Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс)

Мотина Людмила Владимировна

В данной работе дается обоснование необходимости работы с детьми, которые имеют повышенную мотивацию к обучени. Перечисляются наиболее эффективные формы и методы работы. Наиболее детально представлен метод проектов, т.к. автор считает его одним из самых продуктивных методов работы с одаренными детьми. Приводится примерный план работы с одаренными детьми. Перечислены результаты работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.

Важнейшей отличительной чертой способного ребёнка является любознательность.

           Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одарённость. Дети с повышенным уровнем мотивации являются примером и авторитетом для сверстников, на них многие стараются равняться и по этой причине  работа с одаренным ребенком  должна не только развивать его интеллектуальные способности, но и развивать в нем высокие моральные качества личности.

Эффективные формы и методы работы с одаренными детьми.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

 Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;

 Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;

 Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);

 Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов;

 Урок освоения новых знаний в форме;

 Урок- конференция.

 Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.

 На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

 Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена.

       Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Работа с одаренными детьми имеет свои цели и задачи.

Цели.

1. Выявление способностей детей с повышенной мотивацией.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи.

1. Знакомство учителя с методами работы с высокомотивированными учащимися и применение этих методов на практике.

2.  Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками и через самостоятельную работу.

3. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

Принципы работы с одаренными детьми.

1.Принцип дифференциации обучения.

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

4.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

5.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

-предметные олимпиады;

 - интеллектуальные марафоны;                                                                                                  

-различные конкурсы и викторины;

- словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике; - ролевые игры; -индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

выявление одаренных детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

В работе с одаренными детьми необходимо применять всевозможные методы и формы работы. В своей работе наиболее эффективными я считаю метод проектов.

  Метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта - это формирование проектных умений как одного из условий развития  индивидуальности, повышения общей культуры личности за счет дополнительной информации.

   Каким образом организуется проектная деятельность?

Примерный план моей работы:

1) Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для выполнения проектов.

2) Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе выполнения проекта.

3) На основе проблемы определить тип проекта, его тему.

4) Определить цель предстоящей работы.

5) Составить план работы над проектом.

6) Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта:

-выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;

- сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование,

интервью, эксперимент и т.д.);

- решение промежуточных задач;

- анализ информации;

- формулирование выводов;

- оформление результатов.

7. Продумать форму представление проекта:

- критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.

8. Рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.

9. Представление проекта на научно-практической конференции.

 Процесс работы не менее важен чем сам результат:

-для учителя – это  владение искусством коммуникативности, не навязывать свою точку зрения, способностью генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем;

     -для учащихся - знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;

-умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;

- тщательное выполнение работы;

-полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного поиска новых средств.

  Организация   исследовательской   работы позволяет  решить ряд задач:

    - осуществить более прочное освоение учебного материала;

    - познакомить с методами исследования;

    - показать алгоритм эксперимента и методы анализа его   результатов;

    - включить ребенка в контекст научного исследования;

    - научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

    -  приобщить к разнообразным формам организации.

Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

 развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение

 кругозора учащихся;  выявление лидерских организационных способностей;          

 раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.

 Есть определенные трудности:  трудно совместить данный метод с урочной работой,  трудоемкий метод.

Результатами метода проектов по истории являются;

           - повышение творческой активности учащихся на уроке;

           - развитие их логического и критического мышления;

           - расширение кругозора школьников.

  Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

  Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

Детьми под моим руководством написали немало работ. Тематика также была разнообразной: «Фронтовые письма как семейная реликвия», «История семьи в истории Отечества», «История радикальной мысли в России», «История школьного образования», «Выпускники школы», « Учителя славится Россия, ученики приносят славу ей!» и т.д.

Как правило, учащиеся не всегда охотно берутся за написание проектов, так как им кажется это сложным и непонятным, поэтому на первом этапе работы учащемуся нужна существенная помощь. Однако, когда учащийся постепенно начинает вникать в суть дела, то у него возникает огромный интерес к своему исследованию. Особенно интересно учащимся, как показала практика, брать интервью и проводить социологические опросы, ведь во время этой деятельности юные исследователи общаются со сверстниками и учителями в нестандартной для них форме. Метод проектов позволяет раскрыть таланты и способности ребенка и создать благоприятные условия для развития их одаренности.

   Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует  совершенствованию учебной деятельности. Метод проектов на уроках истории как никакой другой воспитывает чувство патриотизма, так как учащийся полностью пропускает через себя исследуемую проблему и проникается интересом к ней.

    Реализация проектов способствует формированию самостоятельно мыслящей и творческой личности.

План работы с одарёнными детьми может выглядеть примерно так:

              Мероприятие

       Сроки

 Результат работы

1.


Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

  Сентябрь

анкетирование

2.

Расширение количества учащихся

вовлеченных в работу курсов по выбору и во внеурочную деятельностьсучетом их

способностей и запросов

   Сентябрь

Составление расписания курсов по выбору и занятий внеурочной деятельности

« Юный историк»

3.

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

       Сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

4.

 Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию, праву, краеведению.

Октябрь-ноябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию  

   декабрь

Самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

6.

Подготовка учащихся к участию в школьных, муниципальных и региональных  конкурсах    

В течение  года

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной  недели по истории      

май

Викторины, игры, конкурсы

8.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам истории и обществознания

В течение года

  Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

9.

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе.

Май, июнь

Анализ работы.

Составление портфолио одаренных детей

Достигнутые результаты.

За годы работы мне удалось привлечь учащихся не только к участию в школьных и районных предметных олимпиадах, но и во всевозможных конкурсах и надпредметных олимпиадах, викторинах, таких как «Звездочки России» ( приняли участие более 10 человек, 5 человек стали победителями и призерами ), краеведческая конференция «Ульяновская область – край родной (победители и призеры муниципального и регионального этапов 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 гг.),  Всероссийский патриотический конкурс  « Мои герои большой войны» конкурс по истории «Звездный час», международный конкурс исследовательских работ « Правнуки победителей»,  Дети участвовали и занимали места в , региональный конкурс « Моя семейная реликвия» ( победители и призеры), областной конкурс на знание государственной и региональной  символики  « Овеянные славою флаг наш и герб ( 3 призера), муниципальный конкурс

 « Во славу Отечества» и другие конкурсы Ежегодно учащиеся принимают участие во международных акции «Диктант Победы».

Самым главным достижением я считаю в первую очередь не занятые места, а прочные знания учащихся,  их живой и неиссякаемый интерес к предмету и развитие их талантов, одаренности, развитие их личности - нравственных качеств и морально-этических ценностей. Дети, участвуя в конкурсах, становятся целеустремленными, учатся добиваться цели, достойно проигрывать, совершенствовать свои способности, бороться с ленью, развивать стойкость, мужество и смелость, что положительно сказывается на их духовно-нравственном развитии. У детей, увлеченных историей родного края, родной страны есть здоровое и полезное увлечение в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Статья о формах  работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...

Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше...

Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"

Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Основные принципы работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Особенности, формы и методы работы с одаренными детьми....

Работа с одаренными детьмя на уроках истории и обществознания

обществознания»Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, н...

«Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»

Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, но очень важная и нужн...