Разноуровневые задания
методическая разработка по истории

Разноуровневые задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannye_zadaniya.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей»

г. Нижневартовск

Дифференцированные задания

по истории 5 класса

 

Составитель программы:

методическое объединение преподавателей

естественно-научного цикла

Нижневартовск 2023

Предисловие для учителя.

В современных условиях перед школой поставлена проблема реализации компетентностного образования. В рамках данной проблемы перед учителем встает задача создания дидактических средств для формирования и диагностики проявления компетентностей учащимися в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

По мере овладения школьниками приемами самостоятельной работы степень непосредственного вмешательства учителя в процесс познания уменьшается, но возрастает необходимость опосредованного влияния учителя на самостоятельную работу учащегося. Эффективным средством организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников является система разноуровневых заданий. Учитель, создавая и владея всей системой специальных заданий, упражнений, тестов, стимулирует познавательную активность школьников, проектируя их движение к цели обучения, к получению знаний.

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а ориентирует школьников на различные требования к ее усвоению, что и обеспечивается использованием разноуровневых заданий в педагогической практике.

             Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

           Предлагаемые задания помогают ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

           Уровневые задания с успехом могут быть использованы:

  • при изучении нового материала
  • при контроле за усвоением знаний, умений и навыков
  • при проверке знаний.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.   Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

  • при составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
  • предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
  • в ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
  • анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
  • применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Ниже вы найдете один из алгоритмов  составления дифференцированных заданий:

5 класс.   История Древнего мира.

Тема «Становление и развитие человеческого общества»

Тема урока

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий уровень

Происхождение человека

Назовите древнейшие орудия труда

Чем первые люди отличались от современного человека? Что общего между ними?

Придумайте рассказ о  жизни первобытных людей

От человека умелого к человеку разумному

Назовите изобретения, сделанные человеком разумным

Какое значение в жизни людей имело овладение огнем?

Проанализируйте, чем родовая община отличалась от человеческого стада

Религия и искусство в первобытном мире

Что такое религия? Как она возникла? Кому поклонялись люди?

Что чаще всего изображали на своих рисунках древние художники? Как вы можете это объяснить?

Составьте рассказ о жизни первобытных людей, пользуясь рисунками древних художников

Появление у людей скотоводства и земледелия

От каких занятий древних людей произошли земледелие и скотоводство? Как это произошло?

Как возникли племена? Назовите их отличительные признаки

Что такое совет старейшин и что такое народное собрание? Какой из этих органов был более важным? Почему? Составьте план п.3.

От первобытности к цивилизации

Дайте определение понятия «государство». Назовите его признаки.

Почему стало возможным отделение ремесла от земледелия и скотоводства? Какое это имело значение для развития ремёсел? Что такое соседская община?

Что отличает государство от первобытно-общинного строя? Составьте сравнительную таблицу

Тема «Цивилизация Древнего Египта»

Тема урока

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий уровень

Образование Древнеегипетского государства

Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?

Египет в древности называли «даром Нила». Как вы считаете, правильно ли это утверждение? Докажите свою мысль.

Составьте схему устройства Древнеегипетского государства

Фараон и его вельможи

Расскажите о жизни фараонов и обычаях существовавших при их дворе

Какой властью обладали египетские фараоны над своими подданными? Как вы думаете, на чем была основана их власть и почему их приказы беспрекословно выполнялись?

Придумайте рассказ «Один день из жизни египетского вельможи»

Жизнь простых людей в Древнем Египте

Перечислите орудия труда, которыми пользовались египетские земледельцы

Что такое налоги и повинности? Зачем они нужны?  Какие налоги и повинности несли земледельцы и ремесленники Древнего Египта?

Составьте устный рассказ о жизни простых египтян на основе иллюстраций учебника

Подъем хозяйства и расцвет Древнеегипетского государства

Как была организована и вооружена армия египетских фараонов?

Когда в Египте научились применять бронзу? Какое значение это имело для развития хозяйства Древнего Египта?

Нарисуйте схему, отражающую направление походов Тутмоса III

Религия древних египтян

Как представляли богов египтяне? Назовите, кого они почитали?

Что можно узнать о жизни и религии египтян по погребениям?

Составьте план п. 1-2.

Искусство, наука и образование в Древнем Египте

Чему и как учили в египетских школах?

О чем рассказала ученым гробница Тутанхамона?

Составьте памятку «Правила для египетских художников и скульпторов»

Использованная литература:

Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные разноуровневые задания по географии

Задания применяются на уроке контроля знаний в 7 классе....

Разноуровневые задания по программированию на Паскале

Задания по каждой теме я распечатываю, разрезаю, как билеты, и раздаю ученикам - каждому своё. Если ученик решил задачу не совсем самостоятельно, а с моими подсказками, я даю ему другое зад...

4 варианта разноуровневые задания по теме уравнение касательной

Вариаты составлены из заданий всех типов по теме "Уравнение касательной"...

Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...

Разноуровневые задания по алгебре на тему "Тригонометрические формулы" 10 класс

Презентация разноуровневых заданий по алгебре по теме "Тригонометрические формулы" для учащихся 10 классов...

Разноуровневые задания по русскому языку

Каждый ребенок работает на уроке в меру своих возможностей. Кто-то быстро, кто-то медленно.  Каму-то задания кажутся простыми,а кому-то сложными. От этого зависит и скорость выполнения работы. Чт...

Разноуровневые задания по Инженерной графике

   Паспорт программы учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / направле...