Методический материал по истории Отечества для обучающихся 7 класса с луо на тему "Царь Иван IV Грозный"
методическая разработка по истории (7 класс)

ВАСИЛЬЕВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

Методический материал по истории Отечества для обучающихся 7 класса с луо на тему "Царь Иван IV Грозный"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дмитрий Донской Соотнеси события c исторической личностью. Василий II , Тёмный после победы в Куликовской битве, церковь причислила его к лику святых был ослеплён сторонниками брата Юрия Иван III Иван IV (Грозный) собрал русские земли в единое государство и избавился от монгольских завоевателей его войско вошло в Новгород без боя и было объявлено жителям, что теперь он будет править городом ?

Слайд 2

Тема урока: Царь Иван IV . Дата 15.03.2025

Слайд 3

Словарная работа - опекать – заботиться , помогать - Самодержец - царь, имеющий неограниченную власть

Слайд 4

В 1530 г. у Василия ІІІ и его жены Елены Глинской родился долгожданный сын – их наследник Иван. Когда Ивану было 3 года, его отец умер, перед смертью попросив митрополита и бояр признать наследником престола своего сына. Василий назначил семерых бояр опекать своего сына до его совершеннолетия.

Слайд 5

Елена отстранила от управления бояр-опекунов, назначенных Василием III , и сама стала править. Впервые после княгини Ольги во главе государства оказалась женщина. За 5 лет своего правления Елена успела немало: по всей стране введены единые денежные единицы: серебряная копейка весом 0,68 г., деньга весом 0,34г. и полушка – четвёртая часть копейки. построена Китайгородская стена. Укреплены города, особенно на западной границе России.

Слайд 6

Иван в возрасте 8 лет остался круглым сиротой . Бояре из рода Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых должны были позаботиться о воспитании Ивана и об управлении государством. Но их больше интересовала борьба за власть и богатства. Они разворовывали царскую казну , грабили народ.

Слайд 7

В детстве был одаренным ребенком. Любил читать. Интересовался историей. Был хорошим оратором. Сочинял церковную музыку. Хорошо играл в шахматы. Личность Ивана IV

Слайд 8

Иван вырос скрытным, раздражительным и подозрительным. Бояре не пытались повлиять на характер царя , считая, что царь должен быть жестоким и грозным. Они не могли знать, что Иван IV вырастет и отомстит за детские обиды.

Слайд 9

В 16 лет у Ивана возникла мысль венчаться на царство и принять новый титул – царь. Византия Цезарь Россия Царь

Слайд 10

В 1547 году Иван IV был провозглашён царём.

Слайд 11

Через месяц после венчания на царство Иван объявил митрополиту и боярам о своем желании жениться. Был устроен смотр невест. Иван выбрал красавицу Анастасию, дочь боярина Романова.

Слайд 12

Анастасия была мудрой, доброй, благочестивой. После женитьбы на ней Иван на некоторое время стал менее жестоким и подозрительным.

Слайд 13

После смерти первой жены Анастасии Иван стал особенно подозрителен. Он жестоко расправлялся со всеми, кого подозревал в измене, устраивал массовые казни. За это его и прозвали Иваном Грозным.

Слайд 14

Царя продолжал опекать мудрый митрополит Макарий, который приучил Ивана IV к чтению.

Слайд 15

Царь Иван IV всегда мечтал о безграничной власти, которая бы принадлежала только ему. К власти самодержца!

Слайд 16

Работа в подгруппах. Из текста учебника на стр. 174 нужно вставить пропущенные слова и прочитать полученный текст.

Слайд 17

Какими же чертами характера обладал Иван IV ?

Слайд 18

Домашнее задание : Стр. 180 в 4. Мин.ур: инд. карточка



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Васильева М.С.

Дата

14.03.2025

Предмет

Мир истории

Класс

 7

Тема

Царь Иван IV  Грозный.

Цель

Сформировать представления о начале правления Ивана IV.

список

Личностные

Предметные

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Уметь последовательно отвечать на вопросы по теме

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

понятия

 «опекал»

«Самодержец»

использовать часть понятий в активной речи

высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме

участвовать в диалогах и беседах по основной теме

Задачи

Образовательные:

- Способствовать формированию знаний учащихся о детстве и юношестве  Ивана IV; Выявить  причины становления характера юного царя.

Коррекционно-развивающие:

Развивать способность анализировать полученные знания и умения для обобщения нового материала.  

Развивать устную речь, следить за правильностью произношения слов

Воспитательные:

- Воспитать волевые и нравственные качества, такие как ответственность, терпение, работоспособность, доброжелательность, трудолюбие, взаимовыручка

БУД

Познавательные

Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Личностные

Определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.

Коммуникативные

Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма (вид) урока

классический урок

Методы

Частично-поисковый

Словесные

Наглядные

Практические

объяснение

демонстрация  презентации

работа с учебником

беседа

рассматривание картин

индивидуальными карточками

Формы работы

индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование и материалы

Учебник И.М. Бгажникова «история Отечества», письменные принадлежности, тетрадь, учебная презентации проектор, компьютер.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

БУД

I Вводно – подготовительная часть.

Организационный момент.

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Создание положительного эмоционального фона.

Приветствие.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

1мин

Л

Актуализация знаний и умений.

Детство и юность  Ивана Грозного.

Определяют тему урока.

П

Сообщение темы и цели урока.

 (Слайд 1.)

Соотнеси события к персоналиям.

1. Дмитрий Донской (после победы в Куликовской битве, церковь причислила его к лику святых).

2. Василий II, Тёмный (был ослеплен сторонниками брата Юрия).

3. Иван III (собрал русские земли в единое государство и избавился от  монгольских завоевателей), (его войско вошло в Новгород  без боя и было объявлено жителям, что теперь он  будет править городом.

4. Василий III принял титул «Государя всея Руси»

5. Иван IV ?

Как вы думаете, почему об этом человеке нет никаких данных?  (Да, этого исторического деятеля мы еще не изучали)

Выполняют задание:

Дают ответ

4 мин

Л

Записывают в тетрадь тему урока и дату на полях. Слайд 2.

2 мин

П

Мотивация и планирование учебной деятельности.

Слайд 2.  Рассматривание слайда (фото Ивана IV).

Какими чертами характера  обладал  Иван IV?

Слушают учителя

Проблемный вопрос закрепляется на доске и в конце урока дети отвечают на него.

2 мин

П

II Основная часть.

Изучение нового материала.

Словарная работа. Слайд 3.

Объяснение учителя.

- «опекал»

- Самодержец»

Физминутка:

А теперь, ребята, встали

и немножко поскакали.

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Объяснение учителя.

1. Доклад обучающегося - Начало правления Ивана IV. Слайд 4.

2.  Правление матери Елены Глинской Слайд 5.

3. Доклад обучающегося - Борьба за власть Слайд 6.

4. Личность юного царя Слайд 7.

5. Беззаконие бояр Слайд 8.

6.  Воцарение Иван IV – первый царь Слайд 9, Слайд 10. Слайд 11.

7. Женитьба Иван IV. Слайд 12, Слайд 13,

8. Опека Ивана IV митрополитом  Макарием. Слайд 14

9. Самодержец Иван IV Слайд 15.

Слайд 3.

Разбор значения словарных слов.

Запись в тетрадь.

Выполнение движений по показу

1. Слушают доклад обучающегося.

Смотрят слайды презентации

2. Слушают рассказ педагога

Смотрят слайды презентации

3. Слушают доклад обучающегося.

Смотрят слайды презентации

4. Слушают рассказ педагога

Смотрят слайды презентации

4 мин

2 мин

8 мин

П

Р

П

П

Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Работа с учебником: с 174

Вставить пропущенные слава.

I подгруппа:

В споре  за власть братья Василия III  и дядя Елены погибли, и бояре правили еще 10 лет. Они нисколько не думали о Русском государстве и о восьмилетним царе Иване IV. Особенно старались заполучить власть бояре Шуйские. Они разворовывали царскую казну, раздавали своим близким родственникам высокие должности в государстве, грабили народ и издевались над ним.

II подгруппа:

Все это видел юный царь, он был умным, но очень вспыльчивым и злопамятным, ведь о нем после смерти матери никто не заботился. Бояре обходились с ним  грубо, часто обижали его, даже одевали и кормили мальчика очень плохо. Со временем сиротство и обида на бояр стали проявляться в жестокости Ивана IV по отношению к людям.

Минимальный уровень:

Подчеркнуть  какая информация имеет отношение к Ивану IV.

Когда Ивану было 3 года, его отец умер.

Родители Ивана IV жили долго и любили мальчика.

Царь, он был умным, но очень вспыльчивым и злопамятным.

Задание 2.

Что повлияло на формирование характера Иван IV?

Работа в подгруппах

Вставляют пропущенные слова и зачитывают вслух.

Индивидуальная работа

Выполняют задание. Отдают педагогу.

Ответы обучающихся

4 мин

4 мин

П

П

П

Систематизация и обобщение изученного материала.

Какими чертами характера  обладал  Иван IV.

Работа со схемой на доске.

4 мин

П

III Заключительная часть.

Подведение итогов, выводы, оценивание.

Оценивание работы.

Слушают учителя

2 мин

П

Сообщение ДЗ

с. 180 в.4.

м.у. индивидуальная карточка

(Подчеркнуть  какая информация имеет отношение к царю  Ивану IV.

Когда Ивану было 3 года, его отец умер.

Родители Ивана IV жили долго и любили мальчика.

Царь, он был умным, но очень вспыльчивым и злопамятным.)

Записывают в дневник

2 мин

Л

Организованное окончание урока.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Слушают учителя

1 мин

Л

Приложение 1.

В споре  за власть братья Василия III  и дядя Елены погибли, и _________правили еще 10 лет. Они нисколько не думали о Русском государстве и о восьмилетним царе________. Особенно старались заполучить власть бояре Шуйские. Они разворовывали ________ казну, раздавали своим близким родственникам высокие должности в ___________________, грабили народ и издевались над ним.

Все это видел юный царь, он был _________, но очень _________________ и ________________, ведь о нем после смерти матери никто не заботился. Бояре обходились с ним  грубо, часто обижали его, даже одевали и кормили мальчика очень плохо. Со временем сиротство и обида на бояр стали проявляться в _____________ Ивана IV по отношению к людям.

        Подчеркнуть  какая информация имеет отношение к царю  Ивану IV.

Когда Ивану было 3 года, его отец умер.

Родители Ивана IV жили долго и любили мальчика.

Царь, он был умным, но очень вспыльчивым и злопамятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы и тесты по истории Отечества для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья.

Проверочные работы и тесты по истории Отечества для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья....

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 8 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 8 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...

АООП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 7-9 классы

АООП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 7-9 классы...

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 9 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

КТП по учебному предмету "История Отечества" для обучающихся 9 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА для 7-9 классов

мониторинг усвоения обучающимися 7-9 классов курса истории Отечества. Задачи: 1. Контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний и умений по истории Отечества; 2. Оценка д...