Рабочая программа по истории России
рабочая программа по истории (9 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

Рабочая программа по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_9_kl.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

                                                

        

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2020г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30» августа 2020г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от «30» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Истории России

       Классы:9 АБВГ

Учитель: Евдокимова Яна Сергеевна

Количество часов

всего  - 40 часа

в неделю  -2 часа

Учебная программа (автор):Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательной организации: базовый уровень / под. Ред. Боголюбова Л. Н.; -М.: «Просвещение».

Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год издания):История России. 9 класс. Учебник для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. В. Данилов, А. А. Левандовский, А.Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2019


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Выпускник научится:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной истории Нового времени;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

- анализировать информацию различных источников по отечественной истории;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной истории.


Выпускник получит возможность научиться:

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

(40 часов)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIXв. и их значение.Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая Iи их проявления.Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как часть европейской культуры.Динамика повседневной жизни сословий.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.Император Александр II и основные направления его внутренней политики.Отмена крепостного права, историческое значение реформы.Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIXв. Завершение территориального роста Российской империи.Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

«Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.Положение основных слоёв российского общества в конце XIXв. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Культурное пространство империи во второй половинеXIXвека

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская операУспехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Россия в начале ХХ в.: кризис империи

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XXв. Урбанизация.Политическая система Российской империи началаXIXв. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.Особенности социальной структуры российского общества начала XXв. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.Общественно-политические движения в начале XXв. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XXвв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XXв. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Примечание

Глава I. Россия в первой четверти XIX  в.

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

Отечественная война 1812 г.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813— 1825 гг.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

Повторительно-обобщающий урок

Глава II. Россия во второй четверти XIX в.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

Общественное движение при Николае I.

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

Внешняя политика Николая I. Крымская война 1853—1856 гг.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Повторительно-обобщающий урок

Глава III. Россия в эпоху Великих реформ.

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Реформы 1860— 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

Общественное движение при Александре II и политика правительства.

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России.

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Повторительно-обобщающий урок

Глава IV. Россия в 1880—1890-е гг.

Александр III: особенности внутренней политики.

Перемены в экономике и социальном строе

Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг.

Внешняя политика Александра III.

Повторительно-обобщающий урок

Глава V. Россия в начале XX в.

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

Серебряный век русской культуры

Повторительно-обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...

Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе

Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения  учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы

Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...

Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...