитайте материал параграфа 5, п.1 на стр. 40.
___________________________________________________________________ 2.Перечислите признаки государства (не менее четырех). __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На выполнение работы не более 3 минут Оценка: |
Группа № 3. Состав:________________________________________________________ Задание №1. Прочитайте материал параграфа 5, п.1 на стр. 40.
___________________________________________________________________ 2.Перечислите признаки государства (не менее четырех). __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На выполнение работы не более 3 минут Оценка: |
Группа № 4. Состав:________________________________________________________ Задание №1. Прочитайте материал параграфа 5, п.1 на стр. 40.
___________________________________________________________________ 2.Перечислите признаки государства (не менее четырех). __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На выполнение работы не более 3 минут Оценка: |
Группа № 5. Состав:________________________________________________________ Задание №1. Прочитайте материал параграфа 5, п.1 на стр. 40.
___________________________________________________________________ 2.Перечислите признаки государства (не менее четырех). __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На выполнение работы не более 3 минут Оценка: |
Группа № 5. Состав:________________________________________________________ Задание №1. Прочитайте материал параграфа 5, п.1 на стр. 40.
___________________________________________________________________ 2.Перечислите признаки государства (не менее четырех). __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На выполнение работы не более 3 минут Оценка: |
Группа №1 Задание №2: 1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6. Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян. На выполнение работы не более 5 минут
2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Оценка | Группа №2 Задание №2: 1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6. Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян. На выполнение работы не более 5 минут
2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа №3 Задание №2: 1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6. Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян. На выполнение работы не более 5 минут
2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства? _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Оценка | Группа №4 Задание №2: 1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6. Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян. На выполнение работы не более 5 минут
2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Оценка |
Группа №5 Задание №2: 1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6. Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян. На выполнение работы не более 5 минут
2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства? __________________________________________________ __________________________________________________ Оценка | Группа №5 Задание №2: 1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IX вв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6. Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян. На выполнение работы не более 5 минут
2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства? __________________________________________________ __________________________________________________ Оценка |
Задание №3: вы доказали, что у восточных славян существовали предпосылки, то есть условия для возникновения государства. Теперь вам предстоит выяснить, где, когда и как оно возникло. Используя материал параграфа 5 на стр.41 (п.2), атлас стр. 6, придумайте и заполните импровизированный документ «Свидетельство о рождении Древнерусского государства». Как образец используйте свои ксерокопии свидетельств о рождении. На выполнение работы не более 5 минут
Свидетельство о рождении
Имя____________________________________________________________________________________________
Место рождения_________________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________________________
Отец___________________________________________________________________________________________
Народ(-ы), создавший(-е) государство_______________________________________________________________
Свидетельство выдано на основании________________________________________________________________
Кем выдан ______________________________________________________________________________________
Дата выдачи_________________
Оценка
Группа №1 Задание №5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст.
Н. М. КАРАМЗИН. «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.
Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.
Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.
Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья; увидели, на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам.
Сей городок был Киев. Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве. Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.
Рюрик княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 879 г., вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.
1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________
2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
На выполнение работы не более 5 минут.
Оценка
Группа №2 Задание №5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст.
Б. А. РЫБАКОВ. «МИР ИСТОРИИ»
Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом: то «находникам варягам» удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена «изгънаша варягы за море и не даша им дани». Единственный раз за все Средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. Поведение Олега после взятия дани с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом строителя Державы — он просто исчез с русского горизонта: сразу же после похода «иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море и уклюну змиа в ногу с того умре». Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил.
Варяги использовались на Руси в X—XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Варягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных варягов в Новгороде была направлена Русская Правда, ставившая варяга-обидчика в неполноправное положение по сравнению с обиженным новгородцем: новгородцу суд верил на слово, а иноземец должен был представить двух свидетелей.
Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в X веке писались на языках греческом и русском. Проверяя тенденциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить внимание, что тенденциозность появилась в самих наших источниках, восходящих к «Повести временных лет» Нестора. Как доказал в свое время превосходный знаток русского летописания А. А. Шахматов, историческое сочинение Нестора претерпело переработку. Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с Киевом и Поднепровьем. Его редактором был князь Мстислав, внук английского короля, зять шведского короля, воспитанный новгородским боярством (и женившийся вторым браком на новгородской боярышне). Для него эпические легенды о призвании князей были знакомым сюжетом, применявшимся к истории разных северных королевств. Для него Новгород и варяжский Север являлись естественной жизненной средой, а киевское боярство — враждебной силой. Переделывая русскую историю на свой лад, князь Мстислав искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно перенес зарождение русской государственности на север и вплел в повествование варягов-завоевателей, варягов-организаторов.
1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________
2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
На выполнение работы не более 5 минут.
Оценка
Группа №3 Задание №5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст.
В. О. Ключевский «СКАЗАНИЕ О ПРИЗВАНИИ КНЯЗЕЙ»
Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется и занесённое в нашу Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, ещё до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племён славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались её платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомлённые этими ссорами, туземцы собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишённой наряда землёй. Три родных брата откликнулись на зов и пришли «с роды своими», т. е. с дружинами земляков. Если снять несколько идиллический покров, которым подёрнуто это сказание, то пред нами откроется очень простое, даже грубоватое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. По разным редакциям начального летописного свода рассеяны черты предания, позволяющие восстановить дело в его действительном виде. Собрав их, узнаем, что пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т. е. устройства управления. Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать всюду». Если призванные принялись прежде всего за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ. Далее князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, - как записано в одном из летописных сводов, - боясь звериного их обычая и нрава». С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет ещё множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством.
1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________
2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
На выполнение работы не более 5 минут.
Оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"
Урок посвящён началу раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....
Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"
Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...
Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"
Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...
урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Данный урок разработан для 6 класса основной школы....
Урок истории в 10 классе "Первые князья Древнерусского государства."
Урок решает следующие задачи: воспитание у учащихся уважения к истории своей страны, формирование умений находить нужную информацию, работать с документами....
Урок истории в 6 классе на тему "Древнерусское государство"
Разработка урока истории для учащихся 6 класса на тему "Древнерусское государство" выполнен в соответствии со всеми требованиями ФГОС...