Мастер класс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Предмет: геометрия

Класс: 8

Название урока: Гармония в нашей жизни»

Тема урока: «Определение подобных треугольников»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Базовый учебник: Атанасян Л.С, Бутузов В. Ф, Кадомцев С.Б. Геометрия 7-9.-М:, Просвещение, 2010 г

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок геометрии в 8 классе. Определение подобных треугольников.

Слайд 2

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать» Галилей

Слайд 3

Жюль Верн «Таинственной остров» Воздухоплаватели потерпели крушение и попали на маленький клочок земли. Чтобы увидеть. Где они находятся: на острове или материке, им надо подняться на высокую скалу, высоту которой они не могли измерить. Сможем ли мы, изучая геометрию, помочь героям романа?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение подобных треугольников. Самопроверка Геометрия 8 класс


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО  ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Предмет: геометрия

Класс: 8

Название урока: Гармония в нашей жизни»

Тема урока: «Определение подобных треугольников»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Базовый учебник: Атанасян Л.С, Бутузов В. Ф, Кадомцев С.Б. Геометрия 7-9.-М:, Просвещение, 2010 г

Цели в блоках достижения:

Личностных результатов:

  • смыслообразование, самопознание (выявление субъектного опыта;  ответы на вопросы к картинкам), самооценивание;
  • формирование коммуникативной компетентности  (диалог с учителем).

Метапредметных результатов:

Формирование обобщенного представления  о межпредметном понятии;

Познавательные

  • умение определять понятие, выделять существенные свойства, относить объект к понятию, обобщение

Коммуникативные

  • работа в парах;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (ответы на вопросы, работа по схеме);
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Предметных результатов:  

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;

Ход урока

Этапы урока  и содержание

Наглядность

Деятельность учащихся на уроке

Планируемые результаты УУД

I. Подготовительный этап

Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Отрывок из книги Ж.Верна «Таинственный остров» Определение высоты скалы

Слайд№3

Учащиеся слушают отрывок из произведения и отвечают и сталкиваются с проблемой.

Умение слушать и вступать в диалог.

Постановка и формулирование проблемы.

Выявление субъектного опыта

Посмотрите на картинки и запишите номера тех картинок, которые имеют  что-то общее.

Слайд №4

Выявляют

общий признак

Применение предметных знаний; выполнение учебных заданий.

Умение распознавать общие признаки

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Первичное восприятие учебного материала

А сейчас вы должны отгадать ребус.

Что у вас получилось?  

А как вы понимаете это слово?

Где в жизни вы встречались с этим понятием? Назовите 2-3 примера

Слайд №5

Разгадывают ребус

Подобие

Исходя из своего опыта учащиеся объясняют значение слова «подобие» и приводят примеры и формулируют тему урока, цель и задачи.

Извлечение из текстов математической информации;

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Умение анализировать.

Целеполагание.

Прогнозирование.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Создание обобщающего представления о межпредметном понятии.

Приводятся примеры употребления слова «подобие» в литературе, физике

Слайд № 6,7,8

Выступают учащиеся с подготовленными сообщениями

Осознание жизненного опыта

Анализ объектов и синтез.

Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Осознание ответственности за общее дело.

Актуализация знаний, УУД

На столах у каждой пары лежат по 3 треугольника.

  1. 1.Найдите треугольники с равными углами. Обозначьте их. Выпишите пары равных углов. В какой теме  мы говорили о равных углах? Что можно было сказать про стороны равных треугольников?

2.Укажите стороны, лежащие против этих углов. Запишите в тетрадь.

Вводится понятие «сходственные стороны».

3.Измерьте сходственные стороны и найдите их отношение: а) что такое «отношение чисел, отношение величин»? б) что показывает отношение?

 в) что можно сказать о полученных отношениях? Вводится понятие пропорциональных отрезков

 Записывается равенство 3 отношений.  Из этого равенства можно составить 3 пропорции.

Слайд №9

Работают  в парах.

Анализируют  и обобщают  ранее изученный материал.

Выделяют существенные свойства.

Работают с учебником

Умение проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы.

Применение предметных знаний.

Умение оценивать правильность выполнения действия.        умение обосновывать, отстаивать свое мнение        умение обосновывать, отстаивать свое мнение

Умение обосновывать, отстаивать свое мнение

Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

II. Основной этап

Запись в алгоритмизированном виде

Запишем определение подобных треугольников  в алгоритмизированном виде и обозначение подобных треугольников, коэффициента подобия.

Слайд №10,11

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях и определение подобных треугольников

Уметь определять понятие, выявлять существенные свойства

Знаково-символическая запись

Первичное закрепление. Работа с определением

1.Назовите сходственные стороны треугольников.

2. Назовите равные углы.

3. Назвать равные углы и сходственные стороны

4.Найдите недостающие стороны и углы треугольников и коэффициент подобия

Презентация

«Определение подобных треугольников. Самопроверка»

Слайд №2,3

Учащиеся записывают в тетрадях ответы на поставленные вопросы

Структурирование знаний.

Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Проявлять интерес к изучению темы.

Задание на распознавание

Подобны ли эти треугольники.

 Слайд №4

Решают устные задачи, применяя полученные знания.

Анализ и синтез объектов.

Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самооценка.

Модель в окружающем мире

Задача на определение высоты скалы способом Жюль Верна.

Слайд № 5,6

Применяют изученный материал к задачам практического характера и дают ответ на проблему, поставленную в начале урока

Уметь решать примеры по выбранному правилу;

Планирование пути достижения цели; прогнозирование.

Ценностно-смысловая ориентация.

Подведение

 итогов урока

Тест со взаимопроверкой

Слайд №7

Индивидуальная работа и взаимопроверка Учащиеся оценивают ответы друг друга

Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку одноклассников

Рефлексия

Ответы на поставленные вопросы

Индивидуальная работа

Самооценка

Рефлексия:

  1. Я знаю, что такое «сходственные стороны»___________________

  1. Я знаю, что такое «пропорциональные отрезки»_________________

  1. Я знаю, что такое «коэффициент подобия»_____________________

  1. Я знаю, что такое «подобные треугольники»_____________________

  1. Я умею находить неизвестные элементы в подобных треугольниках (да/нет)__________


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО  ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Предмет: геометрия

Класс: 8

Название урока: Гармония в нашей жизни»

Тема урока: «Определение подобных треугольников»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Базовый учебник: Атанасян Л.С, Бутузов В. Ф, Кадомцев С.Б. Геометрия 7-9.-М:, Просвещение, 2010 г

Цели в блоках достижения:

Личностных результатов:

  • смыслообразование, самопознание (выявление субъектного опыта;  ответы на вопросы к картинкам), самооценивание;
  • формирование коммуникативной компетентности  (диалог с учителем).

Метапредметных результатов:

Формирование обобщенного представления  о межпредметном понятии;

Познавательные

  • умение определять понятие, выделять существенные свойства, относить объект к понятию, обобщение

Коммуникативные

  • работа в парах;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (ответы на вопросы, работа по схеме);
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Предметных результатов:  

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;

Ход урока

Этапы урока  и содержание

Наглядность

Деятельность учащихся на уроке

Планируемые результаты УУД

I. Подготовительный этап

Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Отрывок из книги Ж.Верна «Таинственный остров» Определение высоты скалы

Слайд№3

Учащиеся слушают отрывок из произведения и отвечают и сталкиваются с проблемой.

Умение слушать и вступать в диалог.

Постановка и формулирование проблемы.

Выявление субъектного опыта

Посмотрите на картинки и запишите номера тех картинок, которые имеют  что-то общее.

Слайд №4

Выявляют

общий признак

Применение предметных знаний; выполнение учебных заданий.

Умение распознавать общие признаки

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Первичное восприятие учебного материала

А сейчас вы должны отгадать ребус.

Что у вас получилось?  

А как вы понимаете это слово?

Где в жизни вы встречались с этим понятием? Назовите 2-3 примера

Слайд №5

Разгадывают ребус

Подобие

Исходя из своего опыта учащиеся объясняют значение слова «подобие» и приводят примеры и формулируют тему урока, цель и задачи.

Извлечение из текстов математической информации;

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Умение анализировать.

Целеполагание.

Прогнозирование.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Создание обобщающего представления о межпредметном понятии.

Приводятся примеры употребления слова «подобие» в литературе, физике

Слайд № 6,7,8

Выступают учащиеся с подготовленными сообщениями

Осознание жизненного опыта

Анализ объектов и синтез.

Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Осознание ответственности за общее дело.

Актуализация знаний, УУД

На столах у каждой пары лежат по 3 треугольника.

  1. 1.Найдите треугольники с равными углами. Обозначьте их. Выпишите пары равных углов. В какой теме  мы говорили о равных углах? Что можно было сказать про стороны равных треугольников?

2.Укажите стороны, лежащие против этих углов. Запишите в тетрадь.

Вводится понятие «сходственные стороны».

3.Измерьте сходственные стороны и найдите их отношение: а) что такое «отношение чисел, отношение величин»? б) что показывает отношение?

 в) что можно сказать о полученных отношениях? Вводится понятие пропорциональных отрезков

 Записывается равенство 3 отношений.  Из этого равенства можно составить 3 пропорции.

Слайд №9

Работают  в парах.

Анализируют  и обобщают  ранее изученный материал.

Выделяют существенные свойства.

Работают с учебником

Умение проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы.

Применение предметных знаний.

Умение оценивать правильность выполнения действия.        умение обосновывать, отстаивать свое мнение        умение обосновывать, отстаивать свое мнение

Умение обосновывать, отстаивать свое мнение

Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

II. Основной этап

Запись в алгоритмизированном виде

Запишем определение подобных треугольников  в алгоритмизированном виде и обозначение подобных треугольников, коэффициента подобия.

Слайд №10,11

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях и определение подобных треугольников

Уметь определять понятие, выявлять существенные свойства

Знаково-символическая запись

Первичное закрепление. Работа с определением

1.Назовите сходственные стороны треугольников.

2. Назовите равные углы.

3. Назвать равные углы и сходственные стороны

4.Найдите недостающие стороны и углы треугольников и коэффициент подобия

Презентация

«Определение подобных треугольников. Самопроверка»

Слайд №2,3

Учащиеся записывают в тетрадях ответы на поставленные вопросы

Структурирование знаний.

Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Проявлять интерес к изучению темы.

Задание на распознавание

Подобны ли эти треугольники.

 Слайд №4

Решают устные задачи, применяя полученные знания.

Анализ и синтез объектов.

Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самооценка.

Модель в окружающем мире

Задача на определение высоты скалы способом Жюль Верна.

Слайд № 5,6

Применяют изученный материал к задачам практического характера и дают ответ на проблему, поставленную в начале урока

Уметь решать примеры по выбранному правилу;

Планирование пути достижения цели; прогнозирование.

Ценностно-смысловая ориентация.

Подведение

 итогов урока

Тест со взаимопроверкой

Слайд №7

Индивидуальная работа и взаимопроверка Учащиеся оценивают ответы друг друга

Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку одноклассников

Рефлексия

Ответы на поставленные вопросы

Индивидуальная работа

Самооценка

Рефлексия:

  1. Я знаю, что такое «сходственные стороны»___________________

  1. Я знаю, что такое «пропорциональные отрезки»_________________

  1. Я знаю, что такое «коэффициент подобия»_____________________

  1. Я знаю, что такое «подобные треугольники»_____________________

  1. Я умею находить неизвестные элементы в подобных треугольниках (да/нет)__________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по геометрии "Подобие треугольников" и "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника"

Материал содержит задания, которые можно использовать в качестве одной из форм проверки усвоения темы "Подобие треугольников" и "Соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника". Зада...

Презентация к мастер-классу по теме "Изучение математики на примере темы "Проценты"

Данная презентация была разработана к проведению мастер-класса по математике в рамках участия в конкурсе "Учитель года Дона"....

урок математики в 8 классе «Подобие треугольников. Решение практических задач»

Урок геометрии (конспект и презентация) по теме "Подобие треугольникоов. Решение практических задач "...

Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».

Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...

Модульное обучение в изучении геометрии (на примере прохождения темы «Треугольники» в 7 классе)

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.Н...

Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач

Конспект урока закрепления темы: Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач....

Подобие треугольников и применение подобия к решению задач.

Подобие треугольников и применение подобия к решению задач....