Урок истории "Международные отношения в 1815-1856 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс)

Урок истории предназначен для средней школы. Использован деятельностный подход. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Серебрякова Алиса Александровна

Класс: 9 класс

Тема: Международные отношения в 1815-1856 гг.

Цели:

Образовательная: изучить особенности международных отношений в период 1815-1856 гг.

Развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом учебника и дополнительного материала, работы с терминами, работы с картой, а также речи и коммуникативных умений.

Тип урока: комбинированный урок

Смысловые единицы урока:

Личности: Александр I, Франц I, Фридрих Вильгельм III, Фердинанд XVII

Термины: Священный союз, восточный вопрос

Даты: 1815 г., 1820-1823 гг.

Географические единицы: Италия, Испания, Португалия

План урока:

  1. Политика Священного союза
  2. Восточный вопрос в международной политике
  3. Крымская война

Оборудование: учебник Носкова В.В. и Андреевской Т.П. «Всеобщая история: 8 класс», Вентана-Граф, 2013 г., цифровой проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Модуль урока (время)

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

(2 мин.)

-

Учитель приветствует учащихся и представляется. Учитель проверяет готовность к уроку (наличие учебника, тетради, раздаточного материала). Учитель объявляет результаты проверочной работы.

Учащиеся приветствуют учителя. Готовятся к уроку

Проверка домашнего задания (5 мин.)

-

Учитель предлагает учащимся закончить предложения по прошлой теме:

  1. После Венского конгресса было создано объединение –
  2. Многонациональным государством является
  3. Самой экономически развитой германской страной является
  4. Общее название для европейских революций 1848-1849 гг.
  5. Народные выступления 1848-1849 гг. были

Ответы учащихся:

  1. Германский союз
  2. Австрия
  3. Пруссия
  4. Весна народов
  5. Жестоко подавлены

Мотивационный (3 мин.)

-

Учащимся демонстрируется иллюстрация. Учитель задаёт вопросы:

  1. Что вы видите на иллюстрации?
  2. Какие страны приняли в нём участие?
  3. Были ли удовлетворены интересы участников?

Учитель предлагает учащимся посмотреть, как строились международные отношения после Венского конгресса между странами-победительницами.

Ответы учащихся:

  1. Участников Венского конгресса
  2. Россия, Англия, Испания, Австрия, Пруссия
  3. Да

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала (30 мин.)

Изучить политику Священного союза

Изучить суть Восточного вопроса

Изучить греческое восстание

Изучить Крымскую войну (восточный кризис)

Учитель спрашивает какая система международных отношений сложилась в Европе после 1815 г.?

Вспомните события, которые предшествовали Венскому конгрессу. Учитель говорит, что страны стремились сохранить порядок, установленный по Венскому конгрессу, поэтому предлагает прочесть отрывок из акта Священного союза и ответить на вопросы:

  1. Назовите дату создания Священного союза и его членов.
  2. Какие ценности провозглашает акт?
  3. Что должны оказывать друг другу правители государств? Подтвердите цитатами
  4. Предположите, в чём конкретно заключается взаимопомощь государств?

Учитель говорит, что правители трёх государств образовали Священный союз, который как раз стремился к достижению данных целей. Учитель просит назвать правителей государств, которые вошли в союз. Учитель говорит, что в дальнейшем и другие европейские страны присоединились к союзу кроме Турции и Великобритании.

Учитель демонстрирует основные принципы Священного союза и просит зафиксировать их в тетрадь.

Учитель говорит, что участники Священного союза собирались на конгрессы, для обсуждения существующих проблем. На одном из них (1820 г., Троппау) члены Священного союза провозгласили следующий принцип – учитель просит одного из учащихся прочесть принцип и сделать вывод о его значении.

Учитель говорит, что этот принцип военного вмешательства Священного союза во внутренние дела государств был вскоре воплощён в жизнь и предлагает посмотреть видео и ответить на вопросы:

  1. В каких странах Европы возникали революции?
  2. Каким был масштаб Испанской революции?
  3. На какие уступки пошёл Фердинанд VII?
  4. Какие действия предпринял Священный союз?
  5. Назовите итоги революции.

Учитель подводит итоги и говорит, что другим важным направлением международных отношений данного периода стал «восточный вопрос».

Учитель даёт определение «восточного вопроса» и просит по карте назвать территории Балкан и Ближнего Востока.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст и просит их ответить на вопросы:

  1. Как изначально расценили греческое восстание члены Священного союза?
  2. Почему Россия намеревалась поддержать греков?
  3. Какие действия Англии свидетельствуют о её соперничестве с Россией в восточном вопросе?
  4. Назовите условия Андрианопольского мира и лондонской конференции.
  5. Сделайте вывод о расстановке политических сил после греческого восстания. Какие страны усилили своё влияние, а какие наоборот ослабели.

Учитель говорит, что революционное и освободительное движение продолжало развиваться вопреки всем усилиям Священного союза, а понимания между его участниками становилось всё меньше. Учитель говорит о восстании декабристов в 1825 г., революции во Франции в 1830 г. и польском восстании против царизма 1830-1831 гг. Беспомощность союза была очевидной, поэтому он распался в конце 1820-х.

Учитель предлагает посмотреть на карту и назвать участников антироссийской коалиции.

Далее учитель просит учащихся назвать важные проливы, указанные на карте.

Учитель просит предположить в сфере чьих интересов находились эти проливы и просит объяснить почему. Учитель рассказывает о том, что Россия также хотела обеспечить покровительство православных народов, которые проживали на территории Османской империи. Далее учитель рассказывает о «ключах от гроба господня». Николай I вводит войска в Молдавию и Валахию для того, чтобы турецкий султан удовлетворил его требования, но в ответ следует отказ.

Учитель говорит, что подробнее Крымскую войну учащиеся рассмотрят в курсе истории России, а пока предлагает изучить итоги войны. Учитель просит прочитать учебник на странице 89 и рассказать об итогах Крымской войны.

Учащиеся отвечают – Венская

Учащиеся называют Наполеоновские войны.

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся называют Александра I (Россия), Франца I (Австрийская империя), Фридриха Вильгельма III (Пруссия).

Учащиеся записывают дату образования Священного союза в тетрадь.

  • Сохранение территориальных границ
  • Сохранение абсолютистских порядков
  • Подавление революционных настроений

Учащийся читает и говорит, что члены Священного союза хотели сохранять мир в Европе, но при этом применяли военное вмешательство.

Учащиеся смотрят видео и отвечают на вопросы

Учащиеся записывают определение в тетрадь и называют северную Африку, Грецию, Аравийский полуостров

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод, что Россия и Англия усилились, а Османская империя ослабела.

Учащиеся называют Османскую империю, Австрию, Пруссию, Францию и Англию.

Учащиеся называют Босфор и Дарданеллы.

Учащиеся называют Россию

Учащиеся записывают причины в тетрадь

Учащиеся называют итоги

Закрепление

(5 мин.)

-

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Почему распался Священный союз?
  2. Что такое восточный вопрос?
  3. В чем причины его обострения?

Постановка домашнего задания (1 мин.)

-

Домашнее задание: читать параграф 9, готовиться к итоговой контрольной работе

Макет записи в тетрадь

Международные отношения в 1815-1856 гг.

1815 г. – образование Священного союза

  • Сохранение территориальных границ
  • Сохранение абсолютистских порядков
  • Подавление революционных настроений

Восточный вопрос – это комплекс противоречий между европейскими странами за влияние на Балканах и Ближнем Востоке

Причина Крымской войны – столкновение интересов европейских стран в восточном вопросе

Итоги Крымской войны:

  • Отстранение России от участия в восточном вопросе
  • Экономическое ослабление Турции
  • Восстановление престижа Франции
  • Австрия оказывается в изоляции

Из акта Священного союза, заключенный Австрией, Пруссией и Россией в Париже, 26 сентября 1815 г.:

«Ст. I. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три дог. монарха пpебудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг дpугy пособие, подкрепление и помощь

Ст. 2. Посему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского. … Соответственно c сим, их величества c нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей.

Ст. 3. Все державы, желающиё торжественно признать изложенные в сем акте священные правила и кои почувствуют, сколь нужно для счастия колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут все охотно и c любовью быть приняты в сей священный союз.»

  1. Назовите дату создания Священного союза и его членов.
  2. Какие ценности провозглашает акт?
  3. Что должны оказывать друг другу правители государств? Подтвердите цитатами
  4. Предположите, в чём конкретно заключается взаимопомощь государств?

Из «Новой истории стран Европы и Америки» под ред. Адо А.В.:

«Первое после окончания наполеоновских войн обострение восточного вопроса было связано с греческим восстанием, начавшимся в марте 1821 г. Первоначально великие державы расценили греческую революцию как «бунт» против законного государя (султана), и грекам было отказано в поддержке. Вместе с тем в русских правящих кругах понимали, что бросить греков на произвол судьбы - значило бы потерять влияние среди христианского (православного) населения Оттоманской Порты [Османской империи], которое со времен Екатерины ІІ было важным фактором укрепления позиций России в восточном вопросе. Александр I вынес греческий вопрос на обсуждение международных форумов.

… По мере углубления и расширения греческой революции международная ситуация вокруг борьбы греков против османских поработителей стала меняться. В марте 1823 г. Дж. Каннинг, опасаясь потери влияния Англии в Греции, официально объявил греков не «бунтовщиками», выступающим против «законного государя», а воюющей стороной. …

Действия англичан в восточном вопросе вновь активизировали русскую дипломатию, которая стремилась добиться коллективного вмешательства союзных держав в греко-турецкий конфликт. Однако все попытки России наталкивались в первой половине 20-х годов на противодействие, прежде всего Англии и Австрии. Тогда, стремясь предотвратить неминуемое поражение греков, Россия решилась на самостоятельные действия: на границе с Турцией стали концентрироваться русские армии.

Чтобы помешать одностороннему вмешательству России и не допустить усиления ее влияния на Ближнем Востоке, Англия пошла на заключение с Россией двустороннего соглашения по греческому вопросу (Петербургский протокол 4 апреля 1826 г.). Греция по этому соглашению получала автономию с уплатой Порте ежегодной дани. Англия должна была предложить свое посредничество в греко-турецкой войне.

Турецкий султан, пользуясь военной поддержкой одного из своих могущественных вассалов - египетского Мухамед-али паши, вознамерился подавить греческую революцию. В апреле - июле 1826 г. египетский экспедиционный корпус нанес серию тяжелых поражений греческим повстанцам. Одновременно янычары начали массовую резню мирного населения. Греческая революция оказалась на грани гибели.

20 октября союзная англо-русско-французская эскадра в битве при Наварине наголову разбила и потопила турецко-египетский флот. Греческая революция была спасена.

В мае 1828 г. ввиду отказа Порты от уступок в греческом вопросе и от ранее заключенных торговых соглашений Россия объявила войну Турции и одержала нелегкую победу. 14 сентября 1829 г. в Адрианополе русские представители продиктовали уполномоченным султана мирные условия.

Договор подтверждал право Сербии, Валахии и Молдовы на автономию и расширял ее (для Дунайских княжеств). Россия окончательно закрепилась на Черноморском побережье Кавказа и усилила свои позиции в Закавказье, где к ней отошли некоторые населенные христианами районы Османской империи (Карс и др.).

Адрианопольский мир создал необходимые военно-политические предпосылки для юридического закрепления греческой независимости. 3 февраля 1830 г. на лондонской конференции послов был подписан протокол о создании на Балканах греческого королевства во главе с принцем из баварского королевского дома.»

  1. Как изначально расценили греческое восстание члены Священного союза?
  2. Почему Россия намеревалась поддержать греков?
  3. Какие действия Англии свидетельствуют о её соперничестве с Россией в восточном вопросе?
  4. Назовите условия Андрианопольского мира и лондонской конференции.
  5. Сделайте вывод о расстановке политических сил после греческого восстания. Какие страны усилили своё влияние, а какие наоборот ослабели.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Семейные отношения" - 6 класс

Тема урока:  Обязанности детей и родителей Цели урока: -развитие навыков монологической речи по теме «Семья» -актуализация навыков грамматики Preset  Perfect -тренировка навыков перевода...

Урок "Международные отношения в концеXIX-началеXXвека.

Методическая разработка урока по всеобщей истории для 8 класса создана мной в рамках модульной технологии. Материал содержит подробное описание деятельности учащихся на уроке и краткую теоретическую с...

Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.

Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся.  Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...

Урок математики «Отношения. Пропорция»

Эпиграф: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать  случая  делать  его немного занимательным».  Паскаль.Тип урока:  Урок закрепления изученного.Цели уро...

Инструктивная карта к уроку:"Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 1)

Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научи...

Инструктивная карта к уроку: "Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 2)

Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научиться р...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...