КИМ ОГЭ по истории 9-15 вв
методическая разработка по истории

КИМ ОГЭ по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тест938.57 КБ

Предварительный просмотр:

От Древней Руси к Российскому государству VIII-XV вв

Часть 1.

1.Установите соответствие между событиями и годами:

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) изгнание князя Всеволода Мстиславича из новгорода

1) 972 г

Б) издание первого общерусского Судебника

2) 1136 г

В) гибель киевского князя Святослава Игоревича

3) 1240 г

4)1359 г

5) 1497 г

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 1) Ледовое побоище, 2) разгром Хазарского каганата, 3) разорение Москвы ханом Тохтамышем, 4) «стояние» на реке Угре.

3. Запишите термин, о котором идет речь. Льготная грамота монгольских ханов подвластной светской и духовной знати; русские князья получали такие грамоты на управление своими княжествами.

4.Перед Вами четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) Владимир Святославич много внимания уделял обороне государства.

2) Под Киевом было нанесено решающее поражение печенегам, после которого они больше не нападали на Русь.

3) Внешняя политика Ярослава Мудрого была успешной.

4) На южных рубежах страны были построены крепости, насыпаны валы, создана система сигнальных вышек.

Номер предложения, содержащего

Тезис 1

Факт 1

Тезис 2

Факт 2

ответ

5. Возведением каких памятников архитектуры руководили итальянские мастера? Найдите в приведённом ниже списке два памятника архитектуры и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Софийский Собор Новгородского Кремля, 2) Церковь Покрова на Нерли, 3) Успенский собор во Владимире, 4) Успенский собор Московского Кремля, 5) Колокольня Ивана Великого.

6. Ниже приведён перечень названий русских городов. Все они, за исключением одного, были разорены монгольскими войсками в XIII в. 1) Новгород; 2) Киев; 3) Рязань; 4) Торжок; 5) Козельск. Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда

8.Укажите век, во второй половине которого Московское княжество включало только выделенную на схеме фоном территорию. Ответ запишите словом.

9. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «5».

10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме место сражения, о котором идет речь в тексте.

«Монгольский царевич Арапша готовился к набегу на нижегородские земли. Сведения о готовящемся набеге ордынцев просочились на Русь. Навстречу Арапше вышло объединенное войско из нижегородцев, владимирцев, москвичей, муромцев, ярославцев, рязанцев. Арапша не появлялся. Воины сняли доспехи, забавлялись охотой и пировали. Русский лагерь находился на левом берегу реки Пьяны в 100 верстах от Нижнего Новгорода. Арапша не появлялся. Князь Дмитрий Московский решил, что его набег не состоится, и увел свои войска. Но монголы неожиданно атаковали московских союзников и нанесли им страшное поражение. Затем монголы ворвались в Нижний Новгород, оставшийся без защиты, и грабили его два дня».

11. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Что из перечисленного относится к тому же веку, когда произошло событие, юбилею которого посвящен данный почтовый блок? 1) Любечкий съезд князей, 2) первое упоминание Москвы в летописи, 3) изгнание князя Всеволода Мстиславича из Новгорода и политическое оформление Новгородской республики, 4) призвание варягов на Русь.

12.

13. Какие из приведенных памятников культуры были созданы в XV в.? Выберите два памятника культуры.

14. Создателем какого из приведенных памятников культуры является монах Киево-Печерского монастыря Нестор?

15

16.

17.

Часть 2.

Прочитайте отрывок из литературного произведения.

«Царь же со всем своим войском шел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и остановился возле Вортынска, ожидая встречи с королем. Но король не пришел на встречу с ним, не послов к нему не прислал, так как был занят своими делами: ведь тогда Менгли-Гирей, царь Перекопский, в угоду великому князю московскому разорял Волынскую землю. Ахмат пришел к Угре со всем своим войском, намереваясь перейти реку, и начали монголы и русские перестрелку. Одни внезапно атаковали войско Андрея, а другие – войско великого князя, третьи наступили на войско его воевод. Выстрелами из луков и залпами из пищалей наши отогнали монголов от берега, а вражеские стрелы падали возле наших воинов, не причиняя им вреда. И много раз приступали враги к берегу, и всякий раз без успеха отступали, и ждали они, когда замерзнет река, ведь начались тогда большие холода и река стала. И были они одержимы страхом, така как каждая из воюющих сторон опасалась другой.

18. Укажите год, когда произошли описываемые события. Назовите великого князя, упомянутого в отрывке.

19. Почему, согласно отрывку, король не пришел на помощь войску царя? Какого момента, согласно отрывку, дожидались монголы, чтобы перейти реку?

20. Укажите итог события, о котором идет речь. Укажите одну любую причину такого итога.

21. Что из перечисленного было одной из причин (предпосылок) объединения русских княжеств и земель в единое государство?

- необходимость противостояния Руси печенегам,

- успешные военные походы киевского князя Святослава Игоревича,

- внешняя политика, проводимая Новгородом, нацеленная на противостояние Московскому княжеству,

- восстановление после монгольского нашествия и дальнейшее развитие экономики Руси.

Объясните, как выбранное вами положение связано с одной из причин (предпосылок) объединения русских княжеств и земель в единое государство?

22.Прочитайте текст по истории, который содержит две фактические ошибки.

В 1327 г в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. Хан Батый прислал в Тверь в качестве баскака Чолхана (на Руси его называли Щелканом), своего родственника. Отряд Чолхана бесчинствовал в Твери. Восставшие истребили ненавистного баскака и его воинство. Тверской князь Александр Михайлович, пытвшийся отговорить горожан от восстания, вынужден был примкнуть к ним. Московский князь Даниил Александрович взял на себя подавление народного движения. Вместе с ордынским войском он пошел на Тверь. Вся земля была опустошена, города и села сожжены, люди уведены в рабство. Князь Александр бежал.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

23. Существует точка зрения, что, несмотря на проявление определенных различий, в политике Дмитрия Донского и политике Ивана III было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

24. Владимиро-Суздальский князь, как и его отец, захватил Киев. Но он поступил с захваченной древней столицей Руси не так, как его отец.

1.Назовите владимиро-суздальского князя, о котором идет речь.

2.Назовите его отца.

3.В чем состоит различие в отношении к Киеву после его захвата этих двух князей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...