Царствование Елизаветы Птровны
план-конспект урока по истории (8 класс)

Ахмадеева Марина Петровна

Конспект урока по истории Отечества 8 класс для специальных коррекционных школ VIII вида на тему "Царствование Елизаветы Петровны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvovanie_elizavety_petrovny.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Агрызская школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Царствование Елизаветы Петровны

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Ахмадеева М. П.

В рамках недели истории

г.

Агрыз 2023 г.

Тема урока: Царствование Елизаветы Петровны

Класс: 8б

Дата проведения: г.

Цель:

Задачи:

  • образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;
  • развивающие: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения;
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Явление фаворитизма.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта:

Елизавета Петровна, Иоанн VI Антонович

Наглядность, ТСО: интерактивная доска, презентация.

План

  1. Орг. момент.
  2. Повторение опорных знаний
  3. Усвоение новых знаний

#1042;оцарение дочери Петра Елизаветы.

2. Дела государственные.

3. Внутренняя политика.

4. Социальная политика.

5. Он стал «первым нашим университетом».

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Объясните причины приглашения Анны Иоанновны из Курляндии на царский престол.

- В чем заключалась хитрость и обман членов Верховного тайного совета при выборе Анны Иоанновны?

- Как поступила императрица с членами Верховного тайного совета?

III. Определение темы урока.

- Расскажите о планах Анны Иоанновны на наследование престола. Кто получил царскую власть в России?

IV. Усвоение новых знаний

Воцарение дочери Петра Елизаветы.

Запишите число, классная работа, тему урока.

Елизавета Петровна родилась в 1709 г. ( слайд 1)

Ее рождение совпало с въездом Петра Великого в Москву после разгрома Шведов под Полтавой. (слайд 2). Обрадованный полученным известием, государь сказал: «Господь удвоил мою радость и послал мне дочь, а потому отложим торжество здесь и поспешим поздравить Екатерину Алексеевну». Помолившись в Успенском соборе, Петр отправился в село Коломенское, где в честь новорожденной и ее матери дал несколько роскошных пиров. Петр очень любил своих дочерей, он заботился о том, чтобы они получили хорошее образование. (слайд 3). Детство Елизаветы проходило в Петербурге в новом Зимнем дворце. Каждая из сестер имела иностранных учителей и большое количество слуг. Царевны радовали родителей красотой, здоровьем, способностями к иностранным языкам, музыке и танцам. Анна и Елизавета изучали немецкий, французский, шведский языки. К шести годам Елизавета уже хорошо говорила по – французски, а когда стала старше, начала писать стихи на французском.

- Найдите в тексте на 117 странице, чем привлекала Елизавета окружающих ( слайд 4).

(слайд 5) Елизавете исполнилось 16 лет, когда умер Петр. Ее старшая сестра Анна была уже за мужем за немецким герцогом. Юную Елизавету надеялись обручить с французским королем Людовиком XV, но этот союз не состоялся. Позже она согласилась на брак с немецким принцем, но жених скончался перед самой свадьбой.

(слайд 6) Елизавета взошла на престол в 32 года. До этого Анна Иоанновна держала ее вдали от царского двора и государственных дел. Елизавета имела больше прав на русский престол, чем Анна Курляндская, которая вела себя с дочерью Петра 1 холодно и горделиво. Царица платила небольшие деньги на жизнь, но их не хватало из-за того, что она помогала бедным родственникам своей матери Екатерины Алексеевны.

Жившая на окраине Петербурга, в Александровской слободе, будущая императрица хорошо знала жизнь простого народа, его нравы и обычаи, еще она встречалась с гвардейцами Преображенского полка. Так же как и Петр 1, принимала участие в крестинах их детей, устраивала им ассамблеи. Гвардейцы отвечали Елизавете преданностью, они не скрывали желания видеть ее на троне Российского государства. Именно гвардейцы Преображенского полка первыми присягнули на верность, устранили власть иноземцев и помогли Елизавете стать Российской императрицей в 1741 году. (слайд 7)

Императрица Елизавета Петровна 20 лет правила государством, но она ничем не выделялась среди тех, кто еще недавно управлял Россией. Елизавета мало занималась государственными делами, она тратила много времени на наряды и развлечения. (слайд 8). В отличие от прежней императрицы, Елизавета доверила управление государством не чужеземцам, а русским дворянам, близко знавшим ее. К их числу относились братья Разумовские, Иван Шувалов, а также генерал Алексей Бестужев-Рюмин.

(слайд9) Хитрого и осторожного царедворца Андрея Ивановича Остермана отправили в ссылку в Березов, где он умер через 5 лет. Словарная работа. Царедворец (слайд 10)( запись в тетрадь)

Маленький Иоанн 6 с родителями был выслан в Холмогоры под Архангельск. Позже Иоанна Антоновича тайно доставили в Шлиссельбургскую крепость, где держали в заточении 25 лет. Он погиб от рук охранников, когда один офицер попытался освободить его.

(слайд 11) В самом начале своего царствования Елизавета Петровна поставила задачу вернуть страну к порядкам своего отца- Петра 1. Она восстановила в правах Сенат и несколько коллегий, распустила кабинет Министров. Елизавета дала слово не применять смертную казнь в России, и она сдержала обещание.

(слайд 12) При Елизавете власть дворян расширялась. За ними еще больше закреплялись права на владение землей и крестьянами. В 1760 году помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, если они выступали против своих хозяев. Крестьянам не разрешалось распоряжаться заработанными деньгами без позволения помещиков. Теперь дворяне могли владеть не только крестьянами, но и их имуществом.

(слайд 13) По совету Петра Ивановича Шувалова в России появились два банка, один для дворян, другой для купцов. Теперь у банков можно было брать деньги с выгодой для вкладчиков. Банковские деньги предназначались для развития сельского хозяйства, промышленного производства или торговли. Для этого на территории государства снизили налоги на российские товары, а на иностранные повысили. Новые правила помогали расширять производство разных товаров внутри страны, а значит, получать больше денег в казну государства.

(слайд 14) Петр Иванович внес ряд изменений в порядок набора солдат в армию. Раньше солдат набирали во всех губерниях в одно и то же время. При Елизавете Россия была поделена на 5 частей, набор солдат стали производить из каждой части по очереди, по одному солдату на 100 человек.

(слайд 15) период правления Елизаветы Петровны отмечен в истории развитием науки, искусства, образования. Заслуги в этом принадлежат знаменитому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову и графу Ивану Ивановичу Шувалову. Скромный, образованный, честный граф Шувалов помогал деньгами литераторам, художникам, ученым. В 1754 году он вместе с Ломоносовым выступил с планом создания Московского университета, они приложили много сил для его открытия в 1755 году.

(слайд 16) Теперь молодым дворянам не нужно было ехать за границу для учебы, как это было в жизни Ломоносова. В Московском университете стали обучать медицине, юридическим наукам, естествознанию. В 1940 году университету было присвоено имя М. В. Ломоносова, который в 18 веке сделал очень много новых открытий в разных науках.

(слайд 17) Благодаря стараниям Ивана Шувалова в 1757 году в Петербурге открыли Академию художеств, которая уже более 150 лет продолжает обучение самых талантливых художников, скульпторов, архитекторов со всех концов России, и других стран. И. И. Шувалов любил и ценил искусство. (слайд 18) Он собрал богатую коллекцию картин, скульптур, разных произведений искусства, которую подарил Эрмитажу.

V. Закрепление, формирование умений и навыков

Кто помог Елизавете Петровне получить российский престол?

Какие изменения произошли в государстве в период правления Елизаветы Петровны?

Тест

1. Как взошла на Российский престол Елизавета Петровна?

1. По приглашению Верховного тайного совета

2. В результате дворцового переворота

3. Решение было принято на земском соборе

4. Согласно указа Петра 1 о престолонаследии

2. Кого сменила на престоле Елизавета Петровна?

1. Екатерину 1

2. Петра 2

3. Ивана 6

4. Анну Иоанновну

3. Годы правления Елизаветы Петровны

1. 1730-1740

2. 1741-1761

3. 1762-1796

4. 1725-1727

4. Во времена правления Елизаветы Петровны... (выберите несколько ответов)

1. Крым вошел в состав России

2. Россия участвовала в семилетней войне

3. Основан Московский государственный университет

4. Была введена Опричнина

5. Права помещиков по отношению к крепостным крестьянам расширились

#1050;ем Елизавета Петровна приходилась Петру I?

1 Внучкой

#1055;лемянницей

#1044;очерью

VI. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Что понравилось больше всего?

VII. Итог урока.

Домашнее задание: стр. 117-122 читать, пересказ.

Дополнительное задание: по желанию учащиеся могут подготовить проект на тему: «М. В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги царствования Ивана Грозного.

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса....

Урок истории в 8 кл. "Начало царствования Александра 1"

Архивный файл содержит план - конспект урока, презентацию и рабочий документ к уроку....

Методическая разработка по тема «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;

Урок по теме «Начало правления Петра I» спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е.Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделени...

Царствование Павла I .

Урок по истории для обучающихся 10 класса...

Письменный опрос по теме"Начало царствования Ивана IV"

В письменном опросе по теме "Начало царствования Ивана IV" представлены различные виды заданий:Соотнесите даты и событияСоотнесите орган государственном власти и выполняемую им функцию.Вставьте в текс...

Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II

Рабочий лист по теме "Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II"...

Конспект урока по истории России по теме: "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны"

Педагогические цели:·          образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;·...