Урок по теме: Пётр Великий глазами современников"
план-конспект урока по истории

Покотыло Надежда Сергеевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_petr_velikiy_glazami_sovremennikov.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок: «Пётр Великий глазами современников».

Цель: сформировать образ исторической личности Петра Великого.

Задачи:

Обучающие:

 Систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи;

- развивающие:

Создать условия для развития у учащихся  активной мыслительной деятельности, развивать исследовательские навыки учащихся при работе с различными источниками информации;

- воспитательные:                                                                                                  Способствовать определению и объяснению своего отношения к реформаторской деятельности Петра I.

Тип урока – урок формирования и систематизации знаний и умений.

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер учителя, экран, мультимедиа проектор.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний учащихся.

РАЗМИНКА.

ВИКТОРИНА «ВПЕРВЫЕ»

1. В 17 веке в России впервые был изготовлен двойной трон. Для кого? (Для Петра и Ивана)

2. В 1698 году Пётр учредил первый орден. Как он назывался?

(30 ноября 1698 г. Петром I учреждена первая (и высшая) награда России – императорский Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Эту высшую награду могли получить за чрезвычайные заслуги перед Отечеством только офицеры не ниже генерала, государственные деятели и духовенство. Первым кавалером Ордена в 1699 году стал дипломат и государственный деятель Федор Головин. Сам Петр I получил данную награду за взятие в устье Невы шведских военных кораблей и стал шестым кавалером Ордена.)

3. В 1703 году вышла первая общероссийская газета. Как она называлась? (Ведомости)

4. В 1696 году появилось звание генералиссимуса в России. Кто стал первым? (Командующий сухопутными войсками в Азовском походе Петра 1 боярин А. С. Шеин.)

5. Кто и когда стал первым императором в России? (Пётр I, в 1721 г.)

6. Когда появилась первая Академия наук в России? (28 января 1724 г.)

7. Как назывался первый русский музей, учреждённый указом Петра? (Кунсткамера)

8. Когда в России впервые встречали Новый год 1 января? ( Пётр ввёл новый календарь 1 января 1700 г. До этого в России шёл 7208 год от сотворения мира)

9. Какие продукты и растения впервые появились у русских при Петре? (На столе Петра красовались невиданные ранее продукты: окороки, колбасы, соленые и копченые мясные блюда, приготовленные с перцем, чесноком и луком. Растения: картофель, подсолнечник)

10. Когда появились первые губернии? (Указом Петра I от 18 (29) декабря 1708 г. территория Русского царства была разделена на 8 губерний)

11. Как назывались собрания петербургского общества, где впервые женщины смогли приобщиться к культурному досугу? (Ассамблеи)

12. Какой вид казни впервые введён при Петре? (Расстрел. В России первый случай «аркебузирования» отмечен в 1679 году, но официально этот вид казни был введен «Артикулом воинским» Петра I (1715), составленным на основе саксонского военного устава.)

13. Обычай дарить младенцам одежду голубого цвета для мальчиков и розового для девочек укоренился при Петре. Почему? (Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой  лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.)

14. В эпоху Петра Великого многое появилось впервые: флот, новая одежда.

      Что ещё? (Фонари, фейерверки, фарфоровая посуда, плита, салфетки)

15. Какие знаки воинского отличия появились в 1700г.? Более 100лет их носили только на левом плече. (Погоны)

Учитель: Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным героем, называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем, святотатцем. Личность Петра I волнует умы наших соотечественников. Не случайно II Российский канал на протяжении всего 2008 года выяснял – имя России. И Петр Первый постоянно находился в числе лиц с наиболее высоким рейтингом. Кто же на самом деле этот первый русский император – тиран или реформатор? В этом нам предстоит разобраться на уроке.  

Где же ты дружок – волшебник,

Знаменитый наш учебник.

Открывай его сестрицу 121 страницу.

 Давайте прочтем отрывок документа «Современник о Петре I».

- Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

- Вспомните, когда Петр стал царем? (С 1682г. под регентством Софьи, с 1689 г. самостоятельно)

- В связи, с чем царь Петр стал императором? (В связи с выигрышем в Северной войне. В 1721 г. за его свершения просили принять титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского».

Учитель:

А сейчас мы с вами постараемся разобраться  о том, кто же Пётр I - великий реформатор, выведший Россию в Европу или всего лишь тиран.

Вначале дадим слово обвинителям.

(Группа ребят заранее приготовили рассказ-презентацию, в которой Петр характеризуется не с лучшей стороны). Дети показывают презентацию, в которой Петр I выступает злым и коварным, безнравственным и алчным.

На доске в столбик «учитель» записывает неблаговидные деяния императора. Обвинители пытаются доказать, что Петр прежде всего – тиран.

  1. 25 лет службы, крестьян отрывали от земли;
  2. Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам;
  3. Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов;
  4. Усиление закрепощение крестьян насильно;
  5. Огромное количество следствий и казней;
  6. Насильственные методы проведения реформ;
  7. Было ликвидировано патриаршество;
  8. Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси – церковь. Пётр 1 повелел снять колокола с церквей, т. к. не хватало металла на оружие для армии.

(Учащиеся записывают в тетради).

Учитель:

Да, ну и картину вы нам нарисовали. Давайте теперь послушаем группу защиты.

Вторая группа учеников при помощи презентации характеризует царя, как реформатора.

Второй столбик на доске состоит из реформ.

  1. Создание регулярной армии и флота;
  2. Создание отечественной промышленности;
  3. Политика меркантилизма;
  4. Выход к Балтийскому морю, строительство каналов;
  5. «Табель о  рангах»  дал возможность представителям  народа дослужиться  до высших чинов;
  6. Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев;
  7. Пётр занимался любой работой и лично принимал участие во всех начинаниях.
  8. При Петре 1 Россия стала европейской державой.

Учитель:

Подведем итог: у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу всех высказать свое мнение.

(Дети высказываются, делают выводы). Класс разделился почти пополам.

Учитель:

 Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Личность Петра неоднозначна и противоречива. Но, все же, заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Историк Ключевский пишет: «Бесчеловечность и жестокость, от которых Петр не мог воздержаться, а рядом с этим беззаветная любовь к Отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, столь разнообразные черты трудно укладываются в цельный образ».

Император Петр I проводил свои реформы с помощью кнута, но этот кнут был необходим в, то время для положительного результата.

Учитель: Ребята поиграем в игру. Стратегия Fish bone или «Рыбная кость».

  Перед вами большая рыба, необходимо нарядить нашу рыбу. На столе в хаотичном порядке находятся листочки, на которых написаны  положительные и отрицательные  моменты личности Петра. Ваша задача, правильно расположить листочки. Позитивное вверху, негативное внизу.

            Положительные моменты:

  •  приветствовал откровенность своих подданных;
  •  непритязательный в быту;
  •  любил работать под открытым небом;
  •  в совершенстве знал 14 ремёсел;
  •  имел весёлый нрав;
  •  деятельный;
  •   активный;
  •  прирождённый воин;
  •  обладал безграничными имперскими амбициями;
  •  лучший корабельный мастер России.
  • «прорубил» Окно в Европу;
  •  победил в битве под Полтавой;
  •  было удачно проведено присоединение Азовской крепости;
  •  было решено сбривать бороды всем, кроме священников и крестьян;
  • Был построен Санкт-Петербург.

Отрицательные моменты:

  • враг дворцовых церемоний и любых условностей;
  •  обожал непринуждённую атмосферу пирушек;
  •  обладал болезненными приступами гнева;
  • деспотичный властелин;
  •  не пытался понять окружающих;
  • властный император;
  •  имел пренебрежение ко всему русскому;
  •  совершил сыноубийство;
  • была проведена неудачная военная кампания против Турции;
  •   были обезглавлены 4 главных заговорщика стрелецкого восстания;

Учител: Итак, в результате исследования деятельности Петра I мы выяснили, что он проводил свои реформы силою, зачастую слишком жестокими методами. Но в данном случае результаты оправдали средства. Россия перестала быть закрытым традиционным обществом и влилась в состав европейских государств, поступательно преодолевая отсталость. Следовательно, правление Петра I является больше реформаторским. И подтверждением этого является, тот факт, что мы с удовольствием пользуемся петровскими реформами.

Учитель: Скажите, а какие реформы вам больше всего по душе?

Учитель: Ребята посмотрите внимательно на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне, какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:

- К кому обращены стихи?

- Кого олицетворяет «гордый конь»?

- «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?

Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

               - Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка?

- Был ли Петр I «революционером на троне»? Вывод: реформы Петра I – это своеобразная «революция сверху». Поэтому Петра  можно считать «революционером на троне».

             - Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России?

 Учитель:  Напишите синквейн (пятистишие) на тему «Пётр I».

Правила написания синквейна.

1 строчка. Нужно записать название темы, одно существительное.

2 строчка. Описание темы двумя прилагательными.

3 строчка. Описание действия в рамках темы.

4 строчка. Фраза из 4-х слов, которая показывает отношение к теме.

5 строчка. Синоним (метафора) первой строчки.

Пример: Пётр Великий.

                 Смелый, любознательный.

                 Открывает, строит, присоединяет.

                 Построил великую морскую державу.

                 Император.

Учитель: Как вы думаете, а была ли альтернатива развития России, необходимо ли было применять столь радикальные меры?
Вывод: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ, были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь Россией. 

Д/З: составить кроссворд по теме: «Эпоха Петра Великого» (15 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Окончание Великой Отечественной войны".

Урок истории в 9 классе коррекционного образовательного учреждения 8 вида....

Презентация к уроку по теме:"Окончание Великой Отечественной войны".

Данный материал используется при поведении урока в 9 классе коррекционного образовательного учреждения 8 вида....

Дифференцированный урок на тему «Природное сообщество глазами биолога и художника».

Познакомить  учащихся   с понятиями   «биологическое сообщество», «биоценоз», «консументы», «продуцеты», «редуценты», «показатели биоценоза». Познакомить ребят с  творчес...

Открытый урок по теме: "Начало Великой Отечественной войны" 9 классс

Урок- объяснение нового материала с элементами лекции, сопровождается презентацией.В ходе урока используется: проверка домашнего задания- работа с датами, терминами, развернутый ответ на поставленный ...

Тест по теме "Пётр Великий"

Тест для 7 класса...

Урок музыки. 7 класс. Великие наши современники. Иоганн Себастьян Бах.

Урок музыки. Великие наши современники. Иоганн Себастьян Бах....