Разработка урока "Правление Елизаветы Петровны"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Ирина Владимировна Костина

урок с постановкой проблемного вопроса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_urok_8_kl.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. «Правление Елизаветы Петровны»

Цели и задачи: познакомить с процессами, происходящими в стране во время правления Елизаветы Петровны и показать, что основные направления внутренней политики не изменились с петровских времен.

Планируемые результаты: 

предметные:

- закрепить понятия: дворцовые перевороты, фаворитизм

- составлять рассказ о правлении Елизаветы Петровны на основе материалов учебника, отрывков из исторических источников, произведений литературы и сведений исторической карты;

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения елизаветенского правления

метапредметные УУД 

1)коммуникативные: 

- учиться сотрудничать в группе;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью;

2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

3) познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; 

личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Организационный блок – знакомство /экскурсии/ заочно уже немного знакомы.

Мотивационный блок – Мне очень приятно видеть вас такими красивыми и нарядными. Скажите, вы каждый день в школу приходите в парадной форме или меня решили порадовать? А сколько вам нужно одежды разной, чтобы вы считали себя совершенно модными?

А у одной российской императрицы в гардеробе было более 15 тысяч платьев. Рационально?

В.О. Ключевский сказал, что она: «...Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I…» Кто она? (Елизавета Петровна)

- Какую мы с вами поставим цель урока?

Познакомиться с… (особенностями правления Елизаветы Петровны)

В ходе изучения данной темы нам предстоит ответить на вопрос

Проблемный вопрос: Елизавета все время подчеркивала, что она дочь Петра I и будет править, как он. Было ли её царствование точным следованием заветам Петра Великого?

Для начала давайте выясним условия, при которых Елизавета пришла к власти и совместно с кем правила.

Вам нужно из разрозненных слов составить определение термина и назвать этот термин.

группировки смена совершать полки дворянские при власть поддержка гвардейские

Дворцовый переворот – смена власти, совершаемая дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков

Елизавета родилась в селе Коломенском в год знаменитой Полтавской битвы. При жизни своих родителей она была живым добродушным ребёнком. Позднее же, при Анне, она была удалена от всех дел. Находясь под опалой императрицы, Елизавета жила вдали от дворца, в Александровской слободе и чувствовала себя как в ссылке. Позже её вызвали ко двору, но держали под сильным присмотром, так что она не смела интересоваться явно никакими делами. И все-таки она решилась

Внимание на экран: отрывок фильма про переворот (беседа по нему)

- какую клятву дала Елизавета? (отменить смертную казнь)

- кто такой Разумовский? (её фаворит)

- поясните, кто такой фаворит?

Фаворит - лицо, пользующееся благосклонностью правителя, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние

Прочитайте отрывок из документа и выполните задание:

Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 года не оставляло по себе такого приятного воспоминания.  

Елизавета прекрасно говорила по-французски, по-немецки и по-итальянски. До конца жизни она была уверена в возможности проехать в Англию сухим путём, - и она же основала первый настоящий университет в России – Московский.

       По характеру была веселой, добродушной и, одновременно, капризной и вспыльчивой. Больше всего на свете любила светские развлечения. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьёзной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию.

       Россказни, сплетни, наушничества, всякие каверзы и травля придворных друг против друга, доставлявшая Елизавете великое удовольствие. Это и были «сферы» того времени; отсюда раздавались хлебные места; здесь вершились крупные правительственные дела. Елизавета жила и царствовала в «золочёной нищете»; она оставила после себя в гардеробе с лишком 15 тысяч платьев, два сундука шёлковых чулок, кучу неоплаченных счетов и недостроенный громадный Зимний дворец, уже поглотивший с 1755 по 1761 годы более 10 миллионов рублей на наши деньги.

       Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII века, которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакивали по смерти»

В.О. Ключевский «Исторические портреты»

1 Составьте словесный портрет императрицы Елизаветы по следующему плану

- внешний вид

- черты характера

- образованность

- придворные нравы

(обсуждение) Царица имеет черты правителя, администратора или есть сомнения на этот счёт?

Давайте разберёмся, какие изменения произошли при ней в различных сферах жизни.

На столах у вас лежат: рабочий лист – таблица, которую вам предстоит заполнить; два конверта №1 и №2, учебники.

Задание 1. Работаем с учебником. Прочитать

стр. 93, последний абзац – стр. 94, 1 – 3 абзац

стр. 95, с абзаца 4 до конца пункта

стр. 92, первые четыре абзаца

и выписать мероприятия Елизаветы Петровны в

1 группа – политике в отношении дворянства

2 группа – изменения в управлении государством

3 группа – экономическая политика

Область деятельности

Мероприятия, события

Управление государством

Политика в отношении дворянства

Политика в отношении крестьянства

Экономика

Духовная сфера (наука, культура, образование)

Социальная сфера

Внешняя политика

 Хорошо. Продолжаем работать в том же темпе. Изучаем документ №1 и заполняем таблицу.

- Обсуждение таблицы.

1. справка о Зимнем Дворце

2. отмена таможен – карта

3. развитие металлургии - гистограмма

Возвратимся к нашему вопросу: получилось у Елизаветы править как её отец? В чем продолжилась политика Петра, а в чём нет?

Рефлексия

Представим, что мы живем в эпоху Дворцовых переворотов, но имеем современные возможности для удаленного общения. Какой бы была страничка Елизаветы Петровны в соцсети?

Задание: Конверт №1. Что из предложенного вы поместите на страничку царицы? (обязательные комментарии)

Будем приглашать императрицу в друзья?

Думаю, за такую услугу – создание странички в соцсети – Елизавета пожаловала бы вас чинами и землями.

Думаю, мы с вами заслужили, чтобы нас наградили неформальными позитивными санкциями (аплодисменты).

Д.з: Подумайте: Можно ли назвать период дворцовых переворотов «безвременьем»? Приведите аргументы, доказывающее ваше мнение.

Группа 3 Приложение

Задание: Познакомьтесь с документом и занесите в таблицу те мероприятия, которые в нём отражены, в соответствии с критериями.

     В.О. Ключевский отмечал: «Вступив на престол, она хотела осуществить свои девические мечты в волшебную действительность; нескончаемой вереницей потянулись спектакли, увеселительные поездки, куртаги, балы, маскарады, поражавшие ослепительным блеском и роскошью до тошноты. У нее был прекрасный церковный хор.

     Еще до воцарения на престоле фаворитом Елизаветы стал А. Г. Разумовский, которого Елизавета впоследствии сделала своим морганатическим мужем (брак между лицами неравного положения, при котором супруг (или супруга) более низкого положения не получает в результате этого брака такого же высокого социального положения.) Он получил графский титул, ордена, звания и крупные пожалования, однако в государственных делах участия почти не принимал. Позднее фаворитом Елизаветы стал И. И. Шувалов, который покровительствовал просвещению. По его инициативе в 1755 г. был основан Московский университет, а в 1757 г.— | Академия художеств.

     Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете; она оставила после себя в гардеробе слишком 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, кучу неоплаченных счетов и недостроенный громадный Зимний дворец, уже поглотивший с 1755 по 1761 г. более 10 миллионов рублей на наши деньги. Незадолго до смерти ей очень хотелось пожить в этом дворце;

Группа 1 Приложение

Задание: Познакомьтесь с документом и занесите в таблицу те мероприятия, которые в нём отражены, в соответствии с критериями.

     Обстоятельства восшествия на престол отразились на елизаветинском царствовании. Был провозглашен курс на возврат к наследию Петра Великого, в частности, восстановлена роль Сената и некоторых других центральных учреждений. В конце царствования Елизаветы, когда императрица стала часто болеть, возник орган, по сути, повторяющий его и стоящий над Сенатом и коллегиями - Конференция при высочайшем дворе. В конференцию вошли президенты военного и дипломатического ведомств и лица, назначенные императрицей.

     Во внешней политике правительство Елизаветы Петровны придерживалось принципов Петра Великого. В 1743 г. был заключен Абоский мирный трактат, закрепивший итоги русско-шведской войны 1741-43 гг.. В этот период руководителем русской дипломатии был канцлер А. П. Бестужев-Рюмин, делавший упор на союз с Австрией и противодействие усилению Пруссии. Это и привело к тому, что Россия оказалась втянутой в Семилетнюю войну, участие в которой легло тяжким бременем на хозяйство страны. Однако в военном отношении действия русской армии были успешны. Она одержала ряд серьезных побед, оккупировала Восточную Пруссию и даже (на короткое время) Берлин.

     В конце 1740-х — первой половине 1750-х гг. по инициативе II. И. Шувалова был осуществлен ряд серьезных преобразований, важнейшим из которых стала отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин. Это привело к значительному оживлению торговых связей между различными регионами страны.

Группа 2 Приложение

Задание: Познакомьтесь с документом и занесите в таблицу те мероприятия, которые в нём отражены, в соответствии с критериями.

       Елизавета обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. Сразу после воцарения она дала обещание, что в течение ее царствования не будет смертных казней. Хотя это решение не получило законодательного оформления, императрица строго его придерживалась.

Были основаны первые русские банки — Дворянский, Купеческий и Медный; осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны; получила развитие тяжелая промышленность.

       Правление Елизаветы было временем расцвета русской культуры и науки. В целом царствование Елизаветы Петровны было временем политической стабильности, укрепления государственной власти и ее институтов, окончательного закрепления в русском обществе результатов Петровских реформ. В ее царствование были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность М. В. Ломоносова, П. И. и И. И. Шуваловых, А. П. Бестужева-Рюмина

Веселая царица

Была Елисавет:

Поет и веселится,

Порядка только нет. Алексей Константинович Толстой, 1868 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Елизавета Петровна"

Презентация для внеклассных мероприятий, классных часов, бесед о Российской императрице Елизавете I Петровне....

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока :    Закрепление сведений о   биографии М.В.Ломоносова,  его  роли  в литературе . Работа   с  понятием  «ода»,  с  ...

План урока по теме М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны

Познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, рассказать о его реформаторской деят...

Презентация на тему: "Архитектура при Елизавете Петровне"

Материал презентации может быть полезным при подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по истории России по теме: "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны"

Педагогические цели:·          образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;·...

тест Правление Елизаветы Петровны

Данный тест ориентирован на учебник "История России. Конец 17- 18 век." п. 10-11. Авторы И.Л. Андреев и другие....