доклад на тему: "Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории"
опыты и эксперименты (11 класс)

Доклад на тему: " Подготовка  учащихся к ЕГЭ по истории" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_podgotovka_uchashchihsya_k_ege_po_istorii.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории

      ЕГЭ по истории считается одним из самых сложных экзаменов, который требует серьезной подготовки и усилий.  Важно не столько знать точные даты, сколько ориентироваться в контексте событий, понимать причинно-следственные связи, уметь анализировать материал.

     Готовясь к экзамену, необходимо запомнить даты, когда произошли основные исторические события, понять суть этих событий, ознакомиться с деятельностью исторических личностей, усвоить основные термины и понятия исторической науки,  уделить особое внимание повторению важнейших фактов истории российской культуры.

     Также следует изучить события истории зарубежных стран, так как два задания экзаменационной работы (2 и 25) содержат материал по всеобщей истории. В спецификации к предстоящему ЕГЭ по истории в 2025 году изменений нет.

      Для успешной сдачи экзамена по истории необходимо не только овладеть знаниями, но и освоить навыки работы с разнообразной исторической информацией. Прежде всего, нужно научиться работать с текстом – определять авторство, время создания исторического источника, события, о которых идёт речь и так далее, а также анализировать содержание источника в контексте событий той эпохи, к которой он относится, привлекать для анализа исторические знания.

     Не менее важно уметь работать с исторической картой (задания 9-12): определять период, к которому относится историческая карта, объекты, которые обозначены на карте или в легенде карты, используя картографическую информацию, делать выводы о последствиях событий, обозначенных на карте, использовать контекстную информацию, связанную с событиями на исторической карте.

     Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, Эту работу облегчает наличие легенды - таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков.   На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племен. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12, и у каждой своя карта военных действий и свои главнокомандующие.

   Что поможет с картой?

         Главный принцип - это работа со словами -  маркерами – 50 процентов

 успеха, если ребята иденцифицировали карту, то проблемы сняты, еще 40 процентов базовой георафии и 10 процентов знание истории

Есть города которые необходимо находить  с закрытыми глазами (Москва,Санкт-Петербург,Киев).  А есть список городов которые нужно знать не с закрытыми глазами, но важно уметь находить на карте.(Смоленск,Великий Новгород,Санкт Петербург,Архангельск,Ярославль Владимир,Нижний Новгород, Казань,Тула, Севасополь, Ростов-на-Дону,Волгоград, Астрахань, Тбилиси, Екатеренбург, Владивосток. Для закрепления этого материала хорошо подходят распечатанные контурные карты, на которых ребята отмечают города. Но помимо городов, есть  две  речки, которые чаще всего встречаются на ЕГЭ.(Днепр и Волга). По ним проходили торговые пути Днепровский(из варяг в греки) и Волжский (из варяг в персы)

1.        Ищем слова- маркеры , самый важный пункт

2.        Смотрим названия городов

3.        Ищем границы государства

Слова –маркеры- это слова . которые есть только на одной карте. Именно эти слова идентифицируют данную карту. Например : если мы видим походы Святослава , то тут будут обязательно Доростол и Саркел. Или карта походы Батыя , то на карте будут отмечены Торжок и Козельск. Карта русско- турецкой войны 1877-1878гг. то тут будет обозначено местечко  куда дошли

русские войска , где был заключен мирный договор Сан-стефано и Плевна.

Важную роль в работе с картой играет знание границ государств в разные периоды. Т.е границы нам помогут определиться с периодом. Например: современная Эстония и Латвия вошли в состав России при Петре I если мы видим город Рига и оно в составе нашего государства, то это время после ХVIII века.

      Но есть подводные камни, которые путают детей.Это масштабы , например карта куликовская битва , где отмечена Москва , Куликово поле т.е. карта из далека , а может быть карта вблизи т.е.подробно отмечены реки. Это может смутит детей. Ребята могут готовиться по одной карте , а на экзамене будет  другая. Но и тут помогут слова маркеры река Непрядва , ее не может не быть на карте. Также в разных форматах может быть Невская битва .

     Еще одной проблемой является переименованные советские города,  поэтому своим учащимся я сразу даю список основных городов. В основном дети попадаются на названии Санкт –Петербурга, это город Петроград с 1914 по 1924гг. Ленинград так или иначе знают все. И это слово маркер т.е если есть Петроград это либо гражданская война либо первая мировая.

     Необходимо также научиться анализировать иллюстративный материал (изображения почтовых марок, плакаты, карикатуры, изображения памятников архитектуры, скульптурных сооружений и тому подобного). Задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом предполагают ответы на основе внимательного изучения, детального анализа изображения и использования знаний.

     Неоспорим тот факт, что в основе исторического знания лежит фактология, а именно: знание дат исторических событий, исторических персоналий, владение исторической терминологией и терминологией общественных наук вообще. С выделения данных дидактических единиц, составляющих основу исторического знания, я и начала свою деятельность.

      Мною были составлены перечни тех дат, понятий и персоналий, которые изучаются в курсе истории России 10-11 классов (а это полный охват материала по курсу). Данные списки и таблички с датами я выдаю учащимся в начале учебного года для постепенной работы с ними, а затем по мере прохождения материала провожу зачеты. Знание дат в таком крупном масштабе я проверяю один раз в полугодие, что соответствует изученным периодам истории Отечества, знание соответствующих терминов и персоналий – в конце учебного года как обобщение всего изученного материала. На зачете, проводимом на уроке и не занимающем много времени, каждому учащемуся предлагается карточка с небольшим количеством дат/терминов/персоналий, которые нужно письменно кратко пояснить.

     Подобная система контроля знаний применяется мною уже несколько лет и приносит неплохие результаты. Но главное – у учащихся появляется уверенность в своих знаниях, в своих силах, поскольку постоянная работа с данными единицами на уроках, систематический контроль знаний в виде самостоятельных работ, проверяющих знание все тех же дат, персоналий, терминов, заставляют учеников регулярно учить материал к каждому уроку и повторять весь объем перед каждым крупным зачетным мероприятием. Знание предыдущего материала приводит к пониманию каждой новой темы, рождает чувство собственной успешности в данном предмете и повышает самооценку учащихся.

      Помимо зачетов по описанной выше системе это еще и регулярное использование тестов и материалов ЕГЭ. Из разных источников (специализированная литература, компьютерные диски, интернет-сайты)  В конце изучения каждой крупной темы (например, Россия в XVII веке) проводится тест на обобщение и повторение, выполняемый классом совместно ( а затем учащиеся индивидуально выполняют задания по образу ЕГЭ индивидуально (материал тот же, задания, естественно, другие). В своей работе активно использую Интернет-ресурсы, такие как сайты ФИПИ, решу ЕГЭ и др.

    После каждого написанного классом тестом в формате ЕГЭ проводится разбор всех заданий и выявление типичных ошибок, а также производится статистическая обработка информации об уровне и качестве обученности старшеклассников, что позволяет отслеживать динамику процесса обучения истории России.

    Отдельно следует сказать о методике подготовки учащихся к выполнению заданий  2 части  ЕГЭ, которые требуют открытых развернутых ответов и имеют высокий уровень сложности.

    Поскольку задания 13-14 предполагают работу с текстом и ответы на вопросы (с использованием материала данного документа и привлечением знаний по курсу), я стала активно применять эту форму работы на уроках как во время изучения новой темы, так и для обобщения и контроля знаний учащихся. Исторические документы можно найти в хрестоматиях по соответствующим периодам истории   Учащимся предлагается фрагмент текста, к которому сформулированы вопросы. После завершения работы с источником мы производим разбор заданий с учащимися и выявляем типичные ошибки. Результаты каждой подобной работы впоследствии подробно анализируются учителем.

        В 17 задании о Великой Отечественной войне,  ученик должен проанализировать  два  источника, найти нужную информацию и сделать выводы; здесь проверяется насколько хорошо учащиеся осведомлены о событиях Второй мировой войны. Нужно точно знать все даты, героев, названия и детали операций. Все это требует подробного изучения истории Великой Отечественной войны.

Задание 18 проверяет: не только знание причинно-следственных связей, но и умение аргументировать ответ.  Например,

После смерти Мстислава Великого Русь окончательно вступила в период феодальной раздробленности. Укажите:

экономическую причину распада Древнерусского государства;

политическую причину распада Древнерусского государства;

последствие, связанное с обороноспособностью русских земель

      В этом задании можно указать такие элементы:

      Экономической причиной распада Древней Руси можно считать упадок торгового пути «из варяг в греки». Торговый путь больше не объединял княжества, а значит — исчезала заинтересованность в сохранении единого государства.

    Политической причиной стало появление княжеств-отчин, которые наследовались от отца к сыну. Князья больше не хотели передавать свои земли по лествичному праву и выходили из подчинения Киеву, что приводило к распаду единого государства.

   Последствием, связанным с обороноспособностью государства, стало её резкое ослабление. Отсутствие центральной власти означало невозможность создать единое войско и совместно противостоять сильным захватчикам. Например, монголам в XIII веке.

    Для подготовки учащихся к выполнению подобных заданий целесообразно использовать на уроке проблемные задания, соответствующие типам данных заданий. Решение подобных задач не требует большого количества времени; их можно использовать как для устной проверки знаний учащихся, так и для письменной, а также для активизации мыслительной деятельности класса при изучении нового материала

   Ученик должен помнить что  причина - то, что вызвало какое-то событие и то, что было строго до события.  А последствие -то, к чему привело событие и то, что произошло строго после события.

     Задание 20 на сравнение из второй части - это вопрос высокого уровня сложности, выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать тезис о сходстве, например,  экономической политики Николая I и Александра III. Обратите внимание, что линии сравнения могут быть самыми разными, но опираться дети  должны на предложенные в задании данные — в нашем случае это экономическая политика.

     Свой тезис необходимо подтвердить историческими фактами, не собственными мнениями. Задание может предполагать указание не только сходства, но и различия каких-либо событий, явлений, процессов. Когда речь идет про различия, обоснование должно содержать обязательно два исторических факта: по одному для каждого из сравниваемых объектов.

     Тому, кто хочет получить высокий результат, необходимо уметь анализировать историческую ситуацию, аргументировать дискуссионные точки зрения и исторические оценки. При аргументации (задание 21) важно не только привести исторические факты, но и пояснить, почему эти факты подтверждают или опровергают приведенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись. Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи: начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком.

      Главная ошибка выпускников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом, за что теряют баллы.

      Аргумент всегда состоит из двух частей: самого исторического факта и пояснения. Пояснение должно устанавливать связь между изначальным вопросом и фактом. Кроме этого, чтобы справиться с этим вопросом, выпускникам важно иметь базовое представление о событиях истории зарубежных стран. В некотором смысле это вехи - ключевые события, которые меняли ход истории. Ознакомиться с процессами и событиями можно в кодификаторе событий для задания 21 - это поможет  систематизировать информацию.

      Для того, чтобы наиболее эффективно готовить учащихся к ЕГЭ по истории, необходимо определить трудности, с которыми сталкиваются ученики в процессе подготовки и  разбирать  их на уроке вместе с учениками, находит аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывает с детьми их решение.

     Проанализировав задания в контрольно-измерительных материалах (КИМ), можно прийти к выводу, что от выпускника требуется: знание хронологии (даты и последовательность); знание исторических личностей, событий, явлений, процессов; умение анализировать исторический источник; умение соотносить информацию; умение выделять причинно-следственные связи; давать оценку исторической личности или событию. При этом границы исторических знаний определены Историко-культурным стандартом.

    Чтобы учащиеся набрали максимальное количество баллов по частям, учителю необходимо придерживаться ряда приемов и методов.

     Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий,  тем больше у них будет опыта. В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет- ресурсами. Это, прежде всего, веб- сайты для подготовки к ЕГЭ

     В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.

  1. Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
  2. Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей 1 и 2. Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
  3. СеминарыНа семинарах происходит закрепление знаний. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.

4.Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация      
  знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в форматеЕГЭ
.
   
Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный
  многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

     Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов - не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдаче выпускного экзамена, то есть обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По подготовке обучающихся также можно использовать проектную деятельность.  Проектная деятельность соответствует деятельностно - компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций. Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки по истории: систематизировать  исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса; анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей; выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах; анализировать  исторические версии;извлекать информацию из источника.

      Позитивные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если на протяжении процесса подготовки внимание будет уделяться развитию активной познавательной деятельности учащихся, их регулярной работе со всеми доступными источниками информации, формированию у них аналитических, классификационных умений, способностей к систематизации полученных знаний.

      Подготовка к ЕГЭ по истории — это многоуровневый процесс, требующий усилий и труда. Однако, если использовать правильные подходы, изучать теоретический материал, решать тестовые задания, работать с источниками, можно добиться отличных результатов.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Подготовка учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике".

Данный материал содержит анализ работы по подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике....

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».

“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Доклад на тему: "Подготовка учащихся к ЕГЭ"

Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовк...

Доклад на тему "Подготовка учащихся к ОГЭ по химии

Наименьшее число ошибок при выполнении делают учащиеся в заданиях5. Номенклатура и классификация неорганических веществ7. ТЭД число ионов, катионов8. РИО9-12 Химические свойства неорганических веществ...

Доклад на тему :Подготовка учащихся 9класс к ОГЭ"

Доклад«Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидаетуспешной сдачи основного государственного экзамена каждымвыпускником. При этом...