Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом.
учебно-методический материал по истории

Белкина Юлия Александровна

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korennoy_perelom_v_hode_vtoroy_mirovoy_voyny.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОУД.05  История

Преподаватель Белкина Ю.А.

Специальность  СЭГПС  Группа 1-11

Тема: Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

Значение победы над  фашизмом.

Инструкция по выполнению работы.

1. Прочитайте теоретические и учебно-методические материалы по теме. (Приложение 1)

2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Внимательно прочитайте задания для  письменной работы.

4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Вопросы для закрепления теоретического материала.

1. Выделите основные периоды Великой Отечественной войны.

2. Назовите основные победы Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны.

3. Что такое коренной перелом в войне?

4. Каковы итоги войны для СССР?

Задания для письменной работы.

Задание 1. Изучите документ и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний Г.К. Жукова.

«Теперь, пожалуй, пора сказать о существенной ошибке того времени, из которой, естественно, вытекали многие другие, — о просчете в определении сроков вероятности нападения фашистской Германии на Советский Союз. В оперативном плане 1940 года... предусматривалось в случае угрозы войны: привести все вооруженные силы в полную боевую готовность... Введение в действие мероприятий... могло быть осуществлено только по особому решению правительства. Это особое решение последовало лишь в ночь на 22 июня 1941 года, да и то не полностью. Однако вопрос о командных кадрах вооруженных сил в 1941 году продолжал оставаться острым. Массовое выдвижение на высшие должности молодых командиров снижало на какое-то время боеспособность армии. Накануне войны при проведении важных и больших организационных мероприятий ощущался недостаток квалифицированного командного состава, специалистов: танкистов, артиллеристов и летно-технического состава — сказывалось значительное увеличение численности наших вооруженных сил. Предполагалось, что все это можно будет в основном устранить к концу 1941 года».

Вопросы к документу

1. Какие причины первоначальных поражений Красной Армии выделяют их авторы?

2. Сформулируйте эти причины.

3. Какие ещё вы можете добавить?

Задание 2. Сформулируйте итоги и значение Московской битвы.

Из воспоминаний генерала Гудериана.

«Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьезное поражение, которое из-за упрямства верховного командования повело в ближайшие недели к роковым последствиям. Главное командование сухопутных войск, находясь в далекой от фронта Восточной Пруссии, не имело никакого представления о действительном положении своих войск в условиях зимы, хотя и получало об этом многочисленные доклады. Это незнание обстановки все время вело к новым невыполнимым требованиям... Война стала отныне действительно «тотальной». Экономический и военный потенциал большей части стран земного шара объединился против Германии и ее слабых союзников».

Вопрос. Каковы итоги и значение битвы под Москвой.

Задание 3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из статьи западного историка Б.Г. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление. На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов. Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».

Вопросы к документу

1. Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?

2. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.

З. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.

Задание 4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из оперативного приказа фюрера №6 о проведении операции “Цитадель” 15 апреля 1943 г.

Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”.

Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки.

В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказываю:

1. Цель наступления – посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их….

2. Необходимо:

а) как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно дня наступления.

б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его….

в) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов…

Вопросы к документу

Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?

На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки?

Задание 5. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

       Из воспоминаний маршала Г.К.Жукова

   «В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 120 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

   Гитлеровские войска были буквально потоплены с сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных проекторов не могли ее пробить.

   Наша авиация шла над полем боя волнами…

  Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

    20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия… открыла огонь… Начался исторический штурм…

Вопросы к документу:

1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. Как называлось сражение?

2.Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете сказать об особенностях этого сражения?

3. Какое отношение имел к нему маршал Жуков?

4. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним последовали?

§ 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)

Военные действия на советско-германском фронте летом 1942 г. Сталинградская битва.

В 1942 г. немецкое командование поставило цель разгромить войска Юго-Западного и Южного фронтов, выйти к Дону и создать условия для наступления на Кавказ, чтобы захватить важные нефтяные и хлебные районы.

В мае 1942 г. советские войска перешли в наступление севернее и юго-восточнее Харькова, но потерпели здесь поражение. Инициатива вновь оказалась в руках врага, Красная армия была вынуждена отступить к Волге и на Северный Кавказ.

17 июля 1942 г. германские войска (6-я армия под командованием Ф. Паулюса, 1-я танковая армия под командованием Гота) начали наступление на Сталинград. Этот город являлся важнейшим стратегическим пунктом. Захват его немцами привел бы к прекращению снабжения центральных районов СССР нефтепродуктами, которые тогда в основном добывались в Баку. Кроме того, захват «города Сталина, имел для Германии огромное символическое и психологическое значение.

Сталинград был переведен на осадное положение. Население активно укрепляло город. Несмотря на постоянные обстрелы, продолжала действовать часть заводов и мастерских. Вскоре начались ожесточенные бои на окраине, а затем и в самом городе. Каждая из сторон выставила более 1 млн. солдат, более 1 О тыс. орудий И минометов, более 1200 самолетов.

В ходе оборонительных боев у Сталинграда особое мужество проявили 62-я и 64-я армии (командующие В. И. Чуйков и М. С. Шумилин), стрелковые дивизии под командованием А.Родимцева, И.Людникова, Н. Батюка и др., танковая бригада Д. Белого. Немецкие генералы называли Сталинградское сражение «не поддающейся никакому описанию битвой, ставшей символом борьбы двух враждебных миров.

19 ноября 1942 г. советские войска неожиданно перешли в наступление. Немецкая армия у Сталинграда была окружена. К 31 января 1943 г. советские войска под командованием К. К. Рокоссовского расчленили немецкую группировку на две части. Сначала капитулировала южная часть группировки, затем северная (2 февраля 1943 г.). В плену оказался и фельдмаршал Паулюс. Сталин градская битва положила начало коренному перелому в ходе всей войны.

Военные действия в Северной Африке.

После поражения от англичан в Египте в январе 1941 г. Италия обратилась за помощью к Германии, и в Северную Африку был переброшен немецкий Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. К середине апреля 1941 г. итало-немецкие войска вновь вышли к границам Египта. В январе 1942 г. войска Роммеля разгромили англичан. 27 мая 1942 г. итало-немецкие войска возобновили наступление, вступили в Египет и к концу июня завязали бои у Эль-Аламейна в непосредственной близости от Александрии. Но сил у немцев было недостаточно, значительная их часть была переброшена на советско-германский фронт. Напротив, к осени 1942 г. английские войска получили значительные подкрепления. 23 октября английская армия перешла в наступление и в начале ноября прорвала оборону противника у Эль-АламеЙна. К середине февраля 1943 г. англичане были уже в Тунисе.

Англо-американские войска, без сопротивления заняв Марокко и Алжир, вступили в Тунис. 21 марта 1943 г. они начали наступление и отбросили итало-немецкие войска к морю. 13 мая 1943 г. группировка итало-немецких войск капитулировала.

Коренной перелом в ходе воины.

После Сталинградского сражения стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. Соотношение сил все больше изменялось в пользу наших войск. После победы под Стали н градом обострились внешнеполитические отношения Германии с другими странами. В странах Европы усилилась освободительная борьба.

В декабре 1942 г. в районе Нальчика начали наступать войска Закавказского фронта. В начале 1943 г. были освобождены почти весь Северный Кавказ, Ростовская, Воронежская, Орловская и Курская области. 18 января 1943 г. советские войска прорвали блокаду Ленин града.

Уже зимой 1942/1943 гг. германское командование стало вести активную подготовку к летним боям. Фашисты решили нанести удар в районе Курской дуги, окружить и уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов, сосредоточенные на Курском выступе. Советскому Верховному главнокомандованию стало известно о готовящейся операции, оно тоже сосредоточило силы для наступления в этом районе.

Битва на Курской дуге началась 5 июля 1943 г. Она продолжалась почти два месяца и делилась на два периода: оборонительные сражения и период контрнаступления.

Особо тяжелые бои велись в районе Прохоровки, где советские танковые войска разгромили крупнейшую фашистскую группировку. В ходе контрнаступления были освобождены Орел, Белгород и Харьков.

В сентябре 1943 г. началось сражение за Днепр. Немецкое командование поставило перед собой цель создать на Днепре неприступный «восточный вал». Но гитлеровцам не удалось там закрепиться. После поражения на Днепре фашистская армия больше не смогла вести крупные наступательные операции.

Битва на Курской дуге и битва за Днепр завершили кореннои перелом в ходе Великой Отечественной войны. Резко изменилось соотношение сил в пользу Красной армии. Немецкое командование от наступления перешло к обороне почти на всей территории фронта.

Движение Сопротивления. Партизанское движение в подполье и тылу врага.

 В большинстве оккупированных стран возникло движение Сопротивления. В нем участвовало свыше 2,2 млн. человек. Военные отряды особенно активно действовали в Югославии, Франции, Греции. Активная вооруженная борьба в большинстве стран началась в 1944 г.

Самое мощное движение Сопротивления возникло на оккупированных территориях СССР. Здесь оно традиционно называется партизанским движением. Уже в первые месяцы войны почти на всех территориях, оккупированных фашистами, возникли подпольные организации для борьбы с захватчиками. К концу 1941 г. в партизанском движении участвовало 3500 отрядов. В 1942 г. при Ставке Верховного главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения для руководства партизанскими отрядами.

Деятельность партизан была направлена на то, чтобы подорвать продовольственную, техническую и людскую базы фашистов. С этой целью партизаны взрывали мосты и железные дороги, портили связь, уничтожали склады. Гитлеровское командование было Вынуждено бросить против партизан войска.

Военные операции 1944 г. на советско-германском фронте.

 В январе 1944 г. советские войска при активном участии партизан разгромили крупную немецкую группировку под Ленинградом и Новгородом, окончательно ликвидировав блокаду Ленинграда.

После разгрома фашистов на Днепре Красная армия начала бои за освобождение Правобережной Украины. Враг был разбит в районе Житомира и Бердичева.

С 22 марта по 16 апреля войска 2-го Украинского фронта совместно с Черноморским флотом освободили Николаев и Одессу. 10 июня 1944 г. фашисты были изгнаны из Выборга, Петрозаводска. В июле - августе была разгромлена крупнейшая группировка противника в Белоруссии.

Нормандская операция.

 СССР настаивал на открытии Второго фронта во Франции с 1942 г. Под предлогом недостатка сил и огромных сложностей союзники затягивали высадку войск до июня 1944 г., когда исход войны был уже предрешен. 6 июня 1944 г. началась Нормандская десантная операция. В ней участвовало почти 3 млн. солдат союзников, 1 О тыс. самолетов, 1 тыс. кораблей.

После массированного удара авиации началась высадка воздушных и морских десантов. 12 июня был создан общий большой плацдарм. Союзники полностью господствовали в воздухе, поэтому наладили бесперебойную переброску войск и их снабжение. Немецкие войска значительно уступали по численности и ощущали недостаток во всем необходимом. Однако они оказывали ожесточенное сопротивление. К 24 июля была занята территория, достаточная для накопления сил с целью решительного наступления англо-американских войск во Франции.

Битва за Берлин.

К началу 1945 г. советские войска вступили на территорию Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Австрии и, наконец, Германии. В апреле 1945 г. советские войска на реке Эльбе соединились с армиями союзников.

Последним крупным сражением Великой Отечественной войны стала битва за Берлин. Советским войскам противостояли основные силы фашистских армий, понимавших, что решается судьба Германии.

На первом этапе Берлинской операции была прорвана оборона немецких войск на рубеже рек Одер - Нейсе, вражеские группировки на важнейших направлениях были расчленены и уничтожены. Войска 1-го Белорусского фронта под командованием Г. К. Жукова и 1-го Украинского фронта под командованием И. С. Конева соединились западнее Берлина и окружили основные силы противника. 2 мая 1945 г. Берлин был взят. 9 мая 1945 г. советские войска завершили свою последнюю операцию, разгромив группировку немецко-фашистских войск под Прагой.

В пригороде Берлина представители немецкого командования подписали 8 мая 1945 г. акт о безоговорочной капитуляции.

Война СССР с Японией.

 Разгром Германии означал конец войны в Европе. Но Япония продолжала войну против США, Англии, Австралии, Голландии, Китая и угрожала безопасности СССР. США, Англия и Китай 26 июля 1945 г. предъявили Японии ультиматум о безоговорочной капитуляции, но та его отклонила. Одним из секретных решений Крымской конференции стало согласие Советского Союза вступить в войну с Японией через два-три месяца после победы над Германией.

С 9 августа 1945 г. СССР находился в состоянии войны с Японией. Наступление вели из Приморья войска l-го Дальневосточного фронта под командованием маршала К. А. Мерецкова, из Приамурья - под командованием генерала М.А. Пуркаева и др. Войска Красной армии заняли Дайрен и Порт-Артур, затем южную часть Сахалина, освободили Северную Корею и Курильские острова.

В сентябре 1945 г. Япония была вынуждена подписать акт о капитуляции. Одной из причин капитуляции Японии была атомная бомбардировка американской авиацией японских ГорOДOB Хиросимы И Нагасаки. Однако главной целью этих действии США была демонстрация своего военного превосходства в первую очередь Советскому Союзу.

Антигитлеровская коалиция.

После нападения Германии на СССР в поддержку Советского Союза выступили правительства США и Великобритании. Была создана антигитлеровская коалиция СССР, США и Великобритании. Союзники стремились координировать свои действия. Советский Союз нуждался в получении помощи в виде вооружений, продовольствия, промышленных товаров. Объем этой помощи постепенно нарастал. Однако западные державы всячески оттягивали открытие Второго фронта, стремясь воевать с нацистами руками СССР.

28 ноября 1943 г. в Тегеране открылась конференция, на которой произошла встреча глав правительств США, СССР и Великобритании - Ф. Рузвельта, И. Сталина, У. Черчилля. Были приняты решения по совместным военным действиям против фашистской Германии. Во время обсуждения вопроса о послевоенном устройстве Германии США и Англия внесли предложение о разделе Германии, но советская делегация высказал ась против этого плана. Черчилль предложил план вторжения в Европу через Балканы но остальные участники конференции этот план не поддержки. Было решено открыть второй фронт вторжением через Ла-Манш.

Вопрос о том, что будет после победы, стоял в центре бесед на встрече руководителей трех держав 4-11 февраля 1945 г. в Ялте в Крыму. На конференции были намечены основные линии согласованной политики в отношении укрепления мира по окончании войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Урок по истории в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны" разработан на основе технологии проблемного обучения и с использованием ИКТ....

Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....

Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....

Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы  проведенный с обучающимися   8-11 классов МОБУ СОШ №3  с.Бураево.            ...

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»

Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятияКоренной перелом в ходе Второй мировой войныТип занятияКомбинированныйВид занятияИзучение нового материалаЦель занятияСформировать у обучающихся предс...