доклад на тему: "Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории"
опыты и эксперименты (11 класс)
Доклад на тему: " Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории
ЕГЭ по истории считается одним из самых сложных экзаменов, который требует серьезной подготовки и усилий. Важно не столько знать точные даты, сколько ориентироваться в контексте событий, понимать причинно-следственные связи, уметь анализировать материал.
Готовясь к экзамену, необходимо запомнить даты, когда произошли основные исторические события, понять суть этих событий, ознакомиться с деятельностью исторических личностей, усвоить основные термины и понятия исторической науки, уделить особое внимание повторению важнейших фактов истории российской культуры.
Также следует изучить события истории зарубежных стран, так как два задания экзаменационной работы (2 и 25) содержат материал по всеобщей истории. В спецификации к предстоящему ЕГЭ по истории в 2025 году изменений нет.
Для успешной сдачи экзамена по истории необходимо не только овладеть знаниями, но и освоить навыки работы с разнообразной исторической информацией. Прежде всего, нужно научиться работать с текстом – определять авторство, время создания исторического источника, события, о которых идёт речь и так далее, а также анализировать содержание источника в контексте событий той эпохи, к которой он относится, привлекать для анализа исторические знания.
Не менее важно уметь работать с исторической картой (задания 9-12): определять период, к которому относится историческая карта, объекты, которые обозначены на карте или в легенде карты, используя картографическую информацию, делать выводы о последствиях событий, обозначенных на карте, использовать контекстную информацию, связанную с событиями на исторической карте.
Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, Эту работу облегчает наличие легенды - таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племен. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12, и у каждой своя карта военных действий и свои главнокомандующие.
Что поможет с картой?
Главный принцип - это работа со словами - маркерами – 50 процентов
успеха, если ребята иденцифицировали карту, то проблемы сняты, еще 40 процентов базовой георафии и 10 процентов знание истории
Есть города которые необходимо находить с закрытыми глазами (Москва,Санкт-Петербург,Киев). А есть список городов которые нужно знать не с закрытыми глазами, но важно уметь находить на карте.(Смоленск,Великий Новгород,Санкт Петербург,Архангельск,Ярославль Владимир,Нижний Новгород, Казань,Тула, Севасополь, Ростов-на-Дону,Волгоград, Астрахань, Тбилиси, Екатеренбург, Владивосток. Для закрепления этого материала хорошо подходят распечатанные контурные карты, на которых ребята отмечают города. Но помимо городов, есть две речки, которые чаще всего встречаются на ЕГЭ.(Днепр и Волга). По ним проходили торговые пути Днепровский(из варяг в греки) и Волжский (из варяг в персы)
1. Ищем слова- маркеры , самый важный пункт
2. Смотрим названия городов
3. Ищем границы государства
Слова –маркеры- это слова . которые есть только на одной карте. Именно эти слова идентифицируют данную карту. Например : если мы видим походы Святослава , то тут будут обязательно Доростол и Саркел. Или карта походы Батыя , то на карте будут отмечены Торжок и Козельск. Карта русско- турецкой войны 1877-1878гг. то тут будет обозначено местечко куда дошли
русские войска , где был заключен мирный договор Сан-стефано и Плевна.
Важную роль в работе с картой играет знание границ государств в разные периоды. Т.е границы нам помогут определиться с периодом. Например: современная Эстония и Латвия вошли в состав России при Петре I если мы видим город Рига и оно в составе нашего государства, то это время после ХVIII века.
Но есть подводные камни, которые путают детей.Это масштабы , например карта куликовская битва , где отмечена Москва , Куликово поле т.е. карта из далека , а может быть карта вблизи т.е.подробно отмечены реки. Это может смутит детей. Ребята могут готовиться по одной карте , а на экзамене будет другая. Но и тут помогут слова маркеры река Непрядва , ее не может не быть на карте. Также в разных форматах может быть Невская битва .
Еще одной проблемой является переименованные советские города, поэтому своим учащимся я сразу даю список основных городов. В основном дети попадаются на названии Санкт –Петербурга, это город Петроград с 1914 по 1924гг. Ленинград так или иначе знают все. И это слово маркер т.е если есть Петроград это либо гражданская война либо первая мировая.
Необходимо также научиться анализировать иллюстративный материал (изображения почтовых марок, плакаты, карикатуры, изображения памятников архитектуры, скульптурных сооружений и тому подобного). Задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом предполагают ответы на основе внимательного изучения, детального анализа изображения и использования знаний.
Неоспорим тот факт, что в основе исторического знания лежит фактология, а именно: знание дат исторических событий, исторических персоналий, владение исторической терминологией и терминологией общественных наук вообще. С выделения данных дидактических единиц, составляющих основу исторического знания, я и начала свою деятельность.
Мною были составлены перечни тех дат, понятий и персоналий, которые изучаются в курсе истории России 10-11 классов (а это полный охват материала по курсу). Данные списки и таблички с датами я выдаю учащимся в начале учебного года для постепенной работы с ними, а затем по мере прохождения материала провожу зачеты. Знание дат в таком крупном масштабе я проверяю один раз в полугодие, что соответствует изученным периодам истории Отечества, знание соответствующих терминов и персоналий – в конце учебного года как обобщение всего изученного материала. На зачете, проводимом на уроке и не занимающем много времени, каждому учащемуся предлагается карточка с небольшим количеством дат/терминов/персоналий, которые нужно письменно кратко пояснить.
Подобная система контроля знаний применяется мною уже несколько лет и приносит неплохие результаты. Но главное – у учащихся появляется уверенность в своих знаниях, в своих силах, поскольку постоянная работа с данными единицами на уроках, систематический контроль знаний в виде самостоятельных работ, проверяющих знание все тех же дат, персоналий, терминов, заставляют учеников регулярно учить материал к каждому уроку и повторять весь объем перед каждым крупным зачетным мероприятием. Знание предыдущего материала приводит к пониманию каждой новой темы, рождает чувство собственной успешности в данном предмете и повышает самооценку учащихся.
Помимо зачетов по описанной выше системе это еще и регулярное использование тестов и материалов ЕГЭ. Из разных источников (специализированная литература, компьютерные диски, интернет-сайты) В конце изучения каждой крупной темы (например, Россия в XVII веке) проводится тест на обобщение и повторение, выполняемый классом совместно ( а затем учащиеся индивидуально выполняют задания по образу ЕГЭ индивидуально (материал тот же, задания, естественно, другие). В своей работе активно использую Интернет-ресурсы, такие как сайты ФИПИ, решу ЕГЭ и др.
После каждого написанного классом тестом в формате ЕГЭ проводится разбор всех заданий и выявление типичных ошибок, а также производится статистическая обработка информации об уровне и качестве обученности старшеклассников, что позволяет отслеживать динамику процесса обучения истории России.
Отдельно следует сказать о методике подготовки учащихся к выполнению заданий 2 части ЕГЭ, которые требуют открытых развернутых ответов и имеют высокий уровень сложности.
Поскольку задания 13-14 предполагают работу с текстом и ответы на вопросы (с использованием материала данного документа и привлечением знаний по курсу), я стала активно применять эту форму работы на уроках как во время изучения новой темы, так и для обобщения и контроля знаний учащихся. Исторические документы можно найти в хрестоматиях по соответствующим периодам истории Учащимся предлагается фрагмент текста, к которому сформулированы вопросы. После завершения работы с источником мы производим разбор заданий с учащимися и выявляем типичные ошибки. Результаты каждой подобной работы впоследствии подробно анализируются учителем.
В 17 задании о Великой Отечественной войне, ученик должен проанализировать два источника, найти нужную информацию и сделать выводы; здесь проверяется насколько хорошо учащиеся осведомлены о событиях Второй мировой войны. Нужно точно знать все даты, героев, названия и детали операций. Все это требует подробного изучения истории Великой Отечественной войны.
Задание 18 проверяет: не только знание причинно-следственных связей, но и умение аргументировать ответ. Например,
После смерти Мстислава Великого Русь окончательно вступила в период феодальной раздробленности. Укажите:
экономическую причину распада Древнерусского государства;
политическую причину распада Древнерусского государства;
последствие, связанное с обороноспособностью русских земель
В этом задании можно указать такие элементы:
Экономической причиной распада Древней Руси можно считать упадок торгового пути «из варяг в греки». Торговый путь больше не объединял княжества, а значит — исчезала заинтересованность в сохранении единого государства.
Политической причиной стало появление княжеств-отчин, которые наследовались от отца к сыну. Князья больше не хотели передавать свои земли по лествичному праву и выходили из подчинения Киеву, что приводило к распаду единого государства.
Последствием, связанным с обороноспособностью государства, стало её резкое ослабление. Отсутствие центральной власти означало невозможность создать единое войско и совместно противостоять сильным захватчикам. Например, монголам в XIII веке.
Для подготовки учащихся к выполнению подобных заданий целесообразно использовать на уроке проблемные задания, соответствующие типам данных заданий. Решение подобных задач не требует большого количества времени; их можно использовать как для устной проверки знаний учащихся, так и для письменной, а также для активизации мыслительной деятельности класса при изучении нового материала
Ученик должен помнить что причина - то, что вызвало какое-то событие и то, что было строго до события. А последствие -то, к чему привело событие и то, что произошло строго после события.
Задание 20 на сравнение из второй части - это вопрос высокого уровня сложности, выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать тезис о сходстве, например, экономической политики Николая I и Александра III. Обратите внимание, что линии сравнения могут быть самыми разными, но опираться дети должны на предложенные в задании данные — в нашем случае это экономическая политика.
Свой тезис необходимо подтвердить историческими фактами, не собственными мнениями. Задание может предполагать указание не только сходства, но и различия каких-либо событий, явлений, процессов. Когда речь идет про различия, обоснование должно содержать обязательно два исторических факта: по одному для каждого из сравниваемых объектов.
Тому, кто хочет получить высокий результат, необходимо уметь анализировать историческую ситуацию, аргументировать дискуссионные точки зрения и исторические оценки. При аргументации (задание 21) важно не только привести исторические факты, но и пояснить, почему эти факты подтверждают или опровергают приведенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись. Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи: начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком.
Главная ошибка выпускников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом, за что теряют баллы.
Аргумент всегда состоит из двух частей: самого исторического факта и пояснения. Пояснение должно устанавливать связь между изначальным вопросом и фактом. Кроме этого, чтобы справиться с этим вопросом, выпускникам важно иметь базовое представление о событиях истории зарубежных стран. В некотором смысле это вехи - ключевые события, которые меняли ход истории. Ознакомиться с процессами и событиями можно в кодификаторе событий для задания 21 - это поможет систематизировать информацию.
Для того, чтобы наиболее эффективно готовить учащихся к ЕГЭ по истории, необходимо определить трудности, с которыми сталкиваются ученики в процессе подготовки и разбирать их на уроке вместе с учениками, находит аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывает с детьми их решение.
Проанализировав задания в контрольно-измерительных материалах (КИМ), можно прийти к выводу, что от выпускника требуется: знание хронологии (даты и последовательность); знание исторических личностей, событий, явлений, процессов; умение анализировать исторический источник; умение соотносить информацию; умение выделять причинно-следственные связи; давать оценку исторической личности или событию. При этом границы исторических знаний определены Историко-культурным стандартом.
Чтобы учащиеся набрали максимальное количество баллов по частям, учителю необходимо придерживаться ряда приемов и методов.
Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, тем больше у них будет опыта. В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет- ресурсами. Это, прежде всего, веб- сайты для подготовки к ЕГЭ
В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.
- Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
- Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей 1 и 2. Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
- Семинары. На семинарах происходит закрепление знаний. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.
4.Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация
знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в форматеЕГЭ.
Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный
многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.
Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов - не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдаче выпускного экзамена, то есть обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По подготовке обучающихся также можно использовать проектную деятельность. Проектная деятельность соответствует деятельностно - компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций. Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки по истории: систематизировать исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса; анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей; выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах; анализировать исторические версии;извлекать информацию из источника.
Позитивные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если на протяжении процесса подготовки внимание будет уделяться развитию активной познавательной деятельности учащихся, их регулярной работе со всеми доступными источниками информации, формированию у них аналитических, классификационных умений, способностей к систематизации полученных знаний.
Подготовка к ЕГЭ по истории — это многоуровневый процесс, требующий усилий и труда. Однако, если использовать правильные подходы, изучать теоретический материал, решать тестовые задания, работать с источниками, можно добиться отличных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Подготовка учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике".
Данный материал содержит анализ работы по подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике....
Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"
Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Доклад на тему: "Подготовка учащихся к ЕГЭ"
Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовк...

Доклад на тему "Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике по разделу "Тригонометрические уравнения" "
...

Доклад на тему "Подготовка учащихся к ОГЭ по химии
Наименьшее число ошибок при выполнении делают учащиеся в заданиях5. Номенклатура и классификация неорганических веществ7. ТЭД число ионов, катионов8. РИО9-12 Химические свойства неорганических веществ...

Доклад на тему :Подготовка учащихся 9класс к ОГЭ"
Доклад«Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидаетуспешной сдачи основного государственного экзамена каждымвыпускником. При этом...