Музейная педагогика. Вопросы гражданского и патриотического воспитания учеников на уроках истории.
методическая разработка по истории (7, 8, 9 класс)

Рыжакова Марина Владимировна

Центром патриотического и гражданского воспитания молодежи в нашей школе мы считаем музей истории школы, который  был создан в 1977 году, имеет множество друзей и партнеров.С недавнего времени является партнером музея Победы в Москве.

Музей содержит много документов , материалов, фотографий, которые стали основой патриотического  и гражданского  воспитанию наших ребят. Ученики нашей школы, используя архив школьного  музея, неоднократно успешно участвовали в различных региональных и Всероссийских конкурсах по краеведению . Дважды становились участниками Всероссийских  съездов школьных музеев в Москве.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня уже никто не будет спорить с утверждением, что одна из главных задач современной школы заключатся в том, чтобы наши ученики стали настоящими гражданами и патриотами своей страны.

Именно с этих позиций мы и подходим к вопросам обучения и воспитания ребят в нашей школе.

Центром патриотического и гражданского воспитания молодежи в нашей школе мы считаем музей истории школы, который с недавнего времени является партнером музея Победы в Москве.

Музей содержит много документов , материалов, фотографий, которые стали основой внеурочной работы по истории , патриотическому и гражданскому воспитанию наших ребят.

Работа по сбору материалов для школьного музея началась ещё в пятидесятые годы прошлого века. В то время учащиеся школы ходили в походы и по их результатам в школе появились походные дневники, горные породы, фотографии, рассказы об интересных людях, с которыми встречались ученики. Музей первоначально планировался как краеведческий.

Со временем накопилось большое количество исторических материалов. Решено было открыть музей истории школы. У истоков открытия музея стояла Захарченко Алла Дмитриевна.

Музей был открыт 4 ноября 1977 г. Первыми активистами музея были семиклассники .Первым председателем совета музея стала Лена Середина.

В апреле 1987 года музей получил свой первый документ –государственное свидетельство .

Сегодня в нашем музее 11 разделов.

1. «Первые страницы»
Раздел посвящается первым учителям, ученикам и выпускникам школы. Предметам, которые изучали учащиеся. На стенде размещены фотографии первого (старого) здания школы и её филиала и другая информация

2. «Они учились в нашей школе»
Здесь собраны материала о выпускниках школы, их воспоминания. Многие из тех, кто учился в нашей школе, стали известными людьми : писатель Геннадий Гук, поэт Борис Сибиряков - он писал сценарий для Московского государственного цирка, а также был одним из лучших друзей Юрия Никулина. В 1982 году окончил школу писатель Юрий Ишутин.
Школа помнит о том, что телеведущий программы центрального телевидения «60
минут», Евгений Попов, тоже учился в нашей школе.
В 2005 году окончили школу Сонин Вадим и Авилов Роман, которые стали учеными.

3. «Наши директора»
За всю историю нашей школы сменилось 33 директора. Первым из них был Топорков Владимир Дмитриевич. Его Личное дело бережно хранится в архивах музея. Здесь же хранятся две тетради с воспоминаниями о школе бывшего директора Тухановой Нины Павловны. О том, какой след оставил каждый из директоров и как жила школа во время их руководства- рассказывает данный раздел.

4. «Учителя-выпускники нашей школы»

Более 20 человек, окончивших нашу школу, пришли в неё преподавателями. Среди них Далия Антонина Фёдоровна, Сорокина Наталья Васильевна, Семёнова Наталья Константиновна и другие.

5. «Сердце, отданное детям»
Раздел, посвящённый работникам первого здания школы и тем, кто работает в ней сейчас.

;Наша школа и война»
Здесь собрана информация об учителях и выпускниках, погибших в годы Великой Отечественной Войны. О том, как работала наша школа в это трудное время, о дружбе школьников с участниками войны, тружениками тыла, которые учились в нашей школе.

7. «Пионерия и комсомол»
Раздел рассказывает о делах пионерской и комсомольской организаций школы, о тех, кому было доверено знамя, о пионерских вожатых разных поколений, о тех, кого посылала школа по наградным путёвкам в лагеря Артек, Орлёнок, Океан и т.д.

8. «Наши добрые дела»
В школе сложилось много традиций, в каждый период были свои. Например, в 20-е годы ученики распространяли значки МОПРа (международной организации помощи рабочим), в 40-е помогали фронту, в 60-70 –собирали макулатуру и металлолом…

9. «Его имя носит наша школа»
С 1929 года наша школа носит имя Василия Константиновича Блюхера. Этот раздел музея о боевом пути Маршала СССР, о связи школы с его родственниками, о шефстве Красной армии над школой.

10. «Наши достижения»
В музее собран материал о медалистах школы, число которых более 170 человек Здесь хранятся более 400 грамот и дипломов, почётных кубков, которые рассказывают о достижениях школы в разные годы. Школа гордится Александром Пономарёвым, который был сфотографирован в 1975 году у Знамени Победы в Москве, и Игорем Мишиным, который был удостоен быть сфотографированным в Гербовом зале Кремля. В год 30-летия Победы за большую работу по военно-патриотическому воспитанию нашей школе был вручён Почётный знак ДОСААФ. Об этих и других достижениях рассказывает данный раздел музея.

11. «Школьные традиции»
Многие дела школьников стали традиционными. У каждого поколения традиции были свои: например, фестиваль «15 республик-15 сестёр», смотры строя и песни, туристические слёты, конкурсы политической песни, выпуск газет и работа школьного пресс-центра. О том, какими были эти традиции , как они вошли в современную жизнь рассказывает нам этот раздел.
12. «Наш школьный музей»

История создания, основные сведения. Актив музея. Содержание работы. Стенды и витрины. Основной фонд. Руководители. Гости. Награды.

Основными задачами работы школьного музея и его актива на сегодняшний день являются:
#1054;цифровка наиболее ценных документов (воспоминаний, фото, видеоматериалов) и вещественных экспонатов по истории школы,
#1055;ривлечение учащихся школы к исследованию, изучению и сохранению истории страны путём обращения к материалам музея и материалам семейных архивов,
#1055;рименение готовых оцифрованных материалов учителями и учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.
4. Использование материалов для популяризации материалов школьной истории при создании интернет-страниц, сайтов, аккаунтов в социальных сетях, виртуальных экскурсий и пр.

Благодаря участию в проекте РОСТ, наш музей получил грантовую поддержку. К 100 летнему юбилею школы, который мы отмечаем в 2023-2024 учебном году, музей преобразился. Мы полны сил и энергии. Будем продолжать эту работу дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.

Патриотическое воспитание учащихся на уроках историиАвтор Гейнц Любовь Михайловна, учитель истории и обществознанияhttp://festival.1september.ru/articles/101362/...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...

доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся...