Политика "просвященного"абсолютизма Екатерины II
план-конспект урока по истории (10 класс)

Волкова Анастасия Викторовна

Изучается деятельность Екатерины II

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politika_prosvyashchennogo_absolyutizma_ekateriny_2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Политика «просвещённого абсолютизма»

Екатерины II.

Цели:

  1. Формирование общего представления о первом периоде внутренней политики Екатерины II и о сущности политики «просвещённого абсолютизма».
  2. Продолжить формирование навыка анализа исторического источника и умения делать оценочные выводы. Слайд 1

Оборудование:

Учебник «История», авторы В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков

Мультимедийный пректор.

Ход урока.

I. Актуализация.

Екатерина II… Одна из немногих правителей России заслужившая прозвище Великая. Её царствование положило начало эпохе «просвещённого абсолютизма», которая продлилась до 1815 г. слайд 2

Среди историков и писателей не сложилось единой оценки в отношении Екатерины II: одни считают, что она искренне хотела провести в жизнь идеи просвещения, но обстоятельства не позволили ей этого сделать; другие считали, что она только носила маску просветительницы, желая достойно выглядеть в глазах Европы.

Высказывание Карамзина и Пушкина от Екатерине. Слайд 3

Периодизация внутренней политики Екатерины. Слайд 4

Цель урока – дать анализ и оценку первому периоду правления императрицы и выяснить сущность политики «просвещённого абсолютизма» Слайд 5

II. Изучение нового материала.

#1044;ля начала давайте определим факторы, повлиявшие на внутреннюю политику Екатерины II.

- Вспомните обстоятельства воцарения Екатерины II?

  • Не имела законных прав на престол – будет вынуждена действовать в интересах дворянства, которое возвело её на престол
  • Экономический кризис в стране: упадок крестьянского хоз-ва, отсутствие рынка свободной рабочей силы, нехватка денежных средств – поиск путей выхода из кризиса, развитие предпринимательской деятельности, что было особенно близко Екатерине
  • Рост социального протеста – ужесточение контроля и внутренней политики

Слайд 6

- Исходя из вышеизложенного, сформулируйте основные задачи внутренней политики Екатерины II.

  • Укрепление своего личного положения и расширение прав и привилегий дворянства
  • Улучшение экономической ситуации в стране
  • Наведение порядка.

Как следствие – противоречивый и двойственный характер внутренней политики: с одной стороны – просвещение народа, с другой – ущемление их прав.

  1. Сущность политики «просвещённого абсолютизма»

В начальный период своего правления Екатерина II действовала под лозунгом «просвещённого абсолютизма». Что это такое?

Идеологической основой этой политики являются идеи европейского просвещения – свобода, равенство, собственность.

-Что понимается под этими понятиями? Слайд 7

- Как создать общество, основанное на таких основах? Екатерина II считала, что такое общество может создать только просвещённый монарх, который сможет разработать идеальную систему законов. По мнению императрицы, свобода вполне сочеталась с абсолютной монархией. Гарантией, не допускающей превращения монарха в деспота, должны были стать законы.

Работа с учебником: документ стр.176.

- Как Екатерина II характеризует основы своей внутренней политики? Слайд 8

Т.о. основываясь на этих четырёх началах императрица приступает к первым преобразованиям в духе «просвещённого абсолютизма».

Цели первых реформ можно обозначить следующим образом: Слайд 9

  • Усиление центральной власти
  • Ввести в стране законность и правопорядок
  • Создание нового законодательства

Познакомимся с содержанием первых преобразований. Слайд 10

1). 1763 г. – реформирование Сената .

- Вспомните, что такое Сенат? Какова его история?

Екатерина II разделила Сенат на 6 департаментов с чётко определёнными обязанностями и полномочиями, что улучшало управление страной из центра, Сенат был лишён законодательной функции, которую Екатерина II оставила за собой; т.о. стал только контролирующим органом власти, а всю полноту законодательной власти Екатерина сосредотачивает в своих руках.

2).Секуляризация церковных земель 1764 г.

- Что такое секуляризация? Стр.171 учебника понятие. Монастырские крестьяне были переведены в разряд государственных.(около 2 млн.=15% населения)

- Кто впервые попытался её осуществить?

В данном случае Екатерина II действовала в соответствии с политикой «просв. абс.», т.к. европейские просветители выступали прежде всего с критикой католической церкви и считали, что её необходимо лишить богатства и права вмешиваться в государственные дела.

- Самостоятельно определите последствия данной реформы?

  • Лишившись экономического могущества
  • Ограничивается влияние церкви на общество
  • Возрастает её подчинение государству

3).1764г. – отмена гетманства на Украине

Гетман Кирилл Разумовский был отправлен в отставку, его место занял ген-губернатор П.А.Румянцев. Т.о. была ликвидированы автономные права Украины, крепостное право распространяется на Украину.

4). Учебник стр. 172.

- Какие из перечисленных в учебнике преобразований можно отнести к политике «просвещённого абсолютизма»? Почему?

4. Работа Уложенной Комиссии.

Наиболее грандиозная работа была намечена Екатериной II по созданию нового законодательства – по разработке нового свода законов. Такую попытку предпринимал и Пётр I, но в отличии от него Екатерина II попыталась привлечь к этой работе не только государственных чиновников, но и представителей всех сословий, которых должны были выбирать. Порядок выборов см.стр. 172 уч-к. Каждый депутат имел наказ – пожелания от своих избирателей.

Состав Уложенной комиссии. Слайд 11

- Представители какого сословия отсутствуют? - Крепостные, которые составляли 53% населения.

В качестве руководящего документа комиссии императрица разработала «Наказ» - теоретическое обоснование своей политики.

Работа с документом на стр.177 учебника Слайд 12

  • Как Екатерина II понимает слово «равенство» и «вольность»?
  • Какие изменения предлагает произвести в судопроизводстве?
  • В чём прогрессивность данного документа? А в чём ограниченность?

- все эти «новшества» не распространялись на крепостных

Депутаты приступают к работе. Давайте определим цели работы депутатов.

-Пользуясь текстом учебника стр.173 соотнесите цели и результаты работы Комиссии. Сделайте вывод о результативности работы Комиссии.

Слайд 13

Причины неудачи:

  • Трудно привести в согласие старое законодательство и либеральный «Наказ», построенный на книжных теориях без учёта реалий русской жизни
  • Противоречия среди депутатов

Но идеи «Наказа» и материалы работы Уложенной Комиссии всё же были использованы в последующих реформах императрицы.

#1057;ословная политика Екатерины II .

Несколько слов о сословной политике императрицы. Сегодня мы её только обозначим, а подробнее поговорим на последующих уроках.

-Определите главную цель сословной политики.

-Какие привилегии дворянство уже получило в период дворцовых переворотов?

- Содержание дворянской политики Екатерины II.

-Вспомните отношение Екатерины II к крепостному праву.

«Несносное и жестокое иго»… «человеческому роду нестерпимое положение», но в Манифесте 1762 г. «намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном повиновении содержать». Слайд 14

1765 г. – указ, разрешавший помещикам отправлять крестьян на каторгу без суда и следствия

1767 г.- указ, запрещавший жаловаться крестьянам на своих помещиков.

Дарья Салтыкова

Т.о.дворянство продолжает закрепляться как господствующее сословие.

И, проводимая в интересах дворян-помещиков внутренняя политика Екатерины II не мгла не вызвать протеста населения. Поэтому закономерным становиться тот факт, что именно в правление Екатерины II произошло самое крупное крестьянское выступление – крестьянская война под рук. Е.Пугачёва.

#1044;омашнее задание. Параграф 45.

Самостоятельно сформулировать причины будущей крестьянской войны исходя из политики Екатерины II. Слайд 15

IV. Закрепление. Текст с пропусками и тест. Слайд 16-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление абсолютизма в России

Урок посвящён закреплению причин установления абсолютизма в России в XVII в....

Установление абсолютизма в Европпе

Методическая разработка урока...

Презентация "Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе"

Презентация к уроку новой истории в 7 классе. Является сопровождением модульного урока с элементами лабораторной работы....

4. Абсолютизм в Европе.

Презентация к уроку....

Презентация к уроку "Просвещенный абсолютизм Екатерины II"

Презентация содержит интерактивные схемы. таблицы, иллюстрации, тестовые задания. На разных этапах обучения применяются различные технологии: ПОПС-формула, синквейн, буримэ, соотнесение, работа с табл...

«Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...

Организация исследовательской работы в 8 классе по теме "Екатерина II. Эпоха просвещенного абсолютизма".

Данная разаработка представляет собой итоговую работу "Оживший памятник" по истории России для 8 класса в формате исследования по теме "Екатерина II. Эпоха просвещенного абсолютизма&quo...