Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ.
статья по истории по теме

Молявкина Татьяна Яковлевна

Обобщение опыта работы по теме: "Воспитание  гражданственности и патриотизма на уроках истории  и обществознания у  учащихся с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание  гражданственности и патриотизма на уроках истории  и обществознания у  учащихся с ОВЗ»

                                                 учитель истории  Молявкина Т.Я.

                                                                            «Гордится славою своих предков

Не только можно, но и должно»

Пушкин А.С.

  Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения  в настоящее время становиться задачей  государственной важности. В  приоритетных направлениях государственной молодежной политики  нашего государства важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. Стратегические ориентиры  воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным  в программе:  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2025года», Государственной  программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

В национальной доктрине «Образования»  В.В. Путин    отмечает  ,что   «вопрос о патриотическом воспитании молодежи на самом деле это разговор о самом главном :о ценностях ,о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу  жизнь, воспитывать детей, развивать  общество, в конечном итоге, укреплять нашу страну»  «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент- это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, личностного осмысления опыта истории. Быть гражданином России и гордиться этим.

«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России- зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»(  «Стратегия развития воспитания  в Р.Ф. на период до 2025года)

Среди целей и задач  исторического и обществоведческого образования в ФГОС нового поколения выделяются основные

  • Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
  • Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
  • Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

  В концепции подходов к   гражданскому и патриотическому воспитанию при изучении истории  основными направлениями    являются:

  1. Краеведческое. Изучение истории и культуры своего края, города;
  2. Военно-патриотическое. Изучение военного прошлого.
  3. Героико-патриотическое. Изучение и сохранение памяти о героических событиях и подвигах ВОВ и примеров служения Отечеству.

  Приоритет в решении задач  гражданского и патриотического воспитания принадлежит урокам истории и обществознания. Только  системный и комплексный подход воспитания учащихся на уроках  истории и обществознания и во внеурочной деятельности дает  возможность успешно  реализовывать   поставленные задачи.  

Исходя из особенностей  познавательной деятельности   наших учащихся  - нарушение мыслительных процессов, памяти, восприятия, временных и пространственных представлений работа по гражданскому и  патриотическому воспитанию проводиться не только на уроке, но и во  внеклассной и внешкольной работе , в доступной для детей форме ,с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и изучаемого материала.

   

 В основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы. 

Следовательно, важными факторами гражданско-патриотического  воспитания  являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Формирование краеведческих знаний при  знакомстве с родным городом, краем в настоящее время актуально. Возрастает интерес к истории. История в глазах детей оживает. Оно закладывает базу для  формирования  краеведческого мировоззрения любви к малой родине ,чувство гордости  и сопричастности к ее прошлому. Желание становиться лучше. Достойными памяти своих предков. При проведении краеведческих уроков я стараюсь шире  вовлекать детей в их  подготовку, использовать  разнообразные формы работы, например, заочные экскурсии, викторины, небольшие доклады, презентации, творческие работы.

С учащимися 7 класса – это написание небольших творческих работ «Странички истории моей семьи», «Моя родословная».,История моего имени; в старших классах мы  изучаем историю семьи совместно с историей Отечества, прежде всего, периода ВОВ. Учащиеся готовили сообщения о героях бугульминцах, о родственниках, которые в годы войны были участниками фронта или тыла. С учащимися оформили  страницы « Книги памяти»,где учащиеся разместили  фото ,награды ,воспоминания о войне их близких родственников. Каждый урок истории и обществознания должен быть воспитывающим гражданина и патриота своей родины. Поэтому  на уроках использую дополнительную литературу, краеведческий материал, доступный для понимания детей, позволяющий мне в ярких, эмоциональных образах пробудить  в них чувство уважения к прошлому своего народа.

На уроках    стараюсь вовлечь учащихся в обсуждение  важных проблем, формируя правильную гражданскую позицию, понимание важных вопросов истории, чтобы не было на уроках равнодушных к изучаемому материалу. «…Воспитание гражданственности  -это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к  людям,…если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданием людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие –это самый страшный враг гражданственности.(В.А.Сухомлинский).

Низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности учащихся с ОВЗ, отсутствие у некоторых заинтересованности, потребности участвовать  во внеурочной и внеклассной работе, особенно у учащихся старших классов является одной из проблем в воспитании гражданственности и патриотизма. Здесь важен индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Предлагаю подготовить   небольшие сообщения, участие в конкурсах рисунков и стихов ,в сценках на злободневные темы.  Мероприятие: «Скажи коррупции нет»,которое было проведено  с учащимися 8,9 классов не оставило детей равнодушными. Учащиеся  обсуждали просмотренные   видео  ролики на данную тему, участвовали в сценках и высказывали свою гражданскую позицию по данной проблеме, делали несложные умозаключения ,выводы. Был оформлен стенд  работами учащихся - « Коррупции нет»,Ежегодно   в школе проводятся   Парламентские уроки  « Где рождаются законы»,посвященные  работе Госсовету Республики Татарстан. Учащиеся  формируют свою гражданскую позицию,  убеждаются в необходимости знаний законов и документов о правах и обязанностях граждан ,уважение к законам и правам другого человека, понимание значения гос. символики. Во время таких мероприятий приоритет отдается диалоговым ( интерактивным) формам и методам гражданского воспитания( дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций, работа в в группах и парах)  формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию. Уроки мужества, посвященные героическому прошлому нашей страны : «Курская битва-коренной перелом  в ВОВ», « Сталинградская битва- начало коренного перелома  в ВОВ.», «900 дней мужества», «Детство, опаленное войной» -вызвал отклик в умах и сердцах детей, заставил их сопереживать  и гордиться своей страной, своим народом, победивший фашизм, размышлять над поступками  людей. Ради чего гибли  наши предки во время великих испытаний? Что  заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как  связана моя семья с событиями  того времени? Кем  я мог бы гордиться, о ком должен помнить. Учащиеся 6б класса, совместно  с учащимися старших классов, готовили мероприятие «Детство, опаленное войной»,проделали кропотливую работу по данной теме. Записали воспоминания своих родственников, которые в годы войны были детьми и как они помогали Родине приближать победу, принесли фото тех лет. На мероприятии  мама Симдянова Никиты рассказала о своей матери, которая в годы войны была ребенком и трудилась во имя победы. А Журавлев Дима  с гордостью рассказал о том ,что его прадед во время войны оказался на оккупированной территории    подростком  Воровал хлеб у немцев рискуя жизнью,тем самым спас своих близких от голодной смерти. После проведенных мероприятий, наибольшее удовлетворение дети получили от совместной работы в группах, где могли советоваться. делать выводы, могли быть полезными коллективу. Ценным результатом деятельности  было отсутствие равнодушия у детей. Они  выражали и эмоциональное  переживание, и сострадание, и восхищение героизмом воинов и тружеников.

Гражданское и патриотическое воспитание направлено и на знакомство с истоками национальной культуры, С историка- культурными, национальными традициями народов, проживающих  в нашей стране.  Историческая  преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережное отношения к историческому и культурному наследию народов России.  

«….Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, самобытной культуре и самобытным культурным ценностям ,к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических отношений»( послание Президента России Федеральному собранию Р.Ф. Изучение истории татарского народа, его самобытной и богатой культуры, религиозных традиций и праздников на уроках истории и во внеклассной деятельности является  очень интересным для обучающихся с ОВЗ.  Изучение тем по Волжской Булгарии в 7 классе, где учащиеся знакомятся с возникновением государственности и религии,  развитием образования и культуры татарского народа. Провожу урок-путешествие  «Духовная жизнь булгарского народа в древнейшие времена». Дети читают баиты ,знакомятся с праздниками татарского народа, разыгрывают сценки из произведений Тукая  «Шурале» и «Водяная» «Дума о Сююмбике», «Легенда о Двенадцати звезд» восхищает детское воображение. Воспитывая  детей на традициях многонационального народа, на духовных и культурных традициях   формирую чувство патриотизма и гражданственности.  

Применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности;

 Наполнение знаний новым качественным содержанием.  опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития. Исследуя особенности системы мировоззренческих ценностей, принятых учащимися, выявляется следующее: для современных учеников понятия  патриотизм,  единство народа и территории государства, защита Отечества, дружба, труд, межнациональные отношения, Отчий дом, семья, работа не являются чем-то абстрактным. Эти понятия наполнены конкретным, реальным смыслом, и имеют значение в дальнейшем развитии их взглядов и убеждений

  Я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему  городу семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего государства нет будущего

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом выше перечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности. Вот и получается, что история: это и есть учитель;

  • учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем;
  • учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир;
  • учитель помогающий воспитывать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.  

Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

 В современных условиях я хочу выделить следующие духовно – нравственные ценности, формируемые патриотическим воспитанием:

  • Гражданственность;
  • Приоритет общественно – государственных интересов;
  • Патриотизм;
  • Преданность своему Отечеству;
  • Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа;
  • Гуманизм и нравственность;
  • Чувство собственного достоинства;
  • Социальная активность;
  • Нетерпимость к нарушениям норм морали и права;
  • Сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города, села.

«История предков всегда любопытна для того,

кто достоин иметь Отечество»

                                      Карамзин Н.М.

«Россия без каждого из нас обойтись может,

но никто из нас без нее не может обойтись»

Тургенев И.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания.

Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания....