"Россия в эпоху Петра -Великого"
презентация к уроку по истории (10 класс)

Юсупова Ирайдат Омаровна

презентация проблемно-эвристического урока   

 по истории в 10 классе  

на тему: «Россия в эпоху Петра Великого»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon petr1_szhatyy.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно-эвристический урок истории в 10 классе. Учитель: Юсупова Ирайдат Омаровна МБОУ «СОШ №34» Г. Махачкала

Слайд 2

Задачи 1.Образовательные: продолжить формирование у обучающихся умения определять задачи урока, организовывать себя, оценивать свою работу. 2.Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию и профилактике утомляемости обучающихся. 3.Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, развивать логическое мышление и познавательный интерес к истории.

Слайд 3

Планируемые результаты: - предметные: научиться осмысленно объяснять сущность проблемы и поиск вариантов альтернативного решения -метапредметные: научиться работать с различными источниками знаний, мыслить, сравнивать, выстраивать логические цепочки, умение вести диалог. -личностные: проявлять уважение к истории Отечества , саморазвитие учащихся, формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Слайд 4

Загадка Когда он появился на свет, в Москве говорили, что на небе зажглась новая яркая звезда, для него специально заказывали тетради с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов, он был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы Кто же он ?

Слайд 5

«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской»

Слайд 6

Тема «Россия в эпоху Петра Великого» Проблема: Петр Великий- злой гений или отец нации?

Слайд 7

Преобразования Петра I способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу. Преобразовательная деятельность Петра I нарушила естественный ход развития России. Петр Первый-кто он: злой гений или отец нации ?

Слайд 8

… По мнению Петра , европеизация страны должна была проявится и во внешнем виде русских людей. Предписывалось обязательное бритье бороды. Лица, носящие бороду (кроме духовенства), должны были платить пошлину.

Слайд 9

Эпоха петровских преобразований Предпосылки реформ Петра I Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта Активно-волевая деятельность Петра I , ориентирование на преобразования в стране Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран Предшествующее развитие страны в XVIII в. Попытки реформ царей Адексея Михайловича и Фёдора Алексеевича Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство» 1697-1698 гг.

Слайд 10

В.О. Ключевский о реформах: «…Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей, 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию, 3) завершение переустройства войска в регулярную армию, 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной, 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности, 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса, 7) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства. Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра…»

Слайд 11

Сущность и особенности Петровских преобразований В основу преобразований Петра I были положены идеи: служения Отечеству как высшей ценности для монарха общего блага, «народной пользы» как цели этого служения практицизма и рационализма как основы деятельности Особенности реформ Петра I Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни Жесткий курс и быстрый темп реформ Зависимость внутренней политики от внешней Проходили на базе государственной системы крепостного права Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ

Слайд 12

Цена реформ

Слайд 13

«Утро стрелецкой казни»

Слайд 14

«…Себя он не щадил, трудился На благо Родины своей, Осваивал науки, царский образ вжился В сознанье русских всех людей.»

Слайд 15

12 коллегий

Слайд 17

Разминка Вопросы на засыпку. С какого дела начала свою деятельность тайная канцелярия?

Слайд 18

Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. (Н. Н. Ге) Алексей – сын Петра

Слайд 19

2. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и училищ, если они прогуливали занятия? 3. Забота о том, кому оставить после себя престол, волновала великого преобразователя, и он во время торжеств, посвященным заключению Ништадского мира, издал указ о наследии престола. Какие мысли, волновавшие Петра I, нашли отражение в указе?

Слайд 20

4. Почему Петра называют Первым, а его отца никогда никто так не называл? 5 . Карл XII, по словам В.О.Ключевского, принялся помогать Петру I, как только мог, после Нарвской битвы. Объясните эти слова историка. (Карл XII не пошел за русскими войсками. Петра I он явно презирал, недооценив его после легкой нарвской победы. Шведский король отправился в Польшу, а Петр в полной мере использовал передышку)

Слайд 21

6.Один из известнейших государственных деятелей России XVIII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. О ком идет речь? 7.Историк В.О.Ключевский писал «Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов». О каком событии идет речь?

Слайд 22

8. В день рождения Петра, когда ему исполнилось 3 года, к маленькому царевичу на поклон с поздравлениями приходили бояре и выборные от сословий люди. Царевича осыпали подарками. Живые глазки малютки с любопытством перебегали по расставленным игрушкам. Как себя повел царевич дальше?

Слайд 23

9. Петр I много внимания уделял воспитанию подрастающего поколения. Правилам поведения был посвящен специальный учебник, который учил молодого человека, как нужно вести себя в обществе. Что это была за книга? Когда она появилась?

Слайд 24

Игра «Исторические пятнашки» У кажите даты народных выступлений 1682 А 1697-1698 Б 1705 В 1707 - 1708 Г 1709 Д 1710-1711 Е

Слайд 25

В благодарность

Слайд 27

Подушная подать (1724г)

Слайд 29

Северная война 1700-1721гг.

Слайд 30

… Купечество вело торговлю смело, Воздвигали крепости от шведов в трех шагах, Петру-царю мы благодарны много За край Воронежский, прославлен им он стал, И был он здесь совсем недолго, А флот Российский на Дону вставал. И гордость русскую, столичный новый город Воздвиг народ на берегах Невы. Проходят годы, он красив и молод, Любуемся классической архитектурой мы… В. Бондаренко

Слайд 31

Людовик о Петре «..Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть..»

Слайд 32

Петровские ворота Адмиралтейство

Слайд 33

Петр Первый-кто он: злой гений или отец нации ? Преобразования Петра I способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу. Преобразовательная деятельность Петра I нарушила естественный ход развития России.

Слайд 34

1. Вставь пропущенные слова и даты «После смерти в ______ году царя _______ новым царем стал его младший брат десятилетний _______. Однако оставался еще средний брат слабоумный ______. После восстания стрельцов бояре вынуждены были провозгласить царями обоих братьев, но фактически власть осталась в руках их сестры ______. Лишь в ______ году ______ сверг ее и стал править самостоятельно. До своей смерти в ______ году его соправителем формально считался брат ______.»

Слайд 35

1 «После смерти в _ 1682_ ____ году царя _ Федора______ новым царем стал его младший брат десятилетний __ Петр_ ____. Однако оставался еще средний брат слабоумный _ Иван_ ____. После восстания стрельцов бояре вынуждены были провозгласить царями обоих братьев, но фактически власть осталась в руках их сестры __ Софьи_ ___. Лишь в _ 1689_ ____ году _ Петр _____ сверг ее и стал править самостоятельно. До своей смерти в _ 1696 ____ году его соправителем формально считался брат _ Иван_ ____.»

Слайд 36

2. Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Фёдор Иоаннович Б) Анна Иоанновна В) Пётр I Г) Василий III 1 2 3 4

Слайд 37

2. Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Фёдор Иоаннович Б) Анна Иоанновна В) Пётр I Г) Василий III 1 2 3 4 Г А В Б

Слайд 38

СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) C моленская война 3) восстание С.Разина 4) восстание И.Болотникова 5) Северная война ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Михаил Фёдорович 3. Соответствие

Слайд 39

СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) C моленская война 3) восстание С.Разина 4) восстание И.Болотникова 5) Северная война ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Михаил Фёдорович 4 1 5 2 3.Соответствие

Слайд 40

4.Задание на группировку фактов, характерных признаков явлений Задания такого типа требуют особенного внимания при поиске верного ответа, поскольку здесь нужно выбрать не одно событие или название, а целое сочетание. Для того, чтобы избежать ошибки, желательно сначала определить и отметить для себя те из указанных элементов (А-Е), которые относятся к названному явлению, и те, которые не могут к нему относиться, а затем уже устанавливать искомое сочетание. 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I ? А) принятие «Соборного Уложения» Б) строительство Санкт-Петербурга В) церковный раскол Г) опричнина Д) введение коллегий Е) «Нарвская конфузия» Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ

Слайд 41

Задание 24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке «Реформа Петра была неизбежна, но он со­вер­шил её путём страш­но­го на­си­лия над на­род­ной душой и на­род­ны­ми верованиями». (А.Н. Толстой, писатель) Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние: 1)... 2)... Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние: 1)... 2)...

Слайд 42

Аргументы в подтверждение, например: — осу­ществ­ле­на на­силь­ствен­ная европеизация; — раз­ру­ше­ны на­ци­о­наль­ные рус­ские устои в куль­ту­ре и быте; — лик­ви­ди­ро­ва­на не­за­ви­си­мость Пра­во­слав­ной церк­ви от государства; — упал уро­вень жизни ос­нов­ных слоёв населения; — по­гиб­ли ты­ся­чи людей. Аргументы в опровержение, например: в ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ний Петра I в России: — по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие ма­ну­фак­тур­ная промышленность; — сфор­ми­ро­ван новый го­су­дар­ствен­ный аппарат; — за­ло­же­ны ос­но­вы свет­ской куль­ту­ры и образования; — со­зда­ны ре­гу­ляр­ная армия и флот; — Рос­сия до­би­лась вы­хо­да к Бал­тий­ско­му морю; — об­ре­ла ста­тус ве­ли­кой ев­ро­пей­ской державы; — по­лу­чи­ла ши­ро­кое меж­ду­на­род­ное признание; Могут быть при­ве­де­ны дру­гие аргументы

Слайд 43

Домашнее задание: 1. написать эссе по периоду 1682-1725гг. 2. выучить даты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

Россия в эпоху Петра Великого

Россия в эпоху Петра Великого...

План-конспект урока в 10 классе "Россия в эпоху Петра Великого"

Урок истории в 10 классе естественно-научного  профиля. Базовый уровень....

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Проверочный тест по истории России на тему: "Эпоха Петра Великого"_8 класс

Тест можно использовать при подготовке к контрольной работе по истории России на тему "Эпоха Петра Великого"...

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...

Открытый урок в 10 классе "Россия в эпоху Петра -Великого"

Сценарий проблемно-эвристического урока     по истории в 10 классе  на тему:«Россия в эпоху Петра Великого»...