Материалы к уроку. 5 класс ФГОС
учебно-методический материал по истории (5 класс)

урок-путешествие в прошлое. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon egipet_5_klass_fgos.ppt2.12 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_5_klass.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon kr_5_klass_drevniy_egipet.doc815.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Государство на берегах Нила» История Древнего мира 5 класс

Слайд 2

Опрос д / з. Царь начал править в 23 г. до н. э. , а умер в 12 г. н. э. Сколько лет он правил?

Слайд 3

Царь начал править в 23 г. до н. э., а умер в 12 г. н. э. Сколько лет он правил? Ответ - 35 лет

Слайд 4

Событие произошло в 124 г. до н. э. Сколько лет назад это было? Отметьте его на «линии времени».

Слайд 5

Событие произошло в 124 г. до н. э. Сколько лет назад это было? Отметьте его на «линии времени». Ответ – 2141 год назад.

Слайд 6

Какой год был раньше и на сколько – 65 г. до н. э . или 40 г. н. э. ? Объясните, как вы считали.

Слайд 7

Какой год был раньше и на сколько – 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. ? Объясните, как вы считали. Ответ – 65 г. до н.э. 65 + 40 = 105

Слайд 8

Если захоронение было сделано в 80 г. до н. э. и в прошлом году археологи его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле?

Слайд 9

Если захоронение было сделано в 80 г. до н. э. и в прошлом году археологи его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле? Ответ – 2096 лет.

Слайд 10

В 2013 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 984 года – первое и 1002 года – второе. Какое их них было сделано раньше и на сколько?

Слайд 11

В 2013 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 984 года – первое и 1002 года – второе. Какое их них было сделано раньше и на сколько? Ответ – второе; на 18 лет раньше.

Слайд 12

План урока: Страна Египет. Разливы Нила. Объединение Египта.

Слайд 13

Страна Египет Цивилизация Древнего Египта зародилась на берегах реки Нил – одной из самых крупных в мире рек протяженностью более 6 тыс. километров. Эта река берет свое начало в озерах Центральной Африки. На своем пути Нил преодолевает множество порогов, а затем течет плавно около семисот километров в глубокой долине и, разделившись на несколько рукавов, образуя дельту, впадает в Средиземное море.

Слайд 14

Страна Египет

Слайд 15

Египет – страна, расположенная на северо-востоке Африки. Дельта – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. Страна Египет

Слайд 16

Долина реки была покрыта зеленью. По ее берегам росли пальмы, акации, высокий тростник – папирус . В реке водились крокодилы и бегемоты. В зарослях тростника обитали разнообразные птицы, дикие кошки и другие животные. Кругом, на тысячи километров, простираются безжизненные пустыни: Ливийская и Нубийская. Разливы Нила

Слайд 17

В апреле-мае в Египте начинается засуха. Это страшное бедствие, которое приходит из Ливийской пустыни. В течение пятидесяти дней с запада с невероятной силой дует жгучий ветер, поднимая в воздух пыль и песок. Египет превращается в выжженную солнцем пустыню: растения увядают, трескается земля. Разливы Нила

Слайд 18

В конце июня жара ослабевает и в реке начинает подниматься вода. Постепенно уровень воды поднимается все выше, и Нил выходит из своих берегов, затапливая всю долину. В середине ноября река возвращается в свои берега. После разлива на почве, насыщенной влагой, оседает толстый слой плодородного ила. В некоторых местах его толщина достигает десяти метров. Разливы Нила

Слайд 20

Однако разливы Нила неравномерно орошали всю долину. На возвышенные места вода не доходила, в низинах же вода застаивалась. Египтяне отвоевывали земли для посева у болот и пустыни. Земледельцы вырубали кустарники, в низинах строили дамбы – насыпи из глины и рубленого тростника. В дамбах делали маленькие ворота. Во время разлива Нила их открывали и пропускали воду, а затем закрывали, чтобы сохранить воду для засушливого времени в водохранилище. Разливы Нила

Слайд 21

Дамбы – насыпи из глины и рубленого тростника. Каналы – углубления в земле, подводившие воду к участкам.

Слайд 22

Египтяне рыли каналы, подводившие воду к участкам, до которых не доходил разлив. Со временем египтяне научились строить специальные подъемные устройства – шадуфы – это водоподъемные сооружения типа колодезных журавлей. С их помощью воду подавали на возвышенности и орошали поля во время засухи. Так в Древнем Египте возникло орошаемое земледелие . Разливы Нила

Слайд 23

Шадуф – приспособление для подъёма воды из реки или колодца.

Слайд 25

Орошаемое земледелие требовало огромных коллективных усилий, что стало важной предпосылкой создания государства в Древнем Египте. Оно координировало и объединяло усилия людей по созданию системы оросительных и осушительных каналов. Государство – организация власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Слайд 26

Египетское государство возникло не сразу. Сначала в долине Нила возникло около 40 царств. Их правители постоянно воевали друг с другом. Победитель захватывал земли побежденных. Так к концу IV тысячелетия до нашей эры образовалось два больших царства: Нижний Египет — в дельте Нила, и Верхний Египет — на юге страны. Царь Нижнего (Северного) Египта носил красную корону, а царь Верхнего (Южного) Египта носил белую корону. Объединение Египта

Слайд 27

Около 3000 года до н.э. правитель Южного царства, царь Мина, подчинил себе Северное царство и объединил страну в одно государство. Царь единого Египетского государства стал носить двойную корону – белую, вставленную в красную. Столицей единого государства стал город Мемфис. Царей Египта стали именовать фараонами . Они распоряжались людьми, землей и водой во всем Египте. Фараон обладал огромной властью. После его смерти фараоном становился его сын или другой родственник. Имя фараона запрещалось произносить под страхом смертной казни. Объединение Египта

Слайд 28

Объединение Египта Корона царя Нижнего (Северного) Египта Корона царя Верхнего (Южного) Египта Двойная корона царя единого Египетского государства

Слайд 29

С какой страной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте и словесно опишите местоположение. Благодаря каким природным особенностям жители Египта могли получать высокие урожаи? Какие два египетских царства были объединены в единое государство? Когда? Подведём итоги

Слайд 30

Выполнить взаимопроверку терминов: дельта, речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, объединение, столица. Работа в парах

Слайд 31

Домашнее задание: § 6, вопросы. Задания 22, 23 в рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

Древний Египет

(урок-путешествие в прошлое. 5 класс)

Цели урока:

1. Повторить и систематизировать знания по разделу «Древний Египет».

2. Научить применять знания на практике, проявляя различные творческие способности.

3. Развивать у учащихся интерес к дальнейшему изучению древней истории с помощью различных форм творческой деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, путем интеграции с литературой, географией и музыкой.

Форма урока: урок путешествие.

Оборудование: видеофильм «Путешествие в страну пирамид», листы ватмана, карандаши, фломастеры, иллюстрации, атрибуты костюмов, альбомы по искусству Древнего мира, восточная музыка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Мотивация деятельности учащихся.

Звучит восточная музыка. Учащиеся рассаживаются за специально подготовленные столы.

II Путешествие в Древний Египет

1. Актуализация знаний

Учащиеся вспоминают темы раздела, которые изучали на уроках, совместно с учителем определяют цели урока.

Вводное слово учителя: … увлекательное путешествие  в страну пирамид… В конце путешествия вы составите свои отчеты об увиденном в письменном, художественном или театрализованном виде. В каждой группе выбираем капитана, который отвечает за работу группы (получает задание для группы).

2. Просмотр видеофильма с комментариями учителя

3. Составление отчетов (проектов) по заданиям групп

1 группа: … трагические события, смерть фараона Хеопса. Этот фараон почти всю свою жизнь строил себе гробницу – огромную пирамиду. Кажется вся страна погрузилась в траур…

Напишите обо всем , что вы увидели.

2 группа: С помощью машины времени вы побывали в древнеегипетской школе. Расскажите , как прошел ваш школьный день. Чему вас научили? Почему «уши мальчика на спине?»

3 группа: Вы на религиозном празднике. Что представляла собой праздничная церемония, как были одеты люди? Что вас поразило? Что вас рассмешило? (инсценируйте)

4 группа: путешествуя по древней стране, вы вдруг заметили, что ваши ноги стали «свинцовыми», а голова просто раскалывается. И это не усталость…

Здешний климат отличен от нашего. Расскажите об этом. Чем бы лечили ваш недуг египетские медики?

5 группа: в гостях у египтянина…  Расскажите о хозяевах:  кем оно были, как одеты, о чем шел разговор, что подавали к столу? Что вас удивило, заинтересовало?

4. Представление отчетов (проектов) в виде рассказов, коллажей, инсценировок.

5. Рефлексия.

Учащиеся при помощи отличительных знаков оценивают работу групп.

6. Домашнее задание.

*Подготовить индивидуальный дневник путешествия в Египет с приложением (карта маршрута)

или отчет в виде рассказа, рисунка, кроссворда (не менее 5 понятий), терминологических загадок (не менее трех понятий).



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Награды ОПК\170.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\171.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\171.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\172.jpg

11. О чём идёт речь?

        « Достигнув заводи, Мериптах притормозил лодку веслом у края заросли и принялся за дело. Выдёргивал из воды упругие трёхгранные стебли, он обламывал их верхушки с цветками, отрезал корневище и передавал Туанес, которая связывала стебли пучками и укладывала в лодку.

12.Расположите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.

                А) строительство пирамиды Хеопса

                Б) завоевания фараона Тутмоса

                В) объединение Северного и Южного Египта

                Г) Столица египетского государства город Мемфис

1

2

3

4

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\172.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\173.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\173.jpg

11. О ком идёт речь?

        « Лик его сиял. Блестели драгоценные камни, украшавшие его корону. Сверкало ожерелье из красных  и золотых бус. Он сидел на троне, точно божество, низошедшее с небес…»

12.Какие две из перечисленных ниже причин способствовали военным успехам египтян при фараоне Тутмосе? Запиши цифры, соответствующие верным ответам.

  1. Создание большого и хорошо  обученного войска из земледельцев-пехотинцев;
  2. Использование огнестрельного оружия;
  3. Создание сильного морского флота;
  4. Использование боевых колесниц;
  5. Пополнение войска за счет рабов.

1 вариант

1.-1

2.-1

3.-1

4.-2

5.-2

6.

А

Б

В

2

3

1

7.

3)писцы

4)воины

5)крестьяне

6)ремесленники

7)рабы

8.-2

9.

1)орошение

2)шадуфы

3)налог

10.       1,2 ,5

11.Сбор папируса

12.

1

2

3

4

В

Г

А

Б

2 вариант

1.-1

2.-1

3.-1

4.-2

5.-2

6.

А

Б

В

2

3

1

7.

3)Палестина

4)Синайский п-ов

5)Финикия

6)Ливия

8.-2

9.

1)жрецы

2)писать

3)иероглифы

4)язык(уста)

10.       1,2 ,5

11.Фараон

12.1,4 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы по уроку ФГОС второго поколения

Собраны некоторые материалы по современному уроку...

Материалы к уроку по ФГОС

Материалы к уроку по ФГОС...

Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией...

Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 3 класс. ФГОС

Тест "Человек и информация"Тест "Источники и приёмники информации"Тест "Кодирование информации"...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...