Доклад на тему: "Подготовка учащихся к ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Котова Алла Ивановна

Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?».  Xочется поделиться  опытом работы учителей нашей школы по  подготовке выпускников к ЕГЭ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад77 КБ

Предварительный просмотр:

Попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его продолжение привели к необходимости введения независимых форм контроля над знаниями учащихся. Изменение формы контроля соответственно ведет за собой необходимость изменения системы подготовки к успешной сдаче экзамена. Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?».  Xочется поделиться  опытом работы учителей нашей школы по  подготовке выпускников к ЕГЭ.

Велика роль психолога  с выпускниками, который первым делом выясняет, что затруднения при подготовке испытывают  учащиеся с завышенным самомнением или, наоборот, имеющие заниженную самооценку .Психологические тренинги, систематическая индивидуальная работа с учащимися и их родителями дают свои результаты.

Учителя математики считают, что помогает  учащимся при подготовке к ЕГЭ совершенствование вычислительных навыков; ликвидация пробелов в типологии выражений и методах решения уравнений, неравенств, текстовых задач на движение, проценты, смеси и сплавы, систематизация геометрических знаний; неоднократная репетиция ситуации экзамена при проведении  диагностических работ; отработка навыков решения заданий всех вариантов, которые были включены в диагностическую работу; проведение уроков разноуровневого обобщающего повторения после проведения диагностических работ; позитивный настрой на экзамен, формирование адекватной самооценки своих знаний (психологический настрой); совместные советы (учитель-родитель-ученик) по координации действий, направленных на повышение мотивации в подготовке к ЕГЭ и на ее правильную организацию. В основу всей подготовки к ГИА по математике учителями нашей школы было положено целостное повторение, обобщение и систематизация курса школьной алгебры. Для организации эффективной подготовки, снижения физических и эмоциональных затрат ученика и учителя в работе с учащимися использовались различные способы, приемы, методы, технологии: индивидуальные консультации, работа в малых мобильных группах и парах, метод проектов и обучение в сотрудничестве.

Первый этап в подготовке к ЕГЭ – работа с демоверсией. Знакомим учащихся с демоверсией кратко, характеризуя каждое задание. Затем проводим скрупулезную работу с каждым заданием во время уроков, задания  на конультативных занятиях. Такой подход позволил создать комфортные условия для учащихся с различной математической подготовкой и дал возможность каждому ученику определить для себя те задания, которые ему под силу выполнить и затем выстроить индивидуальный маршрут подготовки. Далее совместно с учащимися для образца заполнили одну из пошаговых карточек: записали решение каждого задания отдельными элементарными шагами, для каждого шага выделили математические знания и умения, необходимые для его реализации; актуализировали соответствующие математические понятия, их свойства, алгоритмы и правила; привели примеры применения выделенных правил и алгоритмов. Это позволило учащимся определить свой индивидуальный график повторения определенной темы, организовать самоподготовку. Заполнение карточек проводили в малых группах по методике сотрудничества. Были сформированы гетерогенные группы, в которых осуществлялась работа над общим заданием, с обязательной оговоркой роли каждого ученика группы в решении этого задания, причем каждый отвечал не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные учащиеся были заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно и сами смогли проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями работали над ликвидацией пробелов. Работа с карточкой заканчивалась ее защитой: устно учащиеся сдавали теорию и формулировали алгоритм решения данного задания. Задания для работы по алгоритму и самостоятельной работы, а также домашняя контрольная работа выполнялись письменно. Задания для самостоятельной работы предлагал учитель, а задания для домашней контрольной работы учащиеся формировали самостоятельно, используя открытый банк заданий ФИПИ, в соответствии с критериями составления домашней контрольной работы. Текст контрольной работы с решениями всех заданий учащиеся приносили для проверки учителю. По всем заданиям был создан банк решенных заданий, использование которого в учебном процессе позволило оптимизировать повторение любого задания из первой части демоверсии. Готовые карточки учащиеся размещали в своей рабочей папке «Моя подготовка к ЕГЭ».

Центральное место в подготовке к ЕГЭ занимала работа по повышению качества и оперативности вычислительных навыков учащихся, так как на экзамене нужно получить как можно больше верных ответов. Каждый урок учителя математики начинали с устного счета, проводили тренинги по формированию вычислительных навыков учащихся. Для этого использовали карточки для устного счета. Устный счет чаще всего проводили по цепочке. Результаты любого вида контроля фиксировали учитель и учащиеся в диагностических картах подготовки к итоговой аттестации. Ведомость результатов по каждому виду контроля, в том числе и устного счета, размещался в уголке для подготовки к ГИА, с ними обязательно знакомились родители учащихся.

Основные трудности, с которыми сталкиваются учителя при организации контроля умений и навыков, это:

  • как быстро и оперативно осуществить проверку работ учащихся;
  • как выявить, на каком этапе ученик делает ошибку;
  • как поддерживать запоминание предыдущего материала.

Для этих целей, а также для актуализации работы на уроке применяли тесты на соответствие и тесты на припоминание. Эта форма работы позволила организовать обратную связь, быстро подготовить учащихся к восприятию нового материала. В этих тестах нет сложных заданий, это задания базового уровня. Систематическое применение таких тестов дало положительные результаты в обучении: ученики более осознанно работали с формулами, лучше выполняли простые преобразования с применением одной-двух формул, уверенно решали сложные, громоздкие задания.

Еще об одной необходимой форме контроля на этапе подготовки к ЕГЭ – зачетной системе. Основная сложность в подготовке к ЕГЭ слабоуспевающих учащихся заключается в том, чтобы добиться своевременного выучивания ими формул, определений, алгоритмов решения базовых задач. Зачет – наиболее эффективная форма контроля знаний учащихся. В течение всего периода подготовки к ЕГЭ проводились тематические зачеты, мини-зачеты. Как правило, зачетная карточка содержала теоретические и практические задания различного уровня: базового и повышенного, что позволило поддерживать теоретические знания на высоком уровне и повысить результативность подготовки к экзамену. Перед зачетом проводилось тренировочное тестирование.

Проведение уроков разноуровневого обобщающего повторения позволяет осуществить дифференцированное повторение и систематизацию материала по наиболее проблемным заданиям диагностической работы, и при этом провести своевременную ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе.

При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.

Учителя русского языка нашей школы считают, что подготовку к Единому государственному экзамену лучше всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:

- Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.

- Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.

- Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.

- Образцы заполнения бланков ответов.

- Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки.

При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:

- осваивают модели учебной деятельности;

- приобретают конкретные лингвистические навыки;

- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;

- развивают коммуникативные и межкультурные навыки.

Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.

Шаг 1. Повторение теоретического материала.

Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель  или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий.

Шаг 2. "Продвинутая" лекция.

Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).

Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.

Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.

Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю

Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм учителем копируется и размножается на компьютере для каждого ученика, а также закладывается в модуль по конкретной теме. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами: "Т-схема", "Диаграмма Венна", орфографический диктант "Проверь себя".

.

Комплексный анализ текста помогает старшеклассникам  исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста", в книгах под рубрикой "Мастер-класс", например, Г.П. Соколовой "Уроки русского языка и словесности". Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях, можно менять, усложняя задания или уменьшая. Необходимо учитывать индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности.

Пунктуационные навыки лучше всего отрабатывать по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в  Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания.

Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГЭ текст. Это задание обозначено в части С1: "Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста". При обучении восприятия текста обращаем внимание на три аргумента:

- Написать сочинение с опорой на собственный жизненный опыт.

- Использовать выразительные средства русской речи, добиваясь речевой связности и последовательности изложения.

- Проверить сочинение тщательно, качественно, так как большое количество баллов может быть потеряно при оценивании грамотности работы.

Для анализа текста необходимо предлагать разные варианты текстов как по содержанию, так и по форме. Вначале с учащимися прорабатываются различные виды памяток: "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Рекомендации к тексту-описанию", "Советы по построению сочинения". Все рекомендации учитель составляет с учетом уровня подготовленности класса, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи.

  • Используя исходный текст, работаем по Памятке:

Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.

Шаг 2. Комментирование текста. Здесь важно научить видеть разницу между пересказом и комментированием. Комментирование текста - это краткое изложение основных моментов текста. Детям предлагается слова-подсказки, которые они быстро запоминают: "В начале текста, затем, в заключении". При цитировании необходимо употреблять небольшие фрагменты текста. В ходе комментирование выясняется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного случая. Авторская позиция имеет два понятия: "да" или "нет". Нравится ли автору картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о выраженной им проблеме?

Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности.

Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.

Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Как показала практика, применение описанных выше способов, приемов, методов, технологий в работе с учащимися в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации позволило обеспечить получение прочных знаний и успешной сдачи ЕГЭ-2014 (средний балл по классу составил - 53,3). И самое главное, что результатами экзамена довольны учащиеся и их родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Подготовка учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике".

Данный материал содержит анализ работы по подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике....

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».

“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Доклад на тему "Подготовка учащихся к ОГЭ по химии

Наименьшее число ошибок при выполнении делают учащиеся в заданиях5. Номенклатура и классификация неорганических веществ7. ТЭД число ионов, катионов8. РИО9-12 Химические свойства неорганических веществ...

Доклад на тему :Подготовка учащихся 9класс к ОГЭ"

Доклад«Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидаетуспешной сдачи основного государственного экзамена каждымвыпускником. При этом...

Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике

Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике...