Рабочая программа по Мир Истории и Истории Отечества для детей с ОВЗ.
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа разработана для детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Набережночелнинская школа №69 для детей с ограниченными возможностям здоровья»

Рабочая программа

по предмету «Мир истории», «История Отечества»

г. Набережные Челны

2023г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир Истории»

6 класс (вариант 1)

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

#1055;редставления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас

- знать исторические события на уровне их понимания;

- использовать часть понятий в активной речи.

- удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;

- участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы.

- высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

- проявлять интерес к изучению истории.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

- Испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

#1054;тчий дом. Наша Родина – Россия

#1055;редставления о времени в истории

4. Начальные представления об истории как о науке

. История Древнего мира

#1048;стория вещей. Занятия человека на Земле

7. Человек и общество

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества»

7 класс (вариант 1)

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

#1044;ревняя Русь.

- объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;

- устанавливать (по вопросам учителя) причины:

– возникновения языческих верований;

– возникновения разнообразных видов труда;

– возвышения среди племён отдельных личностей;

– объединения племён;

– возникновения государства;

– крещения Руси;

– распада Киевской Руси;

- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;

- знать исторические имена (3–5 имён);

- знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.

- объяснять значение словарных слов и понятий;

- устанавливать причины:

– возникновения языческих верований и обрядов;

– развития ремёсел, торговых отношений, культуры;

– возникновения государства, его структуры, функций;

– развития православия, смены языческой культуры на христианскую;

– распада Киевской Руси;

– возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX–XVII вв.);

– захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;

– освободительных войн между государствами;

– возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;

– смутного времени и народных волнений;

– возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;

- описывать:

– образ жизни восточных славян, места расселения;

– отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др);

- знать названия древних городов Руси (3–6 названий);

- знать основные события периодов:

– IX в. – первое Древнерусское государство;

– X в. – крещение Руси;

– XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;

– XI–XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;

– XI–XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;

– XVI–XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

- Испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

2. Русь в борьбе с завоевателями

3. Единое Московское государство

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества»

8 класс (вариант 1)

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

#1056;оссийское государство в конце XVII – начале XVIII века

#1056;оссийская империя после Петра I (обзорно)

#1056;оссийская империя в первой половине XIX в.

#1056;оссия в конце XIX – начале XX века

- объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;

- по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях:

– отмена крепостного права;

– изменение деятельности судов;

– доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городской думы и др.

- читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половины XIX в.;

- описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В. В. Верещагин, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге и др.).

. - устанавливать причины:

– борьбы за престол между Софьей и Петром I;

– возникновения волнений и бунта стрельцов;

– поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;

– введения Петром I новшеств в жизнь российского общества;

– создания новой столицы России;

– деятельности Петра I по просвещению народа;

– создания «Наказа» Екатерины II;

– благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;

- анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;

- описывать:

– личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;

– быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;

– прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры;

- знать следующие хронологические сведения:

– период правления Петра I (1682–1725);

– основание Петербурга (1703);

– период царствования Екатерины II (1762–1796);

- понимать значение отмены в России крепостного права;

- уметь ответить на вопросы:

– об основных положительных явлениях периода правления Александра II;

– о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

– о введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;

– об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы;

– об обустройстве железных дорог, увеличении их количества в европейской части России;

– об основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России;

– о поиске надёжных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;

– об укреплении армии и флота;

- знать имена (3–5) представителей пауки, культуры;

- объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX в.:

– привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей – нефтяной, угольной, железодобывающей и др.;

– частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

– война с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке;

– аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

– усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905–1907 гг.;

– Первая мировая война;

- связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи и др.

- знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Фёдоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей).

Коммуникативные учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

- Испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества»

9 класс (вариант 1)

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

#1042;еликая российская революция и гражданская война

#1057;оветское государство в 1920–1930-е годы

#1057;ССР в Великой Отечественной войне (1941–1945)

#1055;ослевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века

- объяснять причины:

– начала революции;

– образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;

– начала гражданской войны и интервенции;

– введения нэпа;

- знать наиболее яркие события XX–XXI века, исторических персонажей;

- объяснять:

– предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941–1945);

– причины неудач Красной армии в начальный период воины;

– меры советского правительства против военной агрессин Германии;

- описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений;

- показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;

- по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества;

- знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событии войны (Курск, Ленинград и др.);

- ориентироваться в:

– основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;

– причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии на все сферы жизни человека;

– причинах холодной войны и гонки вооружений;

– положении СССР на международной арене;

объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущёва;

- объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты;

- знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний).

аналогичные требования с учётом индивидуальных учебных возможностей обучающихся.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

- Испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

II. Содержание учебных предметов «Мир Истории » и «История Отечества»

6-9 класс

(вариант 1)

Название раздела

Содержание раздела

1. Введение в Историю.

Раздел I. Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас

Представления о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2–3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия

Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия.

Край (область, республика), где мы живём, главный город края. Национальный состав края. Основные занятия жителей края, города.

Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине.

Другие страны мира (обзорно, с примерами).

Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Раздел III. Представления о времени в истории

Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас – настоящее; завтра, через день, через месяц, через год – будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI в.).

Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке

История – наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая память России (3–4 примера).

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор)).

Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Раздел V. История Древнего мира

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Время и место появления человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени.

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле

Природные источники огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение поливного земледелия в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

Уточнение представлений обучающихся о мебели, её назначении, видах, материалах для её изготовления.

История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.

Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пиши древним человеком как борьба за выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пиши у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.

История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3–4 примера).

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3–4 примера).

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели».

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления одежды, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2–3 примера).

Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела.

Раздел VII. Человек и общество

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2–3 примера). Направления науки: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Речь как главное средство коммуникации. Значение устного творчества дли истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

2. История Отечества c V по XVII в.

Раздел I. Древняя Русь

Происхождение славян

Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III–II тыс. до н. э. в северной части Европы от Рейна до Днепра. Ветви славян н славянских языков.

Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.

Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.

Славяне и соседние народы

Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племён.

Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племён. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать – князья, старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.

Облик славян и черты их характера

Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, oxoтa, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.

Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремёсел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.

Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».

Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути.

Культура и верования восточных славян

Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.

Раздел II. Создание Древнерусского государства

Происхождение слова Русь (научные представления).

Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская Русь (IX в.).

Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь её членов.

Вотчина – крупное частное землевладенне, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».

Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).

Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др.

Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными пародами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию.

Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племён.

Раздел III. Крещение Руси, истоки христианской веры

Повторение. Истоки христианской веры. Религии к X–XI вв.

Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам). Хазарский каганат (иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для её дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры.

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев – один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.

Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.

Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.)

Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племён. Шаги Владимира Мономаха (1053–1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I – великого князя киевского (1076–1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).

Новгород – крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.

Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).

Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др.

Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.

Раздел IV. Русь в борьбе с завоевателями

Образование монгольского государства

Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племён. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от кочевников.

Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового государства – Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь – преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.

Объединение русских земель против Золотой Орды

Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трёхполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина. Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита – московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, её значение для победы над Ордой.

Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума – совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия Радонежского и его влияние на самосознание русского народа.

Раздел V. Единое Московское государство

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь – крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

Причины кризиса российского общества на рубеже XVI–XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель па берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина – заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.

Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.

Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).

Культура в Российском государстве XVI – XVII вв.

Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.

Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.

Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного.

3. История Отечества с XVII до начала XX в.( февраль 1917г.)

Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века

Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в.

Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны. Занятия народов Сибири и Дальнего Востока. Развитие промышленности. Появление первых мануфактур.

Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари, служилые казаки). Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне, закрепощение крестьян. Другие сословия: священники, монахи, вольные люди.

Отношения России с другими странами

Восстания Запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение Смоленска и части Украины. Восстание Степана Разина.

Детство и юность Петра I

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель – Н. Зотов.

Потешные полки в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Ботик.

Правление Софьи

Смерть Алексея Михайловича, недолгое правление Фёдора. Помощь стрельцов в воцарении Софьи. Регентство Софьи. Походы В. Голицына против турецкого султана.

Воцарение Петра I

Подавление бунта стрельцов, борьба за власть с Софьей. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.

Великое посольство, учёба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.

Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий (обзорно).

Строительство Петербурга.

Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.

Титулование Петра Великим, отцом Отечества. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.

Раздел II. Российская империя после Петра I (обзорно)

Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.

Царствование Елизаветы Петровны – возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.

Россия в эпоху Екатерины Великой

История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее образование, доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение русской культуры.

Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремёслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных н богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремёсел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов – Одессы, Николаева, Екатеринославля, Рыбинска и др. (обзорно).

Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно).

Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I.

Знакомство с развитием науки и образования па примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно).

Архитектурный облик городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новгорода, Киева и др. Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало» (обзорно, на примерах).

Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в.

Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.

Правление Павла I (1796–1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.

Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы (обзорно).

Убийство Павла I.

Правление Александра I (1801–1825). Личность «благословенного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землёй за выкуп. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.

Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар в Москве, Бородинская битва.

Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движение в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжёлое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.

Император Николай I

Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России (обзорно).

Внешняя политика России: война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853–1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнёт крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.

Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века

Царь-освободитель Александр II

Правление императора Александра II (1856–1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы.

Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение городской думы (распорядительный орган).

Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.

Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти.

Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.

Окончательное присоединение Кавказа к России. 'Русско-турецкая война (1877–1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

Царь Александр III Миротворец

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.

Экономическая политика Александра III (обзорно): ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.

Последний Российский император – Николай II

Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, особые совещания, Сенат, Святейший синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX–XX вв., промышленный подъём: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.

Кризис промышленности 1900–1903 гг., безысходное положение российской деревин, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.

Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905–1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, её значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, её деятельность.

Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Чёрное море, Дальний Восток.

Русско-японская война (1904–1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза балканских государств. Участие России в Первой мировой воине. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

4. История России XX-начала XXI в.

Раздел I. Великая российская революция и гражданская война

Великая российская революция

Предпосылки революции. Падение самодержавия, переход власти к Временному правительству и Петросовету. Решение о созыве учредительного собрания. Основные политические партии: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты.

Призыв В. И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало октябрьского этапа российской революции. Причины победы большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского правительства – временного Совета народных комиссаров (СНК). Установление советской власти на большей части бывшей Российской империи. Брестский мир. Причины гражданской войны.

Гражданская война

Причины Гражданской войны.

Борьба за власть между представителями разных социальных слоёв общества. Политическое расслоение общества.

Создание Рабоче-крестьянской Красной армии.

Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба «красных» и «белых» на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале.

Советская власть и Русская православная церковь, национализация церковного имущества, репрессии против священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества.

Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригад и др.

Революционная тема в творчестве писателей и поэтов: М. Горького, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова (выборочно, см. программу по чтению).

Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян.

Эмиграция интеллигенции за рубеж.

Раздел II. Советское государство в 1920–1930-е годы

Советская Россия в 1920-е годы

Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики – военный коммунизм; распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства после Гражданской войны. Рост военного производства. Раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической системы. Молодёжные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы).

Новая экономическая политика 1921–1929 гг.: отмена продразвёрстки и замена её продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе. Финансовая и денежная реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан). Восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа.

Образование СССР. Первая Конституция СССР (1924 г.).

Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность И. В. Сталина, приход Сталина к власти.

Индустриализация в СССР

Экономический подъём страны за счёт развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932–1933 гг. Насильственное закрепление крестьян на земле.

Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа – спецпереселенцы (раскулаченные).

Культ личности, идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская Конституция 1936 г.

Накануне Второй мировой войны

Приход фашистов к власти в Германии.

Обзорно: внешняя политика СССР в 20–40-е гг. XX в.: продвижение в другие страны коммунистических (интернациональных) идей. Вступление СССР в международную организацию – Лигу Наций. Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров о заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о дружбе и границах (1939).

Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941–1945)

Начало Второй мировой войны

Нападение гитлеровской армии на Польшу (1 сентября 1939 г.). Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с Германией.

Ультиматум Сталина прибалтийским странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении её границ с СССР. «Зимняя» война 1939–1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций.

Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Слабое укрепление границ и неготовность армии к боевым действиям.

Начало Великой Отечественной войны

22 нюня 1941 г. – начало Великой Отечественной воины. Размах фашистской агрессии, кровопролитие в первые месяцы воины. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке.

Ключевые военные действия на территории СССР (июнь 1941 – осень 1942 г.)

Наступление немцев на Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.).

Битва под Москвой – первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне.

Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Героическая оборона Севастополя. Военные действия на кавказском направлении. Продвижение немцев на Волгу, оборонительное сражение за Сталинград.

Приказ Верховного главнокомандующего И. В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!».

Всё для фронта, всё для победы

Перестройка экономики страны на военные рельсы. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений.

Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя Победы.

Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения.

Заслуги учёных и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходно-артиллерийских установок, самолётов.

Мастера культуры – фронту: концертные бригады лучших советских артистов, искусство плаката, кинофильмы и т. д.

Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 – декабрь 1943 г.)

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом – коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого командования под названием «Цитадель», её провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Победа советских войск на Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева.

Успехи советских войск на Северо-Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении.

Встреча руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства Германии.

Освобождение территории СССР и Европы от фашизма

Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Освобождение территории СССР. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.

Вступление советских войск в Берлин, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г. Война СССР с Японией. Подписание акта о капитуляции Японии.

Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века

СССР после войны

Восстановление промышленных предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946 г., денежная реформа, отмена карточной системы 1947 г.

Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности.

Внешняя политика: формирование системы безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в международных отношениях. Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны».

Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок.

Создание Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР – две ядерные державы, две противоборствующие системы: социализм и капитализм.

Начало научно-технической революции (на примерах). Строительство первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске. Разработка водородной бомбы. Успехи в ракетостроении. Выдающиеся советские ученые: И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров, С. П. Королёв, А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) (обзорно)

Политическая жизнь: Н. С. Хрущёв, его речь на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий. Попытка развития демократических принципов, «оттепель».

Подъём капитального строительства, освоение целины. Улучшение условий жизни людей.

Борьба за власть в партии, отстранение Н. С. Хрущёва (1964).

Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление влияния СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской стены. Договор о запрете испытаний ядерного оружия (1963 г.)

Запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А. А. Леонова.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957 г.). Развитие киноискусства.

Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е гг.

Приход к власти Л. И. Брежнева. Курс на строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и промышленности. Недостатки лёгкой промышленности.

Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный досуг, хобби. Появление диссидентов.

Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику Чехословакии (1968 г.).

Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980 г. Советское искусство 1960–1980 гг.

Распад СССР (обзорно)

Последние генеральные секретари СССР: Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачёв.

Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчёт. Гласность и свобода мнений.

Возрастание роли церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещения Руси.

Окончание холодной войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора.

Отмена 6-й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы Президента РСФСР.

Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ.

Первые годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993 г.). Увеличение внешнего долга страны. Чеченский кризис. Отставка Б. Н. Ельцина.

Россия в начале XXI века

Приход к власти В. В. Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д. А. Медведев – новый президент РФ. Политика развития современных технологий.

Борьба с международным терроризмом. Присоединение Крыма (2014 г.).

Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на международных соревнованиях. Духовное возрождение России.

III. Тематическое планирование учебных предметов «Мир Истории» и «История Отечества»

Целевые приоритеты:

  • относиться к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • относиться к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • относиться к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье
  • относиться к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

6 класс ( вариант 1)

Название раздела, темы

Общее количество часов

Контрольные работы/практические работы

1. Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас. Введение. Почему надо изучать историю. История имени. Отчество и фамилии

Семья.. Биография. Поколения людей

4

2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.

О доме. Названия городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей». Истоки. Наша Родина –Россия. Как устроено государство. Герб, флаг, гимн России. Москва-столица России. Мф жители планеты Земля.

8

3. Представления о времени в истории.

Что такое время. Времена года. История календаря. Русский земледельческий календарь. Счет лет в истории. Историческое время.

6

4. Начальные представления об истории как о науке.

Что такое история. Какие науки помогают истории. Как работают археологи. Исторические памятники. Историческая карта. Исторические музеи.

6

5. История Древнего мира.

От кого произошел человек. Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века. Человек разумный. Наступление ледников. Как жили древние охотники и собиратели. Новые занятия людей.

10

6. История вещей. Занятия человека на Земле.

Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. Вода, ее значение в жизни людейВода и земледелие. Вода как источник энергии. Какие дома строили древние люди

Как появилась мебель. Как появились каша и хлеб История об обыкновенной картошке.О керамике, фарфоре и деревянной посуде. Появления одежды. Одежда и положение человека в обществе. Как люди украшали себя История появления обуви.

21

7. Человек и общество

О далеких предках – славянах и родовом строе. Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии как они появились Искусство и культура

Письмо и первые книги. От изобретения колеса к новым открытиям Человечество стремится к миру. Обобщающий урок раздела «Человек и общество». Обобщение курса «Мир Истории».

13

Итого:

68

0

7 класс

Название раздела, темы

Общее количество часов

Контрольные работы/практические работы

#1044;ревняя Русь.

Введение. Происхождение славян. В каких местах селились славяне.

Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии. Облик славян и черты их характера.

Торговый путь «из варяг в греки». Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие – основное занятие славян. Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

Языческие традиции восточных славян.

10

2. Древнерусское государство.

Как возникло Древнерусское государство. О чем рассказывает древняя летопись.

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Князь Олег . Правление Олега в Древней Руси. Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию.

Предание о гибели князя Игоря. Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Ольга наводит порядок на Руси. Посольство Ольги в Византию. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами. Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.

11

3. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства.

Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь. Князь Владимир Красное солнышко. Крещение Руси. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. Князь- воин, строитель, книжник. Русская Правда Ярослава Мудрого. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Руси.

Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. Новгородская республика. Господин Великий Новгород. Занятия и торговые пути новгородцев. Ростово - Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий. История возникновения Москвы.

Культура Руси в X-XIII веках.

14

4. Русь в борьбе с завоевателями.

Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.

Битва на реке КалкеНашествие монголов на Русь. Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. Походы Батыя на южнорусские земли. Новгородский князь Александр Невский. Ледовое побоище. Власть Золотой Орды над русскими князьями. Русские княжества в XIII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью. Московский князь Иван Калита (1325-1340). Наследники Калиты. Изменения в Золотой Орде.

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Наследники Дмитрия Донского. Василий II Темный (1425-1462). Собирание Руси Иваном III (1462-1505). Покорение Новгорода. Освобождение Руси от Золотой Орды.

Управление государством Иваном III.

19

5. Единое Московское государство.

Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533-1584).Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады. Войны Ивана Грозного. Войны с Западными странами. Опричнина. Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири. Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.

Лжедмитрий II. Семибоярщина. Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество. Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676).Раскол в Русской православной церкви.

Укрепление южных границ России. О казаках. Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках.

14

Итог:

68

0

8 класс

Название раздела, темы

Общее количество часов

Контрольные работы/практические работы

  1. Российское государство в конце XVII – начале XVIII в.

Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в. Отношения России с другими странами. Детство и юность Петра I. Правление Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Бунт стрельцов. Северная война. Основание Петербурга

Разгром шведов под Полтавой. Заслуги Петра Великого в истории России.

19

Российская империя после Петра I (1725–1801).

Екатерина I и Пётр II. Анна Иоанновна и Иван VI. Царствование Елизаветы Петровны и Петра III. Россия в эпоху Екатерины Великой.

13

Российская империя в первой половине XIX (19) в.

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в.

Павел I и его внутренняя политика. Участие России в антифранцузских коалициях

Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова. Император Александр I и его реформы. Вторжение Наполеона в Россию. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Россия после войны с Наполеоном. Император Николай I

Восстание декабристов и реформы Николая I. Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами в период правления Николая I. Крымская война. Оборона Севастополя

22

Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) в.

Царь-освободитель Александр II. Отмена крепостного права и реформы Александра II.

Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Революционные организации в России конца XIX (19) в. Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами. Последний российский император – Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905–1907 гг. Первая мировая война. Февральская революция 1917 г. Отречение Николая II от престола

15

Итог:

69

0

9 класс

Название раздела, темы

Общее количество часов

Контрольные работы/практические работы

#1042;еликая российская революция и Гражданская война

Великая российская революция: февраль. Падение монархии.

Основные политические партии в 1917 году. Великая российская революция: октябрь. Программа большевиков. Неудача временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. Захват власти большевиками. Второй съезд советов.

Установление советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР. Брестский мир. Экономическая политика большевиков.

Гражданская война 1918–1920 годов. Политика «военного коммунизма».

Белая и Рабоче-крестьянская Красная Армии. Белая и Рабоче-крестьянская Красная Армии. Ход Гражданской войны. Окончание Гражданской войны. Эмиграция. Итоги.

Образование и культура в период Гражданской войны. Обобщающий урок по теме «Гражданская война 1918–1920 годов»

18

#1057;оветское государство в 1920–1930-е годы.

Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Новая экономическая политика (нэп). Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Индустриализация в СССР. СССР накануне Второй мировой войны (обзорно). Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Восстание в Кронштадте.

Отношения РСФСР со странами Европы. Новая экономическая политика (нэп). Финансовая реформа 1922-1924 годов. Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги нэпа.Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Объединение советских республик. Национально –государственное устройство СССР в 1920-е годы. Смерть В.И. Ленина.

Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928-1932 год): ускоренное развитие промышленности.Переход к коллективизации. Итоги.

Вторая пятилетка (1933-1937 год). Конституция 1936 года. СССР накануне Второй мировой войны. Советское общество в 1930-е годы. Образование и культура в 1930-е годы. Ситуация в мире в 1930-е годы. Положение на Дальнем Востоке.

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

18

#1057;ССР в Великой Отечественной войне (1941–1945).

Накануне Великой Отечественной войны. Действия СССР а начале Второй мировой войны. Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности СССР.

Начало Великой Отечественной (июнь 1941 – осень 1942 года). Первые дни войны. Реакция Запада на начало ВОВ. Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой.

Всё для фронта, всё для Победы. Наука и образование. Мастера культуры – фронту.

Партизанская война и подпольное движение. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 год). Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр.

Битва на Северном Кавказе. Тегеранская конференция. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944 – сентябрь 1945 года). Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция. зятие Берлина. Конференция в Потсдаме.

14

#1055;ослевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века.

СССР после войны. Обстановка в мире после войны. Возвращение СССР к мирной жизни. Государственное устройство СССР после войны. Наука и культура 1945- начало 1950-х годов. Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х годов). Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственно-экономическая деятельность Н.С.Хрущева. СССР в международных отношениях в 1950-е – начале 1960-х годов. Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-е – начале 1960-х годов. Советский Союз в середине 1960 – 1980-е годы: от стабильности к кризису. Изменения в жизни советских людей. Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса.Образование и спорт. Советское искусство 1970-1980-х годов. Распад СССР. Россия в 1990-е годы. Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны».

Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Первые демократические выборы. Распад СССР. Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х годов. Чеченский кризис: борьба за целостность государства. Отставка Б.Н.Ельцина. Россия в начале XXI века. Первые реформы В.В.Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008 годов.Развитие образование, науки, культуры, спорта.

Новый этап реформ. Отношения России с другими странами в XXI веке. Духовное возрождение России.

18

Итог:

68

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень

Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьник...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

Адаптированная рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса для детей с ОВЗ (для слабовидящего обучающегося)

Адаптированная рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса для детей с ОВЗ (для слабовидящего обучающегося)...