Становление абсолютизма в России
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Урок посвящён закреплению причин установления абсолютизма в России в XVII в.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                    Становление  абсолютизма в России

                            Цель урока  :1-я часть урока- закрепить и систематизировать знания учащихся о причинах установления в России 17 века  абсолютной монархии, выявить основные причины,   способствовавшие   становлению этому процессу в России.( работа в первой части урока  может быть представлена в виде игры»Что, где, когда?.).

2-я часть урока посвящена работе экспертов(в роли экспертов выступают ученики, которые  заранее сдали зачет   этой теме, их количество может варьироваться от 3-6 человек, по усмотрению учителя). Схема работы в этой части урока может быть такой: эксперты  каждый в своей теме принимают устный ответ своих одноклассников, ученики поочереди  проходят все 3-6этапов по количеству экспертов ,где подготовленные эксперты фиксируют баллы ответов. Зачет считается сданным, если  все 3 ответа получены или 5 ответов,если- 6 экспертов  . Не сдавшие зачет работают с учителем.

                        1 эксперт- принимает  зачет по историческим личностям эпохи 17в    

                        2 эксперт- причины, приведшие к установлению абсолютизма в   России.

                        3эксперт- процессы ,приведшие к установлению крепостного права (в зависимости от подготовленности класса, целей урока, экспертов может быть 6.)

 



Предварительный просмотр:


                     



3 часть урока  посвящена сценке , которую исполняют уже эксперты. Сценка прилагается. Оборудование сценки: костюмы середины 17 века.



                 Ведущий: на Руси 17 век. Что касается государственного строя… то монархия, неограниченная. Государь , каковым явлется царь или великий князь, получивший по наследству корону, один управляет всей страной, и все его поданные, как дворяне. ,князья , так и простонародье : горожане и крестьяне . являются его холопами и рабами, скоторыми он обращается как хозяин со своими слугами…





         Уже с молодых лет внушают они своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко, поэтому они часто говорят»Про то Бог знает, да великий князь,  «Царь заботится о своем величии Он не подчинен никаким законам и может по своей воле издавать законы или отменять их…



                   Боярская Дума и Земский Собор в управлении страной играли не последнюю роль, но с недавних пор стал Алексей Михайлович мньше советов с ними держать…Все больше сам ,да сам законы придумыавал и странай управлял….



                 Решили бояре да дворяне с челобитною к царю идти, разузнать , почему на Совет не зовет, вчем они провинились….





                         Не сразу царь их принял….





           Первым на поклон пошел воевода Морозов, молвил он слово:



            _Пошто, батюшка гневаешься? Пошто Совета не держишь? Просвети нас, подскажи, что не так , царь наш, батюшка.? Сколько уж раз не собирал ты Думу Боярскую? Не держал Совета большого, не делился печалями. Радостями?







Царь                     А зачем мне вас бояр собирати?



Проку от .бояр, никакого.



Только шуму людского



Все б делили места и подарки.



Нынче чую я власть свою крепкую.



Справлюсь сам , без бояр и дворян скеверных…



Сам   смогу  я Россией править.



Отошлю вас в приказы править





Морозов:                           Да нешто сам ,государь ты управишься?



Вспомни. Как на Руси повелося



Все законы, указы, приказы



Принимались Советом людей верноподданных….





Царь:                                   Так то раньше, а счас…



Не желаю власть делить



Сам я справлюсь.



Прочь ,Морозов, сгинь с глаз!



Вот и весь тебе мой сказ!



Передай мою волю последнюю



На Руси царь отныне сам правит!



                                           (заглядывает придворная дама)





Дама:                      Царь, наш ,батюшка, прими



Дай мне слово молвить…(Реверанс)



Царь, намурив брови нехотя отвечает.



Ну.что еще.? Разрешаю, говори



Чепухи не мели,



А все толком обскажи



Чтоб я понял и в тот же час



Сразу отдал бы приказ!





Дама:                              Надо бы собраться вмесе



И решить вопрос почести



Где нам гостя принимать



Где его попотчивать…



Издалёко едет он,



На Руси народ взбешен!





Царь:                                   А твое какое дело?



Это что за невидаль!



Баба лезет из дерьма



В государевы дела



Где его принять



Буду я один решать



Где он будет есть и пить



Я один могу судить



Не нужны мне здесь советы



От придворной Сэнсонеты…



И с каких же это пор



Взбудоражен царский двор?





Дама:                                      Мы тут думали, гадали…



И совет тебе б мы дали





Царь:                                      Повторяю… не нужны мне советы  ничии…









Ведущий             Тут дворяне с челобитной на поклон к царю пришли,



Но и их людей почтенных принять руки не дошли.



Возвернувшись восвояси Меж собой поговоряси



Что де дескать стало с ним с государем дорогим…







Так и стала жить Россия



Управляясь лишь царем



Вот какой тогда была



Крепостная кабала











Урок заканчивается  .Дается домашнее задание: найти в художественной литературе примеры , показывающие управление страной в форме абсолютной монархии.






 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...