Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Римская империя: территория, управление"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Данная разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса посвящена теме “Римская империя: территория, управление”. Урок разработан в соответствии с требованиями обновленных ФГОС и направлен на формирование у обучающихся представления о территории, системе управления и особенностях политического устройства Римской империи. Разработка содержит подробный план урока, что позволяет учителю эффективно организовать учебный процесс и достичь поставленных целей. Урок способствует формированию у школьников не только знаний по истории Древнего мира, но и развитию важных учебных навыков и личностных качеств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Римская империя: территория, управление
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о территории, системе управления и особенностях политического устройства Римской империи.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с процессом формирования Римской империи и ее территорией.
- Изучить структуру управления Римской империей (роль императора, Сената, армии).
- Сформировать понимание термина «провинция» и ее роли в управлении империей.
- Выявить причины перехода от республики к империи.
- Развивающие:
- Развивать умение работать с исторической картой.
- Развивать навыки анализа исторических источников и выделения главной информации.
- Развивать критическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять исторические факты.
- Развивать умение аргументировать свою точку зрения и участвовать в дискуссии.
- Воспитательные:
- Воспитывать уважение к истории и культуре других народов.
- Формировать гражданскую позицию на основе понимания исторических процессов.
- Развивать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Знание основных этапов формирования Римской империи.
- Знание структуры управления Римской империей.
- Понимание терминов: «империя», «император», «провинция», «Сенат».
- Умение показывать на карте территорию Римской империи.
- Метапредметные:
- Регулятивные:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Планировать свою деятельность на уроке.
- Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
- Оценивать свою работу на уроке.
- Познавательные:
- Анализировать исторические источники и выделять главную информацию.
- Сравнивать и сопоставлять исторические факты.
- Строить логические рассуждения и делать выводы.
- Работать с исторической картой.
- Коммуникативные:
- Участвовать в учебном диалоге.
- Выражать свою точку зрения и аргументировать ее.
- Слушать и понимать других.
- Работать в группе.
- Личностные:
- Проявлять интерес к истории и культуре Древнего Рима.
- Формировать уважительное отношение к истории других народов.
- Развивать чувство ответственности за свою работу.
Оборудование:
- Учебник истории (История Древнего мира, 5 класс)
- Историческая карта «Римская империя»
- Рабочие листы для учащихся
- Презентация (желательно) с иллюстрациями, картами, схемами
- Компьютер, проектор (если есть)
I. Организационный момент:
Действие учителя:
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Рада всех видеть. Присаживайтесь.» Учитель входит в класс, приветствует учеников, занимает свое место.
Проверка готовности: «Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебники, тетради, ручки, карандаши. Если чего-то не хватает, скажите сейчас.» Учитель осматривает класс, убеждаясь, что все готовы к работе.
Создание положительной атмосферы: «Сегодня у нас с вами очень интересная тема, мы отправимся в Древний Рим, во времена его расцвета и величия. Надеюсь, вам будет интересно. А чтобы нам было комфортно работать, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на продуктивный урок!» Учитель улыбается классу, демонстрируя доброжелательность.
Действия учащихся:
- Отвечают на приветствие учителя.
- Проверяют наличие необходимых материалов на парте.
- Сообщают учителю об отсутствии чего-либо.
- Настраиваются на урок.
II. Актуализация знаний:
Действия учителя:
Вводное слово: «Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, что мы уже знаем о Риме. Мы с вами изучили период Римской республики. Сейчас мы это немного повторим, чтобы нам было легче понять новую тему.» Учитель подводит к необходимости повторения пройденного материала.
Фронтальный опрос:
«Что такое республика? Кто напомнит нам определение?» Учитель задает вопрос и ждет ответа от учеников, поощряя поднятие рук.
«Какие органы власти существовали в Римской республике? Перечислите основные.» Учитель ждет ответов и, при необходимости, корректирует их.
«В чем заключались причины падения Римской республики? Что привело к ее упадку?» Учитель направляет мысль учеников к причинам кризиса республики.
Подведение к проблемному вопросу: «Итак, мы вспомнили, что республика в Риме пала. Но что же пришло ей на смену? Как вы думаете, какая форма правления установилась после республики? Почему это произошло? Было ли это неизбежно?» Учитель задает вопросы, подталкивая учеников к теме урока – империи.
Действия учащихся:
Вспоминают и дают определения понятий: «республика».
Перечисляют органы власти Римской республики (Сенат, народное собрание, консулы).
Называют причины падения республики (гражданские войны, борьба за власть, недовольство народа).
Пытаются ответить на проблемный вопрос, высказывают предположения о форме правления, которая пришла на смену республике.
III. Мотивация и целеполагание:
Действия учителя:
Вводное слово: «Совершенно верно! На смену республике пришла империя. И сегодня мы с вами будем изучать Римскую империю - период, когда Рим достиг своего могущества. Это время, когда римские легионы завоевали огромные территории, а римская культура оказала огромное влияние на весь мир.» Учитель создает интерес к теме урока.
Просмотр короткого видеоролика/презентации: Учитель демонстрирует короткий видеоролик или презентацию с изображениями Римской империи, ее территории, императоров, армии, архитектуры.
«Обратите внимание на эти величественные здания, на огромные территории, на дисциплинированных солдат. Все это – Римская империя.» Учитель комментирует изображения.
Формулирование темы и целей урока: «Итак, посмотрев на эти изображения, послушав рассказ, давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Как мы назовем тему?» Учитель ждет ответа учеников.
(После ответа учеников) «Правильно! Тема нашего урока: «Римская империя: территория, управление». Запишите ее в тетрадь.» Учитель пишет тему урока на доске.
Определение целей урока: «Теперь, когда мы знаем тему, давайте определим цели нашего урока. Что мы должны сегодня узнать? Что мы должны научиться делать?» Учитель задает наводящие вопросы и направляет учеников к формулированию целей.
«Мы должны узнать, как возникла империя, какую территорию она занимала, кто ею управлял, и как это управление осуществлялось.» Учитель обобщает ответы учеников и формулирует цели урока, которые записывает на доске.
Действия учащихся:
- Внимательно слушают учителя.
- Смотрят видеоролик/презентацию.
- Предлагают варианты названия темы урока.
- Записывают тему урока в тетрадь.
- Участвуют в формулировании целей урока, предлагая свои варианты.
IV. Изучение нового материала:
- Формирование империи:
Действия учителя:
Работа с учебником: «Откройте учебники на странице… (указать страницу). Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст о том, как возникла Римская империя. Ваша задача - выделить основные события, приведшие к установлению империи.» Учитель дает четкую инструкцию по работе с учебником.
Беседа по прочитанному: «Итак, ребята, что вы узнали из текста? Какие события привели к установлению империи?» Учитель задает вопросы, направляя обсуждение:
«Кто стал первым римским императором? (Октавиан Август)» Учитель фиксирует ответ.
«Как он пришел к власти? (После гражданских войн, благодаря своему авторитету и поддержке армии).» Учитель поощряет развернутые ответы.
«Почему Римская республика превратилась в империю? (Слабость республиканских институтов, потребность в сильной власти, стремление к расширению территории).» Учитель направляет мысль учеников к причинам кризиса республики и необходимости сильной власти.
Введение термина «империя»: «Ребята, мы несколько раз сказали слово «империя». Давайте дадим определение этому понятию. Империя - это большое государство, объединяющее разные народы и территории, и управляемое одним правителем - императором. Запишите это определение в тетрадь.» Учитель диктует определение термина и просит его записать.
Действия учащихся:
- Открывают учебники на указанной странице.
- Внимательно читают текст.
- Выделяют основные события и информацию.
- Отвечают на вопросы учителя, высказывая свои мысли и знания.
- Записывают определение термина «империя» в тетрадь.
- Территория Римской империи:
Действия учителя:
Работа с исторической картой: «Посмотрите на карту «Римская империя» (показывает на карте). Как видите, территория Римской империи была огромной. Она охватывала большую часть Европы, Северную Африку и Ближний Восток.» Учитель показывает на карте основные регионы, входившие в состав империи.
Найдите на карте известные вам города и провинции: Рим, Афины, Египет, Галлия, Испания.» Учитель дает задание найти на карте конкретные объекты.
«Как вы думаете, какие границы имела Римская империя? Какие моря, реки и горы являлись ее границами?» Учитель подводит учеников к определению границ империи.
Задание (по выбору): «Возьмите контурные карты (раздает контурные карты). Дома вы отметите на них территорию Римской империи.» Учитель раздает контурные карты и объясняет задание.
Действия учащихся:
- Внимательно смотрят на карту, следят за объяснениями учителя.
- Находят на карте известные города и провинции.
- Пытаются определить границы Римской империи.
- (По выбору) Получают контурные карты и слушают инструкцию к домашнему заданию.
- Управление Римской империей:
Действия учителя:
Объяснение учителя с использованием схемы (презентации): «Управлять такой огромной империей было непросто. Давайте посмотрим, как была организована система управления.» Учитель показывает схему управления на доске (или в презентации).
Император: «Во главе империи стоял император. Он обладал неограниченной властью. Он был верховным главнокомандующим, издавал законы, назначал чиновников.» Учитель объясняет роль императора.
Сенат: «Сенат существовал и при империи, но его роль значительно уменьшилась. Он стал совещательным органом при императоре.» Учитель объясняет изменение роли Сената.
Армия: «Армия играла огромную роль в Римской империи. Она обеспечивала стабильность и расширение территории.» Учитель подчеркивает значение армии.
Провинции: «Территория империи была разделена на провинции. Каждой провинцией управлял наместник, назначенный императором. Провинции были источником ресурсов и налогов.» Учитель объясняет систему управления провинциями.
Введение терминов «император», «провинция», «Сенат»: «Давайте запишем определения этих важных понятий в тетрадь.» Учитель диктует определения терминов: «император», «провинция», «Сенат».
Работа с историческим источником (раздаточный материал): «Сейчас мы прочитаем отрывок из произведения историка о роли императора в Римской империи. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: Что говорит автор о власти императора? Какие качества он должен был иметь?» Учитель раздает распечатанные отрывки из исторического источника.
Обсуждение исторического источника: «Итак, что вы узнали о роли императора из этого источника? Какими качествами он должен был обладать?» Учитель задает вопросы по источнику и организует обсуждение.
Действия учащихся:
- Внимательно слушают объяснения учителя и следят за схемой управления.
- Записывают определения терминов «император», «провинция», «Сенат» в тетрадь.
- Читают отрывок из исторического источника.
- Отвечают на вопросы учителя, анализируя прочитанный текст.
V. Закрепление изученного материала:
Действия учителя:
Работа в группах: «Сейчас мы с вами поработаем в группах. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит задание, которое нужно выполнить в течение нескольких минут.» Учитель делит класс на группы и раздает карточки с заданиями.
- Группа 1: Составить схему управления Римской империей.
- Группа 2: Назвать основные причины перехода от республики к империи.
- Группа 3: Описать роль провинций в Римской империи.
Представление результатов работы каждой группы: «Теперь каждая группа представит результаты своей работы. Пожалуйста, поделитесь с нами своими выводами.» Учитель предоставляет слово каждой группе для презентации результатов.
Фронтальный опрос: «Чтобы убедиться, что все хорошо усвоили материал, я задам вам несколько вопросов.» Учитель проводит фронтальный опрос:
- Что такое империя?
- Кто был первым римским императором?
- Какую территорию занимала Римская империя?
- Какие органы власти существовали в Римской империи?
-Что такое провинция? (Учитель задает вопросы и корректирует ответы учащихся.)
Действия учащихся:
- Делятся на группы.
- Получают и выполняют задание в группе.
- Представляют результаты своей работы.
- Отвечают на вопросы учителя во время фронтального опроса.
VI. Рефлексия:
Действия учителя:
«Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы»: Учитель задает вопросы для рефлексии:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Учитель внимательно слушает ответы учеников).
Действия учащихся:
- Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями и ощущениями от урока.
- Оценивают свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание:
Действия учителя:
«Запишите домашнее задание:» Учитель диктует домашнее задание:
«Прочитать параграф учебника…»
«Ответить на вопросы после параграфа.»
«(По выбору) Написать небольшое эссе на тему «Почему Римская республика превратилась в империю?’» Учитель повторяет задание и отвечает на вопросы учеников.
«Спасибо за урок, ребята! До свидания!» Учитель завершает урок и прощается с учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
