Внедрение концепции нового историко-культурного стандарта в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
статья по истории

Пятыгина Юлия Владимировна

В статье рассматривается концепция нового историко-культурного стандарта в рамках реализации  ФГОС. Предлагается опыт работы с данной концепцией, и приводятся первые результаты данной деятельности. В основе лежат принципы единства обучения и воспитания, требований к учащимся, выработка единых подходов к преподаванию истории, научная объективность с реализацией системно-деятельного подхода и межпредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_istorich_razvitiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пятыгина Юлия Владимировна,

Екатеринбург

 МАОУ СОШ № 65

с углубленным изучением отдельных предметов,

Учитель истории

Аннотация

В статье рассматривается концепция нового историко-культурного стандарта в рамках реализации  ФГОС. Предлагается опыт работы с данной концепцией, и приводятся первые результаты данной деятельности. В основе лежат принципы единства обучения и воспитания, требований к учащимся, выработка единых подходов к преподаванию истории, научная объективность с реализацией системно-деятельного подхода и межпредметные связи.

Внедрение концепции нового историко-культурного стандарта в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

 

Согласно концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации происходит переход на новый историко-культурный стандарт. Необходимость этого показал анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ.  Ведь именно история формирует  «личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина» (Концепция нового историко-культурного стандарта).

Как показывает практика преподавание истории в школе в ХХ в. претерпевало неоднократные изменения. Это связано с изменением мировоззрения и политического строя. Причем каждый раз происходило полное отрицание предыдущего опыта. Реформы в образовании дают определенные плоды. Образовательная реформа 1990-х годов дала творческую свободу педагогу, но в историческом образовании стал наблюдаться кризис. Это связано с разрушением единого образовательного пространства. Данная концепция разработана для усовершенствования преподавания истории. Для выполнения реализации данной концепции  мы руководствуемся следующими принципами обновления исторического образования,  используя современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС общего образования.

Во-первых, единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. Различные экскурсии в музеи, поездки по историческим местам, работа классного руководителя  прививают интерес у детей к познанию истории.

Во-вторых, единство требований к учащимся независимо от видов учебных заведений и их местонахождения. Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы. После внедрения единого школьного учебника по истории проблема разного уровня подготовки пропадет.

В-третьих, выработка единых подходов к преподаванию истории в школе, согласно концепции. Для появления единства необходимо отказаться линейного рассмотрения истории. Изучение должно быть широко и многогранно. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса. Рассмотреть исторический процесс с разных точек зрения даст многомерное представление о событиях.

В- четвертых, научная объективность. Учащийся анализирует исторические факты, документы. Здесь и реализуется  системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Процесс учения, нами рассматривается, как процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Поэтому и моделируем образовательное пространство под ученика и ориентируем на саморазвитие и самосовершенствование обучающегося путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы. Отказ от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других.

В-пятых, историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Среди приоритетных направлений моей деятельности – работа с одарёнными детьми в рамках индивидуально-групповых занятий. Результатом такого подхода является то, что учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, активно принимают участие в предметных дистанционных конкурсах. Кроме того, растёт количество детей, занятых дополнительным образованием в школе, участвуют в различных конкурсах по истории.

В-шестых, межпредметные связи. Основные межпредметные связи строятся по линиям: отечественная история — русский язык; история — литература; история — география; история — обществознание. В своей деятельности активно использую межпредметные связи с другими предметами. Это создает более полную картину представлений о мире для учащегося. Используя этот принцип, учащиеся писали работы на различные конкурсы и занимали призовые места.

Хочется отметить, что в своей деятельности столкнулась с проблемой нехватки одного только учебника. Нужен наглядный материал, для меня это презентации, где легко можно рассмотреть карту, портрет, исторический документ, даже устроить виртуальную экскурсию в музей. Это помогает при подготовке к  ЕГЭ – задание на узнавание портрета, изображения, исторической карты.

Таким образом, концепция нового историко-культурного стандарта – это необходимость современной реальности общего образования  в рамках реализации ФГОС основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об инновационных подходах в работе музыкальных руководителей в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта

Консультация с примерами из опыта работы ведущих  российских муз.руководителей . Введение метода драмогерменевтики, примеры использования ИКТ....

"Роль учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"

Дополнительное образование как помошник и наставник для разностороннего развития детей и гармонично развитой личности....

Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...