Учебный проект: сущность и основные этапы работы
методическая разработка по истории

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего образования (ФГОС) уделяет особое внимание приобретению учениками опыта участия в проектной деятельности[1]. Основная образовательная программа построена прежде всего на этих требованиях.  В числе метапредметных результатов: умение обучающихся применять изученные имение и знание в учебной, познавательной, а также общественной практике; независимость планирования и реализации тренировочной работы и компании тренировочного партнерства с учителями также ровесниками.



[1] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России. 1997.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего образования (ФГОС) уделяет особое внимание приобретению учениками опыта участия в проектной деятельности[1]. Основная образовательная программа построена прежде всего на этих требованиях.  В числе метапредметных результатов: умение обучающихся применять изученные имение и знание в учебной, познавательной, а также общественной практике; независимость планирования и реализации тренировочной работы и компании тренировочного партнерства с учителями также ровесниками.

Умение обучающихся применять изученные познания также мастерства в тренировочной, познавательной также общественной практике; независимость планирования также реализации тренировочной работы также компании учебного партнерства с преподавателями также ровесниками.

В отличие от 30- х годов ХХ века, когда проектный метод подвергался анализу в форме альтернативы классно-урочной системе обучения, современный проектный метод находит решение снарядить учителя новейшей технологией, а учеников – завлечь в увлекательную умственное занятие.

Такая система обучения, как проектная методика позволяет учащимся расширять свои навыки во время выполнения работы, которая постепенно усложняется. Данный метод появился совсем недавно. Он предусматривает возможность адаптации в постоянно меняющемся обществе.

Метод проектов дает способ вариации традиционной классно-урочной системы, такой как новая обучающая технология, которая преимущественно строится на практике и осуществляет стимулирование учеников к самостоятельной работе как в учебной, так и в практической деятельности.

Учебный проект – это взаимная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность обучающихся – партнёров, имеющую совместную цель, слаженные способы занятия, которые направленные на результат общественного плода работы по определению какой-либо проблемы, значительной для участников проекта[2].

С позиции учащегося учебный проект – это шанс сделать интересную работу независимо или в группе, реализуя собственные возможности. Также это возможность проявить себя, опробовать свои силы, знания и публично представить полученный результат. В первую очередь, проект направлен на решение проблемы, интересной обучающимся, которую они самостоятельно формулируют в виде цели и задач. Результат проделанной работы носит практический характер. И очень важно, чтобы он был значим и интересен для учащихся.

С позиции учителя – это дидактическое средство, целью которого является получение навыка проектирования путем составления логических цепочек и выводов при рассмотрении задач, вытекающих из поставленной проблемы.

Так как целью проекта является решение познавательной, творческой задачи, он может быть организован и осуществлен также в персональном распорядке. Ценность проектной системы в том, что ученик создает образовательный продукт, а не просто изучает определённую тему. Достоинством проектной деятельности является освоение обучающимися метапредметных умений. То есть способности вытаскивать новую информацию из различных источников, пользоваться ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей.

Метод проектов формирует самообучение и взаимообучение, стимулирует коммуникативный навык. То есть не только разделять роли в группе, привести доказательства в пользу своей точки зрения и другое, но и личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство.

Проектный метод используют как для контроля пройденного материала, так и при его изучении. Этот метод при освоении нового материала позволяет ученикам самостоятельно изучить тему, руководствуясь поставленными задачами.

Основными условиями применения метода проектов являются:

  • наличие актуальной проблемы, которую необходимо решить в процессе исследования на основе приобретенных знаний, умений и навыков;
  • современность полученных выводов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • использование исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • разграничение уровней выполнения проекта;
  • самостоятельность учащихся при выборе темы исследования.

Выделяют 7 этапов в процессе разработки проекта. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы – решение. Обычно в работе над проектом выделяют следующие стадии:

  1. Подготовительный. Происходит конкретизация темы и постановка целей и проблем проекта;
  2. Планирование. На данном этапе идёт поиск источников информации, делегирование обязанностей, если проект разрабатывается в группе;
  3. Поисковый. Происходит исследование проблемы; расширение круга вопросов по теме; разработка цели проекта;
  4. Аналитический. На этой стадии происходит классификация собранной информации; поиск недостающих данных; выбор наилучшего способа решения задач проекта (анализ альтернативных решений); разработка последовательности действий;
  5. Практический, т.е. реализация педагогических технологий; текущий контроль выполнения проекта; внесение учителем поправок в содержание и оформление работы;
  6. Презентационный. Подготовка информативного приложения; представление проекта; реализация результатов проекта во внеучебной деятельности;
  7. Контрольный. Анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

Проектное обучение является современным развитием технологии проблемного обучения, так как это могут быть исследовательские проекты; творческие – сценарии праздника, фильмы; информационными – презентация и защита.

Итогом проекта может стать пример, который составлен с помощью компьютерных средств или моделирования исторических эпох, основанных на реальных событиях и применение наглядных пособий.

Картина проекта определяет конфигурацию проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков.

Оценке подлежит следующее: способность выделить основные моменты работы и презентовать их, укладываясь в 10-12 минут; умение объяснять актуальность выбранной темы, формулировать проблему проекта и пути её решения; подвергать анализу процесс поиска решения для аргументации выбора способа решения; изложение решения, полученного в ходе исследования; способность осуществлять рефлексию, определять соразмерность поставленной проблемы и средств её разрешения.

Сейчас проектная деятельность, которая зародилась около века назад, вновь становится актуальной и востребованной. Образовательный проект трактуется как коллективная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, скоординированные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. На данном этапе проектная деятельность внедрена и активно используется на разных этапах обучения. Спектр школьных предметов, реализующих именно эту педагогическую технологию, также широк.

Ученые проводят классификацию проектов соответственно с доминирующим видом деятельности учащихся. Все проекты можно разделить на 5 типов. Первым является исследовательский проект. Этому типу характерна строгая логика и структура научного исследования. Второй тип – это творческие проекты. Их целью являются результаты в виде художественного творчества. Третий тип – игровые. Такие проекты осуществляются в форме имитации социальных или деловых отношений. На четвертое место ставят информационные. Для их структуры важно изучение определенного явления с разных сторон, т.е. сбор и обобщение информации и нем. Заключительным типом станут практико-ориентированные проекты. В процессе них должны быть сформулированы общественно значимые результаты: закон, письмо к администрации города, анкеты для социологического опроса и т.д.

Как уже сказано выше, исследовательские проекты сильно напоминают настоящие научные исследования. В их структуру включены такие понятия как актуальность выбранной темы, определение целей и задач, наличие гипотезы и её обязательное доказывание, выведение результатов и проверка их соответствия целям и задачам. Такое исследование, как правило, опирается на широкий круг научных методов (моделирование, анализ, эксперимент и др.). Для реализации подобной задумки необходимо четко определить структуру проекта, цели, обозначить актуальность для учеников. У такой работы обязательно должна быть социальная значимость. Учителю предстоит продумать методы работы и обработки результатов.

На данном этапе развития общества дети имеют доступ к большому количеству информации: энциклопедии, книги, Интернет. Все это создает прекрасные условия для реализации проектной деятельности. С помощью учителя дети должны научиться фильтровать поступающую информацию, искать подлинные источники. Ценность проектов заключается еще и в том, что дети учатся, не отвлекаясь от учебной программы.


[1] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России. 1997.

[2] Бухаркина М.Ю. Практическая работа по теме "Разработка учебного проекта": дидактический раздаточный материал. М., 2003. С. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку

Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на  экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...

Основные этапы и анализ учебно - воспитательной работы на ступенях "Старшеклассник", "Выпускник"

В материале представлен опыт работы классного руководителя по составлению анализа итогов  учебно - воспитательной работы, который помогает устанавливать определенную преемственность между истекши...

Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).

Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...

Метод проектов во внеурочной деятельности: этапы работы над буктрейлером

В методической разработке отражены основные этапы работы над буктрейлером....

Методическое сообщение "Основные этапы работы над вокальными произведениями с учащимися ДШИ"

В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров ...