Способы повышения уровня патриотизма на уроках истории, обществознания и ОДНКНР
статья

Рязанов Эдуард Алексеевич

Способы повышения уровня патриотизма на уроках истории, обществознания и ОДНКНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_istorii_i_patriotizmu_1.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Способы повышения уровня патриотизма на уроках истории, обществознания и ОДНКНР

Аннотация. В статье рассматривается понятие патриотизма как одного из неотъемлемого фактора формирования любви к Родине, а также уважение и понимание культурного и исторического наследия страны. Приводятся аспекты и способы изучения культурно-исторического контекста страны на уроках истории, обществознания и ОДНКНР.

Ключевые слова: патриотизм, любовь к Родине, уроки истории, обществознания и ОДНКНР, герои, героический поступок.

        В последнее время, крайне актуальной проблемой становится снижение общего уровня патриотизма, среди школьников. Данный феномен связан с огромным количеством факторов, главными из которых является – глобализация, навязчивая западная культура и развитие интернет технологий. [1]

        Что же такое патриотизм? Патриотизм – это не просто чувство любви к Родине, но и глубокое понимание её культурного, исторического и духовного наследия. Воспитание патриотов начинается с самого раннего возраста, и важную роль в этом процессе играют школьные предметы, такие как история, обществознание и основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР). Урок должен быть не только источником знаний о прошлом, но также инструментом формирования у учащихся чувства гордости за свою страну, уважения к её традициям и готовности служить ей во благо.

        Одним из ключевых  инструментов формирования патриотизма на уроках, является «исторический контекст и примере героев». [6, С. ]

        История полна примеров выдающихся личностей, которые своим трудом, подвигами и достижениями внесли значительный вклад в развитие нашей страны. На уроках можно акцентировать внимание на таких героях, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Пётр I, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и многие другие. Важно показать, что каждый из них был не просто исторической фигурой, а человеком, который жил ради своей страны и народа и что его действия имеют последствия не только для «абстрактного» состояния страны, но и для каждого человека в частности.

        Примеры героических поступков и достижений могут стать мощным стимулом для развития патриотического сознания у школьников. Рассказывая об этих людях, важно подчёркивать их связь с народом, их стремление сделать жизнь своих соотечественников лучше, защитить их от врагов и обеспечить процветание государства.

        Не менее эффективным инструментом, являются интерактивные методы обучения.

        Традиционные лекции и семинары важны, но они не всегда способны пробудить интерес и вовлечь учеников в процесс изучения. Поэтому стоит использовать интерактивные методы, такие как ролевые игры, дискуссии, проекты и презентации. Например, можно организовать дебаты по историческим вопросам, где ученики будут представлять разные точки зрения и аргументированно защищать свои позиции.

Ролевая игра «Суд над Петром I» позволит ученикам глубже понять эпоху реформ и обсудить их значение для современной России. Проекты, связанные с исследованием локальной истории, помогут учащимся почувствовать себя частью большого исторического процесса и осознать важность своего региона в контексте всей страны.

        Ещё один способ, это «связь с современниками». [1, С, ]

        Чтобы повысить уровень патриотизма, необходимо показать, как исторические события влияют на современное общество. Это можно сделать через обсуждение актуальных проблем, связанных с наследием прошлого. Например, изучение Великой Отечественной войны должно сопровождаться обсуждением того, как память о подвиге предков влияет на нынешнее поколение, какие ценности мы унаследовали и как они проявляются в повседневной жизни.

        Также полезно привлекать внимание к тому, как традиции и обычаи прошлых веков находят отражение в современных культурных практиках. Например, празднование Дня Победы или День народного единства – это не просто даты в календаре, а важные моменты, когда вся страна объединяется вокруг общих ценностей и идеалов.

        Использование мультимедийных ресурсов – ещё один из эффективных способов. [4, С. ]

Современные технологии предоставляют множество возможностей для улучшения образовательного процесса. Мультимедийные ресурсы, такие как видео, аудиозаписи, интерактивные карты и презентации, помогают визуализировать материал и делают его более доступным для восприятия. Просмотр документальных фильмов о значимых событиях в истории России, виртуальные экскурсии по музеям и памятникам архитектуры позволяют ученикам погрузиться в атмосферу изучаемой эпохи.

Кроме того, использование социальных сетей и образовательных платформ позволяет организовать совместные проекты между школами разных регионов, что способствует укреплению межрегионального общения и взаимопонимания.

Повышение уровня патриотизма на уроках истории, обществознания и ОДНКНР требует комплексного подхода, включающего использование различных методов и технологий. Важно не только передавать знания, но и формировать у учащихся эмоциональную привязанность к своей стране, уважение к её культурному и историческому наследию. Патриотическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы школьники понимали свою ответственность перед будущим страны и стремились внести свой вклад в её развитие.

Воспитывать патриота – значит воспитывать человека, готового жить и трудиться на благо своей Родины, уважительно относиться к её прошлому и стремиться к её светлому будущему.

Использованная литература:

  1. Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории – научная статья, Журнал: «Сибирский педагогический журнал» № 2,2014. С. 67-71.

  2. Джумашева С.В. Использование Дискуссионных методов на уроках истории – научная статья, Журнал: «Вестник науки» № 1, 2023. С. 139-146.
  3. Икромова В. И. Методика применения нетрадиционных методов на уроках – научная статья, Журнал: « Science and Education», № 2024. С. 557-565.
  4. Ключникова Н.В., Юрьева С.Ю. Технология использования интеллект карт на уроках истории в школе – научная статья, Журнал: «Ученые записки» № 1, 2022. С. 1-7.
  5. Мешков В.Е. Проблема Патриотизма. Патриотизм нашего времени – научная статья, Журнал: «Экономика и Социум», №5. 2017. С. 929-931.
  6. Полиенко Е.А. Изучение исторических личностей на уроках истории посредством игр – научная статья, Журнал: «Педагогические науки» № 5, 2024. С. 129-132.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 9 класса (девушки). Тема: Направление фитнеса PUMP как способ повышения уровня физического состояния организма.

План-конспект урока по физической культуре для 9 класса (девушки). Учитель физической культуры МАОУ  «СОШ №69» «Центр развития образования»Иванцов Дмитрий Александрович. Тема: Направлен...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня качества знаний по предмету

Данная статья поможет с помощью компьютерных технологий подготовиться к уроку...

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Тестовый контроль как способ повышения качества знаний на уроках истории

Контроль и проверка результатов oбучения — oбязательный компонент процесса oбучения. Oн имеет местo на всех стадиях прoцесса oбучения, нo осoбое значение приoбретает на стадии завершения и...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В статье рассматривается кейс-технология, как один из способов повышения уровня учебной мотивации на уроках математики и информатики. Приводятся примеры кейсов, применяемых в процессе обучения...