Дифференцированный урок на тему «Природное сообщество глазами биолога и художника».
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Познакомить  учащихся   с понятиями   «биологическое сообщество», «биоценоз», «консументы», «продуцеты», «редуценты», «показатели биоценоза». Познакомить ребят с  творчеством русских художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diffencirovannyy__urok__na_temu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный  урок на тему

 «Природное сообщество глазами  биолога и художника».

Задачи: Познакомить  учащихся   с понятиями   «биологическое сообщество», «биоценоз», «консументы», «продуцеты», «редуценты», «показатели биоценоза». Познакомить ребят с  творчеством русских художников.

Научить школьников умениям характеризовать объекты, устанавливать   причинно- следственные  связи  между строением живых организмов  и местом их обитания. Учить  работать с репродукциями картин, формировать   художественный  вкус  учащихся. Развивать  у ребят  наблюдательность, логическое  мышление, воображение.

Убедить ребят в необходимости  охраны природы.

Оборудование: таблица  «Биоценоз пресного водоема»,  фрагмент фильма  «Тайны старого пруда»,таблица  «Компоненты биоценоза»(изготовили  сами из рисунков и открыток, изображающих  растения и животных ), репродукции картин  В.А.Серова «Заросший пруд.Домотканово.» ,  В.Д.Поленова «Заросший пруд», И.И.  Шишкина  «Березовая роща» и «Лесная чаща». Принадлежности для рисования акварельными красками.

План урока:

  1. Вступительное  слово учителя.

  1. Сообщения учащихся о художниках.

а) годы жизни  художников  ( В.А.Серов –1865-1911; В.Д.Поленов – 1844 – 1927);

б) основные моменты биографий;

в) тематика творчества (сделать в тетрадях запись «В.А.Серов – портретист, В.Д.Поленов – пейзажист»).

  1. Сообщение учителя рисования   о художественных приемах, использованных при написании картин.

Художественно-выразительные средства, использованные   художниками  для того, чтобы  передать красоту увиденного пейзажа на бумаге.  

В.А.Серов использовал темные густые  краски, плотно  наложенные мазки  при рисовании кроны  деревьев. Отсутствие солнечных бликов. В.Д.Поленов  использовал  при рисовании яркие  насыщенные  тона. Удачно  передана  игра солнечного света. Наличие   желтых тонов.

  1. Работа с картинами учителя биологии:

           1)Активизация знаний учащихся о структуре вида. Работа по вопросам:

Что такое вид ?

Как называются области распространения вида?

Что такое популяция?

В виде чего существует вид ?

Подвести  учащихся к осознанию того, что существование на участке популяции только одного вида невозможно.

           2)Введение понятия «биоценоз»  на примере  рассматриваемых картин:

                  а)записать определение биоценоза;

                  б) пользуясь картинами, определить какие виды растений  там изображены (ивы, осоки, тростник, белые водяные лилии, кубышки желтые , лютики и т.п.)

           3) Дать понятие «показатели биоценоза» (можно использовать картины и таблицу «Биоценоз пресного водоема»):

                   а)видовое разнообразие

                   б) плотность

                   в) устойчивость (обратить внимание   на тину , покрывающую поверхность пруда на картине   В.А. Серова , что указывает на тенденцию  к смене биоценоза пресного водоема  на биоценоз болота )

                   г) структура биоценоза ( о ярусности  пространственной и временной )

           4) Работа с таблицами «Компоненты биоценоза» и «Биоценоз пресного водоема». Разделить изображенные на них живые организмы  на продуцентов, консументов и редуцентов.

          5) Рассказать о связях  внутри  биоценоза:

                   а) территориальные ( работа по вариантам ):

 Пользуясь таблицей «Компоненты биоценоза», найдите  приспособления к жизни в пресных водоемах и около них :                                          

                   

I вариант

II вариант

У растений ( тростник, калужница, белая водяная лилия, кубышка желтая, незабудки , рогоз и т.п. )

У животных ( лягушка прудовая, стрекозы и их личинки, комары и их личинки, жук плавунец и т.д.)

Обсудить результаты и добиться  понимания того, что территориальные связи – это приспособление к конкретным местам обитания .

             

                   б) пищевые  связи ( построение элементарной пищевой цепочки  из организмов, изображенных на картинах и таблицах)

          6) Дать понятие о многообразии биоценозов ( можно использовать  репродукции картин других художников, например, «Березовая роща» и «Лесная чаща» И.И.Шишкина).

          7) Работа по вопросам:

Изображенные на картинах биоценозы естественные или искусственные ?

Какие биоценозы можно назват

ь искусственными ?

В чем наблюдаются черты сходства между естественными и искусственными биоценозами ( наличие всех компонентов, наличие круговорота веществ, наличие всех показателей и т.д.) ?

Чем естественный биоценоз отличается от искусственного ( неполный круговорот веществ, маленькое видовое разнообразие, короткие цепи питания   и т.д.) ?

5. Обратить внимание школьников  на необходимость   охраны   природных    сообществ , основываясь на анализе последствий антропогенного воздействия  на популяции животных, растений, грибов и т.п.( можно использовать   знания   об отрицательном влиянии антропогенного фактора  на местный  водоем и окружающие населенный пункт лесные массивы). Задать следующие   вопросы :1.Какие основные виды загрязнений мы можем встретить в лесу и увидеть на поверхности водоема ? 2. Как это влияет на живые организмы ? 3.Встречали ли вы признаки гибели членов природного сообщества ? Какие ?

 Сформировать у учащихся негативное отношение к действиям  человека, разрушающим естественную среду обитания  популяций различных биологических видов. Убедить ребят в том, что знания о связях и изменениях в природных биогеоценозах необходимы для их охраны.                

6. Изучение  картин В.А.Серова и В.Д.Поленова с точки зрения психолога.

Учитель совместно с учащимися отвечает нас вопрос :«Какие  чувства, ощущения вы испытываете, глядя  на эти картины?».( На   картине В.А.Серова  преобладают темные тона, которые  действуют  на зрителей угнетающе.  От  картины веет  ощущением  унылости, тихой задумчивости. На картине В.Д.Поленова  изображен солнечный день. Сочная зелень, желтые  пятна  цветов, ярко  освещенный мостик – все это вызывает у зрителей  чувства радости и умиротворенности). После обсуждения вопроса делается вывод о том, что оба художника  как бы выплеснули свои чувства, эмоции на холст. Далее  ребятам  предлагается  изобразить пейзаж, который бы отражал их личное  душевное состояние.

 7. Рисование по мокрой бумаге.

 8. Закрепление изученного материала :

                     а)просмотреть фрагмент фильма «Тайна старого пруда»

                     б) составить таблицу, разделив увиденные виды на две колонки

Продуценты

Консументы

9. Подведение итогов.

10. Задание  на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».

Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами....

УРОК ЭКОЛОГИИ ПО ТЕМЕ: "ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА" 6 КЛАСС

публикация представляет собой методическую разработку конспекта урока экологии....

тест по биологии для 6 класса по теме "Природные сообщества"

тест содержит вопросы с вариантами ответов....

Конспект урока в 5 классе по теме "Природные сообщества"

Конспект урока в 5 классе по теме "Природные сообщества"....

Конспект урока и презентация по теме "Природные сообщества" 5 класс

Учебный материал представляет собой технологическую карту урока, в которой прописаны УУД учащихся на уроке. ...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные сообщества" 3 класс

Обучающие:·        познакомить учащихся с понятием «природное сообщество»·        учить самостоятельно,  получать информацию ...