Религия и церковь в начале Нового времени.
план-конспект занятия по истории (7 класс)
Конспект урока "Религия и церковь в начале Нового времени."
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 416 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 10.1: «Религия и церковь в начале Нового времени»
История, 10
Дата: 18.01.2019
Цель: определить причины появления новых религиозных течений, рассмотреть основные события Реформации в европейских странах, ознакомить учащихся с распространением идей Лютера в Европе и борьбой с ними католической церкви; развитие анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы; формировать уважительное отношение к представителям других религиозных воззрений.
Оборудование: учебник, тетради.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: работа с учебником по группам, рассказ, беседа.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Ученик должен знать основные термины по теме, религиозные противоречия в Европе, силу и слабость католической церкви, выступление Лютера, реформацию в Германии, особенности Реформации в Англии, контрреформация, религиозные войны в Европе, освободительную война в Нидерландах.
Метапредметные:
Владение умением работать с информацией (поиск, анализ, систематизация…), отвечать на поставленные вопросы, аргументировать своё мнение.
Личностные:
Формирование толерантности, уважительного отношения к историческому прошлому, освоение ценностей религии.
План урока:
1. Религиозные противоречия в Европе
2. Сила и слабость католической церкви
3. Выступление Лютера
4. Реформация в Германии
6. Особенности Реформации в Англии
7. Контрреформация
8. Религиозные войны в Европе
9. Освободительная война в Нидерландах
Ход урока:
1. Религиозные противоречия в Европе (рассказ)
В начале XVI в. подавляющее большинство населения Европы исповедовало христианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и православие, распространённые соответственно на западе и востоке Европы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско-католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе исторического развития возникло несколько самостоятельных православных церквей, лишь формально признававших старшинство константинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и культовыми различиями, но и с неоднократными попытками пал римских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей.
Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных рубежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значительную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиане их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Африку. Те, кто рискнул остаться, приняли христианскую веру (их называли морисками). Но если на юго-западе Европы мусульманское население таким образом резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как православных, так и католиков, часть которых была вынуждена принять веру завоевателей — ислам.
Кроме христиан и мусульман, в Европе издавна имелись сравнительно немногочисленные иудейские общины. Они объединяли потомков выходцев с Ближнего Востока, которые ещё в Средние века вслед за арабами-завоевателями пришли на Пиренейский полуостров и оттуда уже расселились по другим странам.
2. Сила и слабость католической церкви (рассказ)
Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из Западной Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол. Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения той критике, которая звучала в её адрес со стороны простых верующих. А упрекали её ни больше ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветского образа жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки.
Осуждая «нетрудовой доход», церковь активно занималась прибыльной деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой. Важной статьёй её доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (лат. без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни.
Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали призывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб её прямому назначению — заботе о спасении душ верующих.
3. Выступление Лютера с.239 - 1 группа
Расскажите о требованиях Лютера
4. Реформация в Германии с. 241 – 2 группа
Как проходила Реформация в Германии? Расскажите о Вормском эдикте и Аусбургском мире.
5. Кальвинизм.
Расскажите основные идеи Кальвина.
6. Особенности Реформации в Англии С. 243 – 3 группа
Расскажите о причинах и последствиях Реформации в Англии? Что такое англиканство?
7. Контрреформация. С. 244
Что такое Контрреформация?
Тридентский собор 1545—1563 гг.
8. Религиозные войны в Европе (рассказ)
С переходом католической церкви от обороны к наступлению Европа погрузилась в пучину религиозных войн. В 1546 г. император Карл V объявил войну союзу протестантских княжеств Германии, образованному с целью защиты лютеранской веры. Однако эта война закончилась поражением императора. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге Карл V был вынужден подписать с протестантскими князьями договор, который вошёл в историю как Аугсбургский религиозный мир. По этому договору князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных в соответствии с принципом «Чья власть, того и вера».
Франция стала ареной ещё более кровопролитных войн. С перерывами они продолжались с 1562 по 1598 г. В их истории одним из самых трагических эпизодов были массовые убийства гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь). Религиозные войны закончились, когда предводитель гугенотов Генрих Наваррский, унаследовавший корону Франции (и поэтому принявший католическую веру), издал в 1598 г. в г. Нант эдикт (указ) о веротерпимости. Католицизм сохранил статус государственной религии. Вместе с тем гугеноты получили право свободно исповедовать свою веру на территории всей страны, за исключением Парижа.
Во второй половине XVI в. главной опорой католической церкви в борьбе с Реформацией был король Испании Филипп II, сын и один из наследников императора Карла V. Как супруг Марии Кровавой, он поддерживал меры, принимавшиеся ею для реставрации католицизма в Англии. После её кончины Филипп II хотел жениться на Елизавете I, удержать английскую церковь в подчинении римскому престолу. Когда Елизавета отвергла его сватовство, испанский король стал угрожать Англии войной. В 1588 г. он направил к её берегам огромный флот — Непобедимую армаду с 18-тысячной армией. Однако успешные действия английских моряков, которым помогла природа (сильнейшая буря разметала испанские корабли), помешали осуществлению этого плана.
9. Освободительная война в Нидерландах (рассказ)
В ответ на притеснения протестантов ещё в 1566 г. вспыхнуло восстание в Нидерландах, которые по воле Карла V вместе с испанской короной унаследовал Филипп II. На борьбу с повстанцами он направил войска под командованием герцога Альбы. Однако кровавый террор, развязанный испанскими властями, не достиг цели. Восстание переросло в освободительную войну против испанского владычества, которую возглавил принц Вильгельм Оранский. В ходе этой войны Нидерланды разделились на две части. В 1581 г. семь протестантских провинций Северных Нидерландов объявили о низложении испанского короля и образовании независимого государства, которое получило название Республика Соединённых провинций. Для краткости её именуют также Голландией (по названию одной из семи провинций). Населённые преимущественно католиками Южные Нидерланды остались под властью Испании.
Несмотря на перемирие 1609 г., заключённое сроком на 12 лет, Испания не признала независимость Голландии. В 1621 г. война возобновилась, но уже как один из эпизодов Тридцатилетней войны 1618—1648 гг.
* Вопросы и задания
1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: индульгенция, лютеранство, реформация, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформация.
2. Назовите причины возникновения реформационного движения в Западной Европе.
3. Сравните лютеранство и кальвинизм. Какое из этих учений более последовательно выражало умонастроение буржуазии.
4. В чём состояли особенности устройства и вероучения англиканской церкви?
5. Поразмышляйте, случайно ли реформационное движение активно распространилось именно в XVI в. Как оно было связано с другими сферами жизни европейского общества?
6. Назовите два направления Контрреформации.
Домашнее задание: § 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс
Демо-тест к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII века" для 7 класса. Перед и...
Европа в начале Нового времени.
Повторительно-обощающий урок по теме "Европа в начале Нового времени"...

Проверочная работа по Всеобщей истории в 7 класс - Мир в начале Нового времени
Проверочный срез составлен по учебнику Юдовской А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800Работа может быть использована при проверке Д/З по темам "Мир в начале Нового времени"....
Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"
Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

Методическая разработка урока «Мир в начале Нового времени» 7 класс базовый уровень
«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»Барг М.А.Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период про...

Тесты по новой истории 7 класс по теме"Мир в начале Нового времени.ВГО. Возрождение.Реформация"
Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать на разных этапах изучения темы, для организации разных видов работы учащихся на уроке....

Контрольная работа по истории Нового мира по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация" (7 класс)
Данная контрольная работа по истории Нового времени предназначена для учащихся 7-х классов, обучающихся по учебнику А.Ю. Юдовская, П.А. Баранов....


