Тема: «Природные сообщества. Организм и среда» 6- классы
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Тема: «Природные сообщества.

                                    Организм и среда»

                                                                6- классы 

                

Задачи уроков:

 

1.     Обеспечить усвоение учащимися знаний о среде обитания организмов, о ее экологических факторах (факторов неживой и живой природы деятельности человека, об их сложных взаимоотношениях);

2.     Раскрыть понятие «Природные сообщества, показать их разнообразие, основные компоненты (организмы); Производители, потребители, разрушители, сложные взаимосвязи и взаимоотношения между ними, значение пищевых связей – цепей питания;

3.     Сформировать умения составить простые цепи питания;

 

 

                                           Планирование темы

 

Урок 1.    «Среда обитания организмов. Факторы обитания».

Урок 2.    «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека».

Урок 3.    «Природные сообщества. Цепи питания».

Урок 4.    «Обобщающий урок по теме «Природные сообщества. Организм и среда».

                                           

                                        Планируемые результаты:

 

Учащиеся   должны знать:

                 

                   -  факторы живой природы;

                   -  факторы неживой природы;

                   -  о связи условий жизни и экологических факторов;

                   -  о влиянии живых организмов на растения;

                   -  о влиянии деятельности человека на жизнь растений.

 

Учащиеся   должны  уметь:

 

                     - составлять цепи питания в сообществах разного типа;

                                     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

          Тема: «Природные сообщества.

                                    Организм и среда»

                                                                6- классы  

               

Задачи уроков:

  1. Обеспечить усвоение учащимися знаний о среде обитания организмов, о ее экологических факторах (факторов неживой и живой природы деятельности человека, об их сложных взаимоотношениях);
  2. Раскрыть понятие «Природные сообщества, показать их разнообразие, основные компоненты (организмы); Производители, потребители, разрушители, сложные взаимосвязи и взаимоотношения между ними, значение пищевых связей – цепей питания;
  3. Сформировать умения составить простые цепи питания;

                                           Планирование темы

Урок 1.    «Среда обитания организмов. Факторы обитания».

Урок 2.    «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека».

Урок 3.    «Природные сообщества. Цепи питания».

Урок 4.    «Обобщающий урок по теме «Природные сообщества. Организм и среда».

                                           

                                        Планируемые результаты:

Учащиеся   должны знать:

                 

                   -  факторы живой природы;

                   -  факторы неживой природы;

                   -  о связи условий жизни и экологических факторов;

                   -  о влиянии живых организмов на растения;

                   -  о влиянии деятельности человека на жизнь растений.

Учащиеся   должны  уметь:

                     - составлять цепи питания в сообществах разного типа;

                                     

Урок 1.       Тема: «Среда обитания организмов.

                               Экологические факторы»

Задачи урока:

  1. ОБУЧАЮЩИЕ:

    а)  ракрыть понятие  «среда обитания организмов»;

    б)   выяснить ее экологические факторы, показать влияние факторов неживой и живой природы на организм;

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ:

     а)  продолжить формирование умений работать с учебником, находить по его рисункам необходимые сведения выполнения заданий;

          3.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  

    а)   уметь слушать своих товарищей и приходить к общему мнению;

Оборудование:  Комнатные растения, гербарные экземпляры, таблицы.

 

                                             ХОД    УРОКА

I.       Организационный.

  1. Установочный.

Учитель:    Назовите мне любые живые организмы и где этот организм в природе можно       встретить (волк-лес, лягушка-болото, рыба-река и т.д.).

Учитель:     Как по-другому можно назвать часть природы,  в которой обитает  организм?     (среда обитания).  

                 (Учащиеся зарисовывают первую часть темы урока).

Учитель:     Что может воздействовать на организм,  в среде обитания - погода, другие

        организмы?

Учитель:     Все, что вы сейчас перечислили,  называются факторами среды.

        (Учащиеся переписывают вторую часть темы в тетрадь).

Учитель:     На этом уроке нам необходимо выяснить:

                            -  какие факторы среды воздействуют на живой организм в

        определенной среде обитания;

         -  какое влияние они оказывают на жизнь организмов;

III. Изучение нового материала:

      1.  Экологические факторы неживой природы:

       Учитель:  -  задание классу:  

-  найдите в учебнике стр. 156 определение «среды обитания» и факторы среды.

-  выпишите их в тетрадь (проверка записей).

Учитель – задание классу:

           -  запишите в тетрадях, какие факторы по вашему мнению могут оказывать

        влияние на живой организм?   Беседа, проверка записей.

Учитель:   Все факторы, которые мы перечислили можно разбить на 3 основные группы:

                                        ФАКТОРЫ   СРЕДЫ

Факторы неживой                                                        деятельность

   Природы                     факторы живой                 человека

        (?)                                   природы                    (?)

                                                   (?)

Учитель – задание классу:    Запишите схему в тетрадях вставляя, где знаки вопросов, факторы, которые вы считаете,  относятся к данной группе.

Проверка записей, обсуждение, исправление.

      2. Влияние факторов среды.

Учитель:   Воздействие на живые организмы факторов неживой природы определяет их   распространение на нашей планете. Таким важным факторам для большинства растений и животных является, прежде всего, свет.

Учитель – задание классу:  

        -  прочитать текст на странице 156;

                        -  ответить на вопрос, как влияет свет на жизнь живых организмов?

         (после чтения, в ходе обсуждения вопроса заполняется таблица).

        

Экологические факторы

   Растения        

   Животные

    Свет

Учитель: Прочитать влияние воды на жизнь организмов, обсуждение, заполнение таблицы.

Учитель:  Прочитать влияние температуры на жизнедеятельность

организмов и самостоятельно записать в таблицу.

В ходе обсуждения записей формируются выводы.

  Выводы:

1. Одни и те же факторы среды имеют  различное значение для жизни совместно обитающих организмов различных видов.

2. Положительное или отрицательное влияние переменного фактора на живые организмы зависит от силы его проявления.

        

  1. Закрепление знаний.

   РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

  1. Как вы думаете, почему зимой воробьи переносят температуру до 20 градусов, а летом помещенные в искусственные условия, гибнут при температуре чуть ниже нуля?
  2. Объясните, почему тропические виды растений и животных не перестраивают свои процессы  жизнедеятельности, начиная с июля, что характерно для наших видов, и как следствие не могут пережить суровые зимы умеренного климатического пояса?

Ученики делают обобщение по теме урока и формируют ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

V.   Домашнее задание:

                        1.  Раздел 24,  страница 156 – 157.

                        2.  Подготовить сообщение: «О типах взаимосвязей живых организмов».

Урок 2        Тема: «Взаимосвязи живых организмов.

                          Влияние  деятельности человека»      

                                                                    6-е  классы         

Задачи урока:

  1. Продолжать развивать знания у учащихся о среде обитания, ее факторах и их влиянии на организмы;
  2. Раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов, а также влияние на них деятельности человека;
  3. Совершенствовать учение учащихся работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ:   Таблицы, нозологии, рисунки, фотографии, картинки.

        ХОД   УРОКА

I.   Организационный.

II.  Актуализация знаний.

   Фронтальный опрос.        

      Учитель:  1.  Дайте определение:   а)  среда обитания;

        б)  факторы среды;

     Учитель:  2.  Перечислите факторы неживой природы, влияющие на жизнедеятельность  организма?  Охарактеризуйте их.   

     Учитель:  3.   Какие факторы живой природы влияют на организм?

     Учитель:  4.  Охарактеризуйте экологические факторы среды обитания,  

          которые изображены на рисунках страницы 158 ?

     Учитель:  5.   Как живые организмы, изображенные на странице 159,  

                             приспособились к жизни в своих средах обитания?

III.   Познавательная деятельность.

       Учитель:  1. Предположите, как живые организмы могут влиять друг на друга?

                         2. Могут ли животные существовать без растений?

На этом уроке мы должны ответить на эти вопросы и сравнить с вашими предположениями.

(записывают тему урока).

IV.   Изучение нового материала.

        1. Зачитывается сообщение  «О взаимосвязях живых организмов».

         2. Учитель:

        -  как влияют живые организмы друг на друга?

                         -  почему животные не могут жить без растений?

                         -  какие виды взаимодействия можно выделить у животных?

В ходе обсуждения заполняется таблица   «Факторы живой природы».

Виды взаимоотношений

организмов

                             Примеры

 1. Симбиоз  (взаимовыгодные

          отношения).

Растения – животные – опылители и распространители

семян.

 Деревья – грибы (микориза).

 Муравьи – тли (охрана, пища).

 2. Нахлебничество

 Рыба-прилипала     акула.

 3. Квартиранство

 Рак-отшельник     - моллюски.

 4. Хищничество

 Волк   - заяц.

 Жук-плавунец     - головастик.

 Лиса        - мышь.

3.  Учитель:  Как человек, по вашему мнению, может повлиять на живые организмы?   (Чтение сообщения «Влияние человека на жизнь растений и животных»). В ходе обсуждения зарисовывается схема на доске и в тетрадях:

                    ФАКТОРЫ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ЧЕЛОВЕКА

Непосредственное                                         Косвенное

         влияние                                                   влияние

1. Вырубка лесов                  Изменение среды:        загрязнение среды

        Распашка полей,        Сточные воды,

2. Отстрел животных        осушение болот                    Ядохимикаты, отходы  

                                          Изменение условий жизни           производства

                                                  Гибель организмов

                                         Не приспособленных к новым            

            условиям обитания.

V.  Выводы урока: Подведение итогов.

  1. Живые организмы активно влияют друг на друга.
  2. Связи между животными могут быть взаимовыгодные (симбиоз), а могут быть выгодными только для одного организма (паразитизм).
  3. В последнее время резко усилилось влияние на живые организмы деятельности человека,  что приводит к их гибели.

  VI.  Домашнее задание:

  1. Раздел  24  страница 158
  2. Написать сочинение-рассуждение  «Чтобы я сделал, если бы жизнь растений и животных зависела от меня».    

Урок 3    Тема: «Природные сообщества.

                                Цепи питания»

                                                                                            6-е  классы                  

Задачи урока:

  1. Раскрыть понятие «Природное сообщество».
  2. Выяснить его основные компоненты, сложность их взаимоотношений на примере пищевых связей или цепей питания, их роль с другими связями в обеспечении круговорота веществ и энергии.
  3. Уметь составить простые пищевые связи.
  4. Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.
  5. Делать выводы, обобщать.

Формы организации учебной деятельности:  работа в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, картинки, фотографии, энциклопедии, справочники.

                                                   ХОД   УРОКА

I. Организационный.

            Класс делится на 4 группы, на каждом столе табличка с названием

            биогеоценоза.  «Еловый лес», Луг», «Болото, «Степь», и другие различные  

источники информации, принесенные  учениками.

II.  Актуализация знаний.

Задание 1.   Каждая группа должна назвать вид взаимоотношений организмов (симбиоз),

             нахлебничество, квартиранство, хищничество.

                     Представители от каждой группы выходят к доске (четыре учащихся), затем

                     по одному вытаскивают карточки, заранее приготовленные учителем,

                     с названием видов взаимоотношений организмов.

Задание 2.       а)  прочитать название вида взаимоотношений.

                         б)  охарактеризовать, привести примеры.

        (Группы дополняют каждый ответ).

3. Прослушивание сочинений   (домашнее задание). 2-3 человека  по теме «Если бы жизнь растений и животных зависела от меня».

III. Установочный.

               Учитель: - Прочитайте тему урока, запишите в тетрадях.

                               -  Предположите что, по вашему мнению, может называться    «Природным сообществом».

                               - Запишите свое мнение в тетрадях под рубрикой «Гипотеза».

 Правильно ли вы думаете, мы проверим в течение урока.

IV.   Изучение нового материала.

 

1.  Растительные  сообщества.

Задание: На доске записаны названия растений, уберите лишнее:

                      Черника                                 клевер

                       Ель                                        донник белый

                       Брусника                              тысячелистник обыкновенный

                       Мох                                       морошка

                       Клевер                                  горошек мышиный

Почему вы исключили именно эти названия?  (так как клевер растение луговое, а морошка на болоте).

Учитель: В природе растения обитают не изолированно от других, а совместно с другими растениями.

                -  как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, живущие  на одной территории?    

             -   какое влияние оказывают растения друг на друга?

В ходе беседы выясняются понятия:  - ярусность;

                                                                - теплолюбивые;

                                                                - теневыносливые растения;

Вывод:  

Группы растений, произрастающие на одной территории и оказывающие влияние друг на друга и на среду обитания – называют растительными сообществами или фитоценозами.

На каждом столе ,  в каждой группе есть таблички с названиями.

Учитель: Перечислите,  какие вы знаете фитоценозы (лес, луг, степь и т.д.).

Задание группам:    На ваших столах есть таблички с названием фитоценоза, на альбомных листах (заранее приготовленных учителем)  запишите, какие растения проживают на данной территории.  (1-2 минуты).  Затем записи проверяются.

      2.   Природные сообщества.

Учитель: - Могут ли растения на определенной территории прожить без животных?  (нет).

                - Почему вы так решили?

                - Какая связь между растениями и животными в растительном сообществе?

                   (цели, питание, опыление и т.д.).

Для различных растительных сообществ действительно характерны свои виды животных. На доске прикреплены различные названия животных.

Задание по группам:

  1. Посоветуйтесь, какие животные живут в вашем растительном сообществе.
  2. Выберите этих животных (снимите с доски и положите на свой стол).

Учитель:  У вас скопилась небольшая информация, названия животных и растений, живущих на ваших территориях.

Задания по группам:

  1. Прочитайте абзац учебника, стр.164.
  2. Ответьте на вопрос, как можно назвать среду обитания животных и растений,  живущих вместе.  (Ответы формируются и записываются).

В ходе обсуждения сформировался

V.  Вывод:

  1. Совокупность растений и животных, обитающих на конкретной территории, а так же грибов, лишайников и бактерий называется природным сообществом или биоценозом.

В любой экосистеме можно выделить три группы организмов.

Задание:  1. Прочитать абзац на стр.166

                 2. Дописать схему на уроке:          ЭКОСИСТЕМА

                                         

                                                                          ?             ?              ?

Далее в ходе обсуждения проверяется правильность написания схемы:

                                 ЭКОСИСТЕМА

     

Производители              потребители               разрушители

   

    (Растения)                    (животные)                     (грибы, бактерии)

  1. Совокупность живых организмов и неорганических компонентов, привязанных к определенной территории и взаимосвязанных между собой круговоротом веществ, называются – экосистемой.

                  План характеристики сообществ:  

Задания для групп  (на каждый стол):

  1. Ознакомиться с источниками информации на ваших столах.
  2. Найти и дописать название растений, характерных для вашего биоценоза и составить краткую характеристику некоторых из них.
  3. Найти и дописать название животных, характерных для вашего природного сообщества и охарактеризовать несколько из них
  4. Составить 2-3 цепи питания, характерных вашему сообществу.
  5. Сделайте выводы.
  6. Для опыта:  Оформите альбом или реферат.

6.   Домашнее задание:  1. Оформить альбомы в группах.

                                         2.  Приготовить отчет о проделанной работе.

                                               ( приложение).

                             

Урок  4         Тема: «Природные сообщества»

                                           Повторительно-обобщающий урок.

                                               6-е классы

                                                                             

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о среде обитания организмов.
  2. Систематизировать знания о природных сообществах, их разнообразии, об основных компонентах (производителях, потребителях, разрушителях).
  3. Продолжить формирование умений обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.

                                                 ХОД  УРОКА

I. Организационный.

II. Актуализация знаний.

                                                   Фронтальный опрос.

Учитель:

  1. Что такое среда обитания?
  2. Перечислите факторы живой природы, влияющие на жизнь живых организмов, проживающих на одной территории?
  3. Перечислите факторы неживой природы?
  4. Что такое природное сообщество,  биоценоз?
  5. От чего зависит устойчивость биоценозов?
  6. Какое взаимоотношение между животными и растениями в природных сообществах (приведите примеры)
  7. Как влияет человек на живых организмов в сообществах?

III. Отчет групп о проделанной работе по плану характеристики сообществ.

       1 группа  - рассказывает общую характеристику биоценоза  - «Леса».

       2 группа  -          -*-                    -*-                         биоценоза   - «Луга».

       3 группа  -          -*-                    -*-                          биоценоза  -  «Степей»

       4 группа  -          -*-                    -*-                          биоценоза  -  «Болота»

В ходе отчета одной из групп, учащиеся других групп составляют таблицу, задают вопросы.

Название  биоценозов

 Названия        растений

Названия животных

Цепи питания

  -    Выводы:

               а)  Проверка заполнения таблицы;

               б)  В ходе беседы, обобщения прослушанного, оформляются выводы.

    Выводы урока:

  1. Биоценоз  - сложная, природная система, которая поддерживает различные связи между ее компонентами (различными видами живых организмов) и, имеет очень сложную внутреннюю структуру.
  2. Изменение связей компонентов биоценоза приводит к изменению самого биоценоза.
  3. Устойчивость биоценоза к внешнему воздействию определяется количеством и разнообразием связей между организмами этого сообщества.

IV. Подведение итогов.

    1. Учитель благодарит учащихся за успешное выполнение задания.

                2. Выставляются оценки каждому  члену группы за участие.

                3. Отчеты сдаются учителю.

     V.  Домашнее задание:  

1. Прочитать раздел 26   стр. 172-173

2. Подготовится к годовой контрольной работе по вопросам на странице 173.

   Тестовая контрольная работа.

                       Тема: «Природные сообщества»

Задачи:

      1. Обобщить и систематизировать знания о природных сообществах, проверить умения составлять цепи питания, приводить примеры трех групп живых организмов в любой экосистеме.

                                 ВАРИАНТ  1

ТЕСТЫ:

   1. Природным сообществом называют совокупность приспособленных к совместному обитанию на данной территории видов:

        А)   растений и животных

        Б)   растений, грибов и бактерий

        В)   растений, животных и микроорганизмов

        Г)   растений, животных, грибов и бактерий

2. Найдите неверное утверждение. Животные в природном сообществе:

       А)   являются потребителями органических веществ, созданных растениями в процессе фотосинтеза

       Б)   участвуют в образовании органических веществ из неорганических

       В)  частично играют роль разрушителей органического вещества

       Г)   участвуют в передаче органического вещества по цепям питания

3. Природным сообществом является:

       А)   клетка дуба                               в)   дуб

       Б)   лист дуба                                   г)   дубовый лес

4.  Ласточки и стрижи в природных сообществах выполняют роль:

       А) производителей органических веществ

       Б)  потребителей  1-го порядка

       В)  потребителей  2-го прядка

       Г)  разрушителей органических веществ

5.  В одном природном сообществе со щукой можно встретить:

       А)  акулу                                          в)  леща

       Б)  кита                                             г)  морскую звезду

6.  Производителем является:

        А)  береза                                        в)  журавль

        Б)  ворона                                        г)  белый гриб

7.  Цепи питания – это:

        А)  связи между родителями и потомством

        Б)  родственные (генетические) связи

        В)  обмен веществ в клетках организма

        Г)  пути передачи веществ и энергии в природном сообществе

 

                                 ВАРИАНТ   2

1. Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, называют:

        А)   биосферой

        Б)   природным сообществом

        В)   ноосферой

        Г)   круговоротом веществ

2.  Разрушителями в природном сообществе в основном являются:

          А)  низшие растения                         в)  животные

          Б)   высшие растения                        г)   грибы и бактерии

3.  Природным сообществом является:

          А)  болото                                          в)  остров

          Б)   гора                                              г)  облако

4.  В состав сообщества елового леса никогда не входит:

          А)  черника                                        в)  утка-кряква

          Б)  большой пестрый дятел              г)  медведь

5.  Гриф является:

          А)  производителем                          в)  разрушителем

          Б)  потребителем                               г) паразитом

6.  Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:

           А)  бактериями                                 в)  животными

           Б)  грибами                                       г)  растениями

7.  В пищевой цепи между семенами растений и лисой находятся:

           А)  лягушки                                      в)  лисята

           Б)  мыши                                           г)  дрозды-рябинники

                                 ВАРИАНТ  3          

1. К естественным сообществам относится:

           А)  луг                                               в)  сад

           Б)  огород                                          г)  пашня

2.  Потребители органических веществ в природном сообществе:

А)  низшие растения                         в)  лишайники

 Б) грибы и бактерии                         г) животные

3.  Хищники в природном сообществе:

           А)  полностью уничтожают растительноядных животных

           Б)  способствуют повышению численности жертв

           В)  способствуют выживанию самых здоровых и сильных особей среди своих жертв

            Г)  не влияют на численность жертв

4.  Устойчивость природного сообщества определяется:

            А)  равным числом видов растений, животных, грибов и бактерий

            Б)  малым числом видов живых организмов

            В) преобладанием числа видов животных

            Г)  большим разнообразием видов живых организмов

5.  Мышь является:

            А)  производителем                         в)  разрушителем

            Б)  потребителем                              г)  паразитом

6.  Продолжите цепь питания, выбрав нужное животное из указанного перечня: растения – насекомое -  …

            А)  лисица                                         в)  волк

            Б)  лягушка                                       г)  сова

7.  Зеленая окраска свойственна обычно:

            А)  производителям                         в)  потребителям

            Б)  разрушителям                             г)  паразитам

                           ВАРИАНТ  4

1. Искусственным сообществом является:

            А)  болото                                         в)  ржаное поле

            Б)  река                                              г)  дубрава

2. Организмы, которые создают органические вещества из неорганических, называют:

             А)  потребителями                          в) разрушителями

             Б) производителями                       г)  паразитами

3.  В одном природном сообществе можно встретить ландыш:

              А)  и лисицу                                   в)  и синий василек

              Б)  и полевого жаворонка            г)  и суслика

4.  Основная роль рыб в водных природных сообществах:

              А)  создание органических веществ

              Б)  потребление, преобразование и передача органических веществ по цепям питания

               В)  санитария

               Г)  разрушение органических остатков

5.  Устойчивость природных сообществ связана с:

               А)  высокой продуктивностью растений

               Б)  наличием значительной массы органических веществ

               В)  большим видовым разнообразием

               Г)  интенсивной работой микроорганизмов

6.  Продолжите цепь питания, выбрав нужное животное из указанного перечня:  растение – мышь -  …

               А)  заяц                                         в)  кузнечик

               Б)  змея                                          г)  тритон

7.  Производителем и одновременно хищником является:

                А)  кошка                                     в)  клевер

                Б)  росянка                                   г)  картофель

     

     Дидактические карточки.

    Задание по теме: «Природные сообщества»

Карточка  № 1

1. Что такое среда обитания?  Приведите примеры.

Карточка  №  2

1. Какие экологические факторы вы знаете?

    Назовите основные физические факторы среды.

Карточка  №  3

1. Каково значение света для живых организмов (растений, животных).

    Приведите примеры.

Карточка  №  4

1. Как влажность влияет на живые организмы? Приведите примеры.

Карточка  №  5

 1.  В чем сущность хищничества? Какова роль хищничества в природе.

Приведите примеры.

Карточка  №  6

1. Что называется сообществом? Какие связи существуют в сообществе?

Карточка  №  7

1. Какие группы организмов существуют в каждой экосистеме?

    Перечислите и приведите примеры.

  Карточка  №  8

1.  Закончите схемы цепей питания:

    а)    Растение  -  __________ящерица- __________

   

    б)    __________   заяц ________

    в)   фитопланктон ___________ … ____________...  хищная птица

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».

Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами....

Конспект урока по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс

Конспект урока по ОБЖ @Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс + презентация к уроку...

Конспект урока на тему "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.

Разработка урока для 8 класса по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы". Материал,используемый для урока расширяет и углубляет знания об особо охраняемых территориях. Методы и приемы у...

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

презентация блок - схемы по теме" Электрический ток в различных средах" 10 класс

блок схемы - опорные конспект - к темам,  "Электрический ток в металлах", Эектрический ток в полупроводниках", "Контакт двух полупроводнико. Транзистор", "Электричес...