"Значение петровских преобразований для истории страны"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Пестова Ольга Викторовна

Технологичкская карта  для проведения урока обобщения по теме "Россия в первой четверти 18 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_znachenie_petrovskih_preobrazovaniy.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории.

Тема урока

ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ

Учитель

Пестова Ольга Викторовна

Дата урока

22.01.2024

Предмет, класс

История России, 8а

Тип урока, место урока

Урок обобщения, № 12 в главе 1 «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Задачи урока

Предметные

Обобщение и закрепление знаний по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» через расширение представлений о личности Петра Первого и памятниках Петербурга первоначального.

Метапредметные

В процессе совместной работы учителя и учащихся проанализировать положительные и отрицательные последствия преобразовательной деятельности царя, продолжить формирование навыков проектной, а также,  исследовательской деятельности, умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками,  использовать ИКТ.

Личностные

Осознание исторических событий через призму нравственных норм, способность оценивать поступки исторических деятелей, формирование уважения и познавательного интереса к историческому наследию Санкт-Петербурга.

Оборудование

Электронная презентация, оборудованная доска, творческие работы учащихся, тексты документов, перечень терминов на карточках, предполагающие исключение лишнего (не относящегося) к эпохе Петра материала.

Предметные результаты

Ключевые компетенции

В познавательной сфере: общее представление о личности Петра и основных направлениях его внутренней и внешней политики; умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, сравнивать, систематизировать, соотносить с собственными знаниями).

В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения творческой, проектной работы, вести диалог, высказывать свое мнение и аргументировать его.

Ценностно-смысловые: способность анализировать информацию, ориентироваться в источниках, давать оценку фактам, событиям, личности

Учебно-познавательные: осуществление целеполагания, анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные компетенции: владение способами совместной деятельности в парах и группах.

  СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Вид работы: формы, приемы, методы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации со-взаимо-действия
на уроке

Универсальные учебные действия
УУД

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

1

Подготовка класса к работе

Приветствует учащихся, проверяет готовность
к уроку. Звучит музыка из фильма «Россия молодая» ( Россия молодая. Петр 1 youtube, 1 мин)

Вы уже понимаете, о чем и о ком пойдет речь на уроке…

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

Ответы учащихся

Фронтальная

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок.

Наблюдение учителя

II. Актуализация знаний

2

Словесные

Слайд 1

«Медный всадник»

Постановка проблемного вопроса: Как символика памятника связана с реальным

значением преобразований Петра?

 Учитель корректирует ответы учеников.

Экскурсоводы (1 группа Шапошникова Л., Морозова С.) рассказывают о символике памятника.

Цель и задачи формулируют учащиеся.

Проектная

фронтальная

Познавательные:  осознание познавательной задачи, поиск. анализ  и обобщение  информации, представленную в различных источниках;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: целеполагание и планирование деятельности.

III. Постановка целей и задач

4

Словесные, проблемные.

Какова главная мысль эпиграфа?

.

Слайд 2 Тема.

Слайд 3 Эпиграф урока.

«Это была личность необыкновенная, сочетавшая в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, сеявшая среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя общего блага, любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»…» историк В.О.Ключевский.

Постановка проблемного вопроса: Как символика памятника связана с реальным

значением преобразований Петра?

 Учитель корректирует ответы учеников.
Слайд 4 Задачи урока для учащихся.

Противоречивость и неоднозначность петровской эпохи, ее достижений и побед, трудностей и препятствий на этом пути.

фронтальная

Познавательные: умение осуществлять отбор необходимой информации, выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых фактах

Регулятивные: формулируют учебную задачу путем совместного обсуждения, взаимодействие между учителем и учащимися, коррекция и оценка деятельности.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

IV. Закрепление знаний в знакомой и незнакомой ситуации

35

 

Словесные, наглядные,  поисковые.

проблемный

 

Слайд 5 Картина художника Добровольского «Здесь город будет заложен»

Учитель спрашивает

Кто может назвать год основания города? О каких обстоятельствах, связанных с основанием города, пишет Пушкин?

Что значит выражение «В Европу прорубить окно»?

Слайд 6 «Петропавловская крепость

Учитель говорит о необходимости защиты отвоеванных у шведов земель.

Мем: «когда нашел место, где построишь город»

Слайд номер 7 «Домик Петра 1»

  Слайд номер 8. Возможно, царь отправлятся но осмотр строящейся крепости. С какими еще трудностями столкнулся царь, задумав строить город в устье Невы?

Слайд номер 9 открывается

Слайд 10. Документ и вопросы к нему.

В 1712 году в разгар Северной войны Петербург становится столицей. Но жизнь в новой столице для московской знати была тяжелой  и неустроенной. С какими проблемами сталкивались жители новой столицы? Предположите, почему в Петербурге были высокие цены на все товары?

Целеустремленность и лидерские качества помогали выдвигать талантливых людей, в том числе и из низших сословий.

Слайд номер 11 «Меньшиковский дворец»

«И счастья баловень безродный, полудержавный властелин»…

Слайд 12 «Перенесение мощей Александра Невского» Картина Басина.

 «Александро-Невская Лавра»

Символично, что в 1712 году  царь

 задумал построить Александро-Невский монастырь и перенести мощи святого в новую столицу. Был ли случаен  выбор Петра? Аргументируйте.

Оказывается, сам царь считался лучшим экскурсоводом: в первом музее он любил показывать экспонаты и рассказывать о них иностранным послам и русским вельможам. Как назывался первый музей?

Слайд 13. Кунсткамера.

Слайд 14 Документ.

Все, что изменилось в стране за четверть века невозможно охватить за 45 минут, но появление европейской одежды у представителей высшего сословия нельзя пропустить. Ведь следование европейской моде продолжается и по сей день…

Слайд 15. Сравнение

Слайд 16  Карикатура «Европейская мода»

Какую информацию пытается донести до нас автор? Всем ли жителям Москвы нравится европейская одежда? Почему?

Один ученик выразительно читает строфу из «Медного всадника» А. С. Пушкина. 1703 (на доске)

При ответах звучит Северная война, как главное обстоятельство

Экскурсовод с мини-экскурсией «Петропавловская крепость»

(Карасова К.)

Экскурсовод

«Домик Петра 1» (Ерошенкова Н.).

Работа с картиной.

Работа с документом

Экскурсовод

с мини-экскурсией

«Меньшиковский дворец»

(С.Грошикова)

Экскурсовод

с мини-экскурсией

Александро-Невский монастырь»

(Крутецкая Д.)

Экскурсоводы о Кунсткамере.

(Грибовский Д., Петрова С.)

Документ о Кунсткамере и обсуждение ответов на вопросы

Обсуждение ответов на вопросы

поисковая

проектная

поисковая

проектный

Регулятивные: взаимодействие между учителем и учащимися, коррекция и саморегуляция.

Познавательные: применяют знания для анализа поэтического источника, обобщают на основе характеристики памятников Петербурга первоначального.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, высказывают  различные точки зрения; контролируют действия партнеров; умение публично выступать.

V. Итоги урока. Рефлексия

3

Поднос, на нем: кофе, мандарины, картошка, салфетки, нож, вилка, скатерть, зеркало… Что объединяет эти предметы? А также,  рождественская ель, которую мы украсим разноцветными шариками.

Слайд 17. Рефлексия.

Зеленый, желтый, красный

.

Регулятивные:  самооценка, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
на уроке.

VI. Домашнее задание

Небольшое эссе на тему эпиграфа.

Учитель благодарит учеников за урок. Оценки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"

этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...

Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"

Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Групповая работа по теме: "Значение петровских преобразований"

Для завершающего урока по теме, с возможностью создания группового продукта...

Технологическая карта урока истории "Значение Петровских преобразований"

Данная разработка урока предназначена для учителей истории преподающих в 8 классах. Она поможет рассмотреть преобразования Петра Великого с разных сторон, выделяя положительные и отрицательные влияния...

Тест по истории России Значение Петровских преобразований в истории страны 8 класс

Тест на закрепление знаний по истории России на тему: " Значение Петровских преобразований в истории страны"_ 8 класс к учебнику Арсентьева...

Значение петровских преобразований в истории страны

Презентация к уроку в 8 классе "Значение петровских преобразований в истории страны"...