Российская экономика на пути к рынку
план-конспект урока по истории (10 класс)

Кудрявцева Оксана Рамиз кызы

Конспект и маршрутный лист урока по теме: "Российская экономика на пути к рынку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.44 КБ
Файл marshrutnyy_list_uroka.docx21.49 КБ
Файл fio_glavy_pravitelstva.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Какие события произошли в СССР в июне – августе1991 году?Выборы Президента России, попытка военного переворота – ГКЧП

Просмотр фотографий в презентации. (Слайд)

- Какую информацию можно извлечь из этих фотографий? Пустые прилавки, талоны: низкий уровень жизни, дефицит предметов первой необходимости, падение производства продукции.

- К какой сфере мы можем отнести эту информацию? -Экономической сфере.

- почему это произошло? Результат экономической реформы 1985-1991 гг.Непоследовательные экономические реформы.

Сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.

Инфляция и падение уровня жизни населения.

Для того чтобы экономика любой страны нормально функционировала, необходимо найти способ координации для решения главных вопросов экономики.

Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности и методов принятия экономических решений  (стихийно или с помощью приказов, команд).

Ребята, какие 3 типа экономических системсуществуют?

Дайте краткую характеристику каждого типа, я оставляю за вами - право выбора экономической системы.

Молодцы, ребята.

Какую программу предлагали Г. Явлинский и Станислав СергеевичШаталин 1985- 1991 гг.? Программа «500 дней»- переход к рынку в течении полутора лет, провести приватизацию.

Данная программа была реализована? Нет

Почему? Горбачев оказался от поддержки этой программы, согласительная комиссия программа отвергла.

- Какая проблема стояла перед правительством в экономической сфере в середине 1991 г.?

Попытайтесь сформулировать тему урока. (Слайд 3)

Сегодня мы рассмотрим, как Российская экономика  встала на путь к рынку.

Ребята давайте прочтем мнения людей, которые пережили 90-е годы:

…те, кто пережил эти годы, вряд ли их забудут. 90-е  — это время гигантского взлета общественной свободы, время безраздельной свободы СМИ, появление новых политических сил, начало зарождения крупного капитала. 90-е, в то же время, это начало первых разочарований – ваучеры, сомнительная приватизация, пустые прилавки в магазинах.

По всем опросам оценка 90-х делит общество почти пополам: для половины общества 90-е – рождение новой России, для других – погружение в омут, из которого страна только начала выбираться…»

Какой вывод мы можем сделать на основе этой цитаты?

Как вы думаете, почему общество поделилось?

Какую задачу нам предстоит решить?

В течении урока мы должны ответить на вопрос: В чем заключалось противоречивость результатов экономических преобразований?

Существует два пути движения от командно-административной экономики к рыночной экономике.

- Постепенный. (Медленно, шаг за шагом).

- Радикальный. Предполагает максимально быстрое включение рыночных регуляторов (свободных цен, свобода внешней и внутренней торговли).

После 1991г. у власти в России оказались радикалы во главе с Б.Н. Ельциным. С их приходом начался новый этап экономической модернизации.СЛАЙД

На V съезде народных депутатов 28 октября 1991г. Ельцин выступил спрограммой перехода к рынку. Президент предложил радикально изменить экономику страны:

- Конвертируемость рубля;

- Либерализация цен;

- Приватизация.

Конвертируемость рубля.

- Почему нужен был стабильный рубль?Для совершения торговых операций; население могло обменять рубль на доллар.

А  сейчас я предлагаю вам письменно в маршрутном листесформулировать определениеКонвертируемая валюта.

СЛАЙД  ЭТАЛОН

Конвертируемая валюта— денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.

Сравните свое определение с определением на слайде, если вы дали не полное определение, подкорректируйте его.

 Оцените себя.

Либерализация цен и торговли, что стояло за этими словами?

Давайте познакомимся на стр.339 учебника с указом президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» (3 декабря 1991 г.) (чтение в слух)

Как и кем устанавливались цены в советской КОМАНДНОЙ экономике? Государством при помощи приказов, директивой.

Как складываются свободные (рыночные) цены? Есть спрос, есть товар по высокой цене. Нет спроса -  у товара низкая цена.

ЧТО ОЗНАЧАЛА ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН?

Ребята, давайте обратимся к терминологическому словарю учебника и выпишем определение либерализация цен в маршрутный лист.(стр. 345)СЛАЙД

Либерализация цен – отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике.Молодцы!

Цель либерализации цен – наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.

Предполагалось начать структурную перестройку промышленности. Приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли.

Ответственным за реализацию программы реформ стал один из ее разработчиков  – вице – премьер Правительства РСФСР Егор Тимурович Гайдар.  (Внук популярного детского писателя, автора «Мальчиша – Кибальчиша» и других произведений.)

СЛАЙД

1 января 1992 г. началось практическое осуществление реформ, названных «шоковой терапией».Сам термин «шоковая терапия» был предложен американским экономистом Джеффери Саксом. Его применяют для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России.

СЛАЙД

Ребята, запишите это определение в маршрутный лист.

Цены были отпущены. Решение о том, по какой цене продавать товар теперь устанавливал производитель и продавец.

СЛАЙД

Правительство полагало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зар./плата бюджетников (учителей, врачей, работников гос. предприятий и др.)

Действительность оказалась более суровой.

Цены выросли сразу в 10-12 раз, к концу 1992 г. -  в среднем в 25 раз.

Чтобы узнать каковы будут последствия реформыПредлагаю поработать в группе.

Ваша задача: найтина странице 340 - 341 учебника, обсудить и выписать последствия Гайдаровской реформы, как +, так и -.  И записать их в маршрутный лист.

К каким же последствиям привела «шоковая терапия» и инфляция?

Проверка эталона

Оцените себя

Несмотря на то, что был ликвидирован товарный дефицит и наполнились прилавки, эти товары по-прежнему были недоступны большинству населению из-за отсутствия денег.

Как мы видим, социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой.

Слайд

Задача экономической реформы - формирование слоя собственников. Решить эту задачу была призвана приватизация. Она началась осенью 1992 г. Правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер).

Ребята, вновь обратимся к терминологическому словарю учебника (стр. 345) и выпишем определение ваучер в маршрутный лист.

Ваучер можно было обменять на определенное количество акций.

Слайд

Всего за первый год реформ были приватизированы : читаю по слайду

Значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилось в руках менее чем 10% населения страны.

физминутка

В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.

Решение этой задачи было поручено Виктору Степановичу Черномырдину, затемКириенко Сергею Владиленовичу.

Предлагаю разбиться на две группы, но так как вас 5, поделиться на двойку и тройку.

Итак, первая группа работает реформами Черномырдина, а вторая группа над реформами Кириенко. По плану на слайде. Результаты записываем в марш. Лист                                                  Проверка групп.

Есть вопросы К ГРУППЕ?

Черномырдину удалось снизить темпы инфляции, обеспечить стабильность цен (в немалой мере это было достигнуто за счет хронической задержки выдачи заработанной платы). Деньги не инвестировались в производство.

По всей стране росли финансовые пирамиды, типа «МММ», которые изымали средства у населения в целях собственной наживы. Так появились миллионы обманутых вкладчиков. Постепенно назревал экономический кризис.Долг по зарплате достиг астрономических цифр. Начались забастовки.

Вначале 1998 г. указом Президента Председатель Правительства В.С.Черномырдин был отправлен в отставку.

Его приемником стал С.В.Кириенко. О том, какие реформы были проведены Кириенко и к каким результатам они привели расскажет 2 группа слайд Вал. Коридор                                                    СЛАЙД

Начало перехода экономики России к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики — производство и продажа нефти и природного газа. Если в начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав, а в середине XX в. -  на втором месте, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она переместилась во вторую десятку мировых держав.

Ребята, какую задачу мы поставили в самом начале урока: В чем заключалось противоречивость результатов экономических преобразований? СЛАйд

Ответы учащихся

Результаты экономических реформ противоречивы:

1.Добыча нефти увеличивается, производство чугуна уменьшается, импорт зерновых сокращается, импорт мяса увеличивается.

2. Наполнение рынка товарами главным образом за счет рынка, инфляция и снижение уровня благосостояния значительной части населения.

3. Реальные доходы населения снижаются, а показатель обеспеченности телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой возрастает.

Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований?

Политическая нестабильность: частая смена глав правительств.не подготовленность экономики страны к рыночной эк-ки.

- Огромная государственная собственность попала в руки тех, кто к началу приватизации занимал ключевые позиции в партийно-хозяйственном руководстве.

- Появление крупных держателей российского капитала – финанасово - промышленные группы олигархов.

- Всплеск инфляции. Потеря гражданами сбережений в банках.

Проводимые реформы 90-х годов не привели к планируемым результатам, дальнейшее решения экономических проблем связаны с такими именами как Евгений Максимович Примаков, Сергей  Вадимович Степашин, Владимир Владимирович Путин.

С приходом В. Путина началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны

На эк-ка станы в настоящее время 2019 какую оценку мы можем

Об этом мы поговорим на следующих уроках.

  • ДОМАШНЕЕ
  • , ответить на вопросы
  • выучить новые слова  

- Узнать как ваши дедушки. Бабушки, родители распорядились своими ваучерами?

  • Стали ли они собственниками предприятий?

По желанию:

«Существовали ли для России альтернативы менее болезненного перехода к рыночной экономике или был избран наиболее оптимальный вариант?» 



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист (ФИО)____________________________________________________

Тема:________________________________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Сформулируйте определения:

Конвертируемая валюта– это

Сформулировано верно «5», допущена негрубая неточность «4», допущена грубая неточность «3».

2

Либерализация цен -

Шоковая терапия –

Ваучер –

3

Работа в группе «+» и «-» реформ Е.Т. Гайдара

Критерии оценивания: активно участвовал в работе группы, выдвигал верные идеи «5»; выдвигал идеи, но не всегда правильные «4»; в работе группы мало принимал участия «3» .

4

Фронтальный опрос

Критерии оценивания: активно работал, верные ответы «5»;

работал, но не на все вопросы давал правильные ответы  «4»;

                                       отвечал, но часто допускал ошибки «3»

Найти в учебникена стр. 340 - 341 учебника, обсудить в группе  и выписать реформы В.С. Черномырдина, С.В. Куриенко

5

ФИО председателя правительства

Основная задача

Основные направления

Результаты

+

-

Е.Т. Гайдар

(июнь 1992 —декабрь 1992)

Стабилизация

экономики страны

Ослабление роли государства в экономике.

«Шоковая терапия»

В.С. Черномырдин (декабрь 1992 —март 1998)

Усиление государственного регулирования.

С.В. Кириенко (март 1998 —

23 август 1998)

Предотвращение финансово – экономического кризиса

Положительные и отрицательные результатыреформ:

Критерии оценивания: активно участвовал в работе группы, выдвигал верные идеи «5»; выдвигал идеи, но не всегда правильные «4»; в работе группы мало принимал участия «3» .

Моя  оценка за урок __________

Оценка учителя________



Предварительный просмотр:

ФИО председателя правительства

Основная задача

Основные направления

Результаты

+

-

Е.Т. Гайдар

(июнь 1992 —декабрь 1992)

Стабилизация

экономики страны

Ослабление роли государства в экономике.

«Шоковая терапия»

Страна сумела избежать полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса.

Ликвидация товарного дефицита (за счет импорта)

Обесценивание денежных вкладов;

Снижение жизненного уровня населения;

Закрытие отечественных предприятий;

Массовая безработица

 (особенно в ВПК);

Падение бюджетных

поступлений.

В.С. Черномырдин (декабрь 1992 —март 1998)

Усиление государственного регулирования.

Привлечение деньг зарубежных банков и фирм;

 Получение  кредитов (займы) международных организаций;

Выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО);

Привлечение денежных средств населения в банки

Снижение темпов инфляции;

Относительная стабилизация цен и курса рубля;

Полученные кредиты расходовались не эффективно; Возрастала задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам.

С.В. Кириенко (март 1998 —

23 август 1998)

Предотвращение финансово – экономического кризиса

Нарушение платежных обязательств по ГКО;

Отмена валютного коридора

-

Денежные вклады населения обесценились;

Утрачено доверие населения к банкам и правительству; Всемирный банк объявил о замораживании всех программ помощи России;

Курс рубля к доллару снизился в 4 раза;

Сокращение импорта,

Нехватка отдельных товаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Российская экономика на пути к рынку"

Презентация к уроку истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учре...

Урок истории в 9 классе "Российская экономика на пути к рынку"

План-конспект урока истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учре...

Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс

Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс - история России...

Российская экономика на пути к рынку.

Урок проводился 31.01.2019 в 9 классе.Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 — 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.Задачи урока:Обра...

Российская экономика на пути к рынку

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Российская экономика на пути к рынку"....

Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"

Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"...