«Герои Отечества» для учащихся 7 «в» класса
рабочая программа по истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geroi_otechestva.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 5»

СОГЛАСОВАНО:

 УТВЕРЖДАЮ:

«___»______2022 г.

  Приказ №     от «31» 08.2022 г.

Зам.директора по ВР

Директор МБОУ «Школа № 5»

______________С.С.Шабалина

_____________М.Ю. Заболотских

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

«Герои Отечества»

для учащихся 7 «в» класса

Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности «Герои Отечества»:

Зарифуллина Мария Викторовна, учитель истории и обществознания  первой  квалификационной категории

Муравленко, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

по истории «Герои Отечества»

 для 7 «В» класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Герои Отечества» для 7х классов составлена на основе:

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
  • Устава МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2014 г.
  • ООП ООО "Отличная школа" приказ №      от 31.08.2022 г.
  •  Методического пособия для классных руководителей 5-11 класс, «Уроки мужества», Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – Москва, 2018 г.-112 с.

Цель программы: формирование основ патриотизма и воспитание уважения к истории своего народа, воспитание гражданской и социальной активности

Задачи:

- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Формы и методы работы

•        игровая;

•        познавательная;

•        просмотр презентаций и видеофильмов;

•        проектная деятельность;

•        встречи с ветеранами;

•        конкурсы;

•        посещение библиотек;

Принципы реализации:

  • личностно- ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создании фильма;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

 Ожидаемые результаты:

Личностные

  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к истории своего народа;
  • воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа. Воспитание патриотизма;
  • совершенствование нравственных качеств учащихся.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • организация группового дела;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • стремление к познанию;

На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.

Научно – методическое обеспечение.

Для реализации данной программы необходима дополнительная литература:

  • Печатные издания о ВОВ.
  • Видео фрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
  • Работа в архивах, библиотеках.

  • Работа в компьютерном классе, для обработки материала.

Содержательные линии:

Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание географического положения городов-героев, мест исторических сражений и расположения концлагерей.

Ценностная– предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует созданию объединения мини проектов в единый исследовательский проект.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

теория

практика

Актуализация ранее полученных знаний и умений.

1

1

Презентация

Основные этапы истории Отечества.

1

1

беседа по хронологической таблице, актуализируемых тем.

Влияние геополитических факторов на ход истории.

1

1

Практическая работа.

Героические страницы истории России.

1

1

Работа в группах,

дискуссия

Нашествие монголо-татар на Русь.

2

1

1

Работа в группах,

дискуссия

Герои Куликовской битвы.

2

1

1

Работа в группах

Герои Смутного времени

2

1

1

Работа в группах,

дискуссия

Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г.

2

1

1

семинар

Анализ роли казачества в войнах XVIII и XIX в. в.

2

1

1

Практическая работа.

Героизм участников обороны Севастополя.

2

1

1

Видеолекция

Герои Первой мировой войны.

2

1

1

работа в микрогруппах

Гражданская война как способ решения общественных противоречий.

1

1

работа в микрогруппах

Трагический характер судеб участников гражданской войны.

1

1

видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах)

Массовый героизм в Великой Отечественной войне. 

Нападение на Советский союз

1

1

видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах)

Герои битвы за Москву.

1

1

работа в микрогруппах. Презентация

Герои Сталинградской битвы.

1

1

видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах)

Пионеры – герои ВОВ

3

3

видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах)

Великие полководцы ВОВ

4

1

3

видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах)

Моя семья в годы ВОВ

3

3

индивидуальная исследовательская работа

Великая Победа! Вахта памяти

2

2

Конкурс рисунков

Итого:

35

17

18

Список литературы

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2017.

3. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2017.

4. Полухина Л.М. «Югра – взгляд в будущее», Екатеринбург, 2017.

5.  Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010

Литература для учащихся:

  1. Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. –  478 с.
  2. Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. : Современник : Просвет, 1995. - 320 с.
  3. Алексеев, С. П. Рассказы  о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага). 
    Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С. Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил.
  4. Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев;  худож. В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.
  5. Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. –  509 с. - (К 50-летию Великой Победы).
  6. Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с. – (Военный роман).
  7. Бакланов, Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние :  повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ;  вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. : Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).
  8. Бакланов, Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-
    зы/ Г. Я. Бакланов. - М. :Моск. рабочий, 1995. - 491 с.
  9. Баруздин,  С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. – Минск :Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).
  10. Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. –  63 с.
  11. Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата :Жальн, 1991. – 381 с. –  Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?
  12. Богомолов, В. О. Иван ;Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет. лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).
  13. Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов, 1995. – 318 с.
  14. Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. : Граница, 1994. –  429 с. – (Стражи побережья. Граница).
  15. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).
  16. Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).
  17. Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл.возр.] / Л. Ф. Воронкова ;худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. –  223 с.
  18. Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. - 141с.  
  19.  Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет.лит, 2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).
  20. Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет.лит, 2001. – 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).
  21. Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях /  А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Дом, 1995. –  446 с. : ил.
  22. Митяев, А. В. Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).
    В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны.
  23. Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был,
    Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол.гвардия, 1991. -  415 с. - (Библиотека юношества).
  24. Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ;худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит.,   1991. –  240 с.
  25. Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. :Апостл, 1995. – 431 с. - (Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти  тигра ; Предела нет.
  26. Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. -  (Отрочество. Серия книг для подростков).
  27. Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож.  С. Острова. – Л. : Дет.лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.
  28. Погодин,  Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. - Л. : Сов.писатель, 1990. –  413 с.
  29. Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ : Олимп, 2002. – 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).
  30. Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. -  М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека приключений).
  31. Семяновский, Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл.возр.] / Ф. М. Семяновский ; рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил.
    Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский . - М. : Вагриус, 2004. – 191 с.
  32. Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).
  33. Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с. \Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения : Школьная программа).
  34. Чернявский, М. Огненная баллада [для мл.возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.
  35. Шолохов, М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. - (Б-ка отечественной классической  художественной литературы).В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя по истории Отечества для учащихся 7 класса СКШ VIII вида.

Рабочая программа учителя по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Подробная пояснительная записка. В данной программе прописаны цели, образовательные, воспитател...

Сценарий праздника «День защитника Отечества» для учащихся 8 класса

Организация и проведение  праздников к 23 февлаля, а так же 8 марта, спосособстуют сплочению классного коллектива в целом, что положительно влияет на психологический климат в классном колле...

Мероприятие 9 декабря в День Героев Отечества - "Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Цель:1. Привлечь учащихся к изучению отечественной истории, её прошлого и настоящего.2. Воспитывать в молодых людях сознательное отношение к службе в российской армии, осознание своего гражданского &l...

Программа кружка по астрономии "Туляки - герои космоса" для учащихся 10 класса

Проект программы кружка по астрономии для 10 класса, с календарно-тематичским планированием...

Классный час- Урок Мужества «День Героев Отечества" в 5 «А» классе.

Цели:приобщать обучающихся к историческому прошлому нашей страны,познакомить с историей праздника;воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям, совершивших героический поступок...

Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)

Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)...

Классный час на тему "9 декабря - День героев Отечества" для 5 - 8 классов

Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 - 8 классов. Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.Воспитание патриотизма, гражданственности, чу...