Мастер-класс «Использование технологии «Кроссенс» на уроках истории и обществознания»
материал по истории
Мастер-класс
«Использование технологии «Кроссенс» на уроках истории и обществознания»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи Цель : продемонстрировать использование приёма « Кроссенс » в обучении школьников как технологии развития мотивации логического и неординарного творческого мышления на уроках истории и обществознания . Задачи : Познакомить педагогов с понятием « Кроссенс » Обозначить актуальность приема Повысить мастерство педагогов
Что такое « Кроссенс »? Кроссенс – это ассоциативная головоломка , созданная Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко и впервые опубликованная в журнале « Наука и жизнь » в 2002 году . Она представляет собой композицию из 9 изображений , расположенных в виде матрицы 3x3. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим , а центральное объединяет по смыслу сразу несколько . Связи могут быть как поверхностными , так и глубинными . Разгадывая кроссенс , нужно объяснить взаимосвязи между изображениями и составить рассказ — ассоциативную цепочку . Центральный элемент ( 9 -й ) часто является ключевым или итоговым для всей композиции .
Алгоритм составления кроссенса 1) определить тематику ; 2) поиск и подбор изображений , иллюстрирующих элементы ; 3) выделить 9 изображений , имеющих отношение к теме ; 4) найти связь между изображениями, определить последовательность ; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9-й квадрат ); 6) выделить отличительные черты , особенности каждого элемента .
Речь У. Черчиля в Фултоне, послужила началом (точкой отсчета) Холодной войны, Противостояние двух крупнейших мировых держав, СССР и США. Одним из признаков Холодной войны были информационные войны Еще один признак – биполярность мира (идеологическая борьба между капитализмом и социализмом) Участие в локальных войнах, например Корейская война 1950-1953 гг. Признак Холодной войны – гонка вооружений В результате мир 5 раз был поставлен на грань ядерной катастрофы. Окончание Холодной войны произошло в 1991 году. Поражение и распад СССР. Можно использовать для формулировки темы урока или цели урока по истории.
Бизнес. Отношения между участниками рынка . Совместная деятельность, Получение прибыли Расчет бюджета для развития бизнеса Рассмотрение конкуренции и конкурентоспособности бизнеса Ориентация на спрос Расчет налогов Создание более крупных форм бизнеса с целью развития. Можно использовать для обобщения материала или закрепления темы урока по обществознанию.
Группа армий «ЮГ» направлялась к важному стратегическому пункту на Кавказ. Важным в стратегическом и моральном плане на южном направлении находился город Сталинград 3. Для обороны города был издан приказ «Ни шагу назад», с целью отстоять город любой ценой. 4. Русские солдаты в тяжелейших условиях ведения войны в городе смогли мужественно обороняться 5. Цель - побороть фашистских захватчиков 6. Взяли в плен огромное количество военнопленных 7. Взяли в плен фельдмаршала Паулюса 8. Таким образом, в Сталинграде Гитлер получил сокрушающий удар, коренной перелом в ходе Второй мировой войны 9. Начало «пленения» и «падения» гитлеровской Германии было положено в Сталинграде благодаря мужеству и героизму русских людей .
В центре кроссенса находится главное изображение, которое объединяет все остальные. В данном случае это огонь . Корона может символизировать власть или величие. Огонь в короне может означать мощь и неукротимость пламени. Солнце — ещё один символ огня, который ассоциируется с жизненной энергией и светом. Солнце также может быть связано с идеей тепла и уюта, которые даёт огонь. Сосна символизирует природу и долговечность. Сосна часто используется для создания костров, так как её древесина хорошо горит и долго сохраняет тепло. Топор может указывать на необходимость подготовки дров для костра. Топор также ассоциируется с работой и усилиями, необходимыми для добычи огня. Дрова — это топливо для костра, без которого огонь не сможет гореть. Дрова могут символизировать ресурсы, необходимые для поддержания жизни и энергии. Спички — это инструмент для зажигания огня. Они представляют собой простой способ получить пламя, но также требуют осторожности и умения обращаться с огнём. Дом - из трубы которого идёт дым, тёплые воспоминания о доме бабушки и дедушки, где всегда пахло вкусной едой. Наконец, пожар — это экстремальная ситуация, когда огонь выходит из-под контроля и может причинить вред. Пожар напоминает о важности осторожного обращения с огнём и соблюдения правил безопасности. Таким образом, кроссенс «Огонь» объединяет различные аспекты жизни, связанные с огнём: от природных явлений до человеческой деятельности. Он напоминает о том, что огонь может быть источником жизни и тепла, но также представляет опасность, если с ним обращаться неправильно . Можно использовать на уроке по теме «Экология» или «Обязанности гражданина РФ», на классном часе, при проведении ТБ на время каникул.
Методические возможности кроссенса Использование кроссенса на разных этапах урока : Проверка домашнего задания Формулировка темы урока , постановка цели урока Раскрытие информационного блока темы , поиск проблемы Обобщение материала , закрепление Организация групповой работы Творческое домашнее задание Построение структуры урока
Выводы Преимущества приёма « Кроссенс »: Развитие креативного мышления Усиление мотивации учащихся Упрощение процесса усвоения материала
Рефлексия Вот прошел мой мастер-класс. Попрошу коллеги, Вас: Чтоб урок пошёл всем впрок, Подвести простой итог. Если кроссенсы нужны, Если с ними вы дружны, На урок себе возьмите. Своим детям покажите . Меня дружно поддержите, Смело ручкой помашите.
Я благодарю Вас за внимание и активность . Желаю всем здоровья , успехов и профессионального оптимизма !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ) на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»
Цель мастер-класса: показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельно...

мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»
Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...
Использование метода «кроссенс» на уроках истории
Метод «кроссенс» способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления учащихся. ...
Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"
В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разн...

Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"
Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...

Мастер класс «Клио Эвтерпас или музыка на уроке истории и обществознания»
В данном мастер-класс раскрываются сосбенности и возможности использования музыки на уроках истории и обществознания для активизации познавательной активности учащихся...
Выступление на заседании Цикловой методической комиссии с темой "Использование метода "Кроссенс" на уроках истории
Данный материал можно использовать для трансляции педагогического опыта среди преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин...