«ЭВАКУАЦИЯ ПРОМЫШЛЕНОСТИ СССР в ГОДЫ ВОВ»
творческая работа учащихся по истории (11 класс)

Лаптев Александр Викторович

В годы Великой Отечественной войны советский народ совершил незабываемый подвиг, который был вписан в историю и никогда не забудется дальнейшими поколениями. Красная армия смогла защитить честь, свободу и независимость своей  Родины и это по праву может называться патриотизмом.

         У нашей страны было умелое руководство, со стороны командиров дивизий и батальонов, так же штабов объединения и соединения, но прежде всего наша победа заключена в простых людях с высокоморальными боевыми качествами. Они проявляли в боях мужество и воинское мастерство, конечно же, показали  любовь и преданность перед своей Родиной.

        Подвиги советских солдат вызывают у подрастающего поколения чувство гордости за своих земляков, за дедов и прадедов. Каждый из нас до конца своих дней будет помнить то, что сделали люди из советской армии для нашего мирного неба над головами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya.docx110.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУРАВЛЕНКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЕДЖ»

г. МУРАВЛЕНКО, ЯНАО

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ЭВАКУАЦИЯ ПРОМЫШЛЕНОСТИ В ГОДЫ ВОВ»

Работу выполнила

Фролова Елизавета Владимировна

Студент 2 курса, группа ЭК-22д

______________________________

Руководитель работы

Лаптев Александр Викторович

______________________________

 

                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………. 3

1 Теоретический материал………………………………………….... 4

1.1 Начало войны………………………………………………………4

1.2 Исторический аспект………………………………………………..

1.3 Эвакуация промышлености………………………………………...

1.4 Заключение…………………………………………………………..

2 Практический материал………………………………………………

2.1 Расчет вместительности…………………………………………….

2.2 Расчет перевозки поездом…………………………………………..

2.3 Расчёт перевозки самолетом………………………………………..

2.4 Расчет времени для полной перевозки промышлености…………………………………………………………

2.5 Сравнение……………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Список используемых источников……………………………………..

                                ВВЕДЕНИЕ

        В годы Великой Отечественной воны советский народ совершил незабываемый подвиг, который был вписан в историю и ни когда не забудется дальнейшими поколениями. Красная армия смогла защитить честь, свободу и независимость своей  Родины и это по праву может называться патриотизмом.

         У нашей страны было умелое руководство, со стороны командиров дивизий и батальонов, так же штабов объединения и соединения, но прежде всего наша победа заключена в простых людях с высокоморальными боевыми качествами. Они проявляли в боях мужество и воинское мастерство, конечно же, показали  любовь и преданность перед своей Родиной.

        Подвиги советских солдат вызывают у подрастающего поколения чувство гордости за своих земляков, за дедов и прадедов. Каждый из нас до конца своих дней будет помнить то, что сделали люди из советской армии для нашего мирного неба над головами.

        Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время ни кто не задумывается, сколько денежных средств уходило на сохранение промышлености. Сколько на это тратили времени и рабочей силы.

        Цель: выяснить, сколько же ушло из бюджета советского государства на эвакуацию промышлености в годы второй мировой войны.

        Задачи: задачей проекта является изучение эвакуации промышлености. Для чего ее проводили и какими путями транспортировали заводы и т.д.  

        Методы: чтение литературы по проблеме исследования, сравнение, анализ, поиск информации в глобальных сетях интернета.

        Гипотеза: самый надежный и более дешевый транспорт для эвакуации завода является железнодорожный транспорт.

                        1Теоритический  раздел

                        1.1 Начало войны.

На протяжении всей истории человечество переживало вооруженные конфликты различной сложности, и 20 век не стал исключением. Страшная война с масштабными человеческими потерями началась не в 1939 году, а намного раньше. 

                        2.Исторический аспект

                2.1 о промышлености СССР в годы войны

        Социалистическая промышленность — гордость советского народа. Она создана рабочим классом и советской интеллигенцией СССР по плану Ленина и Сталина. Необходимо помнить основные итоги развития социалистической промышленности, обеспечившие независимость и военно-экономическую мощь Советского Союза.

        Во-первых, высокие темпы роста промышленности. В 1940 году производство средств в крупной промышленности СССР выросло по сравнению с дореволюционным (1913г.)  в 17 раз и производство предметов потребления выросло в 7,6 раза. По сравнению с 1920 годом производство средств в 1940 году выросло в 91 раз и производство средств потребления — в 59 раз.

        Во-вторых, создание высокоразвитой отечественной промышленности средств производства, особенно машиностроения и металлообработки. В 1913 году в России средств производства занимало лишь 33,6% продукции всей промышленности, а машиностроение и металлообработка — всего лишь 8,9%. Промышленность дореволюционной России была зависимой от более сильных в промышленном отношении капиталистических стран, причём потребность в оборудовании покрывалась в значительной мере за счёт импорта. Россия в период первой мировой войны оказалась неспособной обеспечить свою армию вооружением за счёт отечественного производства. В СССР в 1940 году доля средств производства в продукции всей промышленности составила уже 61,2%, а доля машиностроения и металлообработки — 36,3%. Социалистическая промышленность СССР является независимой от капиталистических стран и способна полностью обеспечить народное хозяйство оборудованием, а Советскую Армию — военной техникой.

        В-третьих, изменение географического размещения промышленности и создание новых промышленных баз в восточных районах СССР. План размещения производительных сил в СССР, созданный Лениным и Сталиным, преобразил экономическое лицо советской земли. В результате его осуществления оказались возможными в период Отечественной войны быстрые темпы роста промышленной продукции на востоке.

         Таблица 1-уровень ВВП промышлености СССР  в восточных районах.

Год

Сколько составлял ВВП

1940

39.4

1941

48.1

1942

74.9

1943

85.6

1944

91.2

        

        Анализирую данную таблицу, можем сделать вывод, что уровень ВВП вырос с 39.4 до 91.2. Это говорит, о том, что план Ленина и Сталина о перевозе промышлености в восточную часть страны оказался прекрасным, они смогли его удачно реализовать в столь короткий промежуток времени, причем с минимальными потерями, как времени, денежных средств так и деталей промышленности. [1] 

2.2  Цель перевозки промышленности

Эвакуация промышленных предприятий из прифронтовых территорий в восточные районы страны – Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию – преследовала цель создания здесь главного арсенала страны для нужд фронта. Она проводилась по единому плану и сразу же приобрела колоссальные масштабы. Цель  состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести на восток страны значительное число крупных предприятий с их трудовыми коллективами.  Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации. При наркоматах и в ведомствах были созданы специальные бюро и комиссии, на железнодорожных узлах и крупных станциях работали уполномоченные по эвакуации. Совет по эвакуации определял места, куда должны были перевозиться предприятия, брал на учет производственные, административные, складские, учебные и другие здания, пригодные для размещения эвакуированных предприятий, давал задания НКПС о выделении необходимого числа вагонов.

        Согласно разработанному Советом по эвакуации плану, она осуществлялась в определенной последовательности. В первую очередь вывозилась готовая продукция, неустановленное оборудование, сырье и основные материалы. Во вторую очередь – подлежащее установке технологическое оборудование на действующих предприятиях, энергооборудование и станки. В третью очередь эвакуировались транспортные средства, имущество и вспомогательные материалы. Было также разработано положение об эвакуации рабочих, служащих и членов их семей.

                2.3 Объем эвакуированного восточные части страны

        Эвакуация проводилась в исключительно сжатые сроки с очень широкой фронтовой и прифронтовой территории, нередко под обстрелом врага или под ударами его авиации. Исключительно напряженно работал железнодорожный транспорт. Доставляя на фронт огромные воинские пополнения, одновременно он осуществлял большую часть эвакуационных перевозок. За весь период эвакуации в глубокий тыл страны было перебазировано почти 2600 предприятий. До войны они давали почти треть всей

промышленной продукции страны. В восточные районы СССР было перемещено более 10 млн. человек, почти 11 тысяч тракторов, значительное количество скота, имущество колхозов и совхозов, машинно-тракторных станций.

        Уже в 1942 году военное производство Советского Союза добилось крупных успехов. Промышленность страны, ставшая на военные рельсы, сумела превзойти промышленность фашистской Германии. [2] 

        

        2.4 Потери от немецкой оккупации промышлености

        Трудно оценить ущерб, который фашистские захватчики нанесли народному хозяйству страны.

Из строя были выведены металлургические заводы, на которых производилось до 60 % стали, разрушено 31 850 промышленных предприятий. Было уничтожено 4100 железнодорожных, телефонных станций и 65 тыс. км железной дороги, разграбили десятки тысяч колхозов и совхозов. Было уничтожено 40 тыс. больниц, 84 тыс. школ, техникумов, вузов.

Первый год войны имел критическое значение для экономики и промышленности СССР. Именно в это время народное хозяйство СССР понесло наибольшие потери.

К ноябрю 1941 г. на оккупированной территории СССР находилось около 40 % всего населения страны. Длина железнодорожного полотна на оккупированной территории составляла 41 % от протяженности всех железнодорожных путей. На этой территории производилось 63 % всей добычи угля, 58 % всей выплавки стали, 68 % выплавки чугуна, 60 % производства всего алюминия.

За период с августа по ноябрь 1941 г. в результате оккупации из строя было выведено 303 военных заводов, которые до этого ежемесячно они производили 2,7 млн. корпусов мин, 8,8 млн. корпусов снарядов, 2 млн. корпусов авиабомб, 5,1 млн. снарядных гильз, 7800 т пороха, 16 100 т аммиачной селитры, 3000 т тротила.

Производство проката цветных металлов было практически уничтожено — оно сократилось в 430 раз, производство шарикоподшипников, без которых невозможно выпускать танки и самолеты, сократилось в 21 раз.

        Делая вывод из всего выше сказанного, можем отметить, что  руководство советского государства очень грамотно отнеслось к данному аспекту.  Если не произошла бы эвакуация, то красная армия могла остаться без оружия, танков и т.д., поэтому уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации промышлености.

Они смогли перевести крупные заводы в восточную часть страны на подготовленные для этого площадки, причем с минимальными потерями.  В 1941 году заводов и предприятий в СССР было 3,5 тыс., а смогли эвакуировать почти 2600. Так же были колоссальные потери от немецкой армии, особенно в первый год войны.

                        

                        3. Эвакуация промышлености

                        3.1 что и куда вывозить

        Никаких общегосударственных планов эвакуации предприятий и населения на случай войны с Германией в Советском Союзе не было. Специальный орган — тот самый Совет по эвакуации, который должен был заниматься этим вопросом, был создан постановлением Центрального комитета ВКП (б) и Совнаркома на третий день войны, т.е. 24 июня. Через три дня появился и документ, определявший как, куда и кого вывозить и в каком порядке это необходимо делать. Это было постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». А 5 июля появилось специальное постановление «О порядке эвакуации населения в военное время».

Вывозить вглубь страны планировалось в первую очередь квалифицированных рабочих и служащих, женщин и стариков, а также молодежь, не достигшую призывного возраста, и детей. Все эвакуируемые делились на пять групп:

         -первая и вторая группы — коллективы заводов и учреждений и учащиеся системы фабрично-заводского образования и ремесленных училищ, они были необходимы для срочной организации производства на востоке;

        -третьей группой были семьи военнослужащих;

        -к четвертой относились воспитанники детских домов и интернатов;

        -а к пятой группе, едва ли не самой многочисленной, относились те, кто эвакуировался индивидуальным порядком.

        Но переброска на восток людей из западных областей и республик СССР, где проживало около 40% населения страны, была только частью глобальной задачи. Война с присущим ей цинизмом требовала в первую очередь эвакуировать предприятия. С одной стороны, их нельзя было оставлять на оккупированной территории, чтобы не позволить противнику воспользоваться производственными мощностями для наращивания собственных военных ресурсов. С другой, именно на западе СССР были к тому времени сосредоточены основные военные мощности, и без них Красная Армия оказывалась бы на «голодном пайке» буквально во всем — от портянок до танков и самолетов. Постановления требовали, чтобы из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, вывозили в первую очередь станки и машины, цветные металлы, горюче-смазочные материалы и другое промышленное оборудование. 

                        3.2. Как спасти промышленость

        В 1939 году в Советском Союзе началось строительство предприятий-дублёров, то есть по факту – подготовка площадок, куда можно было бы перебазировать предприятия с территорий, которым угрожала оккупация. На Волге, в Сибири и на Урале на случай войны было построено более двух тысяч производственных площадок с подведёнными коммуникациями. «Это полностью развенчивает миф о «доверчивом и наивном» Сталине, который поверил Гитлеру после подписания пакта Риббентропа – Молотова и думал, что Германия не нападет на нашу страну». Итогом серьёзной предварительной работы стала идеально проведённая операция по эвакуации промышленных предприятий. При передислокации ни один эшелон с техникой не попал к врагу. К моменту подхода поезда завод фактически был разобран, а всё, что не подлежало эвакуации, было заминировано. Составы передвигались без перерыва, шли друг за другом буквально на расстоянии тормозного пути, передвигались под бомбёжками и обстрелами. Глядя на сегодняшнюю управленческую чехарду и попытки цифровизации логистических потоков, сложно себе представить, как почти 80 лет назад можно было добиться такой чёткой и слаженной работы. При этом во время эвакуации не было потеряно ни одного дня. Уже к концу лета 1941 года заводы разворачивались на новых местах и начинали выпускать для фронта оружие и боеприпасы.

        Как и большинство стратегических операций, операция по эвакуации военных заводов во многом до сих пор остаётся засекреченной. Однако известно, что она входила в сферу ответственности Наркомата внутренних дел СССР.

        Летом 1941 года для проведения эвакуации использовалась половина всего вагонного парка Советского Союза. В 1941 году в глубокий тыл было вывезено 1523 крупных предприятия: на Урал – 667, в Западную Сибирь – 244, в Восточную Сибирь – 78, в Среднюю Азию и Казахстан – 308, в Поволжье – 226. Вместе с промышленными объектами было эвакуировано до 30–40 процентов рабочих, инженеров и техников. Всего менее чем за год в восточные районы страны было переброшено более трёх тысяч крупных промышленных предприятий и 15 миллионов специалистов. Для этого потребовалось около полутора миллионов железнодорожных вагонов. . [3]  

                                3.3 ХПЗ №183

        1895г. — это дата  строительства Харьковского Паровозостроительного  завода, который был взят нами для исследования эвакуации промышлености в военные годы. Над данным завозом трудилось свыше 1700 рабочих. Около завода так же строились дома и квартиры для будущих инженеров и механиков.

        ХПЗ — было решено эвакуировать только 12 сентября 1941 года, когда рухнули надежды на то, что советско-германский фронт удастся стабилизировать по Днепру. Его  планировалось перебазировать в Нижний Тагил,  Свердловскую обл., на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского и кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать  нужные фронту танки и одновременно,  понемногу отправлял оборудование в тыл. Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее, благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами. Первый эшелон покинул Харьков 19 сентября и направился на Урал, в Нижний Тагил, на громадную территорию Уральского вагоностроительного завод.
        
Первый танк на новом месте собрали уже 18 декабря, а к 31 декабря из узлов и детален, привезенных из Харькова, собрали и передали в войска 25 боевых машин. Расстановка оборудования па новой площадке завода осуществлялась из расчета выпуска 20 танков Т-34 в сутки. Для этого необходимо было иметь 1200- 1250 станков и не менее 2000 рабочих. Из Харькова прибыло 1254 станков (в том числе и вспомогательных). С этим заводом было эвакуировано 5.234 работника, включая 2800 рабочих. Для сравнения в 40-м году на предприятии работало около 18тыс. человек, вывезли меньше половины инженеров и около 15% рабочих. [4] 

                        

                        2 Практический материал

        В данном разделе нашей целью является расчет полной транспортировки промышлености на восток, а так же сравнение по главным показателям (вместительность, время и цена), какой из данных транспортных средств будет более дешевым и эффективным.

        Поезд, которым эвакуировали, промышленость был «Э», а самолет Ли-2.

Таблица 2 – Основные характеристики транспортных средств

Паровоз

Авиасообщение

Скорость

65 км/ч

300 км/ч

Время

54 ч

6 ч

Расстояние

2623 км

1692 км

Вместительность

65 т

2 т

        Анализируя данную таблицу, уже можно сделать вывод, что поезд будет более дешевым, но медленным вариантом, так же в 32,5 раза вместительнее.

                        2.1 Расчет вместительности

        Из Харькова прибыло в целости и сохранности 1254 станка.

Вес одного станка составлял примерно 3.053 тонн. Вес всех станков составляет:

1. 1254*3.035=3806 тыс. тонн.

        Ранее было сказано, что паровоз «Э» вмешает в себя 65 тонн, в среднем,  у одного такого поезда 23 вагонов. Вместительность одного вагона составляет:

1. 65:23=2,9 т.

        Если 1 вагон вмешает в 2,9 тонны, то:

1. 3805.89:2,9 =1312 вагона нужно для полной перевозки промышлености.

2. 1312:23=57 поездов должно быть, чтоб перевезти завод.

        Далее, самолет Ли-2 вмешает в себя 3 тонны. Т.к. все станки весят 3805.89т., то:

1. 3805.89:3 =1268 самолетов нужно для полной перевозки промышлености.

                        2.2 Расчет перевозки промышлености  железнодорожным транспортом

        Для перевозки промышлености использовали паровоз «Э». Он расходовал 160 кг, угля на 100 км.  Наша дорога от Харькова до Нижнего Тагила составляет 2636км. На этом поезде ехать 2 дня 6 часов (54часа).

        Сколько кг угля нужно для перевозки одним поездом:

1. 2636:100=26.36

2. 26.36*160=4218 (килограмм угля нужно для одного поезда)

        Т.к. 10 кг угля стоило 76 коп, нам нужно найти, сколько стоило 4218кг угля:

1.4218:10=421.8кг

2. 421.8*76(коп)=32 056,8копейки

3. переводим в рубли 32 056,8:100=320 (советских рублей нужно на перевозку одним поездом).

        Мы рассчитали, что один поезд сможет увести 65 тонн с зоны эвакуации, и это будет стоить 320 советских рублей.

        Если у нас стоимость одного поезда составляет 320, то:

1. 320*57=18.240 (советских рублей, нам нужно для полной перевозки данного завода в Нижний Тагил).

        

                        2.2 Расчет транспортировки авиацией

        Для перевозки промышлености авиасообщением использовали самолет Ли-2. Данный самолет вмешал в себя 3 тонны.  В среднем, на 100 км полета приходилось 8.24 коп, для топлива.  В данном случае, наш путь отличается тем, что прямого рейса не было. Нужно было лететь в Москву, а оттуда уже в Нижний Тагил. Это расстояние (обозначим его S) составляло 1692 км. Скорость (обозначим V) данного самолета была 300км/ч. Для расчета цены 1 самолета, нужно вычислить время перелета:

1. используем формулу T = S / V        

T = 1692:300=5.54 ч.  (округлим до 6  часов)

        Теперь, зная главные показатели, узнаем, во сколько же вышло перевозка одного самолета:

1. 1692*8,24=13.942 советских рублей нужно.

        Зная, сколько стоит один самолет, можем посчитать полную эвакуация завода на восток:

1. 1268*13.942=17.678.456 денежных средств нужно, для полной перевозки промышлености на восток страны.

        2.4 Расчет времени для полной перевозки промышлености

        Исходя из того, что было выше сказано, теперь мы знаем, что одному поезду необходимо 2 дня 6 часов (54ч.) для того, чтоб приехать из Харькова до Нижнего Тагила. Так же, рассчитали, что для полной перевозки завода нужно 57 поездов:

1. 57*54=3078 (часов)

2. 3078:24=128  дней нужно для окончательной перевозки данного предприятия, по железно дорожным путям.

        Что касается авиасообщения, нам известно, что время полета одного самолета составляет 6 часов. Так же, мы посчитали, что нам нужно 1268 самолетов:

1. 1268:6=212 дней необходимо для эвакуации промышлености авиасообщением.  

                2.5 Сравнение данных видов эвакуации

Диаграмма 1 – Сравнение одного поезда и одного самолета по главным параметрам

        

        Такую большую разницу можно объяснить тем, что расстояние у этих видов транспорта разное, как было сказано выше, у поезда оно составляет 2636 км, а у самолета-1692 км. Самолет помимо точки, где должен расположиться выбранный завод, должен совершить полет через Москву, а только потом в Нижний

Тагил. Из-за  этого цена для перевозки самолетом почти в 2 раза больше, нежели у поезда.

        Так же, на этот фактор влияет цена угля для поезда и топлива для данного самолета. Цена на топливо самолета в разы превышает цену угля для паровоза.  Следовательно, из этих значимых факторов, мы можем сделать вывод, что самолет более затратное транспортное средство.

        Итак, анализируя данную диаграмму, можем сказать, что самолет явно выигрывает во временном плане. На нем лететь всего 6 часов, а на поезде ехать 2 дня 6 часов. За время пока едет один поезд может пролететь  9, полностью загруженных самолетов.  В плане Ленина и Сталина одной из главных целей являлось время. Нужно было как можно быстрее, за короткий промежуток времени, эвакуировать большую часть промышлености.  При этом, не смотря на долгий путь поезда, к нему было больше склонено советское правительство, потому что это считалось наиболее безопасней, нежели авиасообщением.  

        Так же, один из ведущих пунктов для выбора, каким транспортным средством эвакуировать является их  вместительность. Этот пункт остаётся актуальным и в наше время.

Делая анализ данной диаграммы, сразу видно, что поезд превышает самолет в разы.

Диаграмма 2 – сравнение полной эвакуации поездом и самолетом

        

        Анализируя данный рисунок, можно заметить, что поездом дней выходит 128, а самолетом 212. Хотя изначально один поезд едет 54 часа, а самолет 6. Это связано с тем, что вместительность у поезда больше и требуется меньше вагонов и поездов. Как было сказано ранее, для Сталина и Ленина было главное время и поезд превосходит авиасообщение в данном аспекте.

        Что касается ценового фактора, тут тоже побеждает железнодорожное сообщение. Это благодаря тому, что уголь почти в 11 раз дешевле, нежели топливо для самолета. Деньги в год войны были строго ограничены, и выделять такие огромные суммы на эвакуацию самолетом, было очень затратно.

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Подвод итог всего выше сказанного, хочется отметить, что наша гипотеза подтвердилась, благодаря источникам информации и расчетам. Поезд выигрывает авиасообщение по всем сравнительным показателям (время, цена и вместительность). Он вмещает в себя в несколько раз больше, нежели самолет, следовательно, понадобиться меньше поездов для эвакуации промышленности. Так же авиасообщение это очень дорого. В то время как советское государство оплатит перевозку одного самолета, из депо сможет выйти пару  поездов, загруженные станками и людьми.  

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 - https://newsland.com/post/2760686-promyshlennost-i-voennoe-proizvodstvo-sssr-v-period-velikoi-otechestvennoi

2 - https://studfile.net/preview/7354331/page:5/

3 - https://dzen.ru/a/YI1Ddi0ycWAfEk15

4 - https://iknigi.net/avtor-nikita-melnikov/179507-tankovaya-promyshlennost-sssr-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-nikita-melnikov/read/page-9.html

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по истории СССР в годы застоя.1964-1985

Семинар, презентация (взята из интернета, но мною доработана), кластер....

Авиационная промышленность Казани в годы Великой Отечественной войны

Дополнительный материал по истории Татарстана...

Презентация по истории "Народы СССР в годы войны"

Презентация по истории "Народы СССР в годы войны"...

Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"

Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....

Контрольная работа по теме СССР в годы коллективного руководства

Контрольная работа предназначена для контроля знаний по главе  "СССР в годы коллективного руководства" как в 11 так и в 9 классах . Представлена в виде презентации из 20 вопросов, которые предпол...

Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс

Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс...

Контрольное тестирование по истории в 11 классе "СССР в годы Великой отечественной войны"

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ, охватывает многие вопросы времен ВОВ....