Конспект урока по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс
план-конспект занятия по обж (8 класс) по теме

Береснев Алексей Александрович

Конспект урока по ОБЖ @Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс + презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по ОБЖ в 8 классе

Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

ЦЕЛЬ:

1.Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье человека.

2.Воспитательная- воспитывать у детей ответственность и заботу за состояние окружающей среды и своего здоровья.

3.Развивающая-развивать у детей чувство ответственности за загрязнение окружающей среды. Пропагандировать здоровый образ жизни.

        Ход урока:

1.Проверка наличия учащихся в классе и их готовности к уроку-2 мин.

2.Краткое повторение прошлой темы  - 5 мин.

3.Опрос учащихся по домашнему заданию-8 мин.

4.Объяснение новой темы-20 мин.

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.

Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.

Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?

Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.

Загрязнение атмосферы

ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы). В Российской Федерации ПДК устанавливается для каждого вредного вещества.

К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других — взвешенными частицами.

Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.

Взвешенные частицы представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.

Внимание!

Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами экомобилей.

Загрязнение почв

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды1, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.

Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсо-держащих   пестицидов,   которые   используются   для   предпосевного

1 Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Запомните!

Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.

Загрязнение вод

Автомагистраль (на 1500 м в обе стороны почвы загрязнены свинцом)

Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.

Внимание!

Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.

Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов.

Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).

Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды.

        Запомните!        

Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду?
  2. Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания?
  3. Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?
  4. Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды?
  5. Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?

Домашнее задание

Составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания и их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в дневник безопасности, посоветовавшись предварительно с преподавателем ОБЖ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Чульская основная общеобразовательная школа» Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека Береснев А.А. 2014 год село Чиндат

Слайд 2

1. Находясь в лесу (поле) зимой, вы, кажется, отморозили руку. Вы будете: а) растирать её снегом; б) согреваться около костра; в) согревать её собственным теплом. Актуализация знаний

Слайд 3

2. Вам необходимо переправиться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить её в выбранном вами месте: а) вниз по течению; б) перпендикулярно течению; в) против течения; г) под углом 45° к нему.

Слайд 4

3. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Достигнув берега, будете ли вы: а) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь; б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде; в) прыгать в мокрой одежде?

Слайд 5

4. Вы подошли к реке, покрытой тонким льдом. В каком месте вы будете переходить её по льду: а) где имеется под снегом вода; б) в районе обрывистого берега; в) в районе пологого берега; г) около устьев притоков; д ) подальше от них; е) на наиболее порожистых отрезках реки; ж) на участках с озёрными протоками; з ) в местах, где есть более тёмные и бурые пятна на снегу?

Слайд 6

5. Вы подошли к болоту и, осматривая его с удобного для наблюдения места, выделили различные участки. На каком из них вы будете переходить болото: а) с плавающим на воде растительным покровом; б) с редким камышом (тростником); в) на участке, имеющем большое количество мочажин и осоки; г) там, где есть поросли берёзы и осины; д ) на участке, покрытом сплошным слоем старого торфа и мха?

Слайд 7

6. Русло реки, как правило, образует излучины. В каком месте излучины наименьшая глубина реки и наиболее медленное течение? а) у вогнутых участков берега; б) у выпуклого берега.

Слайд 8

7. При какой толщине льда через водоёмы могут переправляться а) отдельные пешеходы и группы людей; б) всадники; в) легковые и грузовые автомобили? 5-12см 10-15см 24-45см;

Слайд 9

8. Если лёд ненадёжен, а обойти его нет возможности, как вы будете переправляться ? а) обычным шагом, простукивая лёд впереди палкой; б) держа шест горизонтально на уровне груди; в) ползком.

Слайд 10

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это не­обходимо людям для полноценного и здорового существования. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.

Слайд 11

Природная среда (природа) - совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека . Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой. Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений ( биомасса) , передавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Слайд 12

Предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других — взвешенными частицами. Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды. Взвешенные частицы представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.

Слайд 13

Внимание! Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей .

Слайд 14

Загрязнение почв В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды 1 , применяемые в сельском хозяйстве. К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения. Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсодержащих пестицидов. 1 Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Слайд 15

Запомните! Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины. Загрязнение почв

Слайд 16

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радио­активных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п. Загрязнение почв

Слайд 17

Загрязнение вод Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. Внимание! Детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

Слайд 18

Запомните! Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле. В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

Слайд 19

Вопросы для самоконтроля: Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду? Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания? Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека? Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды? Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?

Слайд 20

Домашнее задание Составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания и их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в дневник безопасности, посоветовавшись предварительно с преподавателем ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине «Окружающий мир» 2 класс 2 отделение. Тема: Правила противопожарной безопасности.

Конспект урока  по дисциплине «Окружающий мир» 2 класс 2 отделение. Тема: Правила противопожарной безопасности....

Конспект урока по дисциплине «Окружающий мир» 1 класс 2 отделение. Тема: Как вести себя в транспорте.

Конспект урока  по дисциплине «Окружающий мир» 1 класс 2 отделение. Тема: Как вести себя в транспорте....

«Планеты Солнечной системы» . Урок-путешествие . Предмет: окружающий природный мир . Класс: 6 для детей с УО

laquo;Планеты Солнечной системы»Урок-путешествиеУчитель: Смирнова В.А.Предмет: окружающий природный мирКласс: 6 для детей с УОУчебник: «Природоведение. 5 класс .Учебник для специальных (к...

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир"

Конспект открытого урока на тему: "Плодовые деревья. Яблоня, груша, слива", для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР...

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" - "Фрукты: внешний вид, запах, вкус" для обучающихся 1 класса с ТМНР

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" - "Фрукты: внешний вид, запах, вкус" для 1 класса АООП НОО обучающихся с ТМНР (вариант 6.4) (в соответствии с ФГОС обучающихся...