Конспект по истории культуры IX-XIX веков.
классный час по истории (8 класс)

Степанова Елена Владимировна

Конспект содежит материалы для подготовки к ОГЭ по истории, по разделу Культура России IX- XIX веков

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Литература IX-XII века

Повесть временных лет (Нестор – начало XII века(1118г))

Слово «О законе и благодати» (Илларион 30е года XI века)

Поучение Владимира Мономаха детям (XII век)

Сказание о Борисе и Глебе (аноним, конец XI- началоXII века)

«Изборники Святослава 1073 и 1076 год

Хождение игумена Даниила (начало XII века)

Слово о полку Игореве (~ киевский летописец Петр Бориславич, конецXII века (1185(7) год))

Ипатьевская и Лаврентьевсая летописи

Слово Даниила заточника (Даниил, ~1197 год)

II. Архитектура

техника: крестово-купольный храм

o Десятинная церковь в Киеве (при Владимире, ~989 год)

o Софийский собор в Киеве (1037г)

o Софийский собор в Новгороде (1045г)

o Успенский собор во Владимире (При А. Боголюбском)

o Церковь Покрова на реке Нерли

церковь Спаса на Нередице (1198г)

XIII – XV века (период феодальной раздробленности, монголо-татарского нашествия, объединение русских земель вокруг Москвы)

#1051;итература

Моление Даниила Заточника (псевдо Даниил, ~1229 год)

Повесть о разорении Батыем Рязани 1237г

Слово о погибели Русской земли (1238г)

Повесть о битве на Калке (1224 – 1240г)

Житие князя Александра Невского (начало XIVв)

Задонщина (конец XIVв)

Хождение Афанасия Никитина за три моря (вторая половина XVвека ~1475) II. Архитектура

Крестово-купольные храмы:

Цековь Спаса на Ильине улице в Новгороде (1374г)

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234г)

Успенский собор Московского кремля (Аристотель Феофантий 1475—1479г)

Благовещенский собор МК (1489г

Грановитая палата (Построена в 1487 — 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским)

III. Живопись

1) Андрей Рублев (1360-1430гг) иконы: Троица (1410-20е годы) Преображение Господне

2) Феофан Грек Фрески для Благовещенского собора Московского кремля Богоматерь Донская

XVI век (Иван Грозный, опричнина)

#1051;итература

Появление азбук и букварей (начало книгопечатанья 1 марта 1564г)

Никоновская летопись (начало царствования Грозного)

Четьи – Минеи (жизнь святых)

Переписка Ивана Грозного с Курбским (1563-1564г и 1577-1579г) Сказание о Великом князе Московском (Курбский)

Сказание о Магмете Салтане (Иван Пересветов 1547г)

«Подрайская землица» (О КАЗАНИ)

Домострой (Сильвестр, середина XVIв)

Сказание о князьях владимирских (церковная теория; Спиридон, начало XVIв)

Теория «Москва-третий Рим» (Филофей)

II. Архитектура

Архангельский собор МК (усыпальница московских князей; Алевиз Новый 1505-1508г)

Храмы шатрового типа (восьмерик, четверик)

Церковь Вознесения в с. Коломенском ( Петр Францизск Ганнибал 1528—1532г; в честь рождения Ивана Грозного)

Колокольня «Иван Великий» (Фрязин 1508г; в честь Ивана 3)

Китай-город (~1538г)

Белый город (построена в 1589(93)г Фёдором Савельевичем Конём)

Собор Василия Блаженного или собор Покрова на Рву (1555-1561г. по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством)

III. Живопись

Дионисий - ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков.

Иконы Успенского собора в Москве

Одигитрия Смоленская. 1482г.

IV. Литейное мастерство

Андрей Чохов – «Царь Пушка»

XVII век

Обмирщение культуры

I. Архитектура:

Теремной дворец в Кремле (построен в1635— 1636 годах по приказу царя Михаила Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Ларионом Ушаковым)

Дворец Алексея Михайловича в с. Коломенском (2 пол. 17 века) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1627г) церковь Покрова в Медведкове (1634 -1635г., Дмитрий Пожарский)

Борокко:

Церковь покрова Богородицы в Филях (конец 17в)

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1679—1682г)

Храм Святой Троицы в Никитниках (1631—1634)

II. Литература

Новый летописец (памятник позднего русского летописания, который охватывает события со времени окончания царствования Ивана IV до 1630 г. Является важным источником по истории Смутного времени. Основной его целью было доказать право Романовых на престол)

Синопсис

Сказание Авраама Палицына (о смуте 1620г)

Повесть о Фроле Скобееве (конец 17в)

Повесть о Шемякином суде

Житие Протопопа Аввакума (1672-1673г)

Повесть о блудном сыне (Симеон Полоцкий)

Ш. Живопись

Симеон Ушаков (иконописец)

Спас нерукотворный

Троица

Появляются ПОРСУНЫ (портреты)

Стали изображать людей: Прокопий Чирин, Назарий Савин

Культура XVIII века.

Образование:

При Петре I открытие школ: Солдатские, цифирные, епархиальные + специальные: артиллерийская, инженерная

Санкт-петербургская Академия наук 1724(5)г

МГУ 1755г Академия художеств 1757г

Смольный институт 1764г + Устав о народных училищах 1786г

Наука История:

В.Н.Татищев («История Российская»)

Шафиров («Рассуждение о причинах войны»)

Байер, Миллер, Шлёцер (Норманнская теория)

Ломоносов (Антинорманизм)

Экономика: Посошков («О скудости и богатстве»)

Техника: Ползунов и Кулибин (паровой двигатель, часы и лифт для Екатерины II, мост в СПб)

География:

Исследование Шелихов (Аляска)

Беренг и Чириков Киприянов Зубов Брюс и д.р Исследование Камчатки, Арктики и д.р.

Литература

«Гистория о матросе Василии Кариотском»

Ф. Прокопович – «Правда волей монаршей» (похвальное слово)

Классиизм: Ломоносов - «создатель русского поэтического языка» + оды, восхваляющие власть

Державин – ода «Бог»

Сумароков

В. Майков – ода «Война»

Реализм: Д.И.Фонвизин – «Недоросль»

Радищев - «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Сентиментализм:

Карамзин – «Бедная Лиза»

Архитектура:

барокко – 1 половина века

Д.Трезини – Петропавловский собор, Летний дворец Петра 1, Здание 12 коллегий

Ф. Растрелли – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф, Здание Смольного монастыря

Классика:

И. Старов – основные соборы в Александро-Невской лавре, Таврический дворец (1883-1889гг)

Д.Кваренги – Здание академии наук, фасад Смольного института, Юсуповский дворец, Александровский дворец, Эрмитажный театр.

В. Баженов – дом Пашкова, Михайловский замок

М. Казаков – Здание Сената в мск Кремле, Церковь вознесение (Мск).

Скульптура:

Ф. Растрелли – бюсты Петра 1 и Меньшикова,

Ф, Шубин – бюст Ломоносова, Павла 1, Румянцева Э. Фальконе – «Медный всадник»

Живопись:

Никитин: Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы; Портрет Петра Первого, 1725; Портрет Анны Петровны

Матвеев: «Автопортрет с женой» или «Портрет Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны»

Антропов: Портрет Петра 3, (1762г); Портрет А. М. Голицына, Портрет атамана Ф. И. Краснощёкова, (1761г)

Рокотов: Портрет неизвестной в розовом платье, Портрет Г. Г. Орлова в латах, Коронационный портрет Екатерины II

Аргунов: Портрет Екатерины II, 1762; Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784.

Левицкий: «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия» 1783

Боровиковский: Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке; Портрет М. И. Лопухиной

Театр:

Ф.Волков – первый русский театр в Ярославле, первая театральная группа 1756г.

Техника:

Моторин - «Царь Колокол» (во времена Анны Иоанновны)

Культура первой половины XIX века.

Особенности: -Золотой век русской культуры и поэзии -Преобладание классицизма. - Начало становления реализма.

  1. Образование

Создана система образования, включавшая на начальной ступени одноклассные и двухклассные уездные училища, четырехклассные гимназии и высшее образование: университеты (Дерптский, Московский, Петербургский, Одесский, Казанский и д.р. + Царскосельский лицей) и технические училища.

2) Наука и техника

o Карамзин - «История государства Российского» (1816- 1829гг)

o Грановский o Востоков o И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянской – кругосветные экспедиции

o Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев – экспедиции по Южному полюсу (открытие Антарктиды)

o 1845г – Русское географическое общество

o Н. И. Лобачевский – неевклидовая геометрия

o П. Л. Шиллинг – создание электромагнитного телеграфа.

o Н. И. Пирогов – применение наркоза.

o А. М. Филомофитский – переливание крови.

o Е.А. и М.Е. Черепановы – построили одну из первых в мире железных дорог (1834г)

o 1837г – первая ЖД (СПб-Царское село)

3) Литература

o Кольцов - «Молодая жница», «Пора любви», «Последний поцелуй»

o Грибоедов – «Горе от ума»

o Крылов – басни («Волк на псарне», «Щука»…)

o Рылеев – «Смерть Ермака», ода «К временщику», «Олег Вещий»

o Давыдов - «Встреча с великим Суворовым», «Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау», «Гусарский пир», «Песня»

o Жуковский - «Спящая царевна», «Людмила», «Марьина роща» (проза), «Вечер»

o Пушкин – «Песнь о Вещем Олеге», «Дубровский», «Повести Белкина», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Путешествие из МСК в СПб»…

o Лермонтов – «Бородино», «Парус», «Мцыри», «Герой нашего времени» o Чернышевский – «Что делать?»

o Некрасов – «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети» o Гоголь – «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ночь перед рождеством»,

o Салтыков-Щедрин – «Сказки» («Премудрый пескарь», «Пропала совесть»)

o Островский – «Гроза», «Бесприданница»

o Гончаров – «Обломов», «Обыкновенная история»

o Тургенев – «Муму», «Ася», «Отцы и дети»

o Достоевский – «Преступление и наказание», «Идиот»

o Л. Н. Толстой – "Война и мир», «После бала»

4) Архитектура

Стиль Ампир (классицизм)

o А. Н. Воронихин - Казанский собор (1801 – 18011гг)

o А. Д. Захаров – здание Адмиралтейства (1806-1823гг), здание Биржи

o К. И. Росси – Здание Сената и Синода, Михайловский дворец, Александрийский театр

o О. Монферан – Исаакиевский собор, Александровская колонна (в честь победы в 1912г)

o О.И. Бове – Большой и Малый театры, 1 Городская больница, Троицкий собор Данилого монастыря, Манежная площадь, храм «Всех скорбящих радость» (в Москве)

o К.А. Тон – Храм Христа спасителя, Большой Кремлевский дворец (в Москве)

5) Живопись

o К. Брюллов – «Последний день Помпеи» 1833, «Всадница» 1832,

o О. Кипренский – Портрет Е. Д. Давыдова, портрет Жуковского, «Дмитрий Донской на Куликовом поле», портрет Пушкина.

o В. Тропинин – портрет Пушкина, «Кружевница» 1823, «Странник», 1847

o А. Венецианов – «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Портрет Н.М. Карамзина» o С. Щедрин – «Колизей», «Водопад», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто»

o И. К. Айвазовский – «Девятый вал», «Радуга», «Лунная ночь на Босфоре»

o А. А. Иванов – «Явление Христа народу»,

6) Музыка

o М. И. Глинка – оперы «Жизнь царя» (или «Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила».

o А. С. Даргомыжский – «Каменный гость» (по тексту Пушкина)

o А. А. Алябьев

o А. Н. Верстовский

7) Скульптура

o Орловский – памятник Кутузову, Барклаю де Толи, Ангел с крестом на Александрийской колонне,

o И. Мартос – памятник Минину и Пожарскому

o П. Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту

Культура второй половины XIX века.

Особенности

o Демократизация – внимание к народу

o Господство реализма

  1. Образование 1806г – процент грамотности составил 6% 1891г (по первой переписи населения) – 21%

Действовало 9 университетов. 1864 – положение о начальных народных училищах (все могут открывать школы для народа); появление земских школ. 1872г – высшие женские курсы (Герье) 1878-1918гг – Бестужевские женские курсы

  1. Наука

Математика: Чебышев – интегралы, алгебра 10-11 класс. Софья Ковалевская – первая женщина-профессор

Физика: Столетов – фотоэффект, магнетизм, электричество. Яблочков – электросвеча. Лодыгин – лампа накаливания. Попов – радио. Можайский – самолетостроение. Циолковский – ракетостроение.

Биология: Мечников – иммунизация. Павлов – условные рефлексы. Темерядов – фотосинтез. Докучаев – «Русский чернозем».

Химия: Бутлеров – органическая химия Д.И.Менделеев – периодическая таблица.

История: Соловьев – «История России с древнейших времен» Костомаров – «История России в жизнеописании ее главнейших деятелей»; «Смутное время в русском гос-ве». Ключевский – «Курс лекций п русской истории»

География: Миклухо-Макалай – исследование Африки Семёнов Тян-Шанский – исследование Азии. Пржевальский – Центральная Азия; Дальний Восток.

  1. Литература

Некрасов - «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети» Тургенев - «Муму», «Ася», «Отцы и дети»

Достоевский - «Преступление и наказание», «Идиот»

Толстой - "Война и мир», «После бала»

Чехов – «Вишневый сад», «Ионыч», «Палата №6»

  1. Архитектура

Кризис. Эклектизм – сочетание разных исторических стилей. Неорусский стиль, модерн.

Шервуд и Семенов – Исторический музей в Москве

Шохин – здание Политехнического музея

Парланд – Спас на Крови в СПб

Шехтель – дом Ребушенского; Ярославский вокзал.

Щусев – церковь покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители

  1. Скульптура

- Антaкольский – «Иван Грозный», «Ермак», «Нестор- летописец».

- Опекушин – Памятник Петру I в СПб; Александру III; А.С. Пушкину .

Микешин – «Памятник тысячелетию России в Великом Новгороде»; «Екатерине 2 в СПб»

  1. Живопись

1870г. – «Товарищество передвижных выставок»

-И. Е. Репин «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», «Царевна Софья», «Бурлаки на Волге»

-В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Поход Суворова через Альпы», «Степан Разин»

-В. Е. Маковский: «Крестьянка с детьми», «Крах банка»

-В. В. Верещагин.: «Ворота Тамерлана», «Смертельно раненый», «Апофеоз войны»

-И. М. Прянишников: «Крестный ход», «В 1812 году»

-А. К. Саврасов «Грачи прилетели», пейзажи -И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», пейзажи

-В. М. Максимов: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

-В. М. Васнецов: «Аленушка», «Иван-Царевич на волке», «Ковер-самолет», «Снегурочка»

-А. И. Куинджи: «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «Эльбрус. Лунная ночь»

-П. И. Келин: «На постоялом дворе», «Ночь» -В. Д. Поленов, «Московский дворик»

-И. И. Левитан: «Золотая осень», «Тишина», «Осенний день. Сокольники»

-В. А. Серов «Девочка с персиками»

-Перов В.Г. «Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»

-И. Н. Крамской: «Неизвестная», «Толстой», «Христос в пустыне»

7) Музыка

«Могучая кучка»

o М. А. Балакирев (1837—1910)

o М.П. Мусоргский (1839—1881) - оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Женитьба»

o А.П.Бородин (1833—1887) – оперы «Князь Игорь», «Богатыри»

o Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908) – оперы «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане»

o Ц. А. Кюи (1835—1918) – оперы «Капитанская дочка», «Красная шапочка», «Пир во время чумы»

o П. И. Чайковский: Балеты: o Лебединое озеро (1877) «Спящая красавица» (1889) « Щелкунчик» (1892). Оперы: «Евгений Онегин» (1878) « Мазепа» (1883) «Пиковая дама» (1890)



Предварительный просмотр:

Контрольный тест по истории Древнего мира за I четверть

Фамилия имя __________________________________________________________

Вариант 1

1. Выберите главную причину появления неравенства среди людей.

а) распад родовой общины б) изменение орудий труда в) появление государства.

2. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

а) собирательство б) изобретение металлических орудий труда в) овладение огнем.

3. Несколько родовых общин, живших в одной местности:

а) человеческое стадо б) племя в) соседская община.

4. Первое орудие труда первобытного человека:

а) мотыга б) заостренный камень в) плуг.

5. Когда появился человек на Земле?

а) 2 млн. лет назад б) 100 тыс. лет назад в) 10 тыс. лет назад.

6. Укажите, что такое род?

А) человеческое стадо; Б) все люди земли; В) постоянный коллектив родственников;

Г) древнейшие люди, происходившие от общего предка.

7. Человек «разумный» появился: 1) более 2 миллионов лет назад 2) более миллиона лет назад 3) 40 тысяч лет назад

8. Основными занятиями древнейших людей были:

#1086;хота 2. земледелие 3. собирательство 4. рыбная ловля

9. Объясните следующие понятия

Религия - ___________________________________________________________________________

Ремесло - ____________________________________________________________________________

10. Объясните следующие понятия

Гарпун -_____________________________________________________________________________Племя - _____________________________________________________________________________

Контрольный тест по истории Древнего мира за I четверть

Фамилия имя _____________________________________________________________

Вариант 2

1. Кто управлял родовой общиной? А) цари Б) жрецы В) старейшины

2. Что называется религией? А) вера человека в сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира В) наука о появлении человека

#1042; какой пещере впервые были найдены наскальные рисунки? А) Альтамира Б) Эдельвейс В) Олдувай

#1052;атерик, где были обнаружены останки первого человека: А) Африка Б) Австралия В) Евразия

#1050;ак назывался первый человеческий коллектив?

А)родовая община Б) соседская община В) человеческое стадо

#1055;ервыми орудиями труда были: А) лук и стелы Б) дубина, палка-копалка и рубило В) костяной гарпун и копье

7. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: __________________________ и ___________________________.

8. Отметьте на «линии времени» год постройки пирамиды Хеопса – 2600 год до.н.э. Подсчитайте, в каком году египтяне смогут отметить пятитысячелетие этого события. (вычисления делайте письменно)

9. Наука, изучающая прошлое по вещественным остаткам

А) хронология Б) геральдика В) археология

10. Переставьте буквы в словах, и у вас получится:

Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» - ...______________________________

Название науки, которая изучает прошлое человечества «ЯРИИСТО»____________

11. Объясните следующие понятия

Присваивающее хозяйство - _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Племя - __________________________________________________________________________

Искусство - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контрольный тест по истории Древнего мира за I четверть

Фамилия имя _____________________________________________________________

Вариант 3

1. Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад; б) около 10 млн. лет назад; в) около 100 млн. лет назад.

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун; б) лук; в) рубило.

3. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

а) корова б) лошадь в) собака.

4. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?

а) скотоводство б) охота в) обработка металлов.

5. Выберите причину появления религии:

а) неумение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы в) желание человека отличаться от животных

6. Глава племени во время войны

А) царь Б) вождь В) жрец

7. Заполните пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова

(1………………………….) - это наука, которая изучает прошлое ()

с древнейших времен и до наших дней по историческим (3……………………………..):

устным, (4……………………....) и (5…………………..……....).

(человечества, история, вещественным, истории, письменным, источникам).

8. Основными занятиями древнейших людей были:

#1086;хота #1079;емледелие #1089;обирательство #1088;ыбная ловля

9. Переставьте буквы в словах, и у вас получится:

1 Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ»-________________________________

2. Занятие древних людей, позволявшее добыть в основном растительную пищу

«ВОЛЬТЕСТБИРАСО»

10. Объясните следующие понятия

Ремесло -___________________________________________________________________________

Производящее хозяйство - _______________________________________________________________

Род -___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Классный час

«Бессмертный подвиг сибиряков»

(к 83-летию подвига Героев Советского Союза И. С. Герасименко,

А. С. Красилова и Л. С.Черемнова)

Цель: содействие формированию гражданственности и патриотического самосознания, мотивации к осознанному изучению истории города Новокузнецка учащихся в условиях внешних угроз.

Продолжительность беседы: 40-45 минут

План беседы:

  1. Оргмомент. Актуализация знаний.
  2. Понятие о героизме, героях.
  3. О присвоении звания Героя Советского Союза И. С. Герасименко, А. С. Красилову и Л. А.Черемнову»
  4. Краткие биографические сведения о И. С. Герасименко, А. С. Красилове и Л. А. Черемнове
  5. О подвиге И. С. Герасименко, А. С. Красилова и Л. А. Черемнова в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
  6. Об увековечивании памяти героев
  7. Итоговое обобщение.

О героизме и героях

О примерах героизма нам говорят с раннего детства, и они часто встречаются как в художественном творчестве, так и в реальной жизни. Это, так сказать, «общепринятые» примеры героизма. Например, Александр Пересвет совершил свой подвиг в самом начале Куликовской битвы (1380 г.) в поединке с татарским богатырём Челубеем. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Исход поединка, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы над войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. таким примером героизма является подвиг Александра Матвеевича Матросова, стрелка Сибирской добровольческой бригады, который закрыл своим телом амбразуры вражеских дзотов, дав возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта противника. Или подвиг Николая Гастелло, который ценой жизни уничтожил колонну врага, направив свой горящий самолёт на них.

В словарях русского языка мы можем найти определение понятия «героизм». Это «Мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации; способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма» (Толковый словарь Ефремовой, 2000).

Определение понятия «герой» сводится к формулировке: это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Приветствуя награждаемых героев Отечества 8 декабря 2022 года, президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил: «Уверен, судьбы и подвиги героев Отечества служат важнейшим моральным ориентиром для большинства граждан нашей огромной страны, вдохновляют на то, чтобы всегда достигать большего, идти вперёд, созидать на благо людей, всем вместе делать нашу страну сильнее и успешнее».

О присвоении звания Героя Советского Союза И. С. Герасименко, А. С. Красилову и Л. А. Черемнову»

Город Новокузнецк (Кузнецк, Сталинск) гордится своими 60 земляками, удостоенными высокого воинского звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Говоря о мужественных людях прошлого и настоящего, очень трудно выделить кого-то одного и сегодня мы хотим напомнить вам о трех героях, совершивших выдающийся подвиг, не имеющий примера в истории войн.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1944 г. звание Героев Советского Союза посмертно присвоено Александру Семеновичу Красилову, Леонтию Асеевичу Черемнову и Ивану Саввичу Герасименко.

Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев назвал этот подвиг самым удивительным из многих тысяч других, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Высокую оценку подвигу дал командующий Волховским фронтом маршал Мерецков Кирилл Афанасьевич. В своей книге «На службе народу» он писал: «В конце января 1942 года три героя закрыли своими телами амбразуры фашистских дзотов. Это помогло их подразделению захватить вражеский узел сопротивления, после чего 225-я стрелковая дивизия, форсировавшая реку, смогла зацепиться тут за плацдарм».

Краткие биографические сведения о И. С. Герасименко, А. С. Красилове и Л. А. Черемнове

Красилов и Черемнов родились в одном селе Старая Тараба Кытмановского района Алтайского края.

Александр Семенович Красилов родился в 1902 году в семье крестьянина. Рано лишился родителей и воспитывался у деда. Окончил начальную школу и работал в местном колхозе «Трактор», затем стал его председателем. С 1929 году жил в Кузнецке (Новокузнецке), работал в артели «Красный транспортник» сначала простым коновозчиком, затем стал бригадиром и членом правления артели. Проживал в Куйбышевском районе на улице Вольный Юпитер.

Леонтий Арсентьевич Черемнов (настоящее отчество – Асеевич) родился в 1903 году в семье крестьянина. Окончил сельскую школу и работал в хозяйстве отца. В 1928-1930 гг. служил в Красной Армии. С 1930 года работал в военизированной охране Кузнецкого металлургического комбината, затем на заводе огнеупорного кирпича, позднее - машинистом молотилки в Бунгурском совхозе и старшим конюхом в артели «Красный транспортник» в городе Сталинске (Новокузнецке).

Иван Саввич Герасименко родился в 1913 году на Украине, в селе Новотроицкое Новомосковского района Днепропетровской области в семье крестьянина. В 1921 году пошёл в школу, окончил 6 классов. До 1936 года работал трактористом в местном колхозе. Был сельским комсоргом. Окончил курсы каменщиков в городе Харькове. До ухода в Красную Армию в 1936 года стал ворошиловским стрелком, отличником ГТО, ГСО, ПВХО. Службу проходил в Красноярском крае, получил звание сержанта. После службы по комсомольской путевке приехал в город Норильск Красноярского края, где работал стрелком вооружённой охраны. С 1940 года по сентябрь 1941 года работал каменщиком цеха ремонта металлургических печей Кузнецкого металлургического комбината.

Украинца Ивана Герасименко и алтайцев-односельчан Леонтия Черемнова и Александра Красилова судьба свела в конце 1930-х годов в Кузнецке, на строительстве первенца сибирской металлургии – Кузнецкого металлургического комбината. Отсюда осенью 1941 года они были призваны на фронт и направлены под Новгород, в 225-ю стрелковую дивизию в составе 52-й армии.

О подвиге И. С. Герасименко, А.С. Красилова и Л. А. Черемнова в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

225-я стрелковая дивизия держала оборону на волховских рубежах с августа 1941 года и занимала позиции на южной окраине Новгорода, на правом берегу Волхова, почти напротив стен Юрьева монастыря, превращенного гитлеровцами в надежный укрепленный пункт. Подходы к нему были заминированы, на открытой равнине было спрятано множество огневых точек, в качестве укреплений противник использовал земляную насыпь на берегу Волхова и каменные быки – устои недостроенного железнодорожного моста. Но, укрепившись на этом волховском берегу, фашисты не чувствовали себя в безопасности. Подразделения 225-й дивизии не давали врагу покоя ни днем, ни ночью.

В ночь на 29 января 1942 года группа разведчиков, в которую входили сержант Герасименко, рядовые Красилов и Черемнов, получила задание произвести разведку боем: проникнуть в расположение вражеской обороны, выявить и уничтожить систему огня противника и, по возможности, взять «языка».

По тонкому льду Волхова разведчики, вооруженные автоматами и гранатами, шли цепочкой, держась за веревку. Издали они видели Новгород – молчаливый, плененный, погруженный во тьму… Бесшумно поднялись на насыпь, сняли часовых, гранатами забросали блиндажи и углубились в оборону врага. Группа действовала дерзко и отважно. Три вражеских дзота удалось уничтожить сразу. Но когда гранаты были уже на исходе, в спину нашим разведчикам ударили пулеметы из трех ранее молчавших дзотов. Группа попала в огненный мешок, и, казалось, не было силы, которая могла бы спасти наших солдат. Выход был один – подавить дзоты. Но как? И тогда находившиеся в головном дозоре Черемнов, Красилов и Герасименко, не сговариваясь, одновременно закрыли своими телами амбразуры дзотов. Это был неслыханный поединок – трое фактически безоружных бойцов против трёх укрытых огневых точек.

«Мы увидели, – вспоминает однополчанин героев Трофим Александрович Лысенко, – первым на дзот, откуда бушевал смертельный ливень, пошел, оставляя на снегу пятна крови, Иван Герасименко. Он приблизился к амбразуре и бросился на нее. Пулемет врага смолк. Одновременно на второй пулемет бросился Леонтий Черемнов. Не успели мы подняться, как вновь заговорил первый пулемет: фашистам удалось сбросить безжизненное тело Герасименко. И тут опять, без всякой команды, на ожившую огневую точку кинулся Александр Красилов. Я слышал его последние слова: «Я не дойду, так другие… ». И накрыл своим телом амбразуру. Потрясенные величием подвига, совершенного у них на глазах, в едином порыве поднялись разведчики. Отряд дрался ещё полтора часа. В итоге разведки боем были уничтожены десятки фашистов, разрушены восемь дзотов, разгромлен вражеский узел обороны».

Так трое бесстрашных, ценою своей жизни вобрали в себя смерть, предназначенную всей группе разведчиков.

В том бою погибли не только Герасименко, Красилов и Черемнов. Пытаясь вытащить погибших товарищей, погиб ещё один наш земляк – санитар Степан Дубина. Благодаря подвигу сибиряков отряд Поленского смог отступить через Волхов, потеряв в бою четыре человека. По информации из наградных листов нашими бойцами были уничтожены шесть блиндажей и дзотов, более 50 солдат противника.

Тела Герасименко, Черемнов, Красилов и Дубины остались на поле боя. Их так и не смогли вынести и похоронить с воинскими почестями на дивизионном кладбище.

Командование представило к наградам всю группу – и живых, и мёртвых. Кого-то наградили почти сразу, кого-то – спустя несколько месяцев. Герасименко, Черемнову и Красилову звание Героев Советского Союза было присвоено лишь спустя два года – 21 февраля 1944 года.

Об увековечивании памяти героев

Подвиг трех воинов-сибиряков стал великим примером беззаветной отваги и величайшего мужества. С их именами шли в бой и самоотверженно работали в тылу.

Героический подвиг наших земляков воспели в стихах поэты Павел Шубин («Трое»), Николай Тихонов («Баллада о трех коммунистах»), Александр Смердов («Песня о мужестве») и другие. Стихи печатались на страницах газет, читались с подмостков сцен, прямо на передовой - в траншеях, блиндажах, передавались по радио, а балладу Николая Тихонова политуправление Волховского фронта выпустило отдельной листовкой. Художники А. Н. Гурин, К. Ананьин и И. Кабанов в картинах увековечили подвиг сибиряков.

В честь подвига новокузнечан в Новгороде установлен величественный памятник в самом центре города на историческом Ярославовом Дворище среди памятников древнерусской архитектуры (обелиск установлен в ноябре 1957 года на основании решения исполкома Новгородского городского совета депутатов трудящихся от г. № 195, автор памятника – Людмила Ашихмина). На мемориальной доске выбиты строки: «В честь подвига Героев Советского Союза сержанта Герасименко, солдат Красилова и Черемнова в боях за освобождение Новгорода в период Великой Отечественной войны, закрывших своими телами амбразуры трёх вражеских дзотов». Неподалеку, торговой стороне находятся три улицы – Герасименко, Красилова и Черемнова.

В 1975 году, недалеко от места гибели наших земляков, установлен памятный знак (автор – архитектор В. Н. Борисов, открытие состоялось 8 мая 1975 года, в день открытия рядом со знаком были посажены три березы).

В Новокузнецке, Великом Новгороде, селах Новотроицкое и Старая Тараба есть улицы, названные в честь героев.

Все трое навечно занесены в списки бойцов второй роты 299 стрелкового полка.

В Новокузнецке воспоминания о мужестве наших земляков живут в Бульваре Героев. Одна из чеканенных клемм, обрамляющих архитектурно-художественный комплекс у Вечного огня – Венок славы, носит название «Подвиг» и рассказывает о Герасименко, Красилове и Черемнове, одновременно являясь символом подвига всего народа. Знаменательно, что зажигал Вечный огонь на бульваре Героев в мае 1975 года сын Леонтия Черемнова Владимир, обозначив тем самым связь времён и поколений.

В 2015 году трём героям было посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Новокузнецка».

20 января 2020 года почтить память героев-новокузнечан в Великий Новгород ездила делегация из Новокузнецка: глава города С. Н. Кузнецов и родственники погибших. Новокузнечане привезли в подарок новгородцам землю с Бульвара Героев и саженцы сибирских елей. Хвойные деревца были высажены на месте гибели Герасименко, Красилова и Черемнова, а земля передана на хранение в Зал воинской славы Великого Новгорода. Назад в Новокузнецк делегация привезла капсулу с землей с места подвига наших земляков.

23 июня 2020 года в торжественной обстановке на торцевой стороне дома №13 на улице Кирова открыт граффити-портрет «Подвиг троих: Александр Красилов, Леонтий Черемнов и Иван Герасименко».

83 года минуло со дня подвига Черемнова, Красилова и Герасименко. Подвиг на новгородской земле стал единственным в истории войны подвигом группового солдатского самопожертвования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он считается беспримерным и бессмертным и навечно вписан в славные военные страницы страшной войны с фашистской чумой. Вечная память доблестным героям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образование и культура ХVII века" (конспект урока истории в 7 классе)

Конспект урока истории в 7 классе по теме "Образование и культура  ХVII века". Цель урока: выделить особенности развития отечественной культуры в ХVII веке по сравнению     с...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века...

конспект урока истории "Культура и искусство Киевской Руси"

Конспект урока истории Отечества "Культура и искусство Киевской Руси" с самоанализом. Коррекционная школа (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс)...