Севская духовная семинария
статья по истории

Севская духовная семинария

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sevskaya_duhovnaya_seminariya.docx92 КБ

Предварительный просмотр:

                                Оглавление

1. Введение……………………………………………………….   4

2. Открытие Севской духовной семинарии…………………….  5

3.  Внутреннее устройство Севской духовной семинарии….…. 7

4. Быт семинаристов………………………………………………9

5. Изменения жизни семинарии при Александре I …………… 11

6. Заключение……………………………………………………. 12

7. Список литературы…………………………………………… 14

8. Приложение 1………………………………………………… 15

Введение

   Потребность в обучении и воспитании подрастающего поколения своими корнями уходит в глубь веков. По мере укрепления единого государства возрастала потребность в грамотных людях. В связи с этим, государство начинает уделять больше внимания на развитие образования.  

   XVIII век часто называют веком Просвещения, и для этого есть немало оснований. Но в целом обучение молодых россиян в это время шло с большим трудом и касалось лишь небольшой их части, почти совершенно не затрагивая крестьянских детей. Обучением дворянских детей и подростков чаще всего занимались домашние учителя. Порой открывались частные пансионы, где один или несколько учителей обучали небольшое количество проживавших здесь же воспитанников.

   Основная часть детей духовенства, купечества, мещан, чиновников, а также мелкопоместных дворян получала первичное образование в приходских школах, где обучение вел кто-либо из церковников. В 1778 году в Севске было открыто учебное заведение, дававшее значительно более широкую подготовку – Севская семинария. Хотя основной задачей семинарии была богословская и образовательная подготовка будущих священнослужителей, немало ее выпускников в дальнейшем продолжали обучение в других учебных заведениях и успешно проявили себя в науке, образовании, медицине, в литературной и общественной деятельности. Несмотря на серьезные материальные и другие трудности, Севская семинария, несомненно, сыграла большую положительную роль и в просвещении края, и в подготовке полезных для общества людей.[1]

   Актуальность этой темы заключается в том, что роль учебных заведений была немаловажной в жизни общества и государства в целом во все времена. Ведь именно уровень образования в стране показывал и уровень развития государства, его престиж на международной арене. Образование в России всегда было самым лучшим и качественным. Это объяснялось тем, что было широко распространено не только светское образование, но и духовное; в образовательных учреждениях работали высококвалифицированные преподаватели, знающие не понаслышке все тяготы образовательной деятельности. Севская духовная семинария внесла большой вклад в развитие образования не только на территории Брянщины, но и всей России.

   Цель исследования – восстановить общую картину возникновения и развития семинарии, рассказать о учителях и воспитанниках и ее роли в развитии образования на Брянщине.                                        

§1  Открытие Севской духовной семинарии    

   14 июня 1764 года была образована Севская епархия, в нее были включены восемь городов с уездами, в числе которых: Севск, Брянск, Трубчевск, Карачев, Рыльск, Путивль отходили от Московской Епархии, а Орел и Кромы от Коломенской.[2]

   Коломенские Архипастыри в двадцатых годах XVIII века открыли в своем кафедральном городе духовную семинарию, а в Орле низшую духовную школу. Что же касается уездов, составлявших до открытия Севской епархии южную окраину Московской епархии, то никаких учебных заведений здесь не было. Дети духовенства обучались дома, или отдавались в обучение более искусным в чтении и письме мастерам, которых иногда называли учителями. Таким учителем в Севске, в 40-е годы XVIII века, был некто Артемий Переплетчиков, во дворе которого жило несколько учеников.[3] Научившиеся читать по Часослову и Псалтыри, определялись в дьячки или пономари, те же, кто приобретал, некоторые познания в Десятисловии и членах Веры являлись в Москву для поставления в священный сан.

   Открытие семинарии произошло при епископе Амвросии (Подобедове). По прибытии в Севск, Преосвященный Амвросий обратился с докладом в Святейший Синод с просьбой об учреждении семинарии. Синод 27 июля 1778 года всеподданнейше обратился к Императрице Екатерине II с докладом, в котором в частности говорилось:  « в Севской епархии доныне семинарии учреждено не было, а в рассуждении том, что она, по положению места своего, весьма обширная и до 900 церквей в себе заключающая, от столичных городов состоит в дальнем расстоянии, для будущего времени семинарии быть в ней весьма за нужное почитается…».[4] По этому докладу, 2 августа 1778 года последовало Высочайшее дозволение открыть в Севске семинарию и выделять на ее содержание по две тысячи рублей ежегодно. Семинария была размещена на территории бывшего Спасо – Преображенского монастыря, который с образованием Севской епархии был преобразован в архиерейский дом – место пребывания епископов и их окружения. Первоначально под семинарию были приспособлены архиерейская гостиница и другие расположенные поблизости здания. [5]В год открытия в первом классе обучалось до 70 учеников, из них 30 учеников содержалось на казенном коште. Они обучались чтению на русском и латинском языках, чистописанию, священной истории и катехизису.

   В 1779 году был открыт грамматический класс, в котором, кроме грамматики, географии и арифметики, преподавались греческий и немецкий языки. К апрелю 1779 года в семинарии насчитывалось 276 учеников. В 1780 году из синтаксического класса ученики были переведены в риторический класс, в котором обучались и поэзии. В 1781 году ученики риторического класса оказались не подготовленными для перевода их в следующее философское отделение. В связи с этим решено было открыть средний между грамматическим и философским классами – класс поэзии. Класс философский был открыт в 1782 году, а в 1784 году открыт и богословский класс.  Открытие богословского класса означало окончательное организационно-учебное оформление семинарии. К этому времени в семинарии было семь классов. Ученики низших классов назывались «элементориями», средних – «риторами и пиитами», старших звали «богословами и философами». Общее число учеников семинарии доходило до 700.

 § 2  Внутреннее устройство Севской духовной семинарии  

    Учебный процесс был организован по примеру Киевской духовной академии, только курсы философии и богословия были сокращены по сравнению с академическими. Особое внимание уделялось религиозно – нравственному воспитанию учеников готовящихся к пастырскому служению. Они ежегодно три раза говели, исповедовались и причащались. Посещали все праздничные и воскресные богослужения, исполняя обязанности чтецов и певчих. Стараниями Преосвященных и пожертвованиями разных лиц пополнялась и семинарская библиотека.[6] Так же, кроме языков и богословских дисциплин, в преподавании преобладали схоластика и начетничество.

   Вряд ли можно назвать удачным принцип работы учителей семинарии, когда каждый из них вел все предметы, изучаемые в определенном классе. К тому же учителя нередко переводились из одного класса в другой, но это не вызывало возражений, поскольку при переводе в более старший класс заработная плата повышалась. Впрочем, она в целом была очень невелика и составляла сначала от 30 до 70, позже – от 50 до 100 рублей в год. На содержание семинарии ежегодно отпускалось из коллегий экономии по 2000 рублей.

   Первым руководителем семинарии в звании прокуратора был игумен Никон, бывший до того настоятелем Московского Сретенского монастыря, но его руководство было в основном духовным, а непосредственно учебный процесс начал организовывать и проводить первый учитель, студент Крутицкой семинарии Дорофей Григорьевич Протопопов, более известный под монашеским именем Досифея. В 1780 году он первым стал именоваться ректором семинарии, а позже, в 1798 – 1817 гг. был епископом Орловским и Севским, продолжая в эти годы жить в Севске.[7] Учителями Семинарии назначались студенты Киевской Славяно–греко-латинской академии, Крутицкой семинарии и Московского университета. Успеваемость семинаристов учитывалась ежедневно. Оценки были словесными. В переводе с латинского они означали: «знает», «знает не все», «ошибся», «не знает». За допущенные ошибки ругали, за неполные знания ставили на колени, а за незнания секли.[8] Ректоры и преподаватели семинарии имели мало самостоятельности в своей деятельности, поскольку находились под бдительной опекой севских епископов. К тому же, не все наставники семинаристов были для них положительным примером. Самым распространенным пороком являлось пьянство. Пьянство среди старших семинаристов также не было редкостью, хотя и сурово наказывалось. В целом наказания, в том числе телесные, были обыденностью. Наказывали не только за проступки, но и за неуспехи в учебе.

§ 3  Быт семинаристов

   Если процесс обучения в семинарии имел как минусы, так и плюсы, то условия жизни и быта семинаристов нельзя назвать удовлетворительными. Бывший Спасо – Преображенский монастырь, где размещалась Севская семинария, находился примерно в 2 верстах от основной части города Севска на небольшой возвышенности посреди заболоченного луга. Место было довольно живописным, но не очень здоровым. Весной – в начале лета ежегодно «появлялись лихорадки и горячки, которых редкий избегал». Больных лечили микстурами из лекарственных трав и кореньев, которые собирали сами семинаристы, но все-таки смертность была большая.[9] 

   Однако основные трудности заключались в крайней скудности средств, отпускаемых на содержание семинарии. Из годовых двух тысяч рублей нужно было оплачивать труд руководителей, преподавателей, обслуживающего персонала семинарии, хозяйственные и учебные расходы, а также обеспечивать полное содержание детей из наиболее бедных семей и сирот, учившихся за казенный счет. По первичным расчетам, число таковых должно быть примерно до 70 человек, но в реальности количество «бурсаков» ( так называли учащихся, живших в самой семинарии на казенном содержании) было значительно больше. На каждого из них отпускалось 12 рублей в год, что означало постоянное полуголодное состояние. Семинаристы, жившие на частных квартирах и кормившиеся хозяевами (в целом тоже довольно скудно), платили ежемесячно 5 - 7 рублей.[10] Бедность и постоянное недоедание не только отрицательно сказывалось на здоровье семинаристов, но и толкали их порой к воровству овощей и фруктов в огородах и садах, съестных припасов на базарах, не взирая, на возможные последствия таких действий.

   Позже расходы на содержание Севской семинарии были увеличены (при Павле I добавлено 1500 рублей, а в 1807 году при Александре I расходы были удвоены и составили 7 тысяч рублей), но с возрастанием числа семинаристов отпускаемых средств, все равно не хватало. Свои проблемы были и у семинаристов, проживавших на частных квартирах либо в подмонастырской слободке, либо в Замарицкой части города Севска. Скученность, спертый воздух (форточки в домах отсутствовали), антисанитарные условия (в частности спали на полу, подстелив войлок и укрывшись овчинной шубой или халатом) – все это было обычным явлением, равно как и чесотка на руках и ногах семинаристов. Особые трудности были у семинаристов, квартировавших в Замарице. Кратчайший путь отсюда до семинарии (около версты) шел по заболоченному лугу, и, пока болото не сковывалось морозом, семинаристы были вынуждены снимать обувь, подворачивать штаны и в таком виде преодолевать примерно половину пути. Избежать при этом простуду удавалось не многим. Впрочем, у живших здесь было и определенное преимущество – относительная свобода, отсутствие повседневного контроля со стороны инспектора.[11] Существенных трений между семинаристами и местными жителями не возникало.

§ 4  Изменения жизни семинарии при Александре I

   29 ноября 1807 года император Александр I указом на имя Синода повелел образовать  комитет по делам преобразования духовных училищ. Проведенные изменения расширили изучение философских предметов. Более целенаправленный характер приобрело изучение истории.  Обязательным стало изучение  новых языков. Словом,  Севская семинария стала средним учебным заведением с серьезной и строго обдуманной программой, с достаточно подготовленным преподавательским составом. Положение с учебой осложнилось после пожара, который произошел осенью 1810 года.

   В октябре 1810 года под кровлей деревянного семинарского корпуса возник пожар, скорее всего, от поджога.  Пламя быстро охватило весь корпус, а затем перебросилось и на соседний, поскольку на его чердаке от сильной жары воспламенились  березовые  веники,  заготовленные  семинаристами для бани.   Довольно скоро от двух двухэтажных корпусов ничего не осталось. Сбежавшиеся  семинаристы и  местные жители, как могли, боролись с огнем, вытаскивали в  безопасное место, к реке Сев, архиерейские вещи и припасы, книги из библиотеки,  но в суматохе много книг пропало. В результате, младшие семинаристы были отправлены по домам, со старшими до начала декабря проводились занятия в разных приспособленных помещениях, но затем распустили и их.   В это время под руководством епископа Досифея готовилось новое помещение для возобновления занятий. Постройки были сделаны на скорую руку. В конце января 1811 года занятия в семинарии возобновились. В классах было холодно, печей не было, сквозь стены дуло. В таких условиях семинаристы дожили до весны 1811 года, но почти так же им пришлось провести еще две зимы, пока в апреле 1813 года не был введен новый двухэтажный каменный корпус.

  В начале 1817 года Досифей, был отправлен на покой в Чолнский монастырь, где и скончался летом того же года. Место епископа Орловского и Севского  занял Иона ( Иван Павинский), при нем в 1817 году произошло  реформирование семинарии в связи с общей реформой деятельности духовных учебных заведений. Теперь весь семинарский курс делился на три  двухгодичных отделения: риторики, философии, богословия. По новым программам расширялось изучение философии, истории, математики, добавлялось изучение  теоретической и опытной физики; из древних языков требовали больше внимания уделять не латинскому, а греческому; предлагалось усилить нравственное воспитание будущих священнослужителей.[12] Однако жизненные реалии (недостаток квалифицированных преподавателей, отсутствие новых учебников) сдерживали намеченные преобразования.  В 1821 году Иону в должности епископа Орловского и Севского сменил Гавриил (Розанов) , Гавриил, был сторонником перевода семинарии из Севска в Орел, он начал постепенно распродавать, либо отдавать в аренду часть монастырских строений, ранее использовавшихся семинарией. С осени 1826 года часть   семинаристов продолжила обучение в Орле, а в 1827 году  семинария полностью была переведена из Севска в губернский город.[13] 

 Заключение

   Менее чем за свое полувековое существование Севская семинария дала духовное образование десяткам тысяч своих питомцев, подавляющее большинство которых, принимая священный сан, трудились на ниве духовной в разных епархиях Российской Империи. Хотя Севская семинария и давала богословское образование, но не все ее выпускники становились служителями религиозных культов. Часть из них продолжала учебу в светских учебных заведениях, посвящали свою жизнь научной, литературной, педагогической деятельности. Из этого можно сделать вывод, что Севская духовная семинария внесла огромный вклад в развитие образования не только на Брянщине, но и во всей России.

                                Список литературы

  1. Алексеев В.П. Брянские люди XVIII века. Брянск. 1993
  2. Горбачев О.В., Дубровский А.М., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В. Шинаков Е.А. 2-е изд. Брянск. 2001
  3. Заболотный Н.Ф. Школы, гимназии, лицеи России и Брянской области. Брянск. 2002. 263 с.
  4. История педагогики в России: хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд. М.: Академия. 2002
  5. Крашенинников В.В. История Севска и окрестных мест. Брянск. 2011.   Т. 1. 918 с.
  6. Крашенинников В.В. Севская семинария, ее руководители и воспитанники.//Страницы прошлого Брянского края. Брянск. 1998.  
  7. Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года
  8. Пясецкий Г.М. История Орловской Епархии. Орел. 1899. 576 с.
  9. Пясецкий Г.М. Преосвященный Тихон и его время. ОЕВ. 1893. № 43. 1470 с.
  10. Севск.860 лет. Спасибо, Севская земля,2007 г. 36 с
  11. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. Ч.1. М.1996. 440с
  12. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Брянск. 2000. 656 с
  13. Струков В.П. Очерки из истории Орловской Семинарии. ОЕВ. 1865. № 6. 346 с.
  14.  Теличко В.А. Севск. М.1964. 143 с.
  15. Фаев Ю.В. Всемирная брянская история. 2008
  16. Хрестоматия по истории СССР. Т.II (1682 – 1865) / Сост. Дмитриев и М.В. Нечкина. М. 1953  

Приложение 1.

Корпус Севской духовной семинарии, построенный в 1813 году.

C:\Users\Home\Documents\севская духов.сеинария.jpg


[1] Горбачев О.В, Дубровский А.М., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В., Шинаков Е.А. История Брянского края. Ч.I. С древнейших времен до конца XIX века. Брянск. 2001. С. 149

[2] Пясецкий Г.М. История Орловской Епархии. Орел. 1899. С. 496

[3] Пясецкий Г.М. Преосвященный Тихон и его время. ОЕВ. 1893. № 43. С. 1438

[4] Пясецкий Г.М. История Орловской... С. 672

[5] Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. Т. XX. С. 756

[6] Пясецкий Г.М. История Орловской …С. 695

[7] Алексеев В.П. Брянские люди XVIII века. Брянск. 1993. С. 71

[8] Фаев Ю.В. Всемирная брянская история. 2008. С. 75-76

[9] Алексеев В.П. Ук. соч. С. 72

[10] Алексеев В. П. Ук. соч. С. 72

[11] Алексеев. В.П. Ук. соч. С. 73

[12] Хрестоматия по истории СССР. М. 1949. Т.II. С. 523-524  

[13] Теличко В.А. Севск. М. 1964. С. 66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

Портфолио учителя швейного дела ГБС (К) ОУ "Севская школа - интернат VIII вида" Казаковой Галины Ивановны

Данный раздел содеожит информацию об учителе, сведения о его педагогическом росте, о выступлениях на МО, педагогических советах, об участии в жизни ОУ и т.д....

Информация о проведении в МБОУ Липницкой средней общеобразовательной школе посёлка Косицы Севского района тематического урока «Час кода в России» в рамках Всероссийской акции «Час Кода»

В МБОУ Липницкой СОШ  с 5  по 10   декабря 2016г.  прошла Всероссийская  акция «Час кода»   в рамках Международной недели изучения информатики и Дня информ...

Презентация "Отчет по воспитательной работе за 1 четверть МБОУ "Севская средняя школа №2"

В данном материале представлен отчет по итогам работы в 1 четверти 2018-2019 учебного года в МБОУ "Севская средняя шокла №2" Брянской области....

«Знаменитые выпускники Вятской духовной семинарии»

Презентация содержит материал для курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...