Конспект урока истории в 11 класс по теме "Ярослав Мудрый".
план-конспект урока по истории (11 класс)

Антюх Любовь Анфировна

В ходе повторительно-обобщающего курса по истории на углубленном уровне обучающиеся готовятся к экзмену по истории. На данном уроке учащиеся знакомятся с достижениями Руси в период правления Ярослава Мудрого, сравнивая его деятельность с преобразованиями первых русских князей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_yaroslav_mudryy.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Расцвет Древней Руси. Ярослав Мудрый.

Цели урока:

  1. Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить, почему правление этого князя характеризуется как расцвет Древнерусского государства:
  2. Продолжить формирование умения создавать проекты и  решать проблемные задания;
  3. Способствовать пробуждению интереса учащихся к истории и культуре своего народа.

  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Средства обучения: - карта « Киевская Русь в IX-XII вв.», презентация.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Великий князь Ярослав Владимирович, о котором мы будем говорить сегодня, получил прозвище «Мудрый».

Он оказался единственным русским государственным деятелем, удостоенным такого эпитета. Ярослав  первый правитель Руси, которого современники назвали царем.

Не менее прославленный в отечественной истории внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, в глубокой старости начал свое автобиографическое сочинение — «Житие» — признанием, что он горд «дедом своим Ярославом, благословенным, славным».

 Древняя Русь в период правления Ярослава Мудрого переживала расцвет.

  1. Вопрос: Что такое расцвет государства?
  • Учитель:

Историки связывают расцвет Руси с правлением Ярослава Мудрого.

Но! Велик вклад и других князей в развитие Руси.

  • Учитель:

Сегодня в ходе урока  вам нужно выполнить 2  задания:

Задание 1. 

Докажите, что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет.

Задание 2.

 Найдите аргументы за и против к данному высказыванию:

«Расцвет Древнерусского государства – заслуга  Ярослава Мудрого».

Задание 3.         Охарактеризуйте историческую  эпоху с 1019 по 1054годы по следующему плану:

-Учитель: Вам было задано домашнее задание: мини-проекты на заданную тему.

1.Как же Ярослав стал киевским князем? Почему он победил в борьбе за великий престол? ( Нелаева Настя)

- мнение историков

2. При Ярославе появляется первый свод законов Руси – «Русская правда». Почему в процессе развития государства возникает потребность в разработке  и письменном оформлении законов?  (Волкова Лида)

Отношения между разными группами настолько усложнились, что их потребовалось регулировать с помощью письменных законов. Законы  сокращали сферу действия родоплеменных норм, регулировали споры между людьми. Законодательство стало опорой государственной власти.

- мнение историков

Учитель: Внешняя политика русского государства в древний период была очень непростой.  Князья боролись с  набегами степняков, воевали с грозной Византией. Вспомните походы Олега и Святослава, Игоря и Владимира.

3.Почему Ярославу удалось избавиться от набегов печенегов  и наладить отношения с соседями?   

4. Историки шутят: «Ярослав – «тесть Европы». Только ли путём завоеваний и переговоров решался вопрос мира с другими государствами того времени?

Учитель:  Если с первыми князьями правители Европы не хотели родниться, то теперь считали за честь  родство с киевским князем. Интересно письмо Анны к отцу, написанное по прибытии в Париж: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». В сравнении с Францией Русь выигрывала).

5. Период правления Ярослава Мудрого называют «золотым веком культуры» древности.

Каковы же его заслуги в культурном развитии Древнерусского государства?  

6.  Учитель: Ещё один штрих к портрету. Личность Ярослава

Закрепление материала:

А теперь проверим задания, данные вам в начале урока.

Задание 1. 

Докажите, что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет.

  • Внешнеполитические успехи (победа над печенегами, международный авторитет);  
  • Наведение порядка в управлении (создание законодательства);
  • Расцвет культуры.
  • Развитие ремесла и торговли.

Задание 2.

 Найдите аргументы за и против к данному высказыванию:

«Расцвет Древнерусского государства – заслуга  Ярослава Мудрого».

Аргументы за:

  • Ярослав окончательно разгромил печенегов, что позволило развивать хозяйство и культуру.
  • Появилось первое письменное законодательство, которое упорядочило отношения в государстве.
  • Продолжалось активная христианизация населения, что способствовало распространению культуры (грамотности, строительства, ремесла).
  • Повысился международный авторитет  Руси, так как она стала христианской державой и развивалась в хозяйственном и культурном отношении.

Аргументы против:

  • Победа над печенегами была подготовлена князем Владимиром, т.к. он создал оборонительную систему на юге страны.
  • Владимир провёл успешную религиозную реформу, что усилило власть князя и повысило международный авторитет Руси.
  • Княгиня Ольга провела налоговую реформу, тем самым сделала первый шаг к упорядочению сбора дани и жизни в государстве.
  • Князь Владимир положил начало династическим бракам – был женат на византийской принцессе Анне.

Таким образом, можно сделать вывод:

Расцвет Древнерусского государства, несомненно, заслуга Ярослава Мудрого, но без участия первых русских князей он вряд ли был возможен.

Домашнее задание:

1) «Можно ли считать, что современная Россия переживает расцвет?»                                  

2)Охарактеризуйте историческую  эпоху с 1019 по 1054годы по плану, который у вас на столе.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....