Урок в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Алексина Елена Юрьевна

Урок по истории в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны" разработан на основе технологии проблемного обучения и с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalingradskaya_bitva.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Алексина Е.Ю.,

учитель истории

МБОУ гимназии №2

города Георгиевска

Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе  Второй мировой войны.

Цель урока:

- рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны,

- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,

- на примере подвигов М. Паникахи, Н. Сердюкова, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

карта «СССР в годы Великой Отечественной войны», схема «Сталинградская битва», слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа «От Кремля до рейхстага», выставка книг по теме.

Понятийный минимум:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция «Уран», «Сатурн», «Кольцо».

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль - Аламейна.

План:

1. Оборонительные бои за Сталинград.

2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

3. Сражение под Эль - Аламейном. Значение Сталинградской битвы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка проблемного задания

3. Поисково-исследовательский этап.

4. Решение проблемного задания.

5. Рефлексивный момент.

6. Задание на дом.

I

II

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-?- В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

- Вижу, вы удивлены. Почему?

-  Значит, какой вопрос возникает?

- Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока?

III

Идёт показ слайдов:

1. Тема: «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны».

2. Эпиграф: «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…»

                                                          У. Черчилль.

-?- Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?

3. Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

4. Основные события коренного перелома:

  1. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.
  2. Курская битва.
  3. Битва за Днепр.

5. Этапы Сталинградской битвы:

17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительные бои.

18 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. - контрнаступление советских войск под Сталинградом.

    А теперь давайте познакомимся с ходом битвы. По ходу просмотра постарайтесь выполнить следующие задания:

 а) составьте в тетрадях хронику событий,

 б) выпишите фамилии участников событий, фронты, командующих,

 в) определите значение битвы.

 (идёт показ фрагмента «Сталинградская битва» из компьютерной программы «От Кремля до рейхстага» - 10.52).

- У вас возникли вопросы? (если возникли, учитель в ходе беседы с учащимися отвечает на них, показывает ход битвы по карте, даёт комментарии).

- Эта битва, как вы убедились, существенно отличается от тех сражений, которые мы с вами уже разбирали. По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград  в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. В нём приняли участие 3-го авиакорпуса 4-го воздушного корпуса Рихтгофена. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск. «Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление».

    Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: «За Волгой для нас земли нет!». Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.

Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. Из воспоминаний А.И. Радимцева: «…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 «мессершмитов» или «юнкерсов». В центре города на бетонной стене написаны слова: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть».

    Все они, участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в волжских волнах на огненной переправе. И те смельчаки из полка майора Долгова, первыми начавшие штурм кургана. И лейтенант Чуприна, поднявший в атаку на крутой склон кургана бойцов своей роты.

    Простой, ничем непримечательный  Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих  и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.

    Сколько таких городов было в Сталинграде! Огромный город стал полем боя. Мамаев курган стал  центром этого смертельного боя. «Остров Людникова»… Его не найдёшь среди многочисленных волжских островов. Нет его ни на одной карте мира. «Островом Людникова» в дни боёв называли узкую полосу земли между Волгой и заводом «Баррикады». Тогда здесь на смерть стояли воины дивизии Ивана Ильича Людникова. Всего 300 метров отделяли врага от Волги, от желанной воды. Но эти 300 метров немцы не прошли. Бои продолжались 40 дней и 40 ночей. «Остров Людникова».

    О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

    А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

«1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские  - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком».

   Только благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10-12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и только там, где уже не осталось в живых ни одного батюковца. Четыре месяца беспрерывных боёв выдержала дивизия Батюка. «Ни шагу назад!» - стало клятвой защитников Сталинграда.

   Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины… Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане (проецируется на экране).

    Николай Сердюков… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

    Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.

    Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский… Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, сандружинницы…  Они отстояли город на Волге.

-?- В чём же значение Сталинградской битвы?

(Слайд 6 «Значение Сталинградской битвы» проецируется на экране после ответов учащихся).

   Наверное, каждый согласится со словами генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова: «Но живут и будут жить в памяти народа были о подвигах героев Сталинграда. Были, похожие на легенды» (Слайд 7).

-?- Назовите причины победы советских войск в этой битве.

    А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

IV

-?- Итак, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая битва являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?

V

Для закрепления даются тестовые задания по вариантам.

VI

Домашнее задание:

§54, стр. 241-241, повторить §56.

Опережающее задание: подготовить сообщение, презентацию о битве за Кавказ.

- Ученики испытывают удивление, возникает проблемная ситуация.

- Так как существует две разные точки зрения по одной проблеме.

- Кто прав?

- «Сталинградская битва – начало коренного перелома в войне».

- Делают записи в тетрадях.

- Отвечают.

- Делают записи по ходу просмотра.

- Отвечают

- Называют и делают записи

 в тетради.

- Отвечают, аргументируя ответы фактами.

- Выполняют задания, сдают тетради для проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....

Урок "Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

На уроке рассматривается события и ход Сталинградской битвы как начала коренного перелома в Великой Отечественной войне. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный о...

Конспект урока на тему "Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

Урок раскрывает сущность коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны при изучении основных этапов Сталинградской битвы....

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом.

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятияКоренной перелом в ходе Второй мировой войныТип занятияКомбинированныйВид занятияИзучение нового материалаЦель занятияСформировать у обучающихся предс...

"Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны"

Урок «Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны» по истории в 10 классе разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных техн...