Российская экономика на пути к рынку
план-конспект урока по истории (10 класс)
Конспект и маршрутный лист урока по теме: "Российская экономика на пути к рынку"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.44 КБ | |
| 21.49 КБ | |
| 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Какие события произошли в СССР в июне – августе1991 году?Выборы Президента России, попытка военного переворота – ГКЧП
Просмотр фотографий в презентации. (Слайд)
- Какую информацию можно извлечь из этих фотографий? Пустые прилавки, талоны: низкий уровень жизни, дефицит предметов первой необходимости, падение производства продукции.
- К какой сфере мы можем отнести эту информацию? -Экономической сфере.
- почему это произошло? Результат экономической реформы 1985-1991 гг.Непоследовательные экономические реформы.
Сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.
Инфляция и падение уровня жизни населения.
Для того чтобы экономика любой страны нормально функционировала, необходимо найти способ координации для решения главных вопросов экономики.
Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности и методов принятия экономических решений (стихийно или с помощью приказов, команд).
Ребята, какие 3 типа экономических системсуществуют?
Дайте краткую характеристику каждого типа, я оставляю за вами - право выбора экономической системы.
Молодцы, ребята.
Какую программу предлагали Г. Явлинский и Станислав СергеевичШаталин 1985- 1991 гг.? Программа «500 дней»- переход к рынку в течении полутора лет, провести приватизацию.
Данная программа была реализована? Нет
Почему? Горбачев оказался от поддержки этой программы, согласительная комиссия программа отвергла.
- Какая проблема стояла перед правительством в экономической сфере в середине 1991 г.?
Попытайтесь сформулировать тему урока. (Слайд 3)
Сегодня мы рассмотрим, как Российская экономика встала на путь к рынку.
Ребята давайте прочтем мнения людей, которые пережили 90-е годы:
…те, кто пережил эти годы, вряд ли их забудут. 90-е — это время гигантского взлета общественной свободы, время безраздельной свободы СМИ, появление новых политических сил, начало зарождения крупного капитала. 90-е, в то же время, это начало первых разочарований – ваучеры, сомнительная приватизация, пустые прилавки в магазинах.
По всем опросам оценка 90-х делит общество почти пополам: для половины общества 90-е – рождение новой России, для других – погружение в омут, из которого страна только начала выбираться…»
Какой вывод мы можем сделать на основе этой цитаты?
Как вы думаете, почему общество поделилось?
Какую задачу нам предстоит решить?
В течении урока мы должны ответить на вопрос: В чем заключалось противоречивость результатов экономических преобразований?
Существует два пути движения от командно-административной экономики к рыночной экономике.
- Постепенный. (Медленно, шаг за шагом).
- Радикальный. Предполагает максимально быстрое включение рыночных регуляторов (свободных цен, свобода внешней и внутренней торговли).
После 1991г. у власти в России оказались радикалы во главе с Б.Н. Ельциным. С их приходом начался новый этап экономической модернизации.СЛАЙД
На V съезде народных депутатов 28 октября 1991г. Ельцин выступил спрограммой перехода к рынку. Президент предложил радикально изменить экономику страны:
- Конвертируемость рубля;
- Либерализация цен;
- Приватизация.
Конвертируемость рубля.
- Почему нужен был стабильный рубль?Для совершения торговых операций; население могло обменять рубль на доллар.
А сейчас я предлагаю вам письменно в маршрутном листесформулировать определениеКонвертируемая валюта.
СЛАЙД ЭТАЛОН
Конвертируемая валюта— денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.
Сравните свое определение с определением на слайде, если вы дали не полное определение, подкорректируйте его.
Оцените себя.
Либерализация цен и торговли, что стояло за этими словами?
Давайте познакомимся на стр.339 учебника с указом президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» (3 декабря 1991 г.) (чтение в слух)
Как и кем устанавливались цены в советской КОМАНДНОЙ экономике? Государством при помощи приказов, директивой.
Как складываются свободные (рыночные) цены? Есть спрос, есть товар по высокой цене. Нет спроса - у товара низкая цена.
ЧТО ОЗНАЧАЛА ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН?
Ребята, давайте обратимся к терминологическому словарю учебника и выпишем определение либерализация цен в маршрутный лист.(стр. 345)СЛАЙД
Либерализация цен – отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике.Молодцы!
Цель либерализации цен – наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.
Предполагалось начать структурную перестройку промышленности. Приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли.
Ответственным за реализацию программы реформ стал один из ее разработчиков – вице – премьер Правительства РСФСР Егор Тимурович Гайдар. (Внук популярного детского писателя, автора «Мальчиша – Кибальчиша» и других произведений.)
СЛАЙД
1 января 1992 г. началось практическое осуществление реформ, названных «шоковой терапией».Сам термин «шоковая терапия» был предложен американским экономистом Джеффери Саксом. Его применяют для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России.
СЛАЙД
Ребята, запишите это определение в маршрутный лист.
Цены были отпущены. Решение о том, по какой цене продавать товар теперь устанавливал производитель и продавец.
СЛАЙД
Правительство полагало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зар./плата бюджетников (учителей, врачей, работников гос. предприятий и др.)
Действительность оказалась более суровой.
Цены выросли сразу в 10-12 раз, к концу 1992 г. - в среднем в 25 раз.
Чтобы узнать каковы будут последствия реформыПредлагаю поработать в группе.
Ваша задача: найтина странице 340 - 341 учебника, обсудить и выписать последствия Гайдаровской реформы, как +, так и -. И записать их в маршрутный лист.
К каким же последствиям привела «шоковая терапия» и инфляция?
Проверка эталона
Оцените себя
Несмотря на то, что был ликвидирован товарный дефицит и наполнились прилавки, эти товары по-прежнему были недоступны большинству населению из-за отсутствия денег.
Как мы видим, социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой.
Слайд
Задача экономической реформы - формирование слоя собственников. Решить эту задачу была призвана приватизация. Она началась осенью 1992 г. Правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер).
Ребята, вновь обратимся к терминологическому словарю учебника (стр. 345) и выпишем определение ваучер в маршрутный лист.
Ваучер можно было обменять на определенное количество акций.
Слайд
Всего за первый год реформ были приватизированы : читаю по слайду
Значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилось в руках менее чем 10% населения страны.
физминутка
В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.
Решение этой задачи было поручено Виктору Степановичу Черномырдину, затемКириенко Сергею Владиленовичу.
Предлагаю разбиться на две группы, но так как вас 5, поделиться на двойку и тройку.
Итак, первая группа работает реформами Черномырдина, а вторая группа над реформами Кириенко. По плану на слайде. Результаты записываем в марш. Лист Проверка групп.
Есть вопросы К ГРУППЕ?
Черномырдину удалось снизить темпы инфляции, обеспечить стабильность цен (в немалой мере это было достигнуто за счет хронической задержки выдачи заработанной платы). Деньги не инвестировались в производство.
По всей стране росли финансовые пирамиды, типа «МММ», которые изымали средства у населения в целях собственной наживы. Так появились миллионы обманутых вкладчиков. Постепенно назревал экономический кризис.Долг по зарплате достиг астрономических цифр. Начались забастовки.
Вначале 1998 г. указом Президента Председатель Правительства В.С.Черномырдин был отправлен в отставку.
Его приемником стал С.В.Кириенко. О том, какие реформы были проведены Кириенко и к каким результатам они привели расскажет 2 группа слайд Вал. Коридор СЛАЙД
Начало перехода экономики России к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики — производство и продажа нефти и природного газа. Если в начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав, а в середине XX в. - на втором месте, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она переместилась во вторую десятку мировых держав.
Ребята, какую задачу мы поставили в самом начале урока: В чем заключалось противоречивость результатов экономических преобразований? СЛАйд
Ответы учащихся
Результаты экономических реформ противоречивы:
1.Добыча нефти увеличивается, производство чугуна уменьшается, импорт зерновых сокращается, импорт мяса увеличивается.
2. Наполнение рынка товарами главным образом за счет рынка, инфляция и снижение уровня благосостояния значительной части населения.
3. Реальные доходы населения снижаются, а показатель обеспеченности телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой возрастает.
Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований?
Политическая нестабильность: частая смена глав правительств.не подготовленность экономики страны к рыночной эк-ки.
- Огромная государственная собственность попала в руки тех, кто к началу приватизации занимал ключевые позиции в партийно-хозяйственном руководстве.
- Появление крупных держателей российского капитала – финанасово - промышленные группы олигархов.
- Всплеск инфляции. Потеря гражданами сбережений в банках.
Проводимые реформы 90-х годов не привели к планируемым результатам, дальнейшее решения экономических проблем связаны с такими именами как Евгений Максимович Примаков, Сергей Вадимович Степашин, Владимир Владимирович Путин.
С приходом В. Путина началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны
На эк-ка станы в настоящее время 2019 какую оценку мы можем
Об этом мы поговорим на следующих уроках.
- ДОМАШНЕЕ
- , ответить на вопросы
- выучить новые слова
- Узнать как ваши дедушки. Бабушки, родители распорядились своими ваучерами?
- Стали ли они собственниками предприятий?
По желанию:
«Существовали ли для России альтернативы менее болезненного перехода к рыночной экономике или был избран наиболее оптимальный вариант?»
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист (ФИО)____________________________________________________
Тема:________________________________________________
№ задания | Задание | Оценка | ||||||||||||||||||||||
1 | Сформулируйте определения: Конвертируемая валюта– это | |||||||||||||||||||||||
Сформулировано верно «5», допущена негрубая неточность «4», допущена грубая неточность «3». | ||||||||||||||||||||||||
2 | Либерализация цен - Шоковая терапия – Ваучер – | |||||||||||||||||||||||
3 | Работа в группе «+» и «-» реформ Е.Т. Гайдара | |||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания: активно участвовал в работе группы, выдвигал верные идеи «5»; выдвигал идеи, но не всегда правильные «4»; в работе группы мало принимал участия «3» . | ||||||||||||||||||||||||
4 | Фронтальный опрос Критерии оценивания: активно работал, верные ответы «5»; работал, но не на все вопросы давал правильные ответы «4»; отвечал, но часто допускал ошибки «3» Найти в учебникена стр. 340 - 341 учебника, обсудить в группе и выписать реформы В.С. Черномырдина, С.В. Куриенко | |||||||||||||||||||||||
5 |
| |||||||||||||||||||||||
Положительные и отрицательные результатыреформ: Критерии оценивания: активно участвовал в работе группы, выдвигал верные идеи «5»; выдвигал идеи, но не всегда правильные «4»; в работе группы мало принимал участия «3» . | ||||||||||||||||||||||||
Моя оценка за урок __________
Оценка учителя________
Предварительный просмотр:
ФИО председателя правительства | Основная задача | Основные направления | Результаты | |
+ | - | |||
Е.Т. Гайдар (июнь 1992 —декабрь 1992) | Стабилизация экономики страны | Ослабление роли государства в экономике. «Шоковая терапия» | Страна сумела избежать полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Ликвидация товарного дефицита (за счет импорта) | Обесценивание денежных вкладов; Снижение жизненного уровня населения; Закрытие отечественных предприятий; Массовая безработица (особенно в ВПК); Падение бюджетных поступлений. |
В.С. Черномырдин (декабрь 1992 —март 1998) | Усиление государственного регулирования. | Привлечение деньг зарубежных банков и фирм; Получение кредитов (займы) международных организаций; Выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО); Привлечение денежных средств населения в банки | Снижение темпов инфляции; Относительная стабилизация цен и курса рубля; | Полученные кредиты расходовались не эффективно; Возрастала задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам. |
С.В. Кириенко (март 1998 — 23 август 1998) | Предотвращение финансово – экономического кризиса | Нарушение платежных обязательств по ГКО; Отмена валютного коридора | - | Денежные вклады населения обесценились; Утрачено доверие населения к банкам и правительству; Всемирный банк объявил о замораживании всех программ помощи России; Курс рубля к доллару снизился в 4 раза; Сокращение импорта, Нехватка отдельных товаров |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Российская экономика на пути к рынку"
Презентация к уроку истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учре...
Урок истории в 9 классе "Российская экономика на пути к рынку"
План-конспект урока истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учре...

Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс
Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс - история России...

Российская экономика на пути к рынку.
Урок проводился 31.01.2019 в 9 классе.Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 — 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.Задачи урока:Обра...

Российская экономика на пути к рынку
Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Российская экономика на пути к рынку"....

Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"
Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"...

