Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания.
статья по истории

Курочкина Маргарита Юрьевна

Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания.

«Гордиться славой своих предков, — писал А. С.Пушкин, — не только можно, но и должно». В какие моменты все люди — взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей — героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1) Интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) Углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3) Актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;

4) Теоретическая обоснованность активизации деятельности обучающихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.

Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история — это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о битве на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородина, мы их воспринимаем как факты, соединённые общей идеей борьбы за независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль Русской Православной церкви в сплочении единства народа. В советский период тема патриотизма освещалась без учёта религиозного фактора, игравшего в течение веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Богородицы Победоносной, её исход воспринимался людьми той поры и потомками как свидетельство благоволения небесных сил русской рати.

В Смутное время начала XVII в. русские люди особенно часто обращались к образам борцов за независимость Руси: и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и Сергея Радонежского.

Рать Минина и Пожарского имела почитаемую на Руси икону Казанской Божьей Матери, ставшей символом единения и грядущего освобождения страны. И не случайно сегодня новый российский праздник День народного единства совпадает с православным праздником – иконы Казанской Божьей Матери. Торжественное вступление ополчения на территорию Кремля произошло в день памяти небесного покровителя Дмитрия Донского – Дмитрия Солунского.

Реформы Петра I, казалось бы, явились разрывом с русскими традициями. Петра называли в народе «антихристом», но Петр I не отказался от героического прошлого страны. Особое внимание он обратил на Александра Невского. Место для строительства Петербурга он выбирает именно на берегу Невы, там, где в XIII в. проходила битва под руководством Александра Невского, и здесь же был построен монастырь во имя великого полководца. При Петре I задумано было учредить Орден Александра Невского, и им затем были награждены А.В.Суворов и М.И.Кутузов. В годы Отечественной войны 1812 г. прослеживается связь с героическими традициями русского народа. Поэт Ф.Глинка писал: «Историк! Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история твоя родит героев времен будущих».

Символом служения Отечеству явились построенные в XVIII – XX веках церкви, посвященные Александру Невскому. В годы Великой Отечественной войны, в первый её день, 22 июня 1941 года, в обращении Русской православной церкви к пастырям и пастве были названы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, говорилось о значении патриотизма в отечественной истории.

Немаловажную роль, следовательно, в воспитании патриотизма и гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических традициях русского народа.

При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости, необходимости помнить уроки гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о становлении нашего государства, на уроках истории, мы отмечаем, что оно с самого начала формировалось как многонациональное и многоконфессиональное. На этих уроках мы говорим о необходимости уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года.

Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной Войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.

Регулярно проводятся встречи с живыми свидетелями событий, участниками Великой Отечественной войны. Перед изучением темы «Великая Отечественная война» обучающимся даются задания по подготовке проектов по темам: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Наш край в годы войны». Всё это способствует формированию глубокого уважения, любви к своей семье, родственникам, участникам событий.

     На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом — это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.

Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

— формирование гражданской позиции — осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

— воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

— формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

— формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

— формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

— формирование системы ценностных ориентаций.

   Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания школьников.

Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

     Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:

— проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить

мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

— уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

— урок защиты реферата;

— уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

— приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала по изучаемой теме, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение «благородной цели»: наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.

Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье

Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Знакомство с государственной символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение. Это способствует укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.

В пятом классе при изучении истории древнего мира, давая обучающимся первичное представление о государстве, вводятся понятия «символ», «эмблема», «герб».

В курсе истории средних веков понятие «герб» встречается как программное при изучении жизни средневековых рыцарей. В рамках тематических разделов, посвященных становлению и развитию Российского государства в XV-XVIII вв., обращаем внимание обучающихся на взаимосвязь двух процессов: с одной стороны, усиление власти российских правителей, с другой стороны, появление и развитие государственного герба.

Освещая внутреннюю политику Николая I, мы говорим о появлении первого государственного гимна Российской империи.

В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсах правоведения, обществознания, где имеются разделы, тематически связанные с российской государственной символикой.

Воспитанию активной гражданской позиции способствует знакомство обучающихся с историей возникновения первой Государственной Думы – выборного представительного органа, с системой выборов. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся, встав Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием

Методы и формы работы на уроках истории.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я осуществляю целенаправленно и систематически, что способствует формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Считаю, что моя работа пройдет успешно и результативно, так как я использую и традиционные формы проведения уроков и практические, учитывая возрастные особенности учащихся.Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга  в своей работе я использую:

— проблемно-диалогическую  технологию  ведения урока, позволяющую  удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающую  возможность сосредоточить мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

— уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

— урок защиты реферата;

— уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

— приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта

Я применяю разнообразные формы и методы работы в соответствии с содержанием учебного материала, стремясь развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Стараюсь создавать комфортную атмосферу для творческого и человеческого общения.

А теперь мне хотелось бы поговорить подробнее о формах уроков, которые я использую в своей практической деятельности.

Так, в 5 — 6 классах чаще, чем в других классах провожу уроки в форме игры (особенно на обобщающем уроке) или использую на уроке игровые ситуации.

По моим наблюдениям, дети 11 — 12 лет с удовольствием работают с дополнительной литературой, самостоятельно приносят на уроки энциклопедии, справочники, книги, содержащие материал, дополняющий текст учебника. Ребята охотно делятся информацией с одноклассниками, любят рисовать, выражая в рисунке свои впечатления о прочитанном материале, подбирают материал о деятелях культуры, художниках и писателях.

Одним из самых популярных заданий являются кроссворды. Учащимся интересно и решать кроссворды и составлять их.

Подобные задания можно давать на обобщающих уроках. Примерно такой кроссворд составляют  учащиеся 8 класса, сами формируют вопросы «Герои войны 1812 года».

Нравится обучающимся и решать матрицу.

У

Ш

А

С

У

Н

Е

В

С

Д

О

К

О

В

О

Р

О

К

М

Н

С

В

К

У

Р

В

И

И

Н

К

О

Й

Й

И

Н

Й

П

И

Н

С

К

И

А

Н

Ы

О

Ж

А

Р

Р

О

М

О

В

Задание: найдите и выделите в матрице следующие имена собственные:

  1. флотоводец
  2. полководец

Выше были рассмотрены только 3 типа заданий, которые позволяют разнообразить индивидуальную и групповую работу в классе. Применяю  использование анаграмм, т.е  слов, образованных путем перестановки букв. Различаются два типа учебных анаграмм:

Одни представляют собой случайную перестановку букв в термине или имени исторического персонажа;

Другие же составлены таким образом, что  напоминают  реальное, но не относящиеся к теме слово.

Немое кино.

Удачным приёмом для знакомства с историческими личностями является так называемое озвучивание кадров «немого кино» Предварительно хорошо изучается данная тема . Учащиеся просматривают художественный фильм. В наиболее значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук. Учащиеся должны представить и исполнить то, что говорят герои фильма. Этот приём помогает эмоционально представить характер и ситуацию в которой оказался данный герой, такая методика очень нравится детям.

Игровые формы работы

Кинофрагменты.

Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно    обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

Технологический приём «вживание в образ».

Для более полного и эмоционального восприятия качеств личности детьми я использую этот приём. Вживание в образ возможно в различных вариантах:

— С помощью исторического документа;

— С использованием визуальных источников;

— Озвучивание кадров немого кино;

-Через личные высказывания героев;

— Методом ролевой игры.

Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

Например:

« … первые над гробом святого  Сергия поцеловали крест в том, чтобы  сидеть в осаде без измены. Все люди ратные и монастырские следовали их примеру в духе любви и братства, ободряли друг друга и с ревностью готовились к трапезе кровопролитной, пить чашу смертную за отечество…»

«… Святой Сергий  охрабрил и невежд; без лат и , без навыка и знания ратного, они шли на волков опытных, доспешных, и побеждали.»

Учащиеся по этому документу должны сами сформулировать вопросы( например, какую роль сыграл Сергий Радонежский в поднятии духа осаждённых?)

Привлекая учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха. Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.

 На уроках  можно использовать и другие формы работы:

Визуальные источники.

На каждом уроке стараюсь  использовать  визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

Ученикам старших классов можно предложить  темы для защиты защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге»,  «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан.  Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. Наследие Великой Победы — это живая социальная связь прошлого и настоящего

    Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу привести примеры из своей педагогической практики как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина, героев Отечественной воны 1812 года, героев Великой Отечественной войны и наших современников…

 6 классе  при изучении темы «Татаро-монгольское иго» и, в частности, Куликовской битвы все уроки пронизаны чувством глубокой преданности своей Родин, делу служения Отечеству. Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Почти все церковные писатели этого времени не жалели сил для обличения  людских пороков. Однако их проповеди слышали единицы. Нужно было совершать подвиг, стать примером для людей —  только тогда за тобой пошли бы тысячи, десятки тысяч. Таким человеком, готовым на подвиг, удивительно – чистым, смиренным, устремленным к Богу, был Сергий Радонежский.

Биографию Сергия Радонежского учащиеся находят в различных источниках самостоятельно дома. На уроке обязательно рассматривается репродукция картины   М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Учащиеся анализируют картину: Кто изображен? Что можно сказать об отношениях между ними? Далее следует  показ икон с изображением Сергия Радонежского. В чем сила  этого духовника Земли русской? Своим примером непрестанного труда и молитвы, он снискал Божью благодать.

Слава о Сергии и его монастыре разнеслась по Руси, к нему шел беспрерывный людской поток,  он стал утешением для многих обездоленных и отчаявшихся.

Сергий Радонежский благословляет Князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татаро-монголами на поле Куликовом. В 1392г Сергий Радонежский умер, но его ученики создали несколько десятков монастырей по всей России. Вскоре он был канонизирован.

Почему сегодня, спустя много лет русский народ потерял  какое-то особенно трогательное, внимательное  и серьёзное отношение к Сергею Радонежскому. Мы оглядываемся  на эту  фигуру, как бы вопрошая  о правильности  выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку  и успокоение.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время. И я продолжаю свой рассказ о настоящем патриоте своей Родины — князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским.

В теме «Россия на рубеже XV/-XVII вв..» урок «Смута в Российском государстве» в7 классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Важно помочь учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.

При работе в группе с дополнительными историческими материалами, грамотой Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».

Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. 

Глубже понять и прочувствовать подобные нюансы помогает ознакомление учащихся с историческими персоналиями того времени. Учащиеся готовят сообщения о понравившемся им историческом деятеле. Знакомятся с трагедией «Царь Борис» А.К.Толстого. Возможно написание мини сочинения, эссе по данной тематике. 

В 7 классе  также изучается тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея урока – борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и  национальное самосознание русского народа.

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К. Минина, Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования составляются схемы:

Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Иван Сусанин

Нижний Новгород Москва Кострома

Земский староста Князь Крестьянин

Инициатор создания  Возглавил второе Завел поляков

второго ополчения ополчение в дебри

Сбор средств и Освобождение Москвы Погиб, но и врагов

Пожертвований от поляков погубил

1812 г. Памятник Минину и Пожарскому                                      Опера М.Глинки

Скульптор И.П. Мартос                                                                  «Жизнь за царя»

«Гражданину Минину и князю

Пожарскому благодарная Россия».

8 класс. Тема: Отечественная война 1812г.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе  дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Учащиеся  создают презентацию и демонстрируют  на уроке портреты героев-участников войны 1812 г.

Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” — арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В 9 классе я практикую проведение более сложных видов работ, которые способствуют развитию познавательной , активности и формированию патриотических чувств. Например, таких, как урок решения проблемных задач.

В основе этих методов лежит принцип коллективного обсуждения вопросов и проблем, таких какие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления. Учащиеся приобретают опыт выступлений в роли оппонента. Ребята отстаивают свою точку зрения, привлекая дополнительный материал.

На уроке “Движение декабристов” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др..  Используются отрывки из поэмы Некрасова “Русские женщины”, “Послание в Сибирь” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “Русских женщин”- встреча Трубецкой с иркутским генералом – губернатором. Эту тему  можно продолжить и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, будут звучать и романсы в исполнении учащихся.

Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

Результативность гражданско-патриотического воспитания школьников.

    Продуктивность деятельности гражданско-патриотической направленности выражается в предметно-практических достижениях подростка.

     Для определения результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся необходимо опираться на показатели:

— оценка качества обучения детей истории, обществознания, права и экономики;

— уровень вовлеченности учеников в исследовательскую, познавательную и творческую деятельность при изучении истории, обществознания и права и результаты этой деятельности;

— уровень активности учеников во внеурочной деятельности и ее результаты;

— выводы, сформулированные учениками после глубокого исследования и изучения событий истории России и истории родного края, деятельности исторических личностей, государственной символики, законов, прав человека и т. д.;  В журнале «Воспитание школьников» №3 за 2011 год в публикации «Способы оценки качества патриотического воспитания подростков» авторов Сафроновой Е. М.,  Поповой Е. Н. представлена авторская методика наблюдения за учащимися в период подготовки и проведения в школе патриотических мероприятий, которую можно использовать для оценки результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Авторами выработаны позиции для наблюдения и шкала результативности для оценки уровня воспитанности патриотических чувств. Так же авторы предлагают методики: «Мини-сочинение», «Продолжи предложение». Авторы статьи предлагают вопросы, разработанные для анализа (самоанализа) педагогом реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания и тестовый материал, отражающий направления программы патриотического воспитания школы. «В результате обработки тестового материала, педагог может определить (в процентном отношении) активную и пассивную деятельностные позиции школьника и внести коррективы в систему воспитания». (12). Признаками высокого уровня овладения подростком личностным опытом патриотической деятельности авторы считают следующие:

— эмоциональное выражение патриотических чувств, любовь к Родине в реальном поведении;

— переживания по поводу явлений патриотического характера как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира подростка и обретению необходимого равновесия в отношении к истории и культуре своей страны;

— заинтересованное отношение к возможности быть полезным в подготовке и проведении акций и дел патриотической направленности;

— сформированный опыт выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, а также к традициям и содержанию отечественной культуры;

— позиция «Я горжусь культурой и историей нашей страны»;

— осознанное стремление участвовать в различных мероприятиях патриотического характера (акциях, КТД, встречах, классных часах);

— проявление инициативы в мероприятиях патриотической направленности, их личностная значимость для учащихся;

— стремление стать полезным своей стране, своему близкому и далекому окружению;

— в деятельности патриотического характера способность к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству; проявление ответственности, самостоятельности, творческой инициативы в делах патриотического характера;

— выбор позиции «Я готов, настроен и могу действовать на благо своей страны».

      Данную методику тестирования, направленную на выявление гражданской позиции и патриотических чувств школьников, можно перерабатывать, дополнять и применять на практике.

   Результаты диагностики качества гражданско-патриотического воспитания с помощью методики тестирования для учащихся.

    Тестирование проводилось в 8 классе.  Цель тестирования: выявить, насколько школьники осознают смысл своего участия в мероприятиях, акциях гражданско-патриотического характера, и продуктивность этой деятельности, выражаемой в предметно-практических достижениях подростка.

  Результаты обработки тестового материала показали, что активную гражданскую позицию занимают 70% школьников, пассивную – 30%.

   Надо отметить повышение интереса учащихся к исследовательским видам деятельности, требующим самостоятельного и глубокого изучения истории страны, родного края, своей семьи. Растет число детей, которые стремятся принимать участие в различных мероприятиях, требующих личностного самовыражения, проявления способностей, умений и знаний. Повысилась активность детей в различных делах школьной жизни и во внешкольных мероприятиях. Наблюдения показали, что среди учащихся, проявляющих интерес к истории, к творчеству, к стремлению достичь успеха в учении собственными усилиями и волей появились такие, которые сначала не проявляли данные качества. В ответах на вопросы теста, в своих собственных выводах и суждениях на патриотические темы, на отношение к гражданскому долгу значительная часть школьников демонстрирует достаточно высокий уровень зрелости. Можно отметить уменьшение количества негативных проявлений в поведении учащихся

Заключение.

   Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

  Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.

   Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.

  Воспитание гражданственности и патриотизма это процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.

    Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.

    Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.

    Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ.

Обобщение опыта работы по теме: "Воспитание  гражданственности и патриотизма на уроках истории  и обществознания у  учащихся с ОВЗ"...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...