«Глина в жизни древних греков в V до н.э.»
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Дмитрий Михайлович Тесла

Разработка (конспект) урока для 5 класса по предмету история (Никишин, Стрелков) на тему "Глина в жизни древних греков в V в. до н.э."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План конспект урока21.11 КБ

Предварительный просмотр:

  • Тема: «Глина в жизни древних греков в V до н.э.»
  • Тип: урок изучения нового материала
  • Цели: формирование представлений об античной экономике
  • Задачи:

Образовательная: сформировать первоначальное представление учащихся о хозяйственном развитии Греции в V веке до нашей эры.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, с учебными картинами, с текстом, с дополнительными источниками информации.

Воспитательная: способствовать интересу к изучению истории, развивать мировоззренческие позиции через осознание общей закономерности.

  • Обоснование актуальности занятия:

Тему необходимо изучать, так как она даёт первичное представление о том, как как она устроена экономика и производство. А также раскрывает проблемы социального неравенства на примере рабства и повседневной жизни в Древней Греции. Данные базовые знания являются необходимыми для дальнейшего изучения истории и дополняют другие предметные курсы: обществознание, география и т.д.

  • Сценарий урока:

1. Вызов

- Добрый день! Живите долго и процветайте! Если вы меня слышите, поднимите руку нашим приветствием. (Дети поднимают руку, приветствует как в фильме «Звездный путь»).

- Начнём наш урок с небольшой легенды.

- Был титан Эпиметей. Ему Зевс поручил заселить землю разными животными, рыбами, птицами. В общем, живыми существами. Но одного из существ надо было сделать разумным. Энтикапей так увлёкся, что раздал все способности и разум на всех животных и будущему человеку осталось лишь тело. Так появились обезьяны.

- Дерзкий Прометей решил исполнить волю Зевса и украл у богов последнюю из способностей – гордо смотреть в небо. Слепил человека из глины и вложил эту способность в него. А Афине так понравилось творение Прометея, что она вдохнуло в него душу.

- Ребята, из чего, согласно легенде, был слеплен человек? Если вы знаете ответ на данный вопрос, поднимите руку, используя смайлики. (Из глины).

- Как вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? Напишите в чате, что станет темой нашего урока. (возможные варианты, наводим на верную идею, в итоге - мы будем изучать глину).

- Верно, тема нашего урока «Глина в жизни древних греков в V до н.э.», запишем ее в тетрадь.

- Наша глина сегодня на уроке совершит путешествие по остановкам Древней Греции. Прочитайте названия остановок и скажите мне, какие задачи нам предстоит решить? Отправьте реакцию, кто готов ответить.

2. Осмысление содержания

Работа с картой. Места добычи глины

- Где же в Древней Греции добывали глину? Посмотрите на карту, обратите внимание на звездочки – места добычи. Возле каких полисов они расположены. Напишите ответ в чате.

- Обратили ли вы внимание на цвет звездочек? Какая из них отличается? Как вы думаете, с чем это связано?

- Действительно, красными звёздочками обозначены месторождения красной глины, а жёлтой – жёлтой глины.

Рабство. Проведение игры

- А кто её добывал? (Рабы). Добыча глины – тяжёлый труд. Поэтому им занимались рабы. А сейчас мы узнаем, чем ещё занимались рабы.

- Сейчас на экране будут появляться вопросы, а вам нужно отвечать в чат да или нет.

Игра «Кем мог работать раб?»

1. Рабы работали в карьерах, добывали руду, мрамор и глину? (да)

2. Рабы могли быть матросами? (нет)

3. Рабы могли быть учителями? (да)

4. Рабы работали «полицейскими» и охраняли общественный порядок в полисе? (да)

5. Рабы служили в армии и защищали государство? (нет)

- Молодцы, ребята! Все справились хорошо.

Ремесло. Просмотр видеоматериала

- Давайте подумаем, рабы добывали глину, куда она отправлялась дальше? (к ремесленнику)

-Давайте посмотрим небольшой видеоролик о работе греческих гончаров-ремесленников.

Просмотр видеоматериала

- Как назывался Афинский район, прославленных гончаров?

- Какие виды росписи они разработали?

- Какие виды сосудов они изготавливали?

- Гончары были не единственными ремесленниками. Посмотрите на слайд, кто находится возле гончара. (кузнец, винодел).

- Предлагаю помочь им найти свои изделия. Какие изделия принадлежат кузнецу? Какие изделия принадлежат виноделу? Какие изделия принадлежат гончару?

Торговля. Физкультминутка

- Что дальше было с ремесленными товарами? Посмотрите на слайд, что делают эти люди с ремесленными товарами? (продают и покупают)

- Разберёмся с товарами, что продавали, а что покупали?

- На следующем слайде, вам необходимо загрузить корабли с товарами. Что продавали, а что покупали древние греки? Для того надо прочитать текст, начиная с 1 предложения и до 6. (дети называют товары и помещают их в корабли).

Повседневность

- Эти товары купили богатые и бедные греки. Глина встречает своих друзей. А где она их встретила? Из чего сделаны эти дома? (из глины).

- А теперь посмотрите на дома богатого и бедного грека. Что у них общего и что у них разное? (отвечают по слайду).

- Какое незнакомое слово им встретилось? (Гинекей)

- Вы знаете это слово? (нет). Давайте узнаем, что значит это слово? С помощью конструктов понятий, составьте определение. Есть желающие?

- Молодец! В богатых греческих семьях женщины жили в отдельных комнатах, куда всем остальным был запрещён вход. А иногда муж запирал от жены кладовые и сам выдавал ей еду.

3. Рефлексия

- Молодцы! Посмотрим на наши задачи, со всем ли мы справились?

- Мы узнали про ремесло? Что мы узнали?

- Мы узнали про торговлю? Что мы узнали?

- Мы узнали про то, как жили греки? Что мы узнали?

- А представляете это всё нам рассказал маленький кусочек глины, чьё путешествие мы с вами рассмотрели.

4. Домашнее задание: рацион питания

  • Краткий анализ работы учащихся на занятии, результатов Занятия прогнозируемых и реальных:

Учащиеся были заинтересованы в изучении материала урока. На протяжении всего урока сохраняли дисциплинированность и организованность. Работа учащихся- активная, сопровождающаяся качественным ответами (правильное логическое построение, свободное ориентирование в материале).


Самоанализ урока

Урок истории в 6 классе на тему «Глина в жизни древних греков в V в до н.э.» является уроком изучения нового материала в разделе «Культура Древней Греции».

Все методы и приёмы, использование электронных образовательных ресурсов позволили создать условия для успешного выполнения цели урока. Цель урока: сформировать первоначальное представление учащихся о хозяйственном развитии Греции в V веке до нашей эры.

Урок проводился по технологии развития критического мышления. Структура которого предполагала: вызов, осмысление содержания и рефлексию.

На этапе вызова для повышения интереса и мотивации к уроку была использована «легенда о сотворении человека». Она позволила детям быстро переключиться на тему урока, её сформулировать и обосновать форму урока – урок-путешествие глины по формам взаимодействия с ней.

На этапе осмысления содержания проведена работа с картой. Ученики узнают, где добывалась глина. Проводится игра «угадайка», которая расширяет кругозор у учащихся. Они узнают, что рабы могли быть учителями и полицейскими. Просмотр видеоматериала позволяет поближе познакомиться с профессией гончара. Применяется электронный образовательный ресурсы – learningapps, благодаря которому ученики распределяют изделия по ремесленникам. Ссылка им дана в чате видеоконференции и эта тренировка позволяет имя справится с заданием на слайде.

Также проведена физкультминутка, которая позволяет размять шейный отдел позвоночника. Она интегрирована с познавательным материалом – дети узнают, какие товары продаются и покупаются.

В завершении этапа происходит анализ изображения – дома богатых и бедных греков. Приходят к простому выводу, что дома являются отражением социального неравенства.

Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся в течение урока работать активно.

На этапе рефлексии закрепляются полученные знания, вспоминается путь глины и делается вывод, что обо всём нам рассказал маленький кусочек глины.

Домашнее задание имеет творческую направленность. Создав рацион питания, каждый учащийся задумается и вспомнит материал урока – какие продукты были актуальными для древних греков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина по теме:"ЖИЗНЬ И БЫТ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ"

Игра-викторина по теме:"ЖИЗНЬ И БЫТ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ" 5 класс Эта игра-викторина может быть проведена на факультативном занятии при изучении темы: «Древняя Греция». Использование игровых средств помо...

Мультпроект "Одинакова ли жизнь древних греков?"

Предлагаемые темы:«Жилище древних греков», «Семья в древней Греции»,«Одежда древних греков», «Еда в древней Греции», «Образование в древней Греции...

Урок по теме "Религия, ее место в жизни древних греков"

Исследовательская работа на уроке истории путем частично- поискового и проблемного метода...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...

Повседневная жизнь древних греков

Повседневная жизнь древних греков...

Повседневная жизнь древних греков 5 класс презентация

Повседневная жизнь древних греков 5 класс презентация, составлена на основе учебника под редакцией В.Р. Мединского...