Авторские задания по истории России (9 класс), формирующие читательскую и математическую функциональную грамотность обучающихся
методическая разработка по истории (9 класс)

Никулина Любовь Петровна

Задания разного уровня сложности с иллюстративными картинками из авторской методической разработки. Направлены на формирование функциональной грамотности обучающихся. Используются с применением педагогического приёма " Блочно-событийные погружения". При выполнении данных заданий обучающиеся пользуются текстом, состоящим из двух блоков, в которых зашифрованы ответы в виде "изюминок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_istorii_rossii.docx186.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Учебно-познавательные задания (история России ) по формированию читательской  и математической  функциональной грамотности   обучающихся  9 класса:  

Вариант I

Задание I (среднего уровня сложности)

Рассмотрите портреты императоров XIX века и впишите их имена в таблицу под портретами в порядке расположения

Описание: https://portrets.ru/images38/13.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/14.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/18.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/15.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/16.jpg

Порядковый номер

Имя императора

Основные мероприятия и преобразования, произошедшие в период правления каждого из императоров

1

2

3

4

5

Шкала оценивания задания 1: самопроверка, взаимопроверка

Максимальное количество баллов

Правильное заполнение пяти граф таблицы (указаны 5 имён  императоров  по порядку )

Заполнение трёх любых граф

(правильно указаны

 3  имя  императоров по порядку)

Заполнение двух любых граф (правильно указаны 2 имя императоров по порядку)

Заполнение одной

графы или все имена ук  указаны неправильно

5

5

3

2

0

Баллы, набранные учащимися

Задание II (повышенный уровень сложности)

а) назовите имена  двух родных  братьев, сына одного из них,  внука и правнука,   изображённых на  портретах в Задании I

б) Прочтите все перечисленные факты и мероприятия, произошедшие в периоды правления пяти императоров XIX – начала  XX веков,  выберите факты и мероприятия, относящиеся ко времени правления каждого, внесите цифры, относящиеся к периоду их правления  в таблицу в Задания I,  напротив имён правителей:

  1. При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: отменены многие законы, принятые его отцом и вызвавшие особое недовольство дворян, восстановлено в полном объёме действие Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам, помилованы многие пострадавшие

при его отце…

  1. Он критически относился к реформам своего отца, провёл ряд консервативных мер: издание законов, которые постепенно «забирают» широкие возможности, данные ранее. Этот император утвердил «Положение о мерах государственного контроля и общественного спокойствия», значительно укрепил позиции помещиков в уездах и губерниях. Во внешней политике в период его правления наблюдалось обострение противоречий с Германией.

  1. Император стремился усилить централизацию управления, установить всеобъемлющий контроль над всеми областями огромной страны. При нём был принят указ об обязанных крестьянах. На протяжении всего его правления работали секретные комитеты по крестьянскому вопросу. Период его правления считается временем промышленного переворота в России.

  1. Для этого императора престиж и величие державы были превыше всего,  он встал на путь реформ. Он видел необходимость в ликвидации отставания России от индустриально развитых стран. Правитель явно понимал, что крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, рынка вольнонаёмной рабочей силы, техническое переоснащение промышленности, армии и сельского хозяйства.

Шкала оценивания задания 2: самопроверка, взаимопроверка

Максимальное количество баллов

Правильное заполнение пяти граф таблицы

Заполнение трёх любых граф

Заполнение двух любых граф

Заполнение одной

графы или

отсутствие

 заполнения 

5

5

3

2

0

Баллы, набранные учащимися

 Учебно-познавательные задания (история России) по формированию читательской и математической  функциональной грамотности   обучающихся 9 класса:

Вариант II

Задание I (средний уровень сложности)

Рассмотрите портреты императоров XIX века и впишите их имена в таблицу под портретами в порядке расположения

Описание: https://portrets.ru/images38/16.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/15.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/18.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/14.jpgОписание: https://portrets.ru/images38/13.jpg

Порядковый номер

Имя императора

Основные мероприятия и реформы, произошедшие в период правления каждого из них

1

2

3

4

5

Шкала оценивания задания 1: самопроверка, взаимопроверка

Максимальное количество баллов

Правильное заполнение пяти граф таблицы (указаны 5 имён  императоров  по порядку )

Заполнение трёх любых граф

(правильно указаны

 3 имени императоров по порядку)

Заполнение двух любых граф (правильно указаны 2 имени императоров по порядку)

Заполнение одной

графы или все имена ук  указаны неправильно

5

5

3

2

0

Баллы, набранные учащимися

Задание II (повышенный уровень сложности)

Прочтите все перечисленные факты и мероприятия, произошедшие в периоды правления четырёх императоров  -  двух братьев, сына одного из них, внука и правнука, изображённых на данных портретах

 Выберите факты и мероприятия, относящиеся ко времени правления каждого правителя, внесите цифры, относящиеся к периоду их правления  в таблицу в Задании I,  напротив имён правителей

  1. В период его правления была проведена денежная реформа с целью укрепления позиций российской денежной системы.  Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение пути развития страны, создавались тайные кружки и просветительские организации. В общественном движении выделились три направления: консервативное, либеральное и радикальное.

  1. Этот император,  стремясь упрочить величие Российской империи, понимал, что для этого необходимо создание мощной экономики. При нём выросли акцизы на водку, табак, сахар. Были повышены таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Было сделано многое для поощрения частного предпринимательства.         

  1. Своими указами император заложил основы единой системы образования в стране. Он принял первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Согласно его указу, помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. На Венском конгрессе он предложил создать Священный союз в интересах обеспечения мира в Европе и спокойствия внутри государств.

  1. При нём был создан особый орган управления – Собственная его императорского величества канцелярия (СЕИВК). Одним из главных стремлений императора было расширение влияния России  на Балканах путём создания там независимых и дружественных государств.

Шкала оценивания задания 2: самопроверка, взаимопроверка

Максимальное количество баллов

Правильное заполнение пяти граф таблицы

Заполнение трёх любых граф

Заполнение двух любых граф

Заполнение одной

графы или

отсутствие

 заполнения 

5

5

3

2

0

Баллы, набранные учащимися

Задание III: (повышенный уровень сложности)

  1. внимательно рассмотрите информацию в таблице,  наиболее быстрым способом вычислите, сколько лет правил каждый император и в каком возрасте вступил на российский престол;
  2. определите, в каком кровном родстве состояли данные императоры по отношению друг к другу

Имя российского императора

Год рождения

Период правления

В каком возрасте вступил на российский престол

Сколько лет правил

Александр I Павлович

1777

1801 -1825

Николай I Павлович

1796

1825-1855

Александр II Николаевич

1818

1855 – 1881

Александр III Александрович

1845

1881-1894

Николай II Александрович

1868

1894-1917

Шкала оценивания задания 3: самопроверка, взаимопроверка

Максимальное количество баллов

Правильное заполнение пяти граф таблицы

Заполнение трёх любых граф

Заполнение двух любых граф

Заполнение одной

графы или

отсутствие

 заполнения 

5

5

3

2

0

Баллы, набранные учащимися

Задание IV: (повышенный уровень сложности)

 На основании текста из исторического документа в Блоке 2 и представленных именах известных государственных деятелей  XIX века определить: в период правления какого императора,  жили и трудились данные исторические личности. Внесите буквы из Блока 2 с их  именами в таблицу

Порядковый номер

Имя императора

Государственные деятели в период правления императора

1

Александр I

2

Николай I

3

Александр II

4

Александр III

5

Николай II

Шкала оценивания задания 4: самопроверка, взаимопроверка

Максимальное количество баллов

Правильное заполнение пяти граф таблицы

Заполнение трёх любых граф

Заполнение двух любых граф

Заполнение одной

графы или

отсутствие

 заполнения 

5

5

3

2

0

Баллы, набранные учащимися

Текст

Блок I

Этот император стал управлять страной в возрасте 24 лет, он был полон желания обновить страну, улучшить в ней многое. Вокруг него сложился круг единомышленников, сверстников, при их непосредственном участии он отменил многие законы, принятые отцом.  По его указу была устранена система коллегий. Одним из его воспитателей был швейцарский правовед Ф. Лагарп, приверженец идей либерализма. Также большое влияние на него оказывал отец.

А все реформы  этого императора носили консервативный характер, вся его политика была направлена, прежде всего, на борьбу с «губительными последствиями» либеральных реформ своего отца. Издаются законы, которые постепенно «забирают» широкие возможности, данные ранее. Историки такую политику называют контрреформами. Так, например, законодательные акты, подготовленные и поведённые в жизнь единомышленниками  императора (Д. А. Толстой, К. А. Победоносцев),  были направлены на возвышение дворянства, расширение администрации в местном управлении. Также,  публицист М. Н. Катков был видным вдохновителем политики контрреформ через свои издания журнал «Русский вестник и газету «Московские новости». Наибольшее укрепление государственной власти произошло с утверждением императором «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

Данный император уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия, традиционно являвшегося основной опорой его власти. При нём были введены звания почётных граждан и потомственных почётных граждан. На протяжении всего периода его правления работали секретные комитеты по крестьянскому вопросу. Денежная реформа, проведённая в период его царствования,  обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

А этот император, правящий в России был не только красив и статен внешне, он  отличался проведением либеральных реформ в области всех сфер жизни общества. В знак величайшего признания одного изобретателя - человека с таким же именем и отчеством, как и у него, одобрил решение    Петербургской Академии Наук  присудить ему Ломоносовскую премию в размере 1000 рублей (к сведению: один рубль в то время равнялся стоимости 1,2 грамма золота).  В соответствии с правилами о премии,  она называлась в 1866 – 1896 годах – Ломоносовская премия, в 1897 – 1919 годах  - большая Ломоносовская премия.

Жизнь императора была наполнена множеством печальных  моментов с самого начала вступления на Российский престол. Он не сразу обратил внимание на предреволюционную ситуацию в стране, погрузившись в личную печаль по поводу неизлечимой болезни сына. На его долю выпали две революции,  война и трагичный конец его и семьи.

Блок II

Неоценим вклад каждого российского императора в развитие государства, его культурное и научное развитие. Не исключением был и предпоследний царь – Александр III. В период его пребывания на престоле, кроме  всего прочего, было очень много сделано в области экономической политики. Особая заслуга принадлежала таким выдающимся деятелям, как А). С. Ю. Витте, И. А. Вышнеградский, Н.Х. Бунге. Один из предшественников императора упразднил систему коллегий, вместо которых было образовано 8 министерств. Все члены Негласного комитета вошли при нём в состав правительства Б). Кочубей, Строганов, Новосильцев, Чарторыйский. Так было построено централизованное управление огромной страной. Пришедший к власти следующий император в силу сложившихся обстоятельств вынужден был создать особый орган управления- Собственную его императорского величества канцелярию (СЕИВК). Особым доверием этого царя пользовались лица бюрократической прослойки общества, наиболее приближенная к нему В). А.Х. Бенкендорф, Л.В. Дубельт, П.Д.Киселёв, К.П. Победоносцев. Последователь этого самодержца для урегулирования вопросов между помещиками и крестьянами учредил специальные должности мировых посредников, провёл либеральные реформы в стране. При нём особо выделились Г).С.С. Ланской, Я.И.Ростовцев, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин. Последний император самодержавной российской империи заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно. Позиция нового императора вызывала разочарование в обществе: начались студенческие беспорядки, вспыхивали крестьянские волнения, массовые рабочие выступления, национальные движения. Опору и поддержку царь находил в окружении таких личностей, зачастую имевших противоположные друг другу взгляды, как Д). В. К. Плеве, С.Ю. Витте, С. В. Зубатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по истории России 6 класс

Тестовые задания, кроссворды....

Тестовые задания по истории России 6 класс. Тема "Древнерусское государство в IX - первой половине XII в"

Материал содержит тестовые разноуровневые задания, которые можно использовать на разных этапах урока и при подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА по истории России...

Тестовые задания по Истории России 7 класс, тема "Смутное время"

Задания составлены в форме теста для проверки и контроля знаний по Истории России 7 класс, тема "Смутное время"....

Олимпиадные задания по истории России 9 класс

Олимпиадный материал для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории по содержанию-это История России 19 века и начала 20 века. Включает в себя работу с иллюстративным материалом, ан...

Тестовые задания по истории России 7 класс

Задания повышенного и базового уровня по историии России 7 класс...