Мастер-класс «Использование технологии «Кроссенс» на уроках истории и обществознания»
материал по истории

Мастер-класс
«Использование технологии «Кроссенс» на уроках истории и обществознания»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Использование технологии « Кроссенс » на уроках истории и обществознания » Подготовила: учитель истории и обществознания Деева И. И. 2025 Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с Верхний Ломов им . И. И. Привалова в с. Атмис Нижнеломовского района Пензенской области

Слайд 2

Цель и задачи Цель : продемонстрировать использование приёма « Кроссенс » в обучении школьников как технологии развития мотивации логического и неординарного творческого мышления на уроках истории и обществознания . Задачи : Познакомить педагогов с понятием « Кроссенс » Обозначить актуальность приема Повысить мастерство педагогов

Слайд 3

Что такое « Кроссенс »? Кроссенс – это ассоциативная головоломка , созданная Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко и впервые опубликованная в журнале « Наука и жизнь » в 2002 году . Она представляет собой композицию из 9 изображений , расположенных в виде матрицы 3x3. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим , а центральное объединяет по смыслу сразу несколько . Связи могут быть как поверхностными , так и глубинными . Разгадывая кроссенс , нужно объяснить взаимосвязи между изображениями и составить рассказ — ассоциативную цепочку . Центральный элемент ( 9 -й ) часто является ключевым или итоговым для всей композиции .

Слайд 4

Алгоритм составления кроссенса 1) определить тематику ; 2) поиск и подбор изображений , иллюстрирующих элементы ; 3) выделить 9 изображений , имеющих отношение к теме ; 4) найти связь между изображениями, определить последовательность ; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9-й квадрат ); 6) выделить отличительные черты , особенности каждого элемента .

Слайд 5

Речь У. Черчиля в Фултоне, послужила началом (точкой отсчета) Холодной войны, Противостояние двух крупнейших мировых держав, СССР и США. Одним из признаков Холодной войны были информационные войны Еще один признак – биполярность мира (идеологическая борьба между капитализмом и социализмом) Участие в локальных войнах, например Корейская война 1950-1953 гг. Признак Холодной войны – гонка вооружений В результате мир 5 раз был поставлен на грань ядерной катастрофы. Окончание Холодной войны произошло в 1991 году. Поражение и распад СССР. Можно использовать для формулировки темы урока или цели урока по истории.

Слайд 6

Бизнес. Отношения между участниками рынка . Совместная деятельность, Получение прибыли Расчет бюджета для развития бизнеса Рассмотрение конкуренции и конкурентоспособности бизнеса Ориентация на спрос Расчет налогов Создание более крупных форм бизнеса с целью развития. Можно использовать для обобщения материала или закрепления темы урока по обществознанию.

Слайд 7

Группа армий «ЮГ» направлялась к важному стратегическому пункту на Кавказ. Важным в стратегическом и моральном плане на южном направлении находился город Сталинград 3. Для обороны города был издан приказ «Ни шагу назад», с целью отстоять город любой ценой. 4. Русские солдаты в тяжелейших условиях ведения войны в городе смогли мужественно обороняться 5. Цель - побороть фашистских захватчиков 6. Взяли в плен огромное количество военнопленных 7. Взяли в плен фельдмаршала Паулюса 8. Таким образом, в Сталинграде Гитлер получил сокрушающий удар, коренной перелом в ходе Второй мировой войны 9. Начало «пленения» и «падения» гитлеровской Германии было положено в Сталинграде благодаря мужеству и героизму русских людей .

Слайд 9

В центре кроссенса находится главное изображение, которое объединяет все остальные. В данном случае это огонь . Корона может символизировать власть или величие. Огонь в короне может означать мощь и неукротимость пламени. Солнце — ещё один символ огня, который ассоциируется с жизненной энергией и светом. Солнце также может быть связано с идеей тепла и уюта, которые даёт огонь. Сосна символизирует природу и долговечность. Сосна часто используется для создания костров, так как её древесина хорошо горит и долго сохраняет тепло. Топор может указывать на необходимость подготовки дров для костра. Топор также ассоциируется с работой и усилиями, необходимыми для добычи огня. Дрова — это топливо для костра, без которого огонь не сможет гореть. Дрова могут символизировать ресурсы, необходимые для поддержания жизни и энергии. Спички — это инструмент для зажигания огня. Они представляют собой простой способ получить пламя, но также требуют осторожности и умения обращаться с огнём. Дом - из трубы которого идёт дым, тёплые воспоминания о доме бабушки и дедушки, где всегда пахло вкусной едой. Наконец, пожар — это экстремальная ситуация, когда огонь выходит из-под контроля и может причинить вред. Пожар напоминает о важности осторожного обращения с огнём и соблюдения правил безопасности. Таким образом, кроссенс «Огонь» объединяет различные аспекты жизни, связанные с огнём: от природных явлений до человеческой деятельности. Он напоминает о том, что огонь может быть источником жизни и тепла, но также представляет опасность, если с ним обращаться неправильно . Можно использовать на уроке по теме «Экология» или «Обязанности гражданина РФ», на классном часе, при проведении ТБ на время каникул.

Слайд 10

Методические возможности кроссенса Использование кроссенса на разных этапах урока : Проверка домашнего задания Формулировка темы урока , постановка цели урока Раскрытие информационного блока темы , поиск проблемы Обобщение материала , закрепление Организация групповой работы Творческое домашнее задание Построение структуры урока

Слайд 11

Выводы Преимущества приёма « Кроссенс »: Развитие креативного мышления Усиление мотивации учащихся Упрощение процесса усвоения материала

Слайд 12

Рефлексия Вот прошел мой мастер-класс. Попрошу коллеги, Вас: Чтоб урок пошёл всем впрок, Подвести простой итог. Если кроссенсы нужны, Если с ними вы дружны, На урок себе возьмите. Своим детям покажите . Меня дружно поддержите, Смело ручкой помашите.

Слайд 13

Я благодарю Вас за внимание и активность . Желаю всем здоровья , успехов и профессионального оптимизма !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ) на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»

Цель мастер-класса: показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельно...

мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»

Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...

Использование метода «кроссенс» на уроках истории

Метод «кроссенс» способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления  учащихся. ...

Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"

В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разн...

Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"

Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...

Мастер класс «Клио Эвтерпас или музыка на уроке истории и обществознания»

В данном мастер-класс раскрываются сосбенности и возможности использования музыки на уроках истории и обществознания для активизации познавательной активности учащихся...

Выступление на заседании Цикловой методической комиссии с темой "Использование метода "Кроссенс" на уроках истории

Данный материал можно использовать для трансляции педагогического опыта среди преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин...