Формирование понимания терминов у учащихся (на примере понятия капитализм)
статья по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Яковенко Иван Сергеевич

Формирование системного понимания капитализма у школьников: научное осмысление и практико-ориентированные методы на уроках истории в контексте требований ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Освоение учащимися ключевых социально-экономических понятий, таких как, например, «капитализм», представляет значительную методическую сложность в курсе истории. Абстрактность термина, его многогранность и оторванность от повседневного опыта подростков часто приводят к формальному усвоению. Целью педагогической практики часто является преодоление этой сложности через разработку и апробацию практико-ориентированных методов, позволяющих сделать понятие «капитализм» понятным, живым процессом, видимым в конкретных исторических и современных контекстах. Данный подход напрямую способствует достижению предметных результатов ФГОС ООО/СОО (например, понимание сущности модернизации, причин промышленной революции, глобализации), развитию метапредметных УУД (анализ, установление причинно-следственных связей, критическое мышление, коммуникация) и формированию личностного осознания исторических корней современной экономической реальности.

Цели изучения темы и формируемые компетенции (ФГОС)
Изучение феномена капитализма в рамках школьного курса истории способствует достижению следующих ключевых результатов, закрепленных в рабочей программе:

  • Предметные: Усвоение сущностных признаков капитализма (частная собственность, рыночные отношения, наемный труд, стремление к прибыли, конкуренция); понимание его исторической роли как двигателя прогресса и источника противоречий; анализ причин и последствий перехода от традиционного к индустриальному обществу; выявление связи исторических форм капитализма с современными экономическими процессами.
  • Метапредметные: Развитие умения анализировать исторические источники (текстовые, визуальные); формирование навыков критического мышления при оценке положительных и отрицательных последствий экономических явлений; совершенствование коммуникативных компетенций через дискуссии и ролевые игры; умение устанавливать причинно-следственные связи между технологическими инновациями, экономикой и обществом.
  • Личностные: Формирование понимания исторической обусловленности современного мира (экономика, социальная структура, глобализация); осознание сложности и неоднозначности исторических процессов; развитие навыков осмысленного восприятия современных экономических новостей и явлений.

Деконструкция сложного понятия: приемы объяснения сущности капитализма.
Выдающийся историк Ф. Бродель подчёркивал, что капитализм — это не просто рынок, а сложная, многоуровневая система, включающая в себя различные уровни экономической деятельности.
Поэтому на начальном этапе изучения темы ключевая задача – «очеловечить» абстракцию. Полезна опора на принцип «от простого и знакомого – к сложному и историческому». Например:

  • Объясняя частную собственность, предложить учащимся провести аналогию с их личными вещами: «Вы владелец смартфона – решаете, как им пользоваться, продать или подарить. Так и владелец мануфактуры в XVIII веке распоряжался своим предприятием». Это помогает создать личную вовлеченность.
  • Для понимания прибыли как цели использовать актуальные примеры: «Почему ваш любимый онлайн-магазин постоянно присылает купоны? Чтобы увеличить продажи и прибыль. Ровно так же действовали купцы в эпоху Великих географических открытий, искавшие новые рынки». Связь с повседневностью делает мотивацию исторических деятелей понятной.
    Важно подчеркивать динамику системы. Как отмечал И. Валлерстайн, капитализм – исторически развивающаяся система. Поэтому на уроках в старших классах полезно прослеживать эту эволюцию: от ранних мануфактур до современных IT-корпораций, демонстрируя преемственность базовых принципов.

Методы и педагогические технологии

Важное место в занимают активные и интерактивные формы работы, апробированные в 8-11 классах:

  1. Ролевая игра / Моделирование: «Конфликт интересов в эпоху промышленного переворота» (тема «Социальные последствия индустриализации»).
  • Цель игры - наглядно показать противоречия капитализма, развить эмпатию и навыки аргументации. Класс делится на группы («фабриканты», «рабочие», «парламентарии»). «Рабочие» на основе фрагментов воспоминаний и документов формулируют жалобы (14-часовой день, низкая зарплата, условия труда и т.д.). «Фабриканты» аргументируют необходимость прибыли для развития. «Парламентарии» ищут компромисс (первые законы об ограничении труда детей, например). Ресурсами и источниками для самостоятельной работы служат фрагменты фабричных отчетов, выдержки из речей Р. Оуэна, статьи первых фабричных законов. Результатом является более глубокое понимание причин социальных конфликтов XIX века, школьники учатся активнее использовать исторические аргументы, дискуссия выявляет разные точки зрения на роль государства в экономике.
  1. Кейс-метод: «Ост-Индская компания: бизнес и политика».
  • Цель работы - продемонстрировать взаимосвязь экономической власти и политического влияния, развить навыки анализа документа. В ходе работы группам раздаются адаптированные фрагменты договоров Ост-Индской компании с индийскими правителями, отчеты о доходах, карты территорий под контролем Компании. Ученики должны выявить механизмы получения прибыли, показать, как экономическая мощь превращалась в политический контроль. В качестве ресурсов используются адаптированные выдержки из исторических документов, карта экспансии Ост-Индской компании, инфографики о потоке товаров и капитала. В результате учащиеся анализируют стратегию Компании, устанавливая прямую связь между экономическими интересами и колониальной экспансией, качественнее выполняют задания на установление причинно-следственных связей.
  1. Историко-проблемный подход («От частного к общему»): «Железная дорога в нашей области: локальный проект в глобальном контексте».
  • Цель такого урока - показать капитализм как конкретный процесс, затронувший наш регион, развить исследовательские навыки. На основе краеведческих материалов учащиеся исследуют: почему и когда появилась первая железная дорога в регионе? Кто финансировал строительство? Какие товары перевозились? Как это повлияло на развитие нашего города и всего региона? Затем проводится сравнение с общероссийскими и мировыми процессами. В результате повышается интерес к теме, учащиеся могут увидеть связь глобальной истории с местной.
  1. Визуализация данных и ИКТ: «Колониализм: экономические потоки».
  • Цель урока - наглядно представить глобальный характер капиталистической экономики и ее эксплуататорскую сторону. В ходе урока используются интерактивные карты для визуализации основных торговых путей и товаров XVI-XIX вв. Происходят анализ инфографики «Как прибыль от колоний превращалась в капитал для промышленности метрополий» и обсуждение экономических последствий для колоний и метрополий. В результате сложные экономические процессы становятся более наглядными, учащиеся легче усваивают понятия «метрополия», «колония», «сырьевая экономика», участвуют в обсуждении долгосрочных последствий.

Типичные методические трудности и пути их преодоления
В практике преподавания темы выделяются следующие сложности и найденные решения:

  1. Перегрузка теоретическими понятиями («прибавочная стоимость», «капитал»):
  • Абстракции вызывают отторжение, мешают пониманию сути.
  • Полезно иногда заменять сухие термины на конкретные истории людей. Например, при изучении фабричного производства (8 класс) вместо определения «прибавочная стоимость» обсудить биографию отдельного рабочего: «Как изменилась его жизнь и заработок после внедрения парового станка? Почему владелец фабрики разбогател, а рабочий – нет?». Фокус - на реальных последствиях.
  1. Восприятие капитализма как явления «где-то там» (в Англии, США):
  • Т.е. отсутствие связи с местным контекстом, потеря интереса.
  • Решением может быть интеграция краеведческого компонента. Пример: исследование истории местного предприятия (ж/д, завода, фабрики) – его основание, владельцы, связь с общероссийскими и мировыми рынками. Учащиеся видят капитализм «у себя дома».
  1. Разрыв между историческим материалом и современностью:
  • Уроки о прошлых веках, а вопросы про цифровую экономику, криптовалюты, IT-гиганты остаются без ответа.
  • Полезно систематическое проведение параллелей. Пример (11 класс): Анализ кейса «Онлайн-кинотеатры vs Кинотеатры обычные»: «Почему одна компания богатеет, а другая закрывается? Как это связано с базовыми принципами капитализма (конкуренция, инновации)?». Обсуждение современных форм капитала и трудовых отношений (фриланс, платформенная экономика).

Заключение

Подобная система практико-ориентированных методов позволяет эффективно решать задачу формирования у школьников глубокого и осмысленного понимания капитализма как сложного, динамичного исторического феномена. Через ролевые игры, работу с источниками, визуализацию, дискуссии и краеведческие исследования учащиеся видят не абстрактную теорию, а конкретные механизмы, человеческие судьбы и причинно-следственные связи, определявшие прошлое и продолжающие влиять на настоящее. Апробация данных методов в 7-11 классах показывает их результативность: повышение мотивации к изучению истории, улучшение качества выполнения заданий, требующих анализа и установления связей (по результатам проверочных работ), возрастание активности в дискуссиях. Данный опыт полностью соответствует требованиям ФГОС к формированию предметных знаний и метапредметных компетенций, а также способствует развитию критического мышления и исторического сознания школьников, необходимых для осознанного восприятия современного мира.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Утвержден Приказом Минпросвещения России от № 287.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). Утвержден Приказом Минпросвещения России от № 288.
  3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. – М.: Весь мир, 2007.
  4. Валлерстайн И. Исторический капитализм. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.
  5. Иванов О.В. Методика преподавания истории в школе: практикум. – М.: Владос, 2021.
  6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. Всеобщая история. 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
  7. «Формирование критического мышления на уроках истории: приемы и методы» // Журнал «Преподавание истории в школе». – 2023. – № 5. – С. 12-18.
  8. «Цифровые ресурсы в изучении экономической истории» // Журнал «История и обществознание для школьников». – 2022. – № 4. – С. 45-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов"

Статья  педагога дополнительного образованияГБОУ  ЦДТ «Царицыно» г. Москвы  по классу баяна, гитары,руководитель ансамбля народных инструментовБессольцева В. А....

Статья. Формирование у обучающихся на уроках математики основных понятий и терминов экономики и обучение их использованию в жизненной практике.

В данной статье раскрыты направления по формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках  математики основных понятий и терминов экономики....

Доклад на ММО " Формирование УУД у учащихся на примере УМК "Горизонты"

В докладе освещаются вопросы особенностей работы с УМК "Горизонты"...

Мастер класс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Предмет: геометрияКласс: 8Название урока: Гармония в нашей жизни»Тема урока: «Определение подобных треугольников»Тип урока: ознакомление с новым материаломВид урока: комбинированныйБ...

Формирование стилистических навыков у учащихся на примере фортепианного наследия П.И. Чайковского

В данном учебно-методическом пособии даны некоторые рекомендации о методах формирования стилистических навыков у учащихся в классе фортепиано. Обозначены стилистические особенности фортепианного письм...

«Формирование у учащихся средней школы понятия о патриотизме в процессе изучения английского языка на примере работы с разделом учебника «Spotlight on Russia»».

В статье акцентируется внимание на использовании регионального компонента на уроках английского языка не только с целью развития коммуникативных навыков учащихся, но и как основы для формирования поня...