Доклад на ШПМ 28.02.2024 "Патриотическое воспитание на уроках истории:сложности и решения (из опыта работы)"
статья по истории

Харламова Янина Николаевна

Выступление на Школе Педагогического мастерства. Передача опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shpm_harlamova_yan.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Патриотическое воспитание на занятиях по истории:
сложности и решения
(из опыта работы)»

Слайд 1:Гражданско-патриотическое воспитание молодежи  в современных реалиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию внутри общества, формированию активной гражданской позиции, чувства национальной гордости за свою страну и народ, осознанию ответственности каждого за безопасность и устойчивое развитие Отечества.

Возведение гражданско-патриотического воспитание в ранг национальной идеи началось в начале XXI века. Это было связано с «идеологической пустотой», образовавшейся после распада СССР и перехода  от коммунистической модели развития к демократической. В советской школе гражданско-патриотическое воспитание было приоритетным, рычагами реализации идеи становления советского гражданина и патриота были пионерская и комсомольская организации и педагоги-предметники. Слом эпох привел не только к крушению стереотипов и политических моделей развития, но и к идеологическому вакууму, который должен был еще обрести свое наполнение. В начале 2000-х,  президентом РФ  В.В. Путиным  патриотизм был провозглашен в качестве новой национальной идеи. С тех пор работа образовательных учреждений СПО подключена к реализации этого важнейшего государственного заказа задачи.

Слайд 2: С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое  воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование», рассчитанная до 2025 года.  Воплощение  в жизнь  целей,  поставленных в данном проекте, осуществляется как во внеаудиторной работе со студентами, так и на теоретических занятиях. Безусловно, ключевыми фигурами, осуществляющими претворение в жизнь вышеназванных целей, являются преподаватели истории.

Преподаватели общественных дисциплин с внедрением нового  ФГОС, столкнулись со сложностью подачи огромного программного материала в сжатые учебные часы. Эта реальность времени  отнюдь не отменяет подачи учебного материала под углом формирования и становления личности студента как гражданина и патриота своей Родины. Скорее наоборот заставляет искать новые формы и приемы, позволяющие реализовать задуманное.

На занятиях по истории с целью патриотического воспитания мною используются различные методы и приемы, среди которых:

  1. Календарь памятных дат (в рамках которого, я обращаю внимание на исторические даты, юбилеи важнейших событий в истории страны и прославивших ее граждан) Слайд 3.
  2. Занятия- конференции и лекции-интервью, на которых мы обсуждаем фрагменты увиденных документальных и художественных фильмов, дискутируем, учимся вырабатывать свою активную гражданскую позицию (Например: «Лекция-интервью ко Дню воинской славы (Куликовская битва) Слайд 4
  3. Занятия-экскурсии в  музей Военной истории деревни Падиково (2021) и «Музей Современной истории России»(2023), позволяющие целостно воспроизвести изучаемую эпоху и ее героев. Слайд 5
  4. Занятия с использованием  проектной деятельности позволяют привлечь  интерес через поисково-исследовательскую  и творческую деятельность студентов к героической истории страны Слайд 6
  5. Занятия в игровой форме ( проведение викторины «СССР в 1920-1930 е гг», «Своя игра»  Слайд 7
  6. Уроки мужества , посвященные Дням воинской славы России («3 сентября-День окончания Второй мировой войны»,   «Сталинград. Урок мужества») Слайд 8

Органичным подспорьем в работе преподавателя истории  СПО является проведение внеаудиторной работы со студентами. Это позволяет восполнить недостаток учебного времени на теоретических занятиях и расширить знания  по предмету. Я активно использую эту возможность в своей преподавательской деятельности. Среди них можно  выделить различные формы по дисциплине «История»:

  1. Уроки Памяти, посвященные знаменательным датам: «Выживший и непобежденный» (2019), «Два цвета одной войны» (2019), «Огненный выпуск» (2022); Слайд 9
  2. Участие в межрегиональных топографических играх среди обучающихся СПО «По тылам фронтов» Слайд 10
  3. Исторические олимпиады гражданско-патриотической направленности. За 5 лет мои подопечные приняли участие в 21 олимпиаде городского уровня  и уровня образовательной организации и добились хороших успехов. 1место победителя принесли колледжу-44 студента, 2 место-59 студентов, 3 место-40 студентов. Слайд 11.
  4. Участие в городских интеллектуальных марафонах «Между памятью и забвеньем» (2021 г.), 2 место. Слайд 12
  5. Участие в межрегиональных студенческих конференциях  гражданско – патриотической направленности и городских викторинах (например:  в 2021- «Неподражаемый, бессмертный, всероссийский Ломоносов» принесла  заявленным мною участникам победу в номинации стендовый плакат, в викторине  «Медицинские работники в Сталинградской битве»  (34 призера 2022 г.)  Слайд 13
  6. Участие в городских историко-медицинских командных  квестах: «Дела давно минувших дней» ( 3 место; 2021 г.) и в Web-квестах (2022 и 2023 гг – 2место) Слайд 14
  7. Участие в Национальном молодежном патриотическом конкурсе «Моя гордость- Россия» в 2019 г принесло нам 2 место у студентки Жилкиной Валерии Слайд 15
  8. С 2020 г мы принимает участие в этнографических, исторических, экологических диктантах всероссийского уровня Слайд 16

Отдельно хотелось бы выделить и формы внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию, такие как:

  1. Участие в Эстафетах и Вахтах Памяти Слайд 17
  2. Мероприятия гражданско-патриотической направленности, посвященные Дню Победы «Два цвета одной войны» (2019), «Огненный выпуск» (2022) Слайд 18
  3. Всероссийские интеллектуальные игры, организованные Всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы»- «Высота 102.0» (2023 г), «1418» (2023г), «Наша Победа» (2023), «Январский гром» (2024) Слайд 19
  4. Посещение спектакля «Летят журавли» по пьесе В. Розова в Малом театре (2023) Слайд 20
  5. Разговоры о важном  Слайд 21

Таким образом, выстраивается  система преподавательской работы гражданско-патриотического  воспитания  будущих медицинских специалистов среднего звена,  как в ходе  теоретических занятий по истории, так и во внеаудиторных мероприятиях, проводимых с обучающимися разных курсов. Слайд 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"

Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование  выбора темы, план работы...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Доклад на тему «Формирование компетентностных умений на уроках биологии посредством использования ИКТ» (из опыта работы)

Сегодня перед школой стоят задачи по формированию компетентной личности. Школа должна обеспечить учащихся компетентностными умениями, знаниями, т.е. такими, которые помогут будущему молодому человеку ...

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...

Выступление по патриотическому воспитанию на педагогическом совете учителей по теме «Из опыта работы советника по воспитанию»

В данной статье выступление на педагогическом совете советника директора по воспитанию МОУ СОШ № 3 с.Прасковея....