Рабочая программа по дисциплине Россия-моя история
рабочая программа по истории

Светлана Викторовна Шульц

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dood.01_rossiya-moya_istoriya_zhkh.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к ООП по профессии 08.01.29 Мастер ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

 «Агротехнологический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДООД.01 РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ

2023 г.

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной дисциплины разработана на основе письма Министерства просвещения Российской Федерации об интеграции курса «Россия – Моя история» № 05-1443 от 25.08.2022г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; рекомендаций по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (письмо Минпросвещения России от 01.03.2023г. № 05-592); с учетом примерной рабочей программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».

Разработчик:

Ермачкова Е.П., к.и.н., преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Россия – Моя история»

1.1. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы СПО:

Дополнительная общеобразовательная дисциплина «Россия – Моя история» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, относящейся в состав укрупненной группы профессий, специальностей по направлению 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Программа общеобразовательной дисциплины «Россия – Моя история» предусматривает интеграцию с дисциплинами: ООД.02 Литература, ООД 04. История, ООД.08 Обществознание.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы дополнительной общеобразовательной дисциплины «Россия – Моя история» направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.

1.2.2. Результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

- уметь:

Код

Результат

1

2

У1

Отражать понимание России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России).

У2

Составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

У3

Выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.

1

2

У4

Осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – нач. XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

У5

Анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.

У6

Защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.

У7

Демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

У 8

Анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени.

У 9

Анализировать причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени.

- знать:

Код

Результат

1

2

З1

Основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, даты важнейших событий отечественной истории.

З2

Имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века.

З3

Ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.

З4

Основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве.

З5

Основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

З6

Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции.

З7

Февральская революция 1917 г. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в 1917-1922 гг.

З8

Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление обороноспособности.

З9

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе.

1

2

З10

СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза.

З11

Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.

Общие компетенции

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие 

Дисциплинарные

1

2

3

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Готов к труду, осознает ценности мастерства, трудолюбив.

Готов к активной деятельности технологической и социальной направленности, способен инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность.

Проявляет интерес к различным сферам профессиональной деятельности.

Обладает универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулирует и актуализирует проблему, рассматривает ее всесторонне;

- устанавливает существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определяет цели деятельности, параметры и критерии их достижения;

- выявляет закономерности и противоречия рассматриваемых явлениях;

- вносит коррективы в деятельность, оценивает соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивает креативное мышление при решении жизненных проблем.

б) базовые исследовательские действия:

- владеет навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявляет причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигает гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задает параметры и критерии решения;

- анализирует полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивает их достоверность, прогнозирует изменение в новых условиях;

- умеет переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- умеет интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигает новые идеи, предлагает оригинальные подходы и решения, способен их использовать в познавательной и социальной практике.

Умеет критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявляет общее и различия; привлекает контекстную информацию при работе с историческими источниками.

Владеет комплексом хронологических

умений, умеет устанавливать

причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени.

Умеет анализировать, характеризовать и

сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени.

1

2

3

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности руководителем

В области ценности научного познания:

- имеет мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующее осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствует языковую и читательскую культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознает ценности научной деятельности, готов осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

  • владеет навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществляет поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • создает тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
  • оценивает достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

 владеет навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности.

Умеет осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – нач. XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивает полноту ‎и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

Умеет объяснять критерии поиска исторических источников и находить их; учитывать специфику источников социальной и личной информации.

Объясняет значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран.

Приобретен опыт осуществления учебно-исследовательской деятельности.

ОК 03.  Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

В области духовно-нравственного воспитания:

- имеет нравственное сознание, этическое поведение;

  • способен оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально нравственные нормы и ценности;
  • осознает личный вклада в построение устойчивого будущего;
  • ответственно относится к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществляет познавательную деятельность, выявляет

Умеет  определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать траектории профессионального и личностного развития.

1

2

3

проблемы, ставит и формулирует собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составляет план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • дает оценку новым ситуациям;

- проявляет широкую эрудицию в разных областях знаний, постоянно повышает свой образовательный и культурный уровень;

б)        самоконтроль:

- использует приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

  • оценивает риски и своевременно принимает решения по их снижению;

в)        эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

- обладает внутренней мотивацией, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизмом, инициативностью, умением действовать, исходя из своих возможностей;

  • обладает эмпатией, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

способен выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

ОК 04. Эффективно

взаимодействовать и работать в

коллективе и команде

 Готов к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

Имеет навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

  • понимает и использует преимущества командной и индивидуальной работы;
  • принимает цели совместной деятельности, организует и координирует действия по ее достижению:        составляет план действий, распределяет роли с учетом мнений участников, обсуждает результаты совместной работы;

- координирует и выполняет работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

Приобретен опыт осуществления проектной деятельности в форме участия ‎в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в том числе – ‎на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.). 

Приобретен опыт взаимодействия с людьми другой культуры,‎ национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества:

1

2

3

  • осуществляет позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявляет творчество и воображение, инициативен.

Овладение универсальными регулятивным действиями:

г) принятие себя и других людей:

  • принимает мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
  • признает свое право и право людей на ошибки;

развивает способность понимать мир с позиции другого человека.

идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

ОК 05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

  • имеет чувство эстетического восприятия мира, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
  • способен воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других

народов, ощущает эмоциональное воздействие искусства;

  • убежден в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • готов к самовыражению в разных видах искусства, стремиться проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществляет коммуникации во всех сферах жизни;

  • распознает невербальные средства общения, понимает значение социальных знаков, распознает предпосылки конфликтных ситуаций и смягчает конфликты;

развернуто и логично излагает свою точку зрения с использованием языковых средств.

Умеет составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории и их участников, образа жизни людей и его изменения; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

Отстаивает историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критикует фальсификации отечественной истории; рассказывает о подвигах народа при защите Отечества, разоблачает фальсификации отечественной истории.

1

2

3

ОК 06. Проявлять гражданско-

патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,

применять стандарты

антикоррупционного

поведения

Осознает российскую гражданскую идентичность.

Целенаправленно развивает внутреннюю позицию личности на основе духовно нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, сформирована система значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способен ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

  • знает свои конституционные права и обязанности, уважает закон и правопорядок;

- принимает традиционные национальные, общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • готов противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готов вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

- взаимодействует с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готов к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

  • сформировано – российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Ценить государственные символы, историческое и природное наследие, памятники, традиции народов России, достижения России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

Готов к служению и защите Отечества, нести ответственность за его судьбу.

Понимает значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах, знание

достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимает причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ–нач. XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России).

Знает имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внёсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России.

Умеет составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и

1

2

3

обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

Умеет выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.

Умеет устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом.

Умеет анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.

Умеет защищать историческую правду при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.

1

2

3

Знает ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры.

Понимает значимость роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени.

Умеет характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру.

Сформированы представления о предмете, научных и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Не причиняет вред окружающей среде.

Прогнозирует экологические последствия действий, предотвращает их.

Расширяет опыт деятельности экологической направленности.

Решает проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.

Осуществляет поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду.

Переносит знания в познавательную и практическую область жизнедеятельности.

Предлагает новые проекты, оценивает идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.

Дает оценку ситуациям, вносит коррективы в деятельность, оценивает соответствие результатов целям.

Умеет конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни.

Создает типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев.

1

2

3

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Использует физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

Применяет рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности;

 Пользуется средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии.

Оценивает роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

Знает основы здорового образа жизни;

Устанавливает условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии;

Применяет средства профилактики перенапряжения.

ОК 09. Пользоваться

профессиональной

документацией на

государственном и

иностранном языках

Мотивирован к обучению и личностному развитию.

В области ценности научного познания:

- формирует мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствует языковую и читательскую культуру как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознает ценности научной деятельности, готов осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеет навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- владеет видами деятельности по получению нового

знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- имеет научный тип мышления, владеет научной терминологией, ключевыми понятиями и методами.

Умеет применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных

органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации.

2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

32

в т.ч.

Основное содержание

32

в т. ч.:

теоретическое обучение

20

практические занятия

12

промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) во 2 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Тема 1.

Россия – Великая наша держава

Содержание учебного материала

2

ОК 01-05

У 3-7

З1-5

1

2

3

 

Периодизация всемирной истории. История России – часть всемирной истории. 

Россия – многонациональное государство. Российская Федерация - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Официальный язык, столица, символы государства.

Конституция Российской Федерации. Россия – многонациональное государство, этнокультурное многообразие. 

Тема 2.

Александр Невский как спаситель Руси

Содержание учебного материала

2

ОК 02, 04-06

У 1-4

З2-7

1

2

3

Александр Невский выдающийся государственный деятель Древней Руси.

Борьба Руси против экспансии с Запада. Невская битва, Ледовое побоище.

 Русь и Золотая Орда при Александре Невском.

Тема 3.

Смута и ее преодоление

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 04-06, 09

У 1-4

З1-8

1

2

3

4

Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности.

 Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Практическое занятие:

  1. Причины, особенности и итоги I и II народных ополчений начала XVII века.                                                        

2

Тема 4.

«Волим под царя восточного, православного»

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 04-06

У 1-4

З4-9

1

2

3

Положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой.
Восстание Богдана Хмельницкого.

Переяславская Рада.

Тема 5.

Петр Великий. Строитель великой империи

Содержание учебного материала

2

ОК 04-06

У 1-4

З4-9

1

2

3

Петр Великий – Великий реформатор.

Азовские походы, Северная война и предательство Мазепы.
Русско-Турецкая война и Каспийский поход.

Тема 6.

Отторженная

Содержание учебного материала

2

ОК 01-06, 09

У 1-9, З1-5

1

Освоение Новороссии. Строительство новых городов.

1

2

3

4

возвратих

2

3

4

Присоединение Крыма.
Разделы Речи Посполитой и воссоединение западнорусских земель.

Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова.

Практическое занятие:

  1.  Анализ и значение присоединения Крыма и Новороссии к России

2

Тема 7.

Крымская война – «Пиррова победа Европы»

Содержание учебного материала

2

ОК 04-06

У 1-4

З1-6

1

2

3

Предпосылки и ход Крымской войны.

 Оборона Севастополя.

Европейская политика. А.М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне.

Тема 8.

Гибель империи

Содержание учебного материала

2

ОК 01-06

У 1-4

З3-7

1

2

3

Февральская революция в России. Причины и последствия.

Деятельность А.Ф.Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л.Г.Корнилова и его провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах.

События 24-25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В.И.Лениным. Союз большевиков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов.

Практическое занятие:

  1. Хронология событий революции 1917г.

2

Тема 9.

От великих потрясений к Великой победе

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02

У 3-7

З1-4

1

2

3

4

Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия и итоги Гражданской войны.

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.

Индустриализация и коллективизация в СССР.

Тема 10.

Нашествие

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02, 09

У 3-9

З1-9

1

2

3

Великая Отечественная война. Предпосылки, великие битвы, герои и предатели.

Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. Оккупация и подчинение Германией стран Европы. Битва за Англию.

Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины.

1

2

3

4

4

5

6

7

Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик.

Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне.

Деятельность советского руководства по организации обороны страны.

Историческое значение Московской битвы.

Практическое занятие:

  1.  Основные сражения Великой Отечественной войны, установление причинно-следственных связей между явлениями и историческими процессами.

2

Тема 11.

Сталинское экономическое чудо

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02

У 3-7

З1-9

1

2

3

4

Восстановление СССР после войны.

Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон.

Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире.

Решения Потсдамской конференции.  Раскол антифашистской коалиции. Послевоенное восстановление стран Восточной Европы.

Тема 12.

Развал СССР. Причины. Последствия

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02, 09

У 3-7

З10-11

1

2

3

4

5

Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики. Безработица.
Преступность. Олигархизация. Чеченские войны.

Предпосылки перемен. М.С.Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Причины нарастания проблем в экономике. Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации и перехода к рынку. Реформы политической системы. Изменение государственного устройства СССР.

Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании.

Власть и церковь в годы перестройки.

Практическое занятие:

  1. Причины распада СССР на основе исторических документов и кинохроники.

2

Тема 13.

Россия XXI век

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02

У 3-7

З11

1

2

3

Изменение вектора развития страны после 2000 года, возвращение суверенитета, развитие производства, реформа армии и другие изменения.

Вступление в должность Президента В.В. Путина (2000 г.) и связанные с этим ожидания. Основные направления внутренней и внешней политики.

Политический кризис в Украине 2014 г. Договор о принятии Республики Крым и г. Севастополь в состав России, реакция российского общества и зарубежных стран. Принятие

1

2

3

4

4

5

6

поправок в Конституцию РФ (2020) и их значение.

Экономическое развитие России в 2000-е годы.

Начало мирового экономического кризиса в 2014 г. Антикризисные меры правительства РФ.

Мир и процессы глобализации в новых условиях.

Тема 14.

История антироссийской пропаганды

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02

У 1-7

З11

1

2

3

4

5

6

7

 Борьба за восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Взаимоотношения России с Евросоюзом и НАТО. Центробежные и партнёрские тенденции в СНГ. Союзное государство России и Беларуси.

Россия в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Сотрудничество России со странами ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС.

Политический кризис и государственный переворот в Украине 2014 г. Позиция России и зарубежных стран. Провозглашение независимых республик на юго-востоке Украины. Минские соглашения и политика России по отношению к Донецкой Народной Республике (ДНР) и Луганской Народной Республике (ЛНР).

 Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России.

Информационные войны. Задачи информационной войны. Главные направления антироссийской пропаганды. История развития конфликта Запада и России. Ситуация на информационном фронте сегодня. Внутренний фронт. Телевидение. Радио. Печатные СМИ. Рунет. Внешние фронты: западный фронт, прочий мир.

Тема 15.

«Слава русского оружия».

Россия в деле

Содержание учебного материала

2

ОК 01-02, 06

У 3-9

З1-11

1

2

3

История формирования и развития Военно-промышленного комплекса в России в XX веке: 20-30 гг. Период Великой Отечественной войны, в послевоенное время. Военный потенциал России на международной арене сегодня. Утилизация ядерных отходов на сегодняшний день. Внешняя политика РФ на рубеже XX–XXI вв. Борьба за восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.

Новейшие российские технологии. Общее производство энергии и электричества.  Защита данных по модели Data Trusts,Wi-Fi 6 и 5G. Виртуальная и дополненная реальность.3D-печать.

Дифференцированный зачет (Практическое занятие)

2

ОК 01-06, 09

У 1-9

Всего:

32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект электронных видеоматериалов;

- задания для контрольных работ;

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор с экраном.

  1. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники:

1. Сёмин, В.П. История : учебное пособие / В.П. Сёмин, Ю.Н. Арзамаскин. — Москва : КноРус, 2022. — 304 с. — ISBN 978-5-406-10621-1. — URL:https://book.ru/book/946253 (дата обращения: 02.09.2022). — Текст : электронный.

2. Самыгин, С.И. История : учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. — Москва : КноРус, 2022. — 306 с. — ISBN 978-5-406-09566-9. — URL:https://book.ru/book/943202 (дата обращения: 02.09.2022). — Текст: электронный.

3.2.2. Дополнительные источники:

1.Артемов, В.В. История: учебник / В.В. Артемов. - 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. - 256 с. -  ISBN 978-5-4468-0455-9. – Текст: непосредственный.  

2.Артёмов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного и социально - экономического профилей: учебник для начального и среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. -  Москва: Академия, 2013. - Ч. 1. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-8756-9. – Текст: непосредственный.  

3.Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно -научного, социально-экономического профилей: дидактические материалы: учебное пособие для начального и среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., доп. – Москва: Академия, 2013. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-6695-0. – Текст: непосредственный.  

4.Артёмов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного и социально - экономического профилей: учебник для начального и среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. – Москва: Академия, 2013. - Ч. 2. - 320 с. - ISBN 978-5-7695-8756-6. – Текст: непосредственный.

3.2.3. Электронные издания:

  1. Быстрова И.В. Отечественный военно-промышленный комплекс в XX веке. Опыт развития/Тезисы доклада на заседании ЦЭИ 15 мая 2002 г. 
  2. Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. http://rufort.info/library/simonov/simonov.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая/профессиональная компетенция

Тема

Тип оценочных мероприятий

1

2

3

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

темы 1, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

Диагностическая работа

Самооценка и взаимооценка

 Устный и письменный опрос

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

темы 1, 2, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

Практические работы

Результаты выполнения учебных заданий

 Промежуточная аттестация

ОК 03.  Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

темы 1, 6, 8, 16

Результаты выполнения учебных заданий

 Промежуточная аттестация

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 16

Самооценка и взаимооценка

Устный и письменный опрос

Результаты выполнения учебных заданий

ОК 05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 16

Самооценка и взаимооценка

 Устный и письменный опрос

Результаты выполнения учебных заданий

 Промежуточная аттестация

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,  применять стандарты антикоррупционного поведения

темы 2, 3, 6, 7, 8, 15, 16

Самооценка и взаимооценка

 Устный и письменный опрос

 Практические работы

Результаты выполнения учебных заданий

 Промежуточная аттестация

1

2

3

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

темы 2, 3, 6, 7

Самооценка и взаимооценка

 Устный и письменный опрос

 Практические работы

Результаты выполнения учебных заданий

 Промежуточная аттестация

Ок.08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 16

Самооценка и взаимооценка

 Устный и письменный опрос

 Практические работы

Результаты выполнения учебных заданий

 Промежуточная аттестация

ОК 09  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

темы 3, 6, 10, 12, 16

Практические работы

Презентация мини-проектов

Результаты выполнения учебных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и «ИСТОРИЯ» ЗА ПЕРИОД 2011-2014 ГОДЫ

    Организация образовательного процесса по рабочим программам общеобразовательных дисциплин «Обществознание» и «История» проводится преподавателем на основании разработанной им конц...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии или специальности 35.02.07 Механ...

Рабочая программа по дисциплине ОДБ.04 История

Программа предназначена для реализации образовательного процесса по ППКР/ППССЗ 23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Мастер по техническому обслуживанию и ремон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 ИСТОРИЯ Тувы общеобразовательного цикла программ подготовки специалистов среднего звена по профессиям: 29.01.07 «Портной»

Учебная дисциплина «История Тувы» входит в список дисциплин вариативной части.Программа учебной дисциплины Б1.В.О2 История Тувы устанавливает минимальные требования к результатам обучения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02 История России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02 История России» была разработана в рамках федерального проекта "Профессионалитет"включает в себя :-ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ  РАБОЧЕ...