"Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны"
методическая разработка по истории (10 класс)

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Урок «Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны» по истории в 10 классе разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.

Цель урока: проанализировать события данного этапа войны и определить историческое значение разгрома фашистских  войск под Сталинградом.

    Задачи:

Образовательные:

* раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

* показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом;

* проследить ход освободительных боев 1942 – 1943 годов.

II. Развивающие:

развитие умений анализировать, сравнивать, находить выход из проблемной ситуации; рефлексировать;

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

III. Воспитательные:

  * способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства;

  * формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п  у р о к а: урок изучения нового материала.

О с н о в н ы е   з н а н и я: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение.

О с н о в н ы е  п о н я т и я: коренной перелом в ходе войны; Сталинградская битва, операция «Уран»,  дом Павлова, антигитлеровская коалиция.

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. –  Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. –   первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. –  второй этап Сталинградской битвы.                                                                                                                                                                                       

 Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная  война 1941-1945» , исторические документы, видеофильмы, презентация.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

С 25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии: 1942—1943 гг.; В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо: — ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии; — на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­ям, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии; — ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии. Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

Слайд 5

Ответы на тест по истории России Сталинградская битва. Начало коренного перелом в Великой Отечественной войне. 1-2 2-4 3-1 4-4 5-3 6-1

Слайд 6

сегодня я узнал… было трудно… я понял, что… я почувствовал, что

Слайд 7

Домашнее задание: 1. Пар. 24,вопросы и задания к параграфу. 2. Заполнять таблицу «Основные события Великой Отечественной войны». 3. На­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии: 1941—1943 гг.;



Предварительный просмотр:

1.Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось

1) 2 февраля 1942 г.       2) 19 ноября 1942 г.    3) 18 января 1943 г.    4) июля 1943 г.

2.Стратегическая инициатива окончательно перела к советскому командованию после сражения под

1)Москвой  2) Киевом   3) Сеастополем   4)Курском

3.   Красной Армии под Сталинградом носило кодовое название

1) «Уран»   2) «Цитадель»   3) «Багратион»   4) «Румянцев»

4.Группировка германских войск под командованием маршала Паульса капитулировала

1) 31 декабря 1942 г.    2)19 ноября 1942 г.   3) 5 января 1943 г.   4) 2 февраля 1943 г.

5.Сводки Совинформбюро по радио всю войну читал

1)И.Эренбург    2)К.Симонов    3)Ю.Левитан    4)О.Бергольц

6.В блокадном Ленинграде состоялся концерт, на котором прозвучала Седьмая симфония

1)Д.Шостаковича  2)С.Рихтера    3)А.Александрова  4)Т.Хренникова

Ключи

1

2

3

4

5

6

2

4

1

4

3

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                  Благодарновская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

урока по истории

«Сталинградская битва.                                                                                                    Начало коренного перелома в ходе войны».

для учащихся 10 класса

           

Составила: Журмухамбетова М.Б.

                                                                 учитель истории и обществознания

                                                            высшей квалификационной категории,

МБОУ «Благодарновская СОШ»                                                                            Оренбургская область

                                                                                   Тюльганского района                       с. Благодарное

2022 г

Тема: «Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны».

Цели: проанализировать события данного этапа войны и определить историческое значение разгрома фашистских  войск под Сталинградом.

    Задачи:

Образовательные:

* раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

* показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом;

* проследить ход освободительных боев 1942 – 1943 годов.

II. Развивающие:

развитие умений анализировать, сравнивать, находить выход из проблемной ситуации; рефлексировать;

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

III. Воспитательные:

  * способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства;

  * формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п  у р о к а: урок изучения нового материала.

О с н о в н ы е   з н а н и я: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение.

О с н о в н ы е  п о н я т и я: коренной перелом в ходе войны; Сталинградская битва, операция «Уран»,  дом Павлова, антигитлеровская коалиция. 

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. –  Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. –   первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. –  второй этап Сталинградской битвы.

Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная  война 1941-1945» , исторические документы, видеофильмы, презентация.

Планируемые умения обучающихся

метапредметные

  • Познавательные: выделение значимой информации, установление причинно-следственных связей, определение понятий, формулирование собственного мнения и его аргументация;
  • Коммуникативные: «слышать и слушать», участвовать в коллективном обсуждении, умение вести диалог;
  • Регулятивные: целеполагание, установка целевых приоритетов, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение, контроль (сличение с образцом)

личностные

  • уважение к истории  Великой Отечественной войны, ее участникам;
  • уважение к личности и ее достоинству
  • осознанное отношение к решению главного вопроса урока, к обучению в целом

предметные

  • освоить знания об этапах, ходе, итогах коренного перелома в Великой Отечественной войне;
  • устанавливать взаимосвязь между событиями отечественной и всеобщей истории;
  • выявить факты и события, способствующие победе СССР в Великой Отечественной войне.
  • Ожидаемый результат (на уровне обучающихся) (по федеральному компоненту государственного стандарта 2004)

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для

определение коренного перелома

анализировать исторический источник с целью получения необходимой информации

формирования ключевых компетентностей современного общества

ход, периодизацию, итоги битвы за Сталинград

формулировать собственную позицию

осознания себя патриотом России

спорные вопросы в историографии битвы

активно участвовать в разных формах работы

выработки собственной жизненной позиции

место битвы за Сталинград во всемирном историческом процессе

оценивать качество своих знаний и эмоциональное состояние после урока

развития ценностных ориентаций личности

                                         

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Вступительное слово учителя:  В течение предыдущих уроков мы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом ВМВ и непосредственно началом ВОВ и  сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

  1. Актуализация знаний.
  1. Индивидуальный опрос.                                                                                         - Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне.

- Охарактеризуйте значение битвы под Москвой.

2.Фронтальная беседа:

- Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессором.

- Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы.      - Как на них повлиял провал плана «Барбаросса»?

Итак, победа под Москвой породила у советского руководства надежду на быстрый разгром противника. Сталин предполагал, что Гитлер вновь организует наступление на Москву и сосредоточил оборону города. Однако, у Гитлера были другие планы.  Какие?                                                                                                                            (Он пустил дезинформацию об операции на Москву под кодовым названием «Кремль», а сам сосредоточил войска в юго–восточном и южном направлении).

- К какому городу рвался Гитлер?

- Определите, что делало Сталинград и Кавказ стратегическим объектом, от которого зависели судьбы вооруженных сил на других направлениях фронта?

- Для него это было важно. С одной стороны, Гитлер был мистиком, считая Сталинград городом Сталина, городом вождя, которого боготворил народ, которому доверял, с потерей города народ потеряет всю надежду на вождя, а с другой стороны, Гитлер - тактик. Сталинград - это крупный промышленный центр, производящий танки, это крупнейший транспортный узел, через который проходила вся кавказская нефть в центр, это- ворота на Урал, где все металлургические заводы. Разгром Сталинграда привел бы к преодолению сопротивления русских. Создавались благоприятные условия для вступления в войну Турции и Японии.

III. Мотивационно-целевой этап.                                                                                                          Сегодня мы рассмотрим ещё один период в Великой Отечественной войне ноябрь 1942 года по зиму 1943 года. Проанализируем решающее  сражение – разгром фашистских войск  под Сталинградом.

Сообщение темы и цели урока. Слайд 1

Тема урока: «Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны».

Скажите, пожалуйста, что мы изучаем, когда говорим о битвах, войнах?                                           «Мы изучаем даты, этапы, значение войн и битв, роль исторических личностей и т.п.». Давайте тогда на основании сказанного попробуем вместе сформулировать цель урока. Что мы должны изучить? К чему должны прийти? 

Цель урока - изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград.                        Выяснить, в чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? 

Постановка проблемного вопроса: Многие западные историки утверждают, что исход  Второй мировой войны решался на Западном фронте, в Северной Африке и т. д. Иногда в этот перечень включается и Сталинградская битва, но другие сражения на советско – германском фронте не упоминаются вообще.

Согласитесь ли вы с данным утверждением?                                                                    Является ли Сталинградская битва началом коренного перелома в ходе войны и почему?                                                                                                                                                             

На этот проблемный вопрос, мы ответим в конце урока.  

 В ходе урока необходимо заполнить таблицу «Основные события Великой отечественной войны».

 План работы на уроке

  1. Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон.
  2. Немецкое наступление летом 1942 года.
  3. Разгром немецких войск под Сталинградом.
  4. Образование антигитлеровской коалиции.
  1. Работа над новым материалом.

1. Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон.

Видеофрагмент документального фильма. ( Сталинградская битва летом и осенью 1942 года).

Вопросы к фильму:

- Охарактеризуйте обстановку на советско – германском фронте, сложишуюся к осени 1942 года. (1 этап Сталинградской битвы).

2. Немецкое наступление летом 1942 года.

Работа с анимированной картой №1.

1.Кто командовал отборными немецкими дивизиями в битве за Сталинград?

2. Почему дорога на Сталинград, по мнению большинства немцев, стала дорогой смерти, уже на первом этапе битвы?

(Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город.
Оборона Сталинграда была возложена  62-я и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович.
Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, защищая каждую пять волжской земли. Борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. До Волги фашистам оставался один километр.

Однако, советские бойцы проявили мужество. 58 дней 20 защитников под командованием сержанта Павлова обороняли дом, который на карте командующего 6-й армией немцев Фридриха Паулюса был помечен как крепость).

Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Афанасьева. 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.

Учитель:  По мнению участника обороны Сталинграда лейтенанта В.Некрасова, ставшего после войны писателем, «горькое лето» 1942   казалось более страшным, чем лето 1941: гнетущее чувство «смертельной опасности» охватило страну даже больше, чем годом раньше.

Работа с документом.

«У нас стало намного меньше территории, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас сейчас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и вместе с тем и нашу родину.

Ни шагу назад! Таким должен быть теперь наш призыв.

Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать.

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий, и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов»

Учитель: Этот приказ знали все фронтовики. Когда  Сталин понял истинную цель наступления немцев, он  отдает приказ от  28 июля 1942 года, который знал каждый воин. Что это за приказ?

(«Ни шагу назад!» № 227) стр.26 учебник

1). Почему был принят такой приказ? ( К данному моменту люди стали сомневаться в благополучный исход войны и в рядах армии возникали панические настроения, поэтому командующая часть армии приняла приказ как способ наведения порядка в рядах Красной Армии Остановить паническое отступление Красной Армии, вселить уверенность друг в друга.

2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии?( Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории … Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину.

3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? (Паникеры и трусы должны истребляться на месте…)

4) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения.

( «Это был суровый приказ. Он появился, когда отступление докатилось до Волги. И был он сильным отрезвляющим средством – «Ни шагу назад!». Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят».)

Учитель: Но советские войска, несмотря на приказ, отступали, враг, хоть и медленно, приближался к городу.  

Физминутка.

3.Разгром немецких войск под Сталинградом

Сейчас нам нужно выяснить, какие этапы выделяют в рамках битвы за Сталинград? «Оборонительный этап и контрнаступление».

Итак, историки выделяют 2 этапа битвы за Сталинград.                                            Первый этап – оборонительный. Он продолжался с 17 июля по 18  ноября 1942г.

Второй этап – наступательный – с 19 ноября 1942г. по 2 февраля 1943г.  

19 ноября 1942 года, полностью использовав эффект внезапности, советские войска начали наступление, в ходе которого уже на пятый день операции было блестяще завершено окружение крупной группировки противника общей численностью свыше трёхсот тысяч человек. 10 января 1943 года войска Донского фронта приступили к окончательной ликвидации противника. Слайд -2.

 24 января 1943 года Паулюс доносил в гитлеровскую ставку: «Ввиду вклинения противника на многих участках фронт разорван… дальнейшая оборона бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу немедленно дать разрешение на капитуляцию». Ответная радиограмма пришла на следующий день: «Запрещаю капитуляцию! — отвечал Гитлер. — Армия должна удерживать свои позиции до последнего человека и до последнего патрона».

Утром 31 января 1943 года над полуразрушенными стенами универмага, где располагался штаб Паулюса, гитлеровцы подняли белый флаг. Несколько воинов 138-й мотострелковой бригады во главе с капитаном Ф.М.Ильченко прошли через площадь, спустились в подвал универмага и здесь узнали о готовности противника капитулировать.                                                                                                   2 февраля 1943 года около 100 тысяч из 330 тысяч окруженных сдались в плен. Этап контрнаступления завершен.

Среди защитников Сталинграда были и наши земляки: А. Родимцев. (сообщение) «Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Родимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. Из воспоминаний А.И. Родимцева: “…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 «мессершмитов» или «юнкерсов». В центре города на бетонной стене написаны слова: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть».

Наверное, каждый согласится со словами генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова: “Но живут и будут жить в памяти народа были о подвигах героев Сталинграда. Были, похожие на легенды”

Работа в паре. - Работа с рабочими листами.

1.  Объяснить значение термина «коренной перелом».

- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

2. Работа с таблицей. (стр 26  учебник).

Сравните соотношение сил на Сталинградском направлении   в ноябре 1942 года.

У какой из сторон наблюдается превосходство?  По каким показателям?

3. Заполнить таблицу.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943

Контрнаступление советских войск под Сталинградом

Начало коренного перелома

23 октября-3 ноября 1943 года

Битва у Эль-Аламейна

Начало отступления из Египта немецких и итальянских дивизий

 3.  Работа с учебником (с.240-241)

Каков итог и историческое значение Сталинградской битвы?

Ознакомьтесь с документами - это воспоминания  маршала К.К. Рокоссовского и немецкого фельдмаршала   Манштейна, сравните их оценки сражения под Сталинградом. В чём  их взгляды совпадают?

1) Контрнаступление советских войск под Сталинградом начался 18 ноября 1942 года. Этот план разгрома немцев под Сталинградом носил кодовое название «Уран» и был разработан Жуковым и Рокоссовским. Силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов по сходящим направлениям окружить немцев с целью разгрома. Начались бои за Сталинград.  Каждая улица, каждый дом оказывал сопротивление врагу. Особенно в историю вошла защита  дома Павлова, где воины держали оборону 58 дней  и положили немецких солдат столько, сколько их погибло при захвате Франции.

2).    О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

Учитель: Каково значение Сталинградской битвы?

(Она положила начало коренному перелому в ходе ВОв).

  -  А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

-?- Итак, какая битва, на ваш взгляд,  являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?

Работа в паре. - Работа с рабочими листами.

1.  Объяснить значение термина «коренной перелом».

- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

2. работа с таблицей (учебник с. 241)

 У какой из   сторон наблюдается превосходство ? На какой  

  период? По каким показателям?

3. Заполнить таблицу.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

23 октября-3 ноября 1943 года

Битва у Эль-Аламейна

Начало отступления из Египта немецких и итальянских дивизий

 

4.  Работа с учебником (с.46-47) Слайд -3

Каков итог и историческое значение Сталинградской битвы?

Работа с картой-схемой «Сталинградская битва».

Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом.

С 20.  Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова и укажите,  о какой битве идет речь. Когда  произошла эта битва? Какое значение она имела в ходе Великой Отечественной  войны?

«… Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому,  гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно быстрее достичь  Волги, центра города и там поживиться трофеями… Наши бойцы …  выползали из-под немецких танков, чаще  всего  раненные, на следующий  рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

Групповая работа. Слайд-4

С 25.  Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1942—1943 гг.;

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

4. Образование антигитлеровской коалиции.

Работа с учебником стр 31-32

Вопросы:

Что такое антигитлеровская коалиция?

Когда она возникла?

Каковы были цели ее создания?

V.Закрепление. Контроль знаний

Тест по истории России Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

(взаимопроверка) Слайд 5

– В чём суть  понятия «коренной перелом»? (Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования)                                                                                                  Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой.

– Вернёмся к проблемному заданию: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. 
– Можем ли мы с этим согласиться? 
(Ответы учащихся) 
  «Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего народа» - писал командующий Сталинградским фронтом  - генерал Ерёменко. И с этим нельзя не согласиться.                                                                                                                                              
Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов-патриотов. В этой битве принимали участие и наши земляки. Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв.км, в ней участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех своих сил.  В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур.

 Итог.

Итак, мы с вами проанализировали на основе документов и исторических фактов очень важный период в Великой Отечественной войне – Коренной перелом.                                                                                                                                                       В чём он заключается? Когда начался и завершился?

А теперь вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Можем ли мы согласиться с утверждением западных историков, что исход войны решался на западном фронте.

Каково значение Сталинградской битвы? (Она положила начало коренному перелому в ходе ВОВ).

-  А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

-?- Итак, какая битва, на ваш взгляд,  являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?                          

VI. Рефлексия. Учитель: Ребята я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы на экране (Слайд - 6):

  1. сегодня я узнал…
  2. было трудно…
  3. я понял, что…
  4. я почувствовал, что…

Оценки за урок.

VII. Дом. задание: 1. Пар. 24. - вопросы и задания к параграфу. Слайд 7

2. Заполнять таблицу «Основные события Великой Отечественной войны»

3. Написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1941—1943 гг.

Заключение

Пусть никогда не сотрутся в памяти подвиги наших предков, пусть история Великой Отечественной войны не будет лишь строкой в учебнике, а будет великой эпопеей подвигов нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Урок по истории в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны" разработан на основе технологии проблемного обучения и с использованием ИКТ....

Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....

КОНФЕРЕНЦИЯ «НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА», посвященная 70-летию Сталинградской битвы

для учащихся 9-11 классов (презентация результатов исследования просмотренных видеоматериалов «Час истины №214 «Битва за Сталинград». Передача первая»»http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1462, «Час ...

Урок "Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

На уроке рассматривается события и ход Сталинградской битвы как начала коренного перелома в Великой Отечественной войне. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный о...

Конспект урока на тему "Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

Урок раскрывает сущность коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны при изучении основных этапов Сталинградской битвы....

«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.

Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...