Страны Запада после Второй мировой войны
план-конспект урока по истории (11 класс)

Березовская Елена Борисовна

лекция по истории для первого курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strany_zapada_posle_vmv.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Страны Запада после ВМВ.

1. Социал-реформистская политика и ее влияние на развитие западных стран.

2. Структурный кризис 70-х годов.

3. Неолиберальные реформы, их достижения и противоречия.

Вторая мировая война нанесла сильный удар по экономике ведущих стран мира. Исключением стали США, где за годы войны экономическое развитие ускорилось. В других странах в первые послевоенные годы наблюдались дезорганизация экономики, нехватка промышленных товаров и продовольствия, высокая инфляция и безработица. Для решения экономических трудностей правительства абсолютного большинства западных стран перешли к использованию методов государственного регулирования экономики и социальных отношений, взяв на вооружение ее социал-реформистский вариант этатизма.

Во второй половине 40-х – 70-е годы государственное регулирование постоянно расширялось. Оно проявилось в следующем:

1) были созданы государственные секторы экономики, включавшие в себя жизненно важные отрасли: металлургию, угледобычу, энергетику, транспорт, автомобиле- и авиастроение. В 70-е годы госсекторы производили 15-20 % промышленной продукции. Исключением стали США, где в госсектор входили объекты инфраструктуры, а не промышленные предприятия;

2) вводилось индикативное планирование, при котором государство устанавливало общие параметры развития экономики, но не вмешивалось в развитие отдельных предприятий, как это было в социалистических странах;

3) государство использовало множество прямых и косвенных методов регулирования деятельности частных компаний (налоги и кредиты, контроль над ценами, курсами валют, торговыми операциями и т.д.).

В социальной сфере правительства индустриально развитых стран в 50-70-е годы проводили политику «выравнивания доходов». Её цель заключалось в том, чтобы сократить разрывы в уровне доходов населения и снизить социальные противоречия в обществе. Политика «выравнивания доходов» проявилась в постоянном повышении зарплат рабочих и служащих, в строительстве дешёвого жилья, в специальных государственных программах развития образования и здравоохранения. Одновременно государство постоянно расширяло систему социальной защиты, увеличивая число пособий и количество их получателей.

В 50-60-е годы политика госрегулирования содействовала ускорению экономического развития ведущих индустриальных стран. В это время их экономика увеличивала производство в среднем на 5 % в год. В 50-60-е годы особенно быстро развивались Япония и ФРГ. В 60-е годы резко ускорилось развитие Франции и Италии. США в 50-е годы развивались средними темпами и ускорились в 60-е годы. Медленнее всего развивалась Великобритания, за которой закрепилось прозвище «больного человека Европы». Одновременно политика «выравнивания доходов» привела к повышению жизненного уровня населения и к укреплению политической стабильности.

В начале 70-х годов темпы развития ведущих стран мира замедлились, а в 1973 – 1975 гг. их поразил экономический кризис, который стал самым сильным со времени кризиса 1929 – 1933 гг. Только в 1978 – 1979 гг. главные западные страны сумели достичь докризисного уровня, но в 1980 – 1982 гг. последовал новый кризис.

Главной причиной кризисов стала политика госрегулирования. В 70-е годы резко повысились мировые цены на нефть и сырьё, что остро поставило вопрос о переходе к энерго- и ресурсосберегающим технологиям. Такие технологии уже были разработаны, причём количество новых технологий постоянно росло. Однако частные компании не спешили внедрять их и даже начали массово сокращать инвестиции в производство. Это объясняется тем, что государство своим регулированием не позволяло предприятиям приспособиться к новой ситуации. Во-первых, предпринимателям для проведения изменений на предприятиях необходимо было получить разрешение от государства, что ограничивало свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, постоянное расширение социальных расходов в 50—70-х гг. привело к росту инфляции и налогов, что вызвало сокращение прибылей частных компаний. Кроме того, политика «выравнивания доходов» привела к росту социального иждивенчества, когда многие безработные предпочитали жить на пособие, а не искать работу. К концу 70-х годов стало ясно, что госрегулирование тормозит экономическое развитие и экономический прогресс.

В 80-е годы в ведущих индустриальных странах стала проводиться неолиберальная социально-экономическая политика, направленная на сокращение госрегулирования и предоставление большей экономической свободы частному сектору. В экономической сфере ее главными компонентами стали:

1) приватизация большинства государственных предприятий;

2) сокращение государственных расходов для снижения инфляции;

3) снижение налогов на частные предприятия;

4) ликвидация многих ограничений свободы предпринимательской деятельности;

5) поддержка государством мелкого и среднего бизнеса.

В социальной сфере одним из направлений неолиберальной политики стало сокращение социальных  расходов, в которых правительства видели причину инфляции, высоких налогов, сокращения деловой активности и социального иждивенчества. Сокращение социальных расходов проявилось в «замораживании» зарплат, сокращении числа пособий и уменьшении числа их получателей. Вторым направлением стало проведение политики «народного капитализма». Её суть заключалась в том, чтобы превратить лиц наёмного труда в частных собственников. Для этого государство начало продавать часть акций приватизируемых компаний их сотрудникам и лицам со средними доходами, а также помогало рабочим и служащим открывать свой бизнес.

Неолиберальная политика привела к росту частных производственных инвестиций, позволила провести технологическое обновление предприятий и наладить производство тысяч новых товаров. В 1983-1990 гг. наблюдался экономический подъем, который содействовал сокращению безработицы и, в сочетании с действиями по укреплению финансовой стабильности, содействовал росту реальных доходов населения. Но в 90-е годы проявились и недостатки неолиберального курса. Одним из них стало усиление стихийности экономического развития и увеличение вероятности кризисов. В 1990 – 1992 гг. произошёл экономический спад, в 1993-2000 гг. — экономический подъём, но с более низкими темпами развития. В 2001-2003 гг. последовал новый спад, который сменился периодом неуверенного подъема, а в 2008 г. разразился сильный кризис, который окончательно не преодолен по сегодняшний день. Еще одним недостатком неолиберальной политики стала низкая эффективность ее рецептов борьбы с безработицей. Третьим противоречием является неспособность правительств западных стран противостоять негативным последствиям глобализационных процессов. В социальной сфере неолиберальная политика стала причиной усиления социального неравенства и появления категории «новых бедных».

Начиная с 90-х годов, правительства западных стран подкорректировали неолиберальную политику, увеличив социальные расходы и предприняв шаги по борьбе с неравенством. Но главные направления неолиберального курса сохранились, так как он отвечает объективным требованиям современного этапа развития западного общества.

Основные черты общественно-политической жизни западных стран в 50-60- годы.

В политической жизни западных стран в первые послевоенные годы наблюдался подъём забастовочного движения, усиление влияния левых партий (особенно коммунистических), кризис старых правых партий и появление новых правых партий, выступавших за реформирование капиталистического общества (христианско-демократические партии, голлистское движение во Франции и др.).

Общественно-политическая жизнь западных стран в 50-60-е годы характеризовалась следующими чертами:

1. главной силой левого лагеря стали социал-демократические партии, которые в 1951 г. создали свою международную организацию Социалистический Интернационал (СИ). Сформулированная им концепция «демократического социализма» и произведенные социал-демократами в 60- е изменения партийных доктрин обеспечили им поддержку со стороны разных слоев населения и позволили успешно бороться за власть с правыми партиями. Коммунистические партии в абсолютном большинстве стран, кроме Италии и Франции, превратились в небольшие и маловлиятельные группы. Это объяснялось несоответствием коммунистической идеологии устремлениям большинства населения.

2. ведущие правые партии западных стран перестали выступать против государственного регулирования экономики и социальных программ.

3. подходы социал-демократических и правых партий к вопросам внутренней политики заметно сблизились, что привело к ослаблению идеологического противостояния двух политических лагерей (т.н. деидеологизация).

4. при возникновении социальных конфликтов правительства очень редко использовали силовые методы и старались найти компромисс, создавая разного рода арбитражные комиссии.

5. снизился уровень социальных конфликтов под влиянием социал-реформистской политики. В 60-е годы получили распространение концепции, авторы которых утверждали, что главные противоречия капитализма преодолены, и западное общество вступило в новый этап своего развития.

Идеологический кризис 70-х гг. и «неоконсервативная волна».

В сфере идеологии в 50-60- гг. доминирующее положение заняли «потребительская идеология» и идеология технократизма, обещавшая эффективно решить главные проблемы общества на основе достижений НТР и научных методов управления.

Но в 70-е годы на Западе проявился идеологический кризис, вызванный двумя главными причинами. Первой стало обострение социально-экономических проблем в связи со структурным кризисом в экономике. Второй причиной стали недостатки доминирующей идеологии.

Первым проявлением идейного кризиса стала «молодежная революция» рубежа 60-70- гг., но она не нашли поддержки основной массы населения и быстро выдохлась. Тем не менее, в 70-е годы постоянно усиливался спрос населения на новый общественный проект, который очертил бы реалистичные ориентиры дальнейшего развития. Возникший идейный вакуум вызвал появление новых концепций левого и правого характера. На рубеже 70-80-х гг. доминирующее положение заняла выдвинутая правыми интеллектуалами концепция неоконсерватизма (или либерал-консерватизма). В области экономики неоконсерваторы выступили за сокращение госрегулирования и предоставление максимальной свободы частной инициативе. В социальной сфере неоконсерваторы противопоставили политике «выравнивания доходов» принцип «опоры на собственные силы». В политической сфере они выдвинули идею «сильного государства», которое сумеет положить конец негативным явлениям внутренней жизни: наркомании, преступности, аморализму молодежи и др. В области морали неоконсерватизм выступил за возрождение традиционных ценностей (религия, семья, брак, труд, дисциплина и др.)

Неоконсерватизм нашел поддержку со стороны «новых средних слоев», а также других категорий населения, которых привлекли идеи снижения налогов, решительной борьбы с негативными явлениями в социальной жизни, преступностью и нелегальной иммиграцией. Произошедший сдвиг вправо в массовом сознании западных стран стал одним из проявлений «консервативной волны». Вторым ее проявлением стало политическое доминирование правых партий в 80- первой половине 90-х годов. Одной из причин стали успехи неолиберальной политики. Второй причиной являлся кризис левой идеологии, главные установки которой пришли в противоречие с объективными реалиями общественного развития. Несмотря на принятие СИ в 1989 г. новой программы, социал-демократические партии не смогли вернуть себе имидж модернистской политической силы и почти во всех западных странах надолго оказались в оппозиции. Коммунистические партии после краха социализма в Европе фактически сошли с политической сцены западных стран.

Общественно-политическая жизнь западных стран на рубеже веков.

В 90-е гг. в общественно-политической жизни западных стран начался новый этап, который длится по настоящее время. Его главные признаки:

1. снизилась привлекательность неоконсервативных идей, что было вызвано недостатками неолиберальной политики, а также противоречием между неоконсервативными установками и новыми явлениями в общественной жизни.

2. восстановилось политическое равновесие левых и правых сил. В первой половине 90-х гг. популярность правых партий упала, тогда как левые силы начали набирать политические очки за счет критики неолиберальной политики. Во второй половине 90-х гг. левые партии пришли к власти в большинстве западных стран. Но, трезво оценив потребности общественного развития, левые правительства продолжили политику правых сил, придав ей более выраженную социальную окрашенность. Это вызвало разочарование населения, и в начале XXI в. правые силы вернулись к власти в большинстве стран Запада.

3. ведущие партии западных стран не сумели разработать новые общественные проекты, которые дали бы обществу привлекательные цели и программы развития на длительную перспективу.

4. схожесть политики левых и правых сил, а также отсутствие у них привлекательных программ вызвали к жизни явление, получившее название кризиса системных партий. Его проявлениями стали падение популярности главных партий и ведущих политиков, рост абсентеизма, усиление влияния несистемных партий (экологистов, ультралевых и ультраправых организаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

слайдовая презентация: "СССР после второй мировой войны. 1945-1957""

Урок по истории Отечества, посвящен выбору путей развития страны в послевоенный период....

Запад после Второй Мировой Войны

Презентация для учащихся 11 классов о Второй Мировой Войне....

В презентации помещен иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе "Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х – начало 1960-х гг."

В презентации помещен подробный иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе «Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х - начало 1960 -х гг.». США п...

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...

Международные отношения СССР со странами Запада после Великой Отечественной войны

Лекция по международным отношениям между СССР и странами Запада после Великой Отечественной войны...