Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».
методическая разработка (биология, 5 класс) по теме

Воронина Светлана Петровна

Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».

( слайд №1)

Цели урока:

Образовательные – познакомить учащихся  с понятием «природное сообщество» и законами регулирующими стабильность этих сообществ.

Развивающие – расширить представления об объектах природы, уточнить содержание отдельных понятий, их смысловую связь с другими понятиями, использование в познании приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.п.).

Воспитательные – воспитывать бережное  и ответственное отношение к природе.

Оборудование:  магнитофон, компьютер, проектор для показа демонстрационных слайдов, фотографии животных и растений, мяч, цветные жетоны.

Музыкальное  оформление: музыка   из сборника  « Звуки леса».

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. 

Учитель читает сказку «Грустная история, которая к счастью не произошла» (приложение №1), слышны звуки леса.

 После прочтения сказки, идет обсуждение ее сюжета.

Вопросы для учащихся:

- Почему лес, который изобразил художник, всегда погибал?

- Кто подсказал художнику, кого  не хватает на картине?

- Зачем в лесу нужны грибы?

- Зачем в лесу нужны насекомые? птицы? животные?

И какой - же напрашивается вывод!?  Очень подходят слова одного стихотворения Б. Заходера:

                                                                   ( ученик читает стихотворение « Друзья!»)        

Все – все -  на  свете,

На свете нужны!

И мошки  не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки  без кошки не лучше делишки.

Да если мы с кем – то не очень дружны –

Мы все – таки очень друг другу нужны.

А если нам кто – нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

2.Актуализация знаний

( На экране первая заставка (слайд №2) с изображением леса)

Ребята, мы с вами видим правильную картину леса, здесь есть все  его жители, которые поддерживают его существование. В биологии этому есть термин -   Природное сообщество.

Природное сообщество это такое сообщество организмов, в котором совместно живущие виды оказываются приспособленными к определенному комплексу условий среды обитания  и поддерживают свое существование через связи друг с другом (термин среда обитания рассматривали на предыдущем уроке).

Весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называют биоценозом (“биос” – жизнь, “ценос” – сообщество). На экране вторая заставка (слайд №3) с изображением водного биоценоза.

В природе биоценозы бывают разного масштаба. Это, например, биоценоз моховой кочки, разрушающегося пня, луга, пруда, болота, леса.

Существуют рукотворные биоценозы – аквариум, террариум, теплица, оранжерея. Более мелкие биоценозы являются в природе частями более крупных, как, например, все обитатели лесной поляны или ствола упавшего дерева – часть общего биоценоза леса, а прибрежные и донные биоценозы – части общего речного или озерного сообщества. Всех животных, проживающих на одной территории, называют – фауной, а растений – флорой.

Игра на закрепление и повторение.                 

Давайте поиграем в очень простую игру, называется она: « Вода, воздух, земля и огонь». Я бросаю кому – либо из вас мяч и говорю: « Вода», а поймавший мяч должен быстро назвать  существо, обитающее в водном сообществе и бросить мяч обратно. При слове « Воздух» вы называете  обитателей наземно-воздушной среды, « Земля» - животных обитающих в почве, а если я скажу « огонь», мяч надо сразу бросить обратно. Тот, кто быстро и правильно среагирует и ответит на вопрос, получает жетон.

Приготовились? Начали!

Организм не может существовать без среды обитания, он составляет с ней единство. Если в среде обитания не будет хотя бы одного элемента, необходимого организму для жизни, он погибнет.

Во всех случаях мы выделяем такое сообщество организмов, в котором совместно живущие виды оказываются приспособленными к определенному комплексу экологических факторов и поддерживают свое существование через связи друг с другом. Об этом мы сейчас и поговорим.

( На экране третья заставка (слайд №4) с терминами и фотографиями к терминам)

Абиотические факторы – это факторы воздействия неживой природы (познавательные задачки №1,2 – приложение №2).

Большинство животных приспособлено  к определенным температурам, одни могут существовать при низких температурах, а высокие для них губительны. Другие - же наоборот (фото белого медведя и писца).  Существует много приспособлений для борьбы с резкими колебаниями температуры. Различают организмы  с непостоянной температурой тела – хлоднокровные, и организмы с постоянной температурой тела – теплокровные. С наступлением зимы растения и хладнокровные животные впадают в спячку или оцепенение.  Другие запасают  и откладывают подкожный жир. У животных отработан механизм линьки, смена летней шубки, на зимнюю.

Также и покровы тела, органы дыхания, органы передвижения – все имеет приспособление к условиям обитания (фото слона, большой панды, афалины).

Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ними в самые разнообразные отношения  как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и  размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды. Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания – формируют биотические факторы среды (познав. задачки № 3, 4 - приложение №2 ).

( На экране третья заставка (слайд №5) с терминами и фотографиями к терминам)

Хищничество – это одна из распространенных форм взаимоотношений. Хищниками называют животных (а также некоторые растения), питающихся другими животными, которых они ловят и умерщвляют.  

Типичные хищники тратят много сил на то, чтобы выследить добычу, догнать ее и поймать (рис. 1). У них развито специальное охотничье поведение. Им надо много жертв в течение жизни. Обычно это сильные и активные животные. Если хищник питается крупными, активными жертвами, которые могут убегать, сопротивляться, прятаться, то в живых остаются те из них, кто делает это лучше других, т. е. имеет более зоркие глаза, чуткие уши, развитую нервную систему, мускульную силу. Таким образом, хищник ведет отбор на совершенствование жертв, уничтожая больных и слабых. В свою очередь, и среди хищников тоже идет отбор на силу, ловкость и выносливость. Эволюционное следствие этих отношений – прогрессивное развитие обоих взаимодействующих видов: и хищника, и жертвы.

          Организмы могут использовать другие виды не только как место обитания, но и как постоянный источник питания. Такая форма сожительства получила название паразитизм. Паразиты могут быть временными, когда организм – хозяин подвергается нападению на короткий срок, лишь на время питания (комары, клещи, блохи)

При  более тесном контакте  хозяин находится с внутренними паразитами, способными длительное время использовать хозяина, не приводя его  к слишком ранней гибели и обеспечивая себе тем самым наилучшее существование (человеческая аскарида, бычий цепень, широкий лентец) 

Симбиоз или сожительство – форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

         Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.

Многие цветковые растения, например, не могут расти без связи с грибами или клубеньковыми бактериями. Симбиоз с грибами или бактериями улучшает корневое питание растений, которые, со своей стороны, обеспечивают их растворимыми сахарами и другими продуктами фотосинтеза. Лишайники, как известно, представляют собой взаимное сожительство грибов и водорослей (слайд №5). Множество животных не смогли бы переваривать пищу без одноклеточных симбионтов пищеварительного тракта – бактерий и простейших.

Ребята, (звук телефонного звонка) у нас зазвонил телефон! Кто – же это может быть? Давайте послушаем. Сообщение зашифровано, нужно расшифровать его, вот код. Каждая цифра соответствует букве. Записываем цифры, а на экране мигают нужные нам буквы, главное будь внимателен!  

Головоломка « Тревожный телефон» (слайд №6,№7,№8).

  1 звонок (ИЗ ЛЕСА)    4,1,3,1,2,5,6,8; 9,10,7,15,1,12,18,8,10,16!

                             ПОМОГИТЕ, БРАКОНЬЕРЫ!

2 звонок (от водных обитателей)     3,12,1,2,1; 14,6,1,15,1,13!

                                                            МНОГО    СТОКОВ!

               3 звонок (ПТИЦЫ)              13,10,8,11,12,16,8; 2,7,17,16; 4,1,2,5,9,7,8,3!

                                                               ВРЕДНЫЕ    ГАЗЫ,     ПОГИБАЕМ!

Тревожные сообщения (слайд № 9).  

           

В особую группу выделяются антропогенные  экологические факторы – это факторы воздействия деятельности человека на изменение условий окружающей среды (загрязнение окружающей среды, сведение лесов, опустынивание, чрезмерная добыча полезных ископаемых, бытовые отходы, исчезновение животных и растений с лица земли) (слайд №10 фотографии экологических катастроф). Их роль год от года возрастает, что ведет к разрушению природных сообществ. При современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества приводит к возникновению глобальных экологических последствий, наносящий ущерб всей природе, в том числе человеку. Экологические факторы  неравнозначны по своему влиянию на организм и сообщество в целом. Одни влияют в большей мере, чем другие.

Быть полностью здоровым можно только в здоровой жизненной среде – это аксиома. Поэтому постоянная забота о высоком качестве окружающей среды закладывает полноценные основы для высокого уровня здоровья населения. В этом и заключается суть концепции о здоровье среды как обобщенной характеристике ее благоприятности для длительного существования живых организмов, включая человека. Основной целью при этом является поддержание такого состояния окружающей среды, которое обеспечивает экологическую безопасность человека и других живых существ через снижение экологических рисков.

3.Закрепление.

Работа в тетрадях - записать термины (слайд №11)   - хищничество, паразитизм, симбиоз; абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы.

Диктант проверка знаний (слайд № 12).

Домашнее задание: Ребята, я вам предлагаю подумать, какие знаки или плакаты по охране природы можно нарисовать.

 Для других ребят – подготовить сообщения о редких и исчезающих видах животных и растений, для третьих – рассказ о природоохранных территориях (заповедниках, национальных парках, памятниках природы).

 



Предварительный просмотр:

 

Приложение № 1

Грустная история, которая к счастью, не произошла.

            Как – то художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - рассуждал он. Лес – это деревья». И стал рисовать березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и вязы. Очень хорошие получились у него деревья. Совсем как настоящие. Казалось, вот – вот пробежит по лесу ветерок, закачаются ветви, затрепещут листочки…

            Закончил художник работу, полюбовался на деревья, а на последок нарисовал в углу картины маленького человечка с большой бородой – старичка – лесовичка. Потому что, какой же это лес без   лесовичка?

            Повесил художник картину на стену, полюбовался ею ещё раз и уехал куда – то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь, сухие стволы.

    - Что случилось ?  - удивился художник. – Почему засох мой лес?

    - Какой же это лес? – вдруг услышал он – Это не лес, а только деревья.

      Ты мил человек, за деревьями лес проглядел.

      Посмотрел художник в угол картины и понял: это старичок – лесовичок разговаривает с ним.

    - Какой же это лес без кустов, травы и цветов?- продолжал лесовичок.

    - Верно, - согласился художник и принялся за новую картину.

              Он опять нарисовал деревья, а среди них – пониже – разные кустарники, а на земле среди зелёной   травы  множество всяких лесных цветов.

    - Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник – Вот теперь- то у меня получился настоящий   лес.

Но прошло  немного времени, и деревья опять  стали чахнуть.

    - Ты забыл нарисовать грибы, - сказал художнику лесовик.

    - Да, - не стал возражать художник – Но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я не раз бывал                               в лесу, но грибы находил не часто.

    - Это ничего не значит, - сказал лесовик – Грибы надо нарисовать обязательно. Без них лес – не лес.

     И художник нарисовал в своём лесу грибы.

Но лес продолжал чахнуть.

    - Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, - объяснил ему лесовик.

              Художник молча взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

- Ну, теперь все в порядке! – решил художник и опять куда - то уехал.

А когда снова  увидел свою картину, не поверил своим глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля.   И деревья стояли голые, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зеленые, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине поближе и … отшатнулся. Все на ней: и земля, и стволы деревьев, и ветви – все было покрыто полчищами жуков и гусениц.

Даже  лесовичок отодвинулся на самый край картины – казалось, вот -  вот упадет, - вид у него грустный – прегрустный.

- Это ты виноват! – закричал художник. -  Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес!

- Съели, - печально сказал лесовичок. – Они и меня чуть не съели.

- Что делать? – в отчаяньи воскликнул художник.- Неужели мне никогда не нарисовать настоящий лес!

- Никогда, - отозвался лесовичок,- если не нарисуешь птиц!

Художник не стал спорить, взял кисть, краски, снова нарисовал деревья и кусты, постелил на землю зеленый ковер из травы, украсил его цветами. Под деревьями и в траве он хитро спрятал грибы, на цветы посадил бабочек и жуков, пчел, шмелей и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.

Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда, наконец, он собрался отложить кисть, решив, что картина закончена, вновь подал голос лесовичок:

- Хороший получился лес. Жалко, если он опять погибнет.

- Но почему? Ведь теперь в нем есть все!

- Нет, не все, - сказал лесовичок – нарисуй еще жабу и ящерицу. И червяков.

- Нет! – решительно заявил художник.

- Да! - твердо сказал лесовик.

Художник вздохнул и нарисовал жабу, ящерицу и несколько дождевых червей. Потом подумал и нарисовал еще много разных лесных зверей.. За окном уже стемнело, когда он окончил работу. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, как вдруг услышал какие – то шорохи, посапывание, пофыркивание, треск сучьев.

- Вот теперь это настоящий лес, - прозвучал из тьмы голос лесовичка – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и животные. Это – лес.

           



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Познавательные задачки:

 1.Многие страны испытывают недостаток в пресной воде и импортируют ее. Вода транспортируется на десятки и сотни километров по трубопроводам, перевозится судами, автомашинами и даже самолетами. Привозную воду используют жители Алжира, Голландии, Гонконга, Сингапура. По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1,2 млрд. человек страдают от нехватки чистой питьевой воды.

2.В коммунальном хозяйстве вода используется для бытовых нужд населения, на работу предприятий бытового обслуживания, мытье улиц и поливку зеленых насаждений, на противопожарные меры. Это составляет примерно 15% от расхода воды в промышленности. Считается, что в благоустроенном городе на личные нужды каждый житель расходует 200-300 л воды в сутки. На одного жителя Москвы приходится свыше 400 л воды в сутки, на одного жителя Санкт-Петербурга – более 300 л. В Лондоне каждый житель расходует 170 л воды в сутки, в Париже – 160 л, в Брюсселе – 85 л.

3.Зеленые насаждения в городе намного улучшают микроклимат. В городских парках в жаркий день температура на 6–8° ниже, чем на улицах. Даже возле газонов на 2–3° прохладнее, чем на тротуаре, за счет испарения растениями влаги. Заметно изменяется и состав городского воздуха. Одно дерево выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания 4 человек. Кроме того, растения поглощают примеси некоторых ядовитых газов и выделяют летучие вещества – фитонциды, которые губительны для бактерий, содержащихся в воздухе. Один гектар парка из лиственных деревьев задерживает за год до 100 т пыли. В городах с интенсивной промышленностью рекомендуют высаживать особо газоустойчивые деревья и кустарники: различные тополя, тую западную, клен американский, черемуху, бузину красную и др.

4.Древесные насаждения очищают воздух городов и поселков от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума. Многие хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Один гектар еловых насаждений может задерживать в кронах до 32 т пыли в год, сосновых – до 35, вяза – до 43, дуба – до 54 т. Содержание пыли в воздухе на озелененной улице в 3 раза меньше, чем на улице без деревьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный урок на тему «Природное сообщество глазами биолога и художника».

Познакомить  учащихся   с понятиями   «биологическое сообщество», «биоценоз», «консументы», «продуцеты», «редуценты», «показатели биоценоза». Познакомить ребят с  творчес...

сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...

Открытый урок биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"

Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе,  бережного и рационального отношения к ней....