Основные этапы работы над исследовательским проектом и его составляющие блоки.
статья

Русскина Наталья Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_nad_proektom.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы работы над исследовательским проектом и его составляющие блоки.

Топология проектов

В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

 

В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.

Исследовательские               

            Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

 Творческие

          Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

 Приключенческие игровые

             В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

 Информационные проекты

             Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

 Практико-ориентированные

      Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

 Интернет – проекты.

             Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.

 

По признаку — характеру координации —

проекты могут быть двух типов.

С открытой, явной координацией

       В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

         Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)

       В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).

 

Что касается характера контактов, то проекты разделяются на внутренние и международные.

Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны)

       Такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.

 Международными проектами

    Такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.

 По количеству участников проектов можно выделить

три типа проектов.                                

Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников).

 По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.

     Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

      Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.

      Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них

Основные требования к использования метода проектов
1.     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане   проблемы,   требующей   интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.     Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.     Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.     Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.     Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

      Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

      Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

     Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Результаты проектов должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены.

Процесс разработки проектов

Название/Класс

Предмет/Темы

Имя

Требуемое время

Шаг 1: определите учебные цели в соответствии со стандартами и планируемыми навыками высокого мышления..

Исходя из стандартов и собственных ожиданий определите, что бы Вы хотели от своих учеников? Что они должны знать, понимать и уметь?

 

Какие навыки мышления высокого уровня Вы хотите развивать?

 

Шаг 2: Разработка вопросов, направляющих процесс обучения.

Какая большая идея стоит за выбранными стандартами обучения?

 

Какие Основополагающие вопросы ,Проблемные Вопросы и Учебные Вопросы будете вы использовать, чтобы помочь своим ученикам в обучении?

 

Основополагающие вопросы провокационны и заставляют учеников думать об уроках в более широком контексте. 
Пример: 
Как мы можем объяснить вещи, которые происходят вокруг нас?

Проблемные вопросы обращают внимание на главные задачи проекта. 
Например: 
Существуют ли правила, которые определяют то, как двигаются вещи? Какие правила определяют, утонут ли объекты или будут плавать?

Учебные вопросы к базовым и специальным ответам. 
Например, 
как связаны плотность, плавучесть и перемещение? Как можно измерить объем твердого тела?

Шаг 3: Создание плана оценивания

Как вы узнаете, что ученики достигли целей обучения?

 

По каким критериям будут оцениваться ученики?

 

Какие методы оценивания вы будете использовать в рамках проекта, чтобы сообщать себе и ученикам о прогрессе в процессе обучения?

 

Какие методы наблюдения и отчета вы будете использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы?

 

Шаг 4: Планирование деятельности.

Какой план деятельности вы разработаете, чтобы создать богатые возможности по достижению учебных целей для учеников?

 

Как вы вовлечете учеников в процесс решения проблем или другие содержательные задачи, которые помогут им решении вопросов, формирующих процесс обучения, и создадут связи с реальной жизнью?

Этапы работы над исследовательским проектом

Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

 

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

 

3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта  (в классе)

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.2. стендовая информация о проекте.

 

4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

4.3. Итоговая конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку

Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на  экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...

Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).

Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Этапы работы над творческий проектом

Представлено полное описание этапов работы над творческим проектом по технологии...

Методическое сообщение "Основные этапы работы над вокальными произведениями с учащимися ДШИ"

В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров ...

Учебный проект: сущность и основные этапы работы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего образования (ФГОС) уделяет особое внимание приобретению учениками опыта участия в проектной деятельности[1]. Основная образователь...