Конспект урока истории в 11 класс по теме "Ярослав Мудрый".
план-конспект урока по истории (11 класс)
В ходе повторительно-обобщающего курса по истории на углубленном уровне обучающиеся готовятся к экзмену по истории. На данном уроке учащиеся знакомятся с достижениями Руси в период правления Ярослава Мудрого, сравнивая его деятельность с преобразованиями первых русских князей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_yaroslav_mudryy.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Расцвет Древней Руси. Ярослав Мудрый.
Цели урока:
- Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить, почему правление этого князя характеризуется как расцвет Древнерусского государства:
- Продолжить формирование умения создавать проекты и решать проблемные задания;
- Способствовать пробуждению интереса учащихся к истории и культуре своего народа.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Средства обучения: - карта « Киевская Русь в IX-XII вв.», презентация.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Великий князь Ярослав Владимирович, о котором мы будем говорить сегодня, получил прозвище «Мудрый».
Он оказался единственным русским государственным деятелем, удостоенным такого эпитета. Ярослав первый правитель Руси, которого современники назвали царем.
Не менее прославленный в отечественной истории внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, в глубокой старости начал свое автобиографическое сочинение — «Житие» — признанием, что он горд «дедом своим Ярославом, благословенным, славным».
Древняя Русь в период правления Ярослава Мудрого переживала расцвет.
- Вопрос: Что такое расцвет государства?
- Учитель:
Историки связывают расцвет Руси с правлением Ярослава Мудрого.
Но! Велик вклад и других князей в развитие Руси.
- Учитель:
Сегодня в ходе урока вам нужно выполнить 2 задания:
Задание 1.
Докажите, что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет.
Задание 2.
Найдите аргументы за и против к данному высказыванию:
«Расцвет Древнерусского государства – заслуга Ярослава Мудрого».
Задание 3. Охарактеризуйте историческую эпоху с 1019 по 1054годы по следующему плану:
-Учитель: Вам было задано домашнее задание: мини-проекты на заданную тему.
1.Как же Ярослав стал киевским князем? Почему он победил в борьбе за великий престол? ( Нелаева Настя)
- мнение историков
2. При Ярославе появляется первый свод законов Руси – «Русская правда». Почему в процессе развития государства возникает потребность в разработке и письменном оформлении законов? (Волкова Лида)
Отношения между разными группами настолько усложнились, что их потребовалось регулировать с помощью письменных законов. Законы сокращали сферу действия родоплеменных норм, регулировали споры между людьми. Законодательство стало опорой государственной власти.
- мнение историков
Учитель: Внешняя политика русского государства в древний период была очень непростой. Князья боролись с набегами степняков, воевали с грозной Византией. Вспомните походы Олега и Святослава, Игоря и Владимира.
3.Почему Ярославу удалось избавиться от набегов печенегов и наладить отношения с соседями?
4. Историки шутят: «Ярослав – «тесть Европы». Только ли путём завоеваний и переговоров решался вопрос мира с другими государствами того времени?
Учитель: Если с первыми князьями правители Европы не хотели родниться, то теперь считали за честь родство с киевским князем. Интересно письмо Анны к отцу, написанное по прибытии в Париж: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». В сравнении с Францией Русь выигрывала).
5. Период правления Ярослава Мудрого называют «золотым веком культуры» древности.
Каковы же его заслуги в культурном развитии Древнерусского государства?
6. Учитель: Ещё один штрих к портрету. Личность Ярослава
Закрепление материала:
А теперь проверим задания, данные вам в начале урока.
Задание 1.
Докажите, что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет.
- Внешнеполитические успехи (победа над печенегами, международный авторитет);
- Наведение порядка в управлении (создание законодательства);
- Расцвет культуры.
- Развитие ремесла и торговли.
Задание 2.
Найдите аргументы за и против к данному высказыванию:
«Расцвет Древнерусского государства – заслуга Ярослава Мудрого».
Аргументы за:
- Ярослав окончательно разгромил печенегов, что позволило развивать хозяйство и культуру.
- Появилось первое письменное законодательство, которое упорядочило отношения в государстве.
- Продолжалось активная христианизация населения, что способствовало распространению культуры (грамотности, строительства, ремесла).
- Повысился международный авторитет Руси, так как она стала христианской державой и развивалась в хозяйственном и культурном отношении.
Аргументы против:
- Победа над печенегами была подготовлена князем Владимиром, т.к. он создал оборонительную систему на юге страны.
- Владимир провёл успешную религиозную реформу, что усилило власть князя и повысило международный авторитет Руси.
- Княгиня Ольга провела налоговую реформу, тем самым сделала первый шаг к упорядочению сбора дани и жизни в государстве.
- Князь Владимир положил начало династическим бракам – был женат на византийской принцессе Анне.
Таким образом, можно сделать вывод:
Расцвет Древнерусского государства, несомненно, заслуга Ярослава Мудрого, но без участия первых русских князей он вряд ли был возможен.
Домашнее задание:
1) «Можно ли считать, что современная Россия переживает расцвет?»
2)Охарактеризуйте историческую эпоху с 1019 по 1054годы по плану, который у вас на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока истории 5 класс
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы...
Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"
Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....