Модульное обучение в изучении геометрии (на примере прохождения темы «Треугольники» в 7 классе)
статья по геометрии (7 класс)

Удальцова Ниля Набиевна

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

На примере урока-зачета  в 7 класс раскрыта специфика применения модульной технологии в преподавании геометрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное обучение в изучении геометрии (на примере прохождения темы «Треугольники»  в 7 классе)

                                       

Урок – зачет по геометрии в 7 классе

 (Учебник «Геометрия 7-9» авт.Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев)

                                                         Учитель математики высшей категории  

                                                         ГБОУ СОШ № 548

                                                         Красносельского района Санкт-Петербурга

                                                Удальцова Ниля Набиевна

                                                         

                                                       2019

Основная идея технологии:

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

  1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
  2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
  3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
  4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

 Тема курса «Треугольники» - 10 часов.

Модульная программа.

Модуль 1. «Первый признак равенства треугольников» -3 ч. Параграф: 14-17 (учебник).

Основные определения:

Угол, периметр, треугольник, равенство треугольников, теорема, медиана треугольника, биссектриса треугольника, высота треугольника.

Теоремы:

1.Формулировка и доказательство теоремы, выражающей первый признак равенства треугольников (По двум сторонам и углу между ними).

Задачи (обязательные):

№ 88,91, 94.

Практические задания: 101,102,103

Дополнительные: 96, 114, 117,119.

Модуль 2. «Равнобедренный треугольник» - 3 ч. Параграф: 18 (учебник).

Основные определения:

Равнобедренный треугольник, стороны равнобедренного треугольника, равносторонний треугольник.

Теоремы:

1. Свойство углов при основании в равнобедренном треугольнике.

2.Свойство биссектрисы, проведённой к основанию в равнобедренном треугольнике.

Задачи (обязательные):107, 108, 111,157,158.

Практические задания: 104

Дополнительные: 119, 159,163,164.

Модуль3. «Второй и третий признаки равенства треугольников»-3 ч. Параграф:19,20(учебник).

Основные определения: (повторение основных определений модуля 1 и 2)

Теоремы:

1. Формулировка и доказательство теоремы выражающей второй  признак равенства треугольников (По стороне и  двум прилежащим к ней углам).

2. Формулировка и доказательство теоремы, выражающей третий признак равенства треугольников (По трём сторонам).

Задачи (обязательные): 121, 124,125,129, 131,140.

Практические задания: -

Дополнительные: 169, 170,172.

Модуль 4. Урок-зачёт - 1ч.

Тема : «Треугольники»

Цель зачета:

1.Проверка у школьников сформированности понятий, определений, знаний и умений по теме «Треугольники». Усвоение основных определений и теорем, умение решать задачи по этой теме.

2.Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: выделение главного, установление взаимосвязей и закономерностей, обобщение.

3.Воспитание чувства личной ответственности в коллективном взаимодействии.        

Тип урока: обобщение знаний.

Оборудование: раздаточные карточки.

Структура урока:

Этапы урока:                          

Время

1.Стадия вызова

5 минут

2.Стадия осмысления.

30 минут

3.Стадия рефлексии

3 минуты

4.Подведение итогов

2 минуты

1.Мотивационная установка урока. Стадия вызова

Учитель объявляет тему урока, разбивает класс на группы по пять человек. Распределяет ответственных за группы ребят, которые сумели показать во время изучения темы  уверенные навыки владения определениями, теоремами и умениями решать задачи. Ответственные за группы распределяют карточки зачета и заносят результаты ответов ребят в группе в таблицу.        

Таблица ответов - Приложение1.

Карточки заданий - Приложение 2.

2.Стадия осмысления.

Работа в группах.

3.Стадия рефлексии.

Ответственные по группам ребята сдают сводные таблицы результатов ответов ребят, объявляя самые лучшие ответы в группе и самые трудные вопросы для ребят. Объявляются оценки работы каждого по следующим критериям.

Критерии оценок:

Полное и правильное владение определениями и понятиями   - оценка «3».

Полное и правильное владение определениями, умение доказывать теорему – оценка «4».

Полное и правильное владение определениями, умение доказывать теорему, навыки решения задач     - оценка «5».

4. Подведение итогов

Домашнее задание: Разработка собственной задачи по теме «Треугольники».

Приложение 1. Сводная таблица для ответственных проверяющих

Группа №_______________                                Ответственный_______________________

 Фамилия, имя

Определения, понятия

Теорема

Задача

Итоговая оценка

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 2.

______________________________________________________________________________

Зачет №1. «Треугольники» Карточка № 1.

1.Какой отрезок называется медианой треугольника? Сколько медиан имеет треугольник?

2.Сформулируйте и докажите теорему о биссектрисе равнобедренного треугольника.

3. Дано:    А              треугольник DAE равнобедренный,DE- основание. Доказать, что

                                            Если угол САD =  углу BAE, то BD = CE.

            D       B        C     E

Зачет №1. «Треугольники»  Карточка №2.

1. Какой отрезок называется биссектрисой треугольника? Сколько биссектрис имеет треугольник?

2. Сформулируйте и докажите теорему,выражающую второй признак равенства треугольников.                                                                                                               A

3. Дано:  треугольник DAE – равнобедренный, DE – основание.

 Докажите, что если BD = CE, то угол CAD = углу BAE.

                                                                                                                                D     B       C     E

 Зачет №1. «Треугольники» Карточка №3.

1.Какой отрезок называется высотой треугольника? Сколько высот имеет треугольник?

2. Докажите, что углы при основании равнобедренного треугольника равны.

3.Докажите, что два равнобедренных треугольника равны, если боковая сторона и угол, противолежащий основанию, одного треугольника соответственно равны боковой стороне и углу, противолежащему основанию, другого треугольника.

Зачет №1. «Треугольники» Карточка №4.

1. Дайте определение окружности. Что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности?

2. Сформулируйте и докажите теорему, выражающую третий признак равенства треугольников.

3. Стороны равностороннего треугольника АВС продолжены на равные отрезки AD,CE,BF. Докажите, что треугольник DEF – равносторонний.                                  F

                                                                                                                                  BB В

                                                                                                                   A                       C  C

                                                                                                               D                                   E

                                                                                                             

Зачет №1. «Треугольники» Карточка №5.

1. Какой треугольник называется равнобедренным? Как называются его стороны?

2. Сформулируйте и докажите теорему, выражающую первый признак равенства треугольников.

3. На окружности с центром О отмечены точки А и В так, что угол АОВ- прямой. Отрезок ВС – диаметр окружности. Докажите, что хорды АВ и АС равны.

_________________________________________________________________________________

Приложение 3.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОХОЖДЕНИЯ МОДУЛЕЙ КЛАССАМИ

        Модуль1
              ( 2 ,3)

ФИ

ученика

Ведущие знания,

определения

Владение формулировкой и доказательством теорем

Обязательные задачи

Практические задания

Дополнит. задачи

 Пути преодо-
ления затруднений(Консультации,контроль)

Используемая литература

1.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов,С.Б.Кадомцев и др.Учебник «Геометрия.7-9 классы»-М.:Просвещение,2010.-384с.

2. http://cito-web.yspu.org/cito/ «Технологии продуктивного образования» Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского.Отдел образовательных информационных технологий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи по геометрии для закрепления темы: " Треугольник" (7 класс)

Сумма углов треугольника, биссектриса в прямоугольном треугольнике. Все задачи- с решением....

Клуб Веселых Математиков по теме " Треугольник" 7 класс геометрия

Часто то, что на уроке казалось трудным во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие важные психологические показатели игры, на что и направлен КВМ - это урок обобщения по теме " Приз...

презентация по теме "Треугольники 7 класс геометрия"

Треугольники, 3 признака равенства треугольников...

Открытый урок по геометрии по теме "Треугольник", 7 класс

Открытый урок по геометрии по теме "Треугольник", 7 класс.Конспект урока и презентация для проведения урока с использованием мультимедийного проектора....

Методическая разработка раздела учебной программы по геометрии: тема «Треугольники», 7 класс (защита на 1 категорию)

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов...

Мастер класс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Предмет: геометрияКласс: 8Название урока: Гармония в нашей жизни»Тема урока: «Определение подобных треугольников»Тип урока: ознакомление с новым материаломВид урока: комбинированныйБ...

Урок геометрии по теме: «Треугольник» 7 класс

Цель: сформировать представления учащихся о геометрической фигуре – треугольнике, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, о различном использовании в быту и жизни предметов и устройств, и...