Урок истории "Международные отношения в 1815-1856 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс)
Урок истории предназначен для средней школы. Использован деятельностный подход.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.54 КБ | |
| 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Серебрякова Алиса Александровна
Класс: 9 класс
Тема: Международные отношения в 1815-1856 гг.
Цели:
Образовательная: изучить особенности международных отношений в период 1815-1856 гг.
Развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом учебника и дополнительного материала, работы с терминами, работы с картой, а также речи и коммуникативных умений.
Тип урока: комбинированный урок
Смысловые единицы урока:
Личности: Александр I, Франц I, Фридрих Вильгельм III, Фердинанд XVII
Термины: Священный союз, восточный вопрос
Даты: 1815 г., 1820-1823 гг.
Географические единицы: Италия, Испания, Португалия
План урока:
- Политика Священного союза
- Восточный вопрос в международной политике
- Крымская война
Оборудование: учебник Носкова В.В. и Андреевской Т.П. «Всеобщая история: 8 класс», Вентана-Граф, 2013 г., цифровой проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Модуль урока (время) | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный (2 мин.) | - | Учитель приветствует учащихся и представляется. Учитель проверяет готовность к уроку (наличие учебника, тетради, раздаточного материала). Учитель объявляет результаты проверочной работы. | Учащиеся приветствуют учителя. Готовятся к уроку |
Проверка домашнего задания (5 мин.) | - | Учитель предлагает учащимся закончить предложения по прошлой теме:
| Ответы учащихся:
|
Мотивационный (3 мин.) | - | Учащимся демонстрируется иллюстрация. Учитель задаёт вопросы:
Учитель предлагает учащимся посмотреть, как строились международные отношения после Венского конгресса между странами-победительницами. | Ответы учащихся:
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала (30 мин.) | Изучить политику Священного союза Изучить суть Восточного вопроса Изучить греческое восстание Изучить Крымскую войну (восточный кризис) | Учитель спрашивает какая система международных отношений сложилась в Европе после 1815 г.? Вспомните события, которые предшествовали Венскому конгрессу. Учитель говорит, что страны стремились сохранить порядок, установленный по Венскому конгрессу, поэтому предлагает прочесть отрывок из акта Священного союза и ответить на вопросы:
Учитель говорит, что правители трёх государств образовали Священный союз, который как раз стремился к достижению данных целей. Учитель просит назвать правителей государств, которые вошли в союз. Учитель говорит, что в дальнейшем и другие европейские страны присоединились к союзу кроме Турции и Великобритании. Учитель демонстрирует основные принципы Священного союза и просит зафиксировать их в тетрадь. Учитель говорит, что участники Священного союза собирались на конгрессы, для обсуждения существующих проблем. На одном из них (1820 г., Троппау) члены Священного союза провозгласили следующий принцип – учитель просит одного из учащихся прочесть принцип и сделать вывод о его значении. Учитель говорит, что этот принцип военного вмешательства Священного союза во внутренние дела государств был вскоре воплощён в жизнь и предлагает посмотреть видео и ответить на вопросы:
Учитель подводит итоги и говорит, что другим важным направлением международных отношений данного периода стал «восточный вопрос». Учитель даёт определение «восточного вопроса» и просит по карте назвать территории Балкан и Ближнего Востока. Учитель предлагает учащимся прочитать текст и просит их ответить на вопросы:
Учитель говорит, что революционное и освободительное движение продолжало развиваться вопреки всем усилиям Священного союза, а понимания между его участниками становилось всё меньше. Учитель говорит о восстании декабристов в 1825 г., революции во Франции в 1830 г. и польском восстании против царизма 1830-1831 гг. Беспомощность союза была очевидной, поэтому он распался в конце 1820-х. Учитель предлагает посмотреть на карту и назвать участников антироссийской коалиции. Далее учитель просит учащихся назвать важные проливы, указанные на карте. Учитель просит предположить в сфере чьих интересов находились эти проливы и просит объяснить почему. Учитель рассказывает о том, что Россия также хотела обеспечить покровительство православных народов, которые проживали на территории Османской империи. Далее учитель рассказывает о «ключах от гроба господня». Николай I вводит войска в Молдавию и Валахию для того, чтобы турецкий султан удовлетворил его требования, но в ответ следует отказ. Учитель говорит, что подробнее Крымскую войну учащиеся рассмотрят в курсе истории России, а пока предлагает изучить итоги войны. Учитель просит прочитать учебник на странице 89 и рассказать об итогах Крымской войны. | Учащиеся отвечают – Венская Учащиеся называют Наполеоновские войны. Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся называют Александра I (Россия), Франца I (Австрийская империя), Фридриха Вильгельма III (Пруссия). Учащиеся записывают дату образования Священного союза в тетрадь.
Учащийся читает и говорит, что члены Священного союза хотели сохранять мир в Европе, но при этом применяли военное вмешательство. Учащиеся смотрят видео и отвечают на вопросы Учащиеся записывают определение в тетрадь и называют северную Африку, Грецию, Аравийский полуостров Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод, что Россия и Англия усилились, а Османская империя ослабела. Учащиеся называют Османскую империю, Австрию, Пруссию, Францию и Англию. Учащиеся называют Босфор и Дарданеллы. Учащиеся называют Россию Учащиеся записывают причины в тетрадь Учащиеся называют итоги |
Закрепление (5 мин.) | - | Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
|
|
Постановка домашнего задания (1 мин.) | - | Домашнее задание: читать параграф 9, готовиться к итоговой контрольной работе |
Макет записи в тетрадь
Международные отношения в 1815-1856 гг.
1815 г. – образование Священного союза
- Сохранение территориальных границ
- Сохранение абсолютистских порядков
- Подавление революционных настроений
Восточный вопрос – это комплекс противоречий между европейскими странами за влияние на Балканах и Ближнем Востоке
Причина Крымской войны – столкновение интересов европейских стран в восточном вопросе
Итоги Крымской войны:
- Отстранение России от участия в восточном вопросе
- Экономическое ослабление Турции
- Восстановление престижа Франции
- Австрия оказывается в изоляции
Из акта Священного союза, заключенный Австрией, Пруссией и Россией в Париже, 26 сентября 1815 г.:
«Ст. I. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три дог. монарха пpебудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг дpугy пособие, подкрепление и помощь…
Ст. 2. Посему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского. … Соответственно c сим, их величества c нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей.
Ст. 3. Все державы, желающиё торжественно признать изложенные в сем акте священные правила и кои почувствуют, сколь нужно для счастия колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут все охотно и c любовью быть приняты в сей священный союз.»
- Назовите дату создания Священного союза и его членов.
- Какие ценности провозглашает акт?
- Что должны оказывать друг другу правители государств? Подтвердите цитатами
- Предположите, в чём конкретно заключается взаимопомощь государств?
Из «Новой истории стран Европы и Америки» под ред. Адо А.В.:
«Первое после окончания наполеоновских войн обострение восточного вопроса было связано с греческим восстанием, начавшимся в марте 1821 г. Первоначально великие державы расценили греческую революцию как «бунт» против законного государя (султана), и грекам было отказано в поддержке. Вместе с тем в русских правящих кругах понимали, что бросить греков на произвол судьбы - значило бы потерять влияние среди христианского (православного) населения Оттоманской Порты [Османской империи], которое со времен Екатерины ІІ было важным фактором укрепления позиций России в восточном вопросе. Александр I вынес греческий вопрос на обсуждение международных форумов.
… По мере углубления и расширения греческой революции международная ситуация вокруг борьбы греков против османских поработителей стала меняться. В марте 1823 г. Дж. Каннинг, опасаясь потери влияния Англии в Греции, официально объявил греков не «бунтовщиками», выступающим против «законного государя», а воюющей стороной. …
Действия англичан в восточном вопросе вновь активизировали русскую дипломатию, которая стремилась добиться коллективного вмешательства союзных держав в греко-турецкий конфликт. Однако все попытки России наталкивались в первой половине 20-х годов на противодействие, прежде всего Англии и Австрии. Тогда, стремясь предотвратить неминуемое поражение греков, Россия решилась на самостоятельные действия: на границе с Турцией стали концентрироваться русские армии.
Чтобы помешать одностороннему вмешательству России и не допустить усиления ее влияния на Ближнем Востоке, Англия пошла на заключение с Россией двустороннего соглашения по греческому вопросу (Петербургский протокол 4 апреля 1826 г.). Греция по этому соглашению получала автономию с уплатой Порте ежегодной дани. Англия должна была предложить свое посредничество в греко-турецкой войне.
Турецкий султан, пользуясь военной поддержкой одного из своих могущественных вассалов - египетского Мухамед-али паши, вознамерился подавить греческую революцию. В апреле - июле 1826 г. египетский экспедиционный корпус нанес серию тяжелых поражений греческим повстанцам. Одновременно янычары начали массовую резню мирного населения. Греческая революция оказалась на грани гибели.
20 октября союзная англо-русско-французская эскадра в битве при Наварине наголову разбила и потопила турецко-египетский флот. Греческая революция была спасена.
В мае 1828 г. ввиду отказа Порты от уступок в греческом вопросе и от ранее заключенных торговых соглашений Россия объявила войну Турции и одержала нелегкую победу. 14 сентября 1829 г. в Адрианополе русские представители продиктовали уполномоченным султана мирные условия.
Договор подтверждал право Сербии, Валахии и Молдовы на автономию и расширял ее (для Дунайских княжеств). Россия окончательно закрепилась на Черноморском побережье Кавказа и усилила свои позиции в Закавказье, где к ней отошли некоторые населенные христианами районы Османской империи (Карс и др.).
Адрианопольский мир создал необходимые военно-политические предпосылки для юридического закрепления греческой независимости. 3 февраля 1830 г. на лондонской конференции послов был подписан протокол о создании на Балканах греческого королевства во главе с принцем из баварского королевского дома.»
- Как изначально расценили греческое восстание члены Священного союза?
- Почему Россия намеревалась поддержать греков?
- Какие действия Англии свидетельствуют о её соперничестве с Россией в восточном вопросе?
- Назовите условия Андрианопольского мира и лондонской конференции.
- Сделайте вывод о расстановке политических сил после греческого восстания. Какие страны усилили своё влияние, а какие наоборот ослабели.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Семейные отношения" - 6 класс
Тема урока: Обязанности детей и родителей Цели урока: -развитие навыков монологической речи по теме «Семья» -актуализация навыков грамматики Preset Perfect -тренировка навыков перевода...
Урок "Международные отношения в концеXIX-началеXXвека.
Методическая разработка урока по всеобщей истории для 8 класса создана мной в рамках модульной технологии. Материал содержит подробное описание деятельности учащихся на уроке и краткую теоретическую с...

Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.
Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...
Урок математики «Отношения. Пропорция»
Эпиграф: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным». Паскаль.Тип урока: Урок закрепления изученного.Цели уро...

Инструктивная карта к уроку:"Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 1)
Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научи...

Инструктивная карта к уроку: "Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 2)
Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научиться р...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...