Главные вкладки

    Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень
    рабочая программа (6 класс) на тему

    Толочкова Эльвира Римовна

    Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать  развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения  к  живущим рядом. Собирая  сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют  историю малой родины  для будущего поколения. Курс  не только  расширяет знания учащихся  о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он  помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_kruzhka.doc102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                   

    «Согласовано»

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Татищево»

    _____        /__Рогова Ю.С.        

    (ФИО)

    «___» _________        20__г.

     «Утверждаю»

    Директор МОУ» Средняя общеобразовательная школа  № 1 р.п. Татищево»

    -------        /Антонов А.Н.        

     

    «___» _________        20__г.

    Приказ от _______№_____        

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Кружка по истории « Страницы истории»

     в  5-6 классах, общеобразовательный уровень

    на 2014 – 2015 учебный год

    Составитель:

    Толочкова Эльвира Римовна

    Рассмотрено на заседании ШМО

     ____________________________________

    Руководитель:

     ._________/____________/

    Протокол от «___» ______ 20___  г №___

    Пояснительная записка

    Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос.  Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать  развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения  к  живущим рядом. Собирая  сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют  историю малой родины  для будущего поколения.

    Кроме того, краеведческий материал,  как  более  близкий  и  знакомый,

    усиливает конкретность  и  наглядность  восприятия  учащимися  исторического процесса  и  оказывает  воспитывающее  воздействие.

    Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он  помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

    Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

    Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.      

    Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению  исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

    Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

        1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины,

           самостоятельная работа).

        2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

    Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями поселка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей  поселка. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

    В работе исторического кружка участвуют учащиеся 5-6 классов.

           Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часов.

           Занятия проводятся 1раз  в неделю в школьном музее.

    Цели  программы:

    • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
    •  расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
    •  формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;
    • воспитывать  патриотизм.

        Для достижения этих  целей  поставлены ряд задач:

    1. Обучающие:

    - изучить особенности Саратовской области, р. п. Татищево

    - проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

    - повысить уровень самостоятельной работы детей;

    2. Воспитательные:

    • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
    • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
    • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

    3. Развивающие:

    - развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

    - создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

    - формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества

            Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.

              Данная программа  целесообразна,  соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.

    Программа построена на теоретическом и практическом  изучении истории родного края.

    В ходе  теоретического  изучения  учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  села.

      Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею  свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

      В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в школьном музее , краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию  родного села и края.

    После обучения по данной программе воспитанники должны знать:

    • Историю родного края и села
    • Основы музееведения
    • Традиции народов России.
    • Основы природопользования и охраны окружающей среды.

    Воспитанники  должны уметь:

    • Провести беседу об интересном земляке
    • Написать сочинение о земляке, о селе, о крае
    • Собирать материал, систематизировать и обобщать

    Ожидаемый результат

    • Знать особенности родного края
    • Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение
    • Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды
    • Гордиться своей малой Родиной
    • Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками


    1.                                         Учебно-тематический  план

                      Разделы, темы

              Количество часов

    всего

    теория

    практика

    Раздел I. Введение.

    1.

    Презентация кружка

    Техника безопасности на занятиях.

    1

    1

    -

    Раздел II. Древо жизни.

    2.

    Знакомство с генеалогией.

    1

    1

    -

    3.

    Составление «Древа жизни» своей семьи.

    1

    -

    1

    Раздел III. Моя семья в истории страны.

    4.-5

    Традиции моей семьи.

    1

    1

    -

    6.

    Работа над презентацией «Моя семья в истории страны».

    2

    -

    2

    7.-8.

    Семейные гербы

    2

    1

    1

    Раздел IV. «Малая родина- мой поселок»

    9

    Экскурсия по районному музею

    1

     

    1

    10

    Знаменитые люди нашего села

    1

    1

    -

    11

    Знакомство с историей своего края.

    1

    1

    -

    12-13

    Экскурсия по селу

    2

    -

    2

    14.

    Мой двор, моя улица. За что люблю.

    1

    1

    Раздел V. Государственная символика Российской Федерации.

    15.

    Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

    1

    1

     

    16.

    Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

    1

    1

     

    17-18.

    Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

    2

    -

    2

    Раздел VI.

     Татищевский район  в годы войны

    19.

     Татищевцы - Герои Советского Союза

    1

    1

    -

    20-21.

    Работа над презентацией «Герои нашего села».

    2

    -

    2

    Раздел VII.Наш край родной.

    22.

    Знакомство с историей своего края.

    1

    1

    -

    23.

    История праздников и народных гуляний.

    1

    1

    -

    24-25.

    Работа над проектом «Наш край родной».

    2

     

    2

     

    26.

    Знакомство с историей саратовской области.

    1

    1

    -

    27.

    Фотовыставка  «Мой родной край»

    1

    1

    -

    28

    Работа над презентацией

    «Помним, гордимся, наследуем».

    1

    -

    1

    Раздел VIII.  Выдающиеся люди нашего села.

    29-30.

    Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

    2

    -

    2

    31.

    Встреча с интересными людьми нашего села.

    1

    -

    1

    Раздел IX. История школы

    32.

    Работа с летописью школы

    1

    1

     

    33.

    Встречи с учителями- ветеранами

    1

     

    1

    Раздел X . Итоговое занятие.

    34.

    Итоги работы школьного музея.

    1

    1

    Итого.

     34

     16

     16

                           

    Основное содержание программы.

         Раздел I. Введение.

    Теория.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Организация работы дополнительного  образовательного объединения.                                                         Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.

    Раздел II. Древо жизни.

    Теория.                                                                                                                                              

     Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.

    Практика.

    Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.

    Раздел III. Моя семья в истории страны. 

    Теория.

    История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа,  фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.  

    Практика.                                                                                  

     Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.

    Раздел IV. «Малая родина- мой поселок»

    Теория.

    Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.

    Практика.

     Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. В-Вознесеновка. История села.

    Раздел VI.  Государственная символика Российской Федерации.       

    Теория.

    История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг.

    Практика.

    Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета.

    Раздел VII.  

          Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории    нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

    Практика.

    Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.

        Раздел VIII.  Наш край родной.                                                        

    Теория.

    Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.                                                                  

    Практика.

    Отбор фактического материала.

     

    Раздел X. Выдающиеся люди нашего села.                                              

    Практика.

    Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.

    Раздел  . Наши ветераны.                                                                                     

    Практика.

    Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в школьном краеведческом музее.

    Раздел  . История школы.                                                                           

    Теория.

    Работа с летописью школы.

         Практика.

    Встречи и  поздравление учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.

       

                        Методическое обеспечение образовательной программы.

    Педагогическое сопровождение программы:

    Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление

    карт –схем, встреча с интересными людьми.

    Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Саратовской области ( об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

    Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.

                                                  Литература для педагога:

    1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

    2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

    1. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
    2. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
    3. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
    4. История Саратовского края». Изд. Саратовский университет, 1965 г .,
    5. Материалы Большой энциклопедии Саратовской области.

                                                              Литература для детей:

    1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.

               2.И была война: Вера. Победа. Память. Сб. воспоминаний, очерков и статей. – Саратов: ОАО Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 2005

    3.Книга Памяти: Саратовская область (Воскресенский, Краснокутский, Самойловский, Саратовский, Татищевский, Турковский, Хвалынский районы). Т.7. – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1995.

    4.Саратов – город прифронтовой. Фотоальбом. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2001.

            5. Суровая правда войны. Воспоминания ветеранов, школьные сочинения  и стихи Татищевских авторов /Сост. В.С. Литвин. – Саратов, 2005

                      5. http://tatiskray.ru/

                      6. http://saratovregion.ucoz.ru/

      7. http://gruzdoff.ru/wiki/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

    Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

    Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

    Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов (общеобразовательный - универсальный уровень).

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов (общеобразовательный - универсальный уровень). УМК Семакин И.Г....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

    Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...

    Рабочая программа по всеобщей истории и истории России 9 класс

    Преподавание курса  ориентировано на использование учебников «Новейшая история зарубеж­ных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2015; "...

    Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

    В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...

    Рабочая программа по Новой истории и Истории России 7 класс

    Рабочая программа по Новой истории и по истории России с включением регионального компонента по Истории Камчатки для учащихся 7 класса по ФГОС...